Транспортно-технологическое средство на базе самоходного гусеничного шасси сверхмалого класса
Решение относится к транспортному машиностроению.
Предлагается на транспортно-технологическом средстве на базе самоходного гусеничного шасси сверх малого класса установить сиденье над двигателем, а перед сиденьем выполнить дополнительное ограждение, а за сиденьем ограждение с дугой безопасности, на задней стенке ограждения установить лебедку, сцепное устройство выполнить съемным, установить съемный трелевочный щит.
Все это в совокупности повышает проходимость, надежность, экологичность, функциональность и безопасность транспортно-технологического средства на базе самоходного гусеничного шасси сверх малого класса.
1 с. 1 з.п. ф-лы, 2 илл.
Решение относится к транспортному машиностроению, в частности, к транспортно-технологическим средствам многоцелевого назначения. Заявляемое транспортно-технологическое средство на базе самоходного гусеничного шасси сверх малого класса решает проблему малой механизации труда, в частности, может применяться для перевозки пассажиров и грузов по бездорожью, включая снежную целину, заболоченную местность, пески, выполнения технологических операций в сельском и лесном хозяйстве, в строительстве и в других областях, в которых применение крупногабаритных транспортно-технологических машин нецелесообразно или невозможно.
Известен мини-лесовоз ННПИ-1901 (Нижегородская научная школа вездеходных машин, транспортно-технологических комплексов и специального оборудования. Под общей редакцией профессоров В.В.Белякова и А.П.Куляшова. - Нижний Новгород: НГТУ им. Р.Е.Алексеева, 2007. с.77). Он имеет корпус, гусеничную ходовую часть, двигатель, трансмиссию. Управление машиной производится посредством дышла, находящегося спереди, на которое воздействует оператор-водитель (оператор-водитель находится рядом с мини-лесовозом).
Основными недостатками этой машины являются ее узкоцелевое назначение и то, что оператор управляет, стоя рядом, поэтому скорость передвижения ограничена возможностями оператора.
Известен мини-трелевщик НГТУ-1903 (Нижегородская научная школа вездеходных машин, транспортно-технологических комплексов и специального оборудования. Под общей редакцией профессоров В.В.Белякова и А.П.Куляшова. - Нижний Новгород: НГТУ им. Р.Е.Алексеева, 2007. с.78). Он имеет корпус, гусеничную ходовую часть, двигатель, трансмиссию. Оснащен трелевочным щитом, механической лебедкой. Управление машиной производится посредством рычагов управления, на которые воздействует оператор-водитель.
Основными недостатками этой машины являются ее узкоцелевое назначение, а именно, применение в качестве трелевщика.
В качестве прототипа принято гусеничное транспортное средство для перевозки грузов (патент 2131817, В62Д 51/04, В62Д 55/00, опубликован 20.06.1999).
Данное транспортное средство может управляться двумя способами: стоящим и сидящим оператором.
Машина состоит из корпуса, на котором установлен двигатель, трансмиссии, состоящей из механизмов бесступенчатого регулирования скорости и ступенчатого -коробки передач. Механизм бесступенчатого регулирования скорости соединяет между собой выходной вал двигателя с входным валом коробки передач и может быть выполнен в виде вариатора, гидротрансформатора или гидромуфты.
Коробка передач выполнена двухдиапазонной, имеет две скорости передвижения: вперед и назад. Коробка передач имеет также вал отбора мощности для навесного оборудования и привод лебедки. Ходовая система состоит из двух резинотканевых гусеничных обводов и обрезиненных опорных катков. Ведущие колеса соединены с выходным валом коробки передач через дифференциал, распределяющий крутящий момент двигателя между ведущими колесами. На ведущих валах правой и левой гусениц установлены тормозные элементы. Это могут быть тормозные конуса или диски. Управление движением машины осуществляется с помощью выносного дышла. Дышло выполнено в виде шарнирного многозвенника, складывающегося в вертикальной плоскости. Это позволяет сложить его таким образом, что оператор имеет возможность управлять машиной с сиденья, установленного на машине. Сиденье выполнено откидным. Каркас сиденья закреплен на ограждении.
Для осуществления поворота машины дышло связано с ее корпусом вертикальной осью с возможностью вращения вокруг нее. С осью соединена тяга, которая через поводок воздействует на тормозные элементы. При повороте дышла вокруг оси в ту или другую стороны происходит подтормаживание гусеницы соответствующего борта. В зависимости от усилия поджатая тормозных элементов поворот машины осуществляется с различными радиусами поворота. На дышле размещены: рычаг газа, который тросом соединен с карбюратором и рычаг включения экстренной остановки машины, который тросом соединен с тягой и далее через поводок воздействует на тормозные элементы обеих гусениц одновременно.
Для трелевки бревен предусмотрен поворотный коник. Погрузка лесоматериала может осуществляться с помощью лебедки. Прицепное оборудование соединяется с машиной сцепкой, установленной на поворотном конике, а навесное (плуг, культиватор и т.п.) - с помощью навески, установленной на корме машины.
Недостатком данной машины является то, что место оператора-водителя выполнено за двигателем над поворотными кониками, при этом машина не может использоваться в качестве трелевщика, что снижает ее функциональные возможности. Отсутствие щита безопасности повышает травмобезопасность транспортного средства при его опрокидывании.
