Сборный утяжелитель трубопровода
Полезная модель относится к области строительства и может найти применение при строительстве, реконструкции и ремонте подводных переходов магистральных трубопроводов и участков магистральных трубопроводов, проложенных в заболоченной и обводненной местности. Технический эффект от использования устройства заключается в снижении нагрузки на изоляционное покрытие трубопровода при протаскивании его через участки водных преград и повышении надежности балластировки. Устройство содержит установленные на трубопроводе 1 полукольца 2, каждое из которых имеет на торцовых поверхностях соосные выступы 3 и впадины 4 со сквозными отверстиями 5, смещенные на 45° относительно плоскости симметрии полуколец 2, при этом примыкающие пары полуколец повернуты на 90°. От взаимного смещения вдоль оси трубопровода полукольца могут быть зафиксированы хомутами 6, примыкающими к крайним полукольцам и собранными на трубопроводе болтовыми соединениями. За счет применения сборного утяжелителя трубопровода существенно упрощается технология монтажа участков трубопровода методом протаскивания и повышается надежность балластировки с соответствующим снижением материальных и трудовых затрат. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.
Полезная модель относится к области строительства и может найти применение при строительстве, реконструкции и ремонте подводных переходов магистральных трубопроводов и участков магистральных трубопроводов, проложенных в заболоченной и обводненной местности.
Прототипом полезной модели является сборный утяжелитель для балластировки подводных трубопроводов, включающий соединенные между собой полуцилиндры, выполненные с клинообразными выступами на торцах и образованными между ними вырезами, в каждый из которых входят клинообразные выступы двух соседних полуцилиндров - авт. свид. СССР 179144, F16L 1/24, 1966 г.
Недостатком известного устройства является необходимость соединения полуцилиндров с помощью сварки для предотвращения их взаимных перемещений в осевом направлении, что исключает возможность укладки трубопровода методом протаскивания на участках водных преград, а также снижает надежность балластировки при размывах и в условиях болот и обводненных участков.
Техническая задача, решаемая с помощью полезной модели, заключается в снижении нагрузки на изоляционное покрытие трубопровода при протаскивании его через участки водных преград и повышении надежности балластировки.
Поставленная техническая задача решается сборным утяжелителем трубопровода, выполненным в виде соединенных между собой двух или более пар полуколец из материала с высокой плотностью, каждое полукольцо на торцовых поверхностях снабжено двумя парами соосных выступов и впадин, смещенных относительно плоскости симметрии полуколец на 45°, выступы одной пары полуколец выполнены с возможностью охватывания их впадинами другой пары полуколец, каждая пара полуколец на трубопроводе повернута относительно примыкающих к ее торцам парам полуколец на 90°, при этом выступы и впадины выполнены с соосными сквозными отверстиями, а пары полуколец снабжены фиксаторами от взаимного осевого смещения на трубопроводе.
Кроме того, частные случаи выполнения устройства предполагают следующие варианты:
- полукольца выполнены из железобетона;
- выступы и впадины на торцовых поверхностях полуколец выполнены в виде отрезков труб, внедренных в материал полуколец при их изготовлении;
- фиксаторы выполнены в виде примыкающих к крайним парам полуколец хомутов, охватывающих трубопровод и закрепленных на нем болтовыми соединениями;
- фиксаторы выполнены в виде тяг, размещенных в отверстиях выступов и впадин и зафиксированных на торцах крайних пар полуколец съемными фланцами, соединенными с ними штифтами.
На фиг. 1 представлена конструкция сборного утяжелителя (с местным разрезом по выступу и впадине примыкающих полуколец), на фиг. 2 - разрез сборного утяжелителя по торцовым поверхностям примыкающих полуколец, на фиг. 3 - вид сверху.
На трубопроводе 1 установлены полукольца 2, каждое из которых имеет на торцовых поверхностях соосные выступы 3 и впадины 4 со сквозными отверстиями 5, смещенные на 45° относительно плоскости симметрии полуколец, при этом примыкающие пары полуколец повернуты на 90°. От взаимного смещения вдоль оси трубопровода полукольца зафиксированы хомутами 6, примыкающими к крайним полукольцам и собранными на трубопроводе болтовыми соединениями.
Рассмотренный вариант сборного утяжелителя является предпочтительным при протаскиванием участка трубопровода через водную преграду и применяется следующим образом.
На поверхности подлежащего протаскиванию участка трубопровода 1 устанавливаются пары полуколец 2, каждая из примыкающих пар полуколец повернута на 90°, а выступы 3 вводятся во впадины 4. Собираются на трубопроводе 1 хомуты 6, примыкающие к крайним парам полуколец 2. Для протаскивания участка трубопровода 1 в отверстия 5 вводятся канаты, связанные с барабаном лебедки. При этом усилие протаскивания будет приложено непосредственно к сборному утяжелителю, воспринимающему усилие сопротивления перемещению участка трубопровода 1, что существенно уменьшит усилие в изоляционном покрытии трубопровода, контактирующем с внутренней поверхностью переднего хомута 6.
При балластировке трубопровода 1 на заболоченных и обводняемых участках, когда не применяется протаскивание, нет необходимости в использовании хомутов 6. При этом фиксация относительного положения пар полуколец 2 на трубопроводе 1 может быть обеспечена протяженными тягами, например, стальными трубами малого диаметра или круглым стальным прокатом, введенными в сквозные отверстия 5 и снабженными фланцами, примыкающими к торцам крайних пар полуколец и зафиксированными штифтами на этих тягах.
При балластировке трубопровода в условиях болот и обводненных участков сборный утяжелитель имеет надежное соединение составных частей при возможном действии на них нагрузок в осевом направлении.
За счет применения сборного утяжелителя трубопровода существенно упрощается технология монтажа участков трубопровода методом протаскивания и повышается надежность балластировки с соответствующим снижением материальных и трудовых затрат.
1. Сборный утяжелитель трубопровода, выполненный в виде соединенных между собой двух или более пар полуколец из материала с высокой плотностью, каждое полукольцо на торцовых поверхностях снабжено двумя парами соосных выступов и впадин, смещенных относительно плоскости симметрии полуколец на 45°, выступы одной пары полуколец выполнены с возможностью охватывания их впадинами другой пары полуколец, каждая пара полуколец на трубопроводе повернута относительно примыкающих к её торцам парам полуколец на 90°, при этом выступы и впадины выполнены с соосными сквозными отверстиями, а пары полуколец снабжены фиксаторами от взаимного осевого смещения на трубопроводе.
2. Сборный утяжелитель по п.1, в котором полукольца выполнены из железобетона.
3. Сборный утяжелитель по п.1, в котором выступы и впадины на торцовых поверхностях полуколец выполнены в виде отрезков труб, внедренных в материал полуколец при их изготовлении.
4. Сборный утяжелитель по п.1, в котором фиксаторы выполнены в виде примыкающих к крайним парам полуколец хомутов, охватывающих трубопровод и закреплённых на нём болтовыми соединениями.
5. Сборный утяжелитель по п.1, в котором фиксаторы выполнены в виде тяг, размещенных в отверстиях выступов и впадин и зафиксированных на торцах крайних пар полуколец съемными фланцами, соединенными с ними штифтами.
РИСУНКИ