Мотоблок

 

Предлагаемая полезная модель относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к многофункциональным, легким, компактным агрегатам, предназначенным для выполнения сельскохозяйственных работ на приусадебных участках, в садах и огородах индивидуального пользования. Целью полезной модели является повышение надежности эксплуатационных качеств и компактности мотоблока. Мотоблок, содержит смонтированные на раме двигатель 1, органы управления 2, редуктор 3 с входным валом 4, соединенным с валом 5 двигателя 1 через коробку передач 6 и предохранительную муфту 7. На выходном приводном валу 8 редуктора 3 закреплены ходовые колеса 9 или культиваторы. Шариковая предохранительная муфта 7 с установленными на промежуточной оси 21 двумя шестернями 16 и 17, возвратной пружиной 22 и рычагом управления образует блокировочную муфту безопасности заднего хода. Двигатель 1 своим выходным валом 5 вращает через коробку передач 6 входной и выходной валы 4 и 8 редуктора 3 ходовые колеса 9. Коробка передач обеспечивает необходимое передаточное число от двигателя 1 к ходовым колесам 9 или к культиватору. Двигатель 1 и коробка передач 6 управляются органами управления 2. За счет безопасности заднего хода мотоблока, исключения рамы, цепной и червячной передач, обеспечивается минимальный вес и компактность агрегата, повышается его эксплуатационная надежность и безопасность обслуживания, уменьшаются непроизводительные энергозатраты. 2 ил.

Предлагаемая полезная модель относится к сельскохозяйственному машиностроению, а именно к многофункциональным, легким, компактным агрегатам, предназначенным для выполнения сельскохозяйственных работ на приусадебных участках, в садах и огородах индивидуального пользования.

Известен универсальный мотоблок, содержащий смонтированные на раме двигатель, органы управления, муфту, редуктор с входным валом, соединенным с валом двигателя через червячную передачу, а на выходном приводном валу редуктора закреплены ходовые колеса (RU 95100007 A1, 10.11.96.).

Червячный редуктор в составе данного мотоблока имеет: низкий КПД, т.е. ниже, чем у других механических передач вращения; испытывает значительное нагревание, изнашивание и склонность передачи к заеданию; необходимость применения для венцов червячных колес дорогих и дефицитных материалов - бронз.

Известно также применение в устройствах защиты механизмов от перегрузок шариковой предохранительной муфты с возвратной пружиной, для которой в случае превышения момента сопротивления шарики выдавливаются из канавки на торец ведомой полумуфты и передача окружного усилия прекращается (RU 2021552 С1, 15.10.94.). Такие предохранительные муфты обладают тем недостатком, что работают на невысоких скоростях в переменных направлениях.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому эффекту является мотоблок, содержащий смонтированные на раме двигатель, органы управления, редуктор с входным валом, соединенным с валом двигателя через передачу и предохранительную муфту, и на выходном приводном валу редуктора закреплены ходовые колеса (RD 2243633 С2, 2005.01.10. Почвообрабатывающая фреза).

При использовании в данном почвообрабатывающем орудии цепной передачи и червячного редуктора, мотоблок обладает рядом недостатков, а именно:

цепные передачи, работая в условиях отсутствия жидкостного трения в шарнирах и, следовательно, с неизбежным их износом, существенным при плохом смазывании и попадании пыли и грязи, а износ шарниров приводит к увеличению шага звеньев и длины цепи, что вызывает необходимость применения натяжных устройств; они требуют более высокой точности установки валов, чем даже клиноременные передачи, и более сложного ухода - смазывания. регулировки; цепные передачи требуют установки в картерах;

скорость движения цепи, особенно при малых числах зубьев звездочек, не постоянна, что вызывает колебания передаточного отношения, хотя эти колебания небольшие;

червячный редуктор в составе мотоблока имеет низкий КПД, т.е. ниже, чем у других механических передач вращения; испытывает значительное нагревание, изнашивание и склонность передачи к заеданию; требует применения для венцов червячных колес дорогих и дефицитных материалов - бронз;

кроме того, в конструкции мотоблока отсутствует: муфта безопасности для его мгновенной остановки при движении задним ходом, когда оператор, пятясь назад, падает и теряет управление мотоблоком; выключатель, допускающий запуск и работу двигателя только при нажатой ручке, когда оператор не отвлечен от работы на мотоблоке.

Целью полезной модели является повышение надежности эксплуатационных качеств и компактности мотоблока.

Решение задачи достигается тем, что в мотоблоке, содержащим смонтированные на раме двигатель, органы управления, редуктор с входным валом, соединенным с валом двигателя через передачу и предохранительную муфту, закрепленные на выходном приводном валу редуктора ходовые колеса, передача выполнена шестеренчатой, двухвальной, двухходовой с промежуточной осью заднего хода, шариковая предохранительная муфта с установленными на промежуточной оси двумя шестернями, возвратной пружиной и рычагом управления образует блокировочную муфту безопасности заднего хода, причем рамой служит корпус редуктора, а на выходном

приводном валу последнего установлена коническая шестерня, входящая в зацепление через шестерню промежуточную с ведущей конической шестерней коробки передач, также в органы управления может быть введен выключатель, замыкающий в отжатом положении зажигание двигателя на корпус редуктора.

