Кресло машиниста

 

Полезная модель относится к средствам для повышения комфортабельности транспортных средств, в частности, к креслам с регулируемыми подвижными элементами и может быть использована для оборудования рабочих мест машинистов и помощников машинистов на железнодорожных транспортных средствах. Кресло содержит опору со смонтированной на ней подвеской и сиденье, состоящее из основания, закрепленного на подвеске, спинки, шарнирно закрепленной на основании, и подлокотников. Подвеска выполнена с возможностью перемещения в вертикальном направлении, вращения вокруг вертикальной оси и фиксирования на заданной высоте и/или на заданном угле поворота основания относительно опоры. Спинка шарнирно закреплена на основании и выполнена с возможностью изменения угла наклона и фиксирования в заданном положении относительно основания. Подлокотники выполнены с возможностью откидывания в радиальном направлении относительно основания. Основание закреплено на подвеске посредством горизонтальных направляющих, выполненных с возможностью перемещения основания относительно опоры в горизонтальном направлении и фиксирования его в заданном положении. Опора выполнена в виде плиты с центральной втулкой. Подвеска выполнена в виде корпуса со смонтированным внутри него телескопическим газовым амортизатором, нижняя часть которого закреплена в центральной втулке, а верхняя часть выполнена в виде штока и соединена с горизонтальными направляющими. Подвеска выполнена с возможностью фиксирования основания при заданном угле поворота относительно опоры посредством педали, шарнирно закрепленной на центральной втулке и соединенной посредством рычажного механизма с ригелями, встречно смонтированными в верхней части корпуса с возможностью фиксирования штока в заданном положении основания и освобождения штока при вращении основания. Подвеска выполнена с возможностью фиксирования основания на заданной высоте относительно опоры посредством рукоятки, закрепленной в верхней части корпуса. Горизонтальные направляющие выполнены с возможностью фиксирования основания в заданном положении относительно опоры посредством рычага, закрепленного под передней кромкой основания. Спинка выполнена с возможностью изменения угла наклона и фиксирования в заданном положении относительно основания посредством газовой пружины, управляющая часть которой подвижно закреплена на основании и соединена с рычагом, а противоположная часть жестко закреплена на спинке. Подлокотники шарнирно закреплены на основании. Сиденье содержит подушки из эластичного формообразующего материала, закрепленные на основании и на спинке. Спинка выполнена с ремнем безопасности, замок которого жестко закреплен на основании. Конструкция кресла является более удобной и эргономичной, при этом очень удобно расположение упомянутых органов управления регулируемыми функциями кресла. 1. н.п. ф-лы; 8 з.п. ф-лы; 3 фиг. черт.; 1 прим.

Полезная модель относится к средствам для повышения комфортабельности транспортных средств, в частности, к креслам с регулируемыми подвижными элементами и может быть использована для оборудования рабочих мест машинистов и помощников машинистов на железнодорожных транспортных средствах.

Известно кресло машиниста (см. патент RU 2255008, B60N 2/50, B61D 33/00, дата публикации 27.06.2005), содержащее опору со смонтированной на ней подвеской и сиденье, состоящее из основания, закрепленного на подвеске, спинки и подлокотников. Кресло содержит аэродинамический генератор колебаний, выполненный с возможностью регулирования амплитудно-частотных параметров вибрации до допустимых санитарно-гигиенических требований. Упомянутый генератор колебаний состоит из смонтированного в подвеске газового амортизатора с профильной стенкой, нижняя часть которого опирается на основание, а верхняя выполнена в виде штока, соединенного с опорным диском, который через плату с внутренними каналами соединен с основанием сиденья, и катков-виброизоляторов, расположенных перпендикулярно друг относительно друга между подвеской и цилиндрическими стенками основания. Подвеска выполнена с возможностью перемещения в вертикальном направлении и фиксирования на заданной высоте основания относительно опоры.

Недостатками известного кресла являются сравнительно невысокие эргономические качества и комфортабельность при эксплуатации, обусловленные отсутствием возможностей для перемещения основания в горизонтальном направлении относительно опоры, вращения основания вокруг вертикальной оси и изменения угла наклона спинки относительно основания.

