Судовое устройство для спуска и подъема подводных аппаратов

 

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно - к судам-носителям подводных аппаратов и решает задачи повышения эффективности проведения морских операций спуска/подъема подводных аппаратов (ПА) судном-носителем, за счет сокращения времени вспомогательных работ и использования предлагаемого устройства для любых типов подводных аппаратов (с учетом габаритов шахты), а также изоляции полости шахты от водной среды и ледовых образований.

Для этого в известном судовом устройстве для спуска и подъема подводных аппаратов, включающем сквозную шахту в корпусе судна и расположенное на палубе грузовое оборудование, по полезной модели нижняя часть шахты имеет раструб с коническими образующими, в который вставлена через уплотнительную манжету ответная раструбу съемная платформа-заглушка, связанная тросами с грузоподъемным оборудованием, предназначенная для спуска и подъема через шахту подводных аппаратов, а также изоляции полости шахты от водной среды и ледовых образований.

Предлагаемое судовое устройство для спуска и подъема подводных аппаратов позволяет свести до минимума количество ручных операций, исключить необходимость использования рабочей шлюпки во время спуска/подъема ПА, уменьшить влияние гидрометеорологических условий, обеспечить безопасное проведение спускоподъемных операций в ледовых условиях, снизить риск повреждения подводного аппарата и травмирования экипажа, производить спускоподъемные операции любых типов подводных аппаратов (с учетом габаритов шахты), снизить гидродинамическое сопротивление судна и вероятность попадания ледовых образований в шахту при выполнении подводно-технических работ в ледовых условиях, что его выгодно отличает от прототипа.

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно - к судам-носителям подводных аппаратов и решает задачу по повышению эффективности проведения морских операций спуска/подъема подводных аппаратов (ПА) судном-носителем.

В настоящее время для проведения подводно-технических работ, исследования Мирового океана, спасательных операций и пр. широко используются ПА различных типов.

Эффективное использование ПА во многом зависит от наличия на судне-носителе специальных спускоподъемных устройств, обеспечивающих безопасное проведение операций спуска и подъема в условиях открытого моря.

Иногда для этого используются общесудовые грузовые устройства (краны, стрелы, порталы), однако это связано с жесткими ограничениями по погодным условиям.

Конструкция используемых в настоящее время специальных спускоподъемных устройств (СПУ) зависит от особенностей ПА: конструкции и прочности корпуса, формы, размеров и массы; конструкции узлов крепления; особенностей обслуживания (в частности, учитывается возможность выхода команды ПА в процессе спускоподъемных операций). Ограничения по погодным условиям имеются и в этом случае, как правило: ветер до 14 м/с, волнение высотой не более 5 м. При ухудшении погодных условий работы останавливаются из-за возрастания вероятности потери ПА.

Известно устройство для выполнения спускоподъемных операции ПА, включающее судовое грузоподъемное оборудование (грузовую стрелу). Соединение ПА с тросами судовой грузовой стрелы выполняется в виде дистанционно управляемого захвата, позволяющего при спуске ПА производить отсоединение троса. При спуске и подъеме ПА за одну точку подвеса возможно его вращение, которое ограничивают оттяжками, заводимыми к оконечностям ПА и вручную «одерживаемыми» экипажем судна (Фиг.1, 2). (Сведения с официального сайта Института океанологии им. П.П.Ширшова, РАН, подраздел Морская техника и морское оборудование «Marine Engineering», www.ocean.ru) - прототип.

Спускоподъемные операции ПА начинаются с позиционирования судна-носителя на месте проведения подводных работ с помощью якорей либо системы динамического позиционирования. При выполнении операции спуска на ПА закрепляется трос судового грузоподъемного оборудования и тросы оттяжек, после чего ПА поднимается с кильблоков над палубой судна-носителя и перемещается за борт. Правильное его положение контролируется оттяжками. После спуска ПА на поверхность моря, тросы отсоединяются с помощью дистанционно управляемых захватов, после чего ПА начинает погружение. Не зависимо от применения дистанционно управляемых захватов, перед проведением операций спуска ПА спускается рабочая шлюпка с аквалангистом, обеспечивающая безопасность проведения работ.

Подъем ПА выполняется в обратном порядке, но занимает несколько больше времени, так как включает дополнительные операции: всплытие ПА на поверхность моря, обнаружение ПА судном-носителем с использованием визуальных и локационных средств наблюдения, подход судна к ПА, спуск рабочей шлюпки с аквалангистом, буксировку ПА к борту судна-носителя, закрепление грузового троса и оттяжек аквалангистом. После чего осуществляется подъем ПА на палубу судна с помощью судового грузоподъемного оборудования, где ПА устанавливается на кильблоки или тележку.

Известное устройство для выполнения спускоподъемных операций требует наличия шлюпки с аквалангистом, выполняющим крепление тросов Спускоподъемные операции существенно зависят от погодных условий, при ухудшении которых их выполнение усложняется, либо становится невозможным, что в свою очередь приводит к значительным перерывам в работах.

При подъеме и спуске ПА с судна-носителя существует значительная вероятность удара ПА о борт судна, что может привести к повреждению корпуса ПА и выводу из строя оборудования.

Задачей предлагаемой полезной модели является повышение эффективности выполнения спускоподъемных работ ПА за счет сокращения времени вспомогательных работ, использования предлагаемого устройства для любых типов подводных аппаратов (с учетом габаритов шахты), повышения безопасности проведения спускоподъемных работ с ПА, а также изоляция полости шахты от водной среды и ледовых образований.