Предлагаемый мотоблок иллюстрируется чертежами, представленными на фиг.1 и 2.

На фиг.1 показана кинематическая схема мотоблока;

на фиг.2 - увеличенная кинематическая схема с фиг.1 в месте расположения блокировочной муфты безопасности заднего хода.

Мотоблок, содержит смонтированные на раме двигатель 1, органы управления 2, редуктор 3 с входным валом 4, соединенным с валом 5 двигателя 1 через коробку передач 6 и предохранительную муфту 7. На выходном приводном валу 8 редуктора 3 закреплены ходовые колеса 9 или культиваторы. Коробка передач 6 выполнена шестеренчатой с шестернями 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17 и 18, двухвальной с валами 19 и 20, и двухходовой с промежуточной осью 21 заднего хода. Шариковая предохранительная муфта 7 с установленными на промежуточной оси 21 двумя шестернями 16 и 17, возвратной пружиной 22 и рычагом управления (не показан) образует блокировочную муфту безопасности заднего хода (фиг.2). Рамой служит корпус 23 редуктора 3, отлитый из алюминиевого сплава, а на выходном приводном валу 8 последнего установлена коническая шестерня 24, входящая в зацепление через шестерню промежуточную 25 с ведущей конической шестерней 26 коробки передач 6. Двигатель 1, коробка передач 6 и редуктор 3 жестко

соединены между собой и образуют блок, к которому крепятся органы управления 2, ходовые колеса 9, сцепки и т.д. Выключатель представляет собой рычаг «Стоп» в нормальном - отжатом положении воздействующий на выключатель, соединенный проводом с магнитным динамо двигателя 1 и замыкающий зажигание на корпус 23 редуктора 3. При этом запуск и работа двигателя 1 возможна только при нажатом рычаге «Стоп».

Мотоблок работает следующим образом.

Двигатель 1, при нажатом рычаге «Стоп», своим выходным валом 5 вращает через коробку передач 6 входной и выходной валы 4 и 8 редуктора 3 ходовые колеса 9. Коробка передач обеспечивает необходимое передаточное число от двигателя 1 к ходовым колесам 9 или к культиватору. Двигатель 1 и коробка передач 6 управляются органами управления 2. Ось промежуточная 21 заднего хода вращается на двух игольчатых подшипниках и может перемещаться в осевом направлении. Между опорными подшипниками на оси 21 установлены две шестерни промежуточные 16 и 17, которые в нормальном состоянии могут вращаться свободно одна относительно другой. Одна из шестерен 16 и находится в постоянном зацеплении с валом-шестерней ведущей 15. При смещении оси 21 назад в осевом направлении происходит срабатывание муфты и обе шестерни 16 и 17 блокируются между собой тремя шариками. Передний конец оси 21 консольный с возвратной пружиной 22. На нем установлена на подшипнике вилка, входящая в зацепление с ведомым рычагом механизма управления муфтой безопасности заднего хода, который закреплен на правой рукоятке руля и служит для включения муфты

безопасности (при заднем ходе) при помощи троса, установленного на рычаге. В нормальном положении (отжатом) рычага муфта выключена (задний ход невозможен). При работающем двигателе 1 оператор нажимает рукой на рычаг сцепления, включает передачу заднего хода, нажимает правой рукой на рычаг включения муфты безопасности одновременно плавно отпускает рычаг сцепления. При заднем ходе, пятясь назад, оператор может упасть, невольно выпустив из рук рычаг муфты безопасности или рычаг «Стоп», что автоматически приведет к мгновенной остановке мотоблока. При движении вперед для экстренной остановки оператор отпускает левой рукой рычаг «Стоп», двигатель 1 заглохнет.

В результате такого конструктивного исполнения за счет обеспечения безопасности переднего и заднего хода мотоблока, исключения рамы, цепной и червячной передач, обеспечивается минимальный вес и компактность агрегата, повышается его эксплуатационная надежность и безопасность обслуживания, уменьшаются непроизводительные энергозатраты.

1. Мотоблок, содержащий смонтированные на раме двигатель, органы управления, редуктор с входным валом, соединенным с валом двигателя через передачу и предохранительную муфту, на выходном приводном валу редуктора закреплены ходовые колеса, отличающийся тем, что, передача выполнена шестеренчатой, двухвальной, двухходовой с промежуточной осью заднего хода, шариковая предохранительная муфта с установленными на промежуточной оси двумя шестернями, возвратной пружиной и рычагом управления образует блокировочную муфту безопасности заднего хода, причем рамой служит корпус редуктора, а на выходном приводном валу последнего установлена коническая шестерня, входящая в зацепление через шестерню промежуточную с ведущей конической шестерней коробки передач.

2. Мотоблок по п.1, отличающийся тем, что в органы управления введен выключатель, замыкающий в отжатом положении зажигание двигателя на корпус редуктора.



 

Наверх