Известно кресло машиниста, изготавливаемое Производственной фирмой "Фанд" (см. сайт http://www.fand.com.ua/gdkreslo.htm), содержащее опору со смонтированной на ней подвеской и сиденье, состоящее из основания, закрепленного на подвеске, спинки, шарнирно закрепленной на основании, и подлокотников. Опора кресла выполнена в виде пятилучевой базы с центральной втулкой. Подвеска состоит из телескопического газового амортизатора, выполненного с возможностью перемещения в вертикальном направлении и вращения вокруг вертикальной оси, а также фиксирования на заданной высоте и/или на заданном угле поворота основания относительно опоры. Спинка шарнирно закреплена на основании и выполнена с возможностью изменения угла наклона и фиксирования в заданном положении относительно основания. Подлокотники закреплены на спинке и выполнены с возможностью откидывания в радиальном направлении и фиксирования в разных положениях относительно основания. Сиденье кресла содержит также подушки из эластичного формообразующего материала с наружным декоративным покрытием, закрепленные на основании и на спинке. Конструкция кресла позволяет выполнять перемещение основания в вертикальном направлении от его крайнего нижнего положения на 150 мм, вращение основания вокруг вертикальной оси на 360, наклон основания относительно горизонтальной плоскости на 6°, а также наклон спинки относительно основания: вперед - на 10° и назад - на 20°. Кресло устанавливается на рабочих местах машинистов и помощников машинистов на тепловозах, дизельпоездах и электропоездах, выпускаемых ОАО ХК «Лугансктепловоз».

Недостатком известного кресла являются сравнительно невысокие эргономические качества и комфортабельность при эксплуатации, обусловленные отсутствием возможности для перемещения основания в горизонтальном направлении относительно опоры. Кроме этого в конструкции кресла реализованы избыточные функции, например, наклон спинки вперед или фиксирование подлокотников в разных положениях, которые при эксплуатации практически не востребованы и усложняют удобство управления. В совокупности указанные недостатки приводит к увеличению утомляемости машинистов и их помощников.

В основу полезной модели поставлена задача усовершенствования конструкции кресла машиниста, в котором за счет иного соединения основания с подвеской повышаются эргономические качества, комфортабельность и удобство управления при эксплуатации.

Поставленная задача решается тем, что кресло машиниста, содержащее опору со смонтированной на ней подвеской и сиденье, состоящее из основания, закрепленного на подвеске, спинки, шарнирно закрепленной на основании, и подлокотников, при этом подвеска выполнена с возможностью перемещения в вертикальном направлении, вращения вокруг вертикальной оси и фиксирования на заданной высоте и/или на заданном угле поворота основания относительно опоры, спинка шарнирно закреплена на основании и выполнена с возможностью изменения угла наклона и фиксирования в заданном положении относительно основания, а подлокотники выполнены с возможностью откидывания в радиальном направлении относительно основания, согласно полезной модели основание закреплено на подвеске посредством горизонтальных направляющих, выполненных с возможностью перемещения основания относительно опоры в горизонтальном направлении и фиксирования его в заданном положении.

Для улучшения удобства управления при эксплуатации опора выполнена в виде плиты с центральной втулкой, а подвеска выполнена в виде корпуса со смонтированным внутри него телескопическим газовым амортизатором, нижняя часть которого закреплена в центральной втулке, а верхняя часть выполнена в виде штока и соединена с горизонтальными направляющими.

Для улучшения удобства управления при эксплуатации подвеска выполнена с возможностью фиксирования основания при заданном угле поворота относительно опоры посредством педали, шарнирно закрепленной на центральной втулке и соединенной посредством рычажного механизма с ригелями, встречно смонтированными в верхней части корпуса с возможностью фиксирования штока в заданном положении основания и освобождения штока при вращении основания.

Для улучшения удобства управления при эксплуатации подвеска выполнена с возможностью фиксирования основания на заданной высоте относительно опоры посредством рукоятки, закрепленной в верхней части корпуса.

Для улучшения удобства управления при эксплуатации горизонтальные направляющие выполнены с возможностью фиксирования основания в заданном положении относительно опоры посредством рычага, закрепленного под передней кромкой основания.

Для повышения комфортности и улучшения удобства управления при эксплуатации спинка выполнена с возможностью изменения угла наклона и фиксирования в заданном положении относительно основания посредством газовой пружины, управляющая часть которой подвижно закреплена на основании и соединена с рычагом, а противоположная часть жестко закреплена на спинке.

Для повышения комфортности и улучшения удобства управления при эксплуатации подлокотники шарнирно закреплены на основании.

Для повышения комфортности сиденье содержит подушки из эластичного формообразующего материала, закрепленные на основании и на спинке.

Для повышения безопасности спинка выполнена с ремнем безопасности, замок которого жестко закреплен на основании.