Для достижения этого в известном судовом устройстве для спуска и подъема подводных аппаратов, включающем сквозную шахту в корпусе судна, и расположенное на палубе грузовое оборудование, по полезной модели нижняя часть шахты имеет раструб с коническими образующими, в который вставлена через уплотнительную манжету ответная раструбу съемная платформа-заглушка, связанная тросами с грузоподъемным оборудованием, предназначенная для спуска и подъема через шахту подводных аппаратов, а также изоляции полости шахты от водной среды и ледовых образований.

Выполнение нижней части шахты в виде раструба, перекрываемого выдвигающейся вниз платформой-заглушкой, используемой для спуска/подъема ПА, позволяет повысить производительность этих операций за счет снижения негативного влияния неблагоприятных погодных условий и сокращения объемов ручных операций.

В условиях покрытой льдом акватории спуск/подъем ПА через шахту, оборудованную в корпусе судна-носителя, с помощью крышки-платформы исключает взаимодействие ПА с плавающим на поверхности моря льдом и является наиболее безопасным способом проведения данного типа операции.

Наличие платформы-заглушки обеспечивает снижение сопротивления движению судна по сравнению с открытой шахтой, а также исключает попадание битого льда в шахтное пространство при движении судна во льдах.

Сущность предлагаемой полезной модели поясняется рисунками, где на фиг.3 схематично представлен общий вид предлагаемого судового устройства для спуска и подъема подводных аппаратов (крышка-заглушка в верхнем положении), на фиг.4 схематично показано поперечное сечение А-А судна-носителя в районе на фиг.4 (с крышкой-заглушкой в нижнем положении).

Судовое устройство для спуска и подъема ПА включает сквозную шахту 1, выполненную внутри корпуса судна, и расположенное на палубе 2 грузоподъемное оборудование 3 (фиг.3, 4). В нижней части шахты 1 имеется раструб 4 с коническими образующими, в который вставляется через уплотнительную манжету 5 ответная раструбу съемная платформа-заглушка 6, связанная тросами 7 с грузоподъемным оборудованием 3, которая предназначена для спуска и подъема ПА 8. Над шахтой 1 установлена грузовая лебедка 9 для, обеспечения возможности перемещения ПА 8 до уровня палубы судна 2 и опускания его на платформу-заглушку 6 (фиг.3, 4).

Спуск и подъем ПА судном-носителем с помощью предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.

Судно-носитель (на рисунке не показан) ложится в дрейф или позиционируется на месте проведения подводных работ, при этом шахта 1 - осушена, а ПА 8 расположен на платформе-заглушке 6, которая прижата гидростатическим давлением к коническому раструбу 4 шахты 1. При готовности подводного аппарата 8 к спуску производится затопление шахты 1 через кингстоны (на рисунке не показаны) водой до уровня моря, в результате чего выравнивается давление воды на платформу-заглушку 6 снаружи судна и со стороны шахты 1. После чего платформа-заглушка 6 с ПА 8, имеющая отрицательную плавучесть, опускается под днище судна 10, а скорость ее погружения ограничивается скоростью травления тросов 7. Спуск платформы-заглушки 6 производится на заданную глубину, при достижении которой она останавливается. Затем ПА 8 под действием своих движителей перемещается к месту проведения подводных работ.

Подъем ПА 8 осуществляется в обратном порядке. Подводный аппарат заходит в пространство под шахтой 1 над платформой-заглушкой 6 и опускается на ее поверхность. Вместе с ПА 8 платформа-заглушка 6 с помощью тросов поднимается к судну, до посадки платформы-заглушки 6 на свое место в раструб 4 нижней части шахты 1 и герметизирует через уплотнительную манжету 5 полость шахты 1. С помощью насосов (на рисунке не показаны) из шахты 1 откачивается вода и крышка-платформа 6 прижимается гидростатическим давлением к коническому раструбу 4. В осушенной шахте 1 ПА 8 может, быть осмотрен, обслужен и подготовлен к следующему погружению. При окончании подводных работ судно-носитель снимается с точки позиционирования и переходит к следующему месту подводных работ.

Предлагаемое судовое устройство для спуска и подъема подводных аппаратов позволяет свести до минимума количество ручных операций, исключить необходимость использования рабочей шлюпки во время спуска/подъема ПА, уменьшить влияние гидрометеорологических условий, обеспечить безопасное проведение спускоподъемных операций в ледовых условиях, снизить риск повреждения подводного аппарата и травмирования экипажа, производить спускоподъемные операции любых типов подводных аппаратов (с учетом габаритов шахты), снизить гидродинамическое сопротивление судна и вероятность попадания ледовых образований в шахту при выполнении подводно-технических работ в ледовых условиях, что его выгодно отличает от прототипа.

Судовое устройство для спуска и подъема подводных аппаратов, включающее сквозную шахту в корпусе судна и расположенное на палубе грузоподъемное оборудование, отличающееся тем, что нижняя часть шахты имеет раструб с коническими образующими, в который вставлена через уплотнительную манжету ответная раструбу съемная платформа-заглушка, связанная тросами с грузоподъемным оборудованием, предназначенная для спуска и подъема через шахту подводных аппаратов, а также изоляции полости шахты от водной среды и ледовых образований.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к судостроению, в частности, к маломерным судам, имеющим габаритный размер по ширине не более 1,8 метра и высотой борта не более 0,8 метра

Лазерный маркер относится к оптическим элементам и используется, совместно с приборами ночного видения, при проведении поисково-спасательных и других специальных операций для скрытого светового обозначения местоположения на открытом пространстве в ближнем инфракрасном спектральном диапазоне.

Полезная модель относится к сооружениям специального назначения, в частности к мобильным многофункциональным комплексам базирования надводных кораблей и подводных лодок на необорудованном побережье и может найти применение при разработке и формировании надежно защищенных мобильных объектов военно-морского назначения в условиях быстрого развертывания и полного отсутствия заранее подготовленной береговой инфраструктуры.
Наверх