Кроме того, постоянно установлена навеска для прицепного и навесного оборудования, что нецелесообразно; ее необходимо делать съемной для того чтобы она не мешала при выполнении работ, при которых она не используется.
Эксплуатационные и характеристики безопасности этой машины могут быть улучшены
Решаемая задача - совершенствование конструкции транспортно-технологического средствам многоцелевого назначения на базе самоходного гусеничного шасси сверх малого класса.
Технический результат - расширение функциональных возможностей транспортного средства и повышение безопасности работы.
Этот технический результат достигается тем, что на транспортно-технологическом средстве на базе самоходного гусеничного шасси сверх малого класса, содержащем корпус, ходовую систему, двигатель, трансмиссию с коробкой передач, выносное дышло для управления передвижением транспортного средства, на корпусе установлено сиденье для оператора с ограждением, средства подсоединения прицепного и навесного оборудования, включающие, по меньшей мере, поворотный коник и сцепное устройство, сиденье установлено над двигателем, перед сиденьем выполнено дополнительное ограждение, а за сиденьем щит безопасности с дугообразной верхней частью, на задней стенке ограждения за сиденьем установлена лебедка, сцепное устройство выполнено съемным; на корпусе установлен съемный трелевочный щит.
Установка сиденья оператора-водителя в передней части машины над двигателем улучшает развесовку машины и повышает ее функциональные возможности, то есть высвобождается дополнительное место для груза по сравнению с прототипом.
Установка ограждения перед сиденьем и щита безопасности повышает травмобезопасность транспортного средства, в том числе при опрокидывании.
Установка съемной навески для навесного и прицепного оборудования и лебедки на заднем элементе ограждения и съемного трелевочного щита расширяет функциональные возможности машины.
Предлагаемое транспортно-технологическое средство на базе самоходного гусеничного шасси сверх малого класса приведено на чертежах:
на фиг.1 - общий вид со съемным трелевочным щитом и при рабочем положении дышла, когда оператор идет рядом, на фиг.2 - общий вид с навесным оборудованием и при рабочем положении дышла, когда оператор сидит.
Оно содержит корпус 1, ходовую систему 2 включающую два резинотканевых гусеничных обвода и обрезиненные опорные катки, ведущие колеса, соединенные с выходным валом коробки передач через дифференциал, распределяющий крутящий момент двигателя между ведущими колесами, на ведущих валах правой и левой гусениц установлены тормозные элементы, которые могут быть выполнены в виде тормозных конусов или дисков; двигатель 3, трансмиссию 4 с коробкой передач, выносное дышло 5 для управления передвижением транспортного средства. На корпусе над двигателем установлено сиденье 6 для оператора. Перед сиденьем выполнено дополнительное ограждение 7, а за сиденьем ограждение с щитом безопасности 8 с дугообразной верхней часть. На задней стенке ограждения установлена лебедка 9. Средства подсоединения прицепного 10 и навесного 11 оборудования включают, по меньшей мере, поворотный коник 12 и съемное сцепное устройство 13, может содержать установленный на корпусе съемный трелевочный щит 14.
Транспортно-технологическое средство на базе самоходного гусеничного шасси сверх малого класса работает следующим образом.
При включении двигателя 3 оператор-водитель воздействует на органы управления на выносном дышле 5, обороты двигателя нарастают и крутящий момент передается через трансмиссию 4 с коробкой передач на ведущие колеса ходой системы 2 транспортного средства, воспринимающей нагрузки при движении.
Движение транспортно-технологического средства возможно, когда оператор-водитель находится спереди транспортного средства и когда сидит на сиденье 6, при этом улучшается развесовка, пространство же за двигателем остается не занятым и там может быть расположено различное оборудование. Ноги оператора защищены ограждением 7 от ударов и столкновений с различными препятствиями. При опрокидывании машины оператор защищен ограждением и щитом безопасности 8 с дугообразной верхней частью, установленным за сиденьем.
При необходимости трелевки бревен на транспортно-технологическом средстве устанавливается трелевочный щит 14, для их перевозки устанавливаются поворотные коники 12 и дополнительное прицепное или навесное оборудование 10 и 11, присоединяемое через съемное сцепное устройство 13.
Погрузка лесоматериала или перевозимых грузов осуществляется при помощи лебедки 9.
Предлагаемое транспортно-технологическое средство на базе самоходного гусеничного шасси сверх малого класса обладает хорошей проходимостью, надежно, экологично и функционально.
1. Транспортно-технологическое средство на базе самоходного гусеничного шасси сверхмалого класса, содержащее корпус, ходовую систему, двигатель, трансмиссию с коробкой передач, выносное дышло для управления передвижением транспортного средства, на корпусе установлено сиденье для оператора с ограждением, средства подсоединения прицепного и навесного оборудования, включающие, по меньшей мере, поворотный коник и сцепное устройство, отличающееся тем, что сиденье установлено над двигателем, перед сиденьем выполнено дополнительное ограждение, а за сиденьем - щит безопасности с дугообразной верхней частью, на задней стенке ограждения за сиденьем установлена лебедка, сцепное устройство выполнено съемным.
2. Транспортно-технологическое средство на базе самоходного гусеничного шасси сверхмалого класса по п.1, отличающееся тем, что на корпусе установлен съемный трелевочный щит.