Совокупность общих и отличительных существенных признаков заявляемой полезной модели позволяет повысить эргономические качества и комфортабельность кресла, а также удобство управления им при эксплуатации. Выполнение кресла с креплением основания на подвеске посредством горизонтальных направляющих, выполненных с возможностью перемещения основания относительно опоры в горизонтальном направлении и фиксирования его в заданном положении, позволяет изменять расстояние между креслом и органами управления на рабочих местах не только с учетом роста персонала, но и других антропологических особенностей тела и за счет этого повысить удобство работы и снизить утомляемость при управлении железнодорожными транспортными средствами. Выполнение опоры в виде плиты с центральной втулкой, а подвески - в виде корпуса со смонтированным внутри него телескопическим газовым амортизатором, нижняя часть которого закреплена в центральной втулке, а верхняя часть выполнена в виде штока и соединена с горизонтальными направляющими, позволяет изменить расположение механизмов и органов управления соответственно функциональными возможностями кресла, улучшив за счет этого эргономические качества, комфортабельность и удобство управления. Выполнение подвески с возможностью фиксирования основания при заданном угле поворота относительно опоры посредством педали, шарнирно закрепленной на центральной втулке и соединенной посредством рычажного механизма с ригелями, встречно смонтированными в верхней части корпуса с возможностью фиксирования штока в заданном положении основания и освобождения штока при вращении основания, позволяет управлять этой функцией кресла простым нажатием ноги, не вставая с него. Выполнение подвески с возможностью фиксирования основания на заданной высоте относительно опоры посредством рукоятки, закрепленной в верхней части корпуса, позволяет с учетом роста персонала изменять высоту сиденья, поднимая усилием руки подвеску вместе с сиденьем на необходимую высоту. Выполнение горизонтальных направляющих с возможностью фиксирования основания в заданном положении относительно опоры посредством рычага, закрепленного под передней кромкой основания, также позволяет быстро и удобно осуществлять фиксирование сиденья относительно органов управления транспортным средством с учетом не только роста персонала, но и, например, длины ног и рук. Выполнение спинки с возможностью изменения угла наклона и фиксирования в заданном положении относительно основания посредством газовой пружины, управляющая часть которой подвижно закреплена на основании и соединена с рычагом, а противоположная часть жестко закреплена на спинке, повышает комфортность кресла и удобство управления им при эксплуатации. Выполнение подлокотников с шарнирным креплением на основании является более предпочтительным по сравнению с креплением на спинке, так как исключает необходимость фиксирования их положения в зависимости от угла наклона спинки, что в целом улучшает удобство управления при эксплуатации, а съемная конструкция позволяет снимать один или оба подлокотника с учетом в конкретных условий эксплуатации, что повышает комфортность кресла. Выполнение подушек из эластичного формообразующего материала снижает утомляемость персонала, что также повышает комфортность кресла при эксплуатации. Оснащение спинки кресла ремнем безопасности, замок которого жестко закреплен на основании, связано с повышением безопасности.

Сущность полезной модели поясняется представленными фигурами чертежей, где на фиг.1 показан общий вид кресла (вид спереди); на фиг.2 - общий вид кресла (вид сбоку); на фиг.3 - общий вид кресла (вид снизу).

Кресло машиниста состоит (фиг.1-3) из опоры, выполненной в виде плиты 1 с центральной втулкой 2, подвески, выполненной в виде корпуса 3 со смонтированным внутри него телескопическим газовым амортизатором 4, и сиденья, состоящего из двух горизонтальных направляющих 5, закрепленных на корпусе 3, основания 6, смонтированного на направляющих 5, спинки 7, шарнирно закрепленной на основании 6 и двух подлокотников 8, шарнирно закрепленных посредством кронштейнов 9 на основании 6.

Нижняя часть телескопического газового амортизатора 4 закреплена в центральной втулке 2, а верхняя часть в виде штока 10 выполнена с возможностью перемещения в вертикальном направлении и вращения вокруг вертикальной оси. Телескопический газовый амортизатор 4 выполнен также с возможностью гашения вибрации при движении транспортного средства. Фиксирование основания 6 в заданном положении при вращении осуществляется посредством педали 11, шарнирно закрепленной на центральной втулке 2 и соединенной посредством рычажного механизма (не показан) с подпружиненными ригелями 12, встречно смонтированными в верхней части корпуса 3 с возможностью фиксирования штока 10 в заданном рабочем положении основания 6 и освобождения штока 10 при осуществлении вращения. Фиксирование основания 6 в заданном положении относительно опоры при перемещении в вертикальном направлении осуществляется посредством рукоятки 13, закрепленной в верхней части корпуса 3.

Основание 6 содержит поддон 14 для крепления подушки. Фиксирование основания 6 в заданном положении при его перемещении по горизонтальным направляющим 5 относительно опоры осуществляется посредством рычага 15, закрепленного под передней кромкой основания 6. Фиксирование спинки 7 в заданном положении относительно основания 6 при изменении угла наклона осуществляется посредством газовой пружины 16, управляющая часть которой подвижно закреплена на основании 6 и соединена с рычагом 17, а противоположная часть жестко закреплена на спинке 7. Подлокотники 8 выполнены с возможностью откидывания в радиальном направлении на 90° и, при необходимости, могут быть сняты с кронштейнов 9. Спинка 7 может быть выполнена с ремнем безопасности, замок которого (не показаны) жестко закреплен на основании 6. Мягкие подушки (не обозначены), закреплены на поддоне 14 и спинке 7 и выполнены из эластичного формообразующего материала с наружным декоративным покрытием.

Конструкция кресла позволяет выполнять перемещение сиденья (фiг.2) в вертикальном направлении на высоту h, составляющую до 140 мм, вращение сиденья вокруг вертикальной оси на 360°, перемещение сиденья в горизонтальном направлении относительно основания вперед на расстояние L 1, составляющее до 138 мм, и назад на расстояние L 2, составляющее до 108 мм, наклон спинки 7 назад на угол , составляющий до 24°.

Кресло машиниста работает следующим образом.

Кресло посредством плиты 1 крепится резьбовыми соединениями к полу кабины транспортного средства на рабочих местах машиниста и помощника машиниста на заданном расстоянии от органов управления. После этого выполняют регулирование кресла с учетом антропологических особенностей каждого из них: по высоте сиденья от уровня пола, по расстоянию между сиденьем и органами управления транспортного средства, по углу наклона спинки.

Регулирование высоты сиденья от уровня пола выполняют посредством рукоятки 13, поднимая усилием руки подвеску вместе с сиденьем на необходимую высоту в заданном пределе h. Для осуществления функции гашения вибрации при движении транспортного средства телескопическим газовым амортизатором 4 основание 6 должно быть поднято не менее чем на 30 мм от его нижнего положения.

Регулирование расстояния между сиденьем и органами управления транспортного средства выполняют рычагом 15, при повороте которого снимается блокирование на перемещение основания 6 по горизонтальным направляющим 5 и его передвигают вперед или назад в пределах L1 или L2 и фиксируют в удобном положении рычагом 15 путем его поворота в противоположную сторону.

Регулирование угла наклона спинки 7 относительно основания 6 выполняют рычагом 17, при повороте и удержании которого снимается блокирование газовой пружины 16 и небольшим усилием тела спинку 7 устанавливают в удобном положении в пределах угла , после чего рычаг 17 отпускают, фиксируя это положение. Возвращение спинки 7 в исходное положение происходит автоматически при повторном повороте рычага 17.

Вращение сиденья вокруг вертикальной оси выполняют после нажатия ногой на педаль 11, после чего ригели 12 выходят из зацепления со штоком 10, снимая тем самым блокирование вращения.

После выполнения регулирования кресло машиниста готово к эксплуатации. При управлении транспортным средством по мере утомляемости или по другим причинам персонал может выполнять изменение первоначальных регулировок каких-либо параметров кресла, совершая вышеуказанные действия. Для повышения удобства при усаживаний на кресло и вставании с него подлокотники 8 могут откидываться вверх на 90°. Быстрый поворот кресла вокруг вертикальной оси без предварительного нажатия на педаль 11 выполняется путем резкого придания креслу вращающего момента корпусом тела и ногами, опирающимися на пол, при котором подпружиненные ригели 12 автоматически выходят из зацепления со штоком 10, снимая фиксирование его положения.

Опытные образцы кресла машиниста предлагаемой конструкции прошли эксплуатационную проверку на локомотивах Южной железной дороги. Проведенные испытания подтвердили работоспособность кресла и достижение поставленной задачи. В частности, подтверждено, что выполнение основания с возможностью перемещения сиденья в горизонтальном направлении относительно основания и фиксирования его в заданном положении является более удобным и эргономичным по сравнению с креслом-прототипом. Кроме этого, на практике подтверждено удобство расположения упомянутых органов управления регулируемыми функциями кресла.

1. Кресло машиниста, содержащее опору со смонтированной на ней подвеской и сиденье, состоящее из основания, закрепленного на подвеске, спинки, шарнирно закрепленной на основании, и подлокотников, при этом подвеска выполнена с возможностью перемещения в вертикальном направлении, вращения вокруг вертикальной оси и фиксирования на заданной высоте и/или на заданном угле поворота основания относительно опоры, спинка шарнирно закреплена на основании и выполнена с возможностью изменения угла наклона и фиксирования в заданном положении относительно основания, а подлокотники выполнены с возможностью откидывания в радиальном направлении относительно основания, отличающееся тем, что основание закреплено на подвеске посредством горизонтальных направляющих, выполненных с возможностью перемещения основания относительно опоры в горизонтальном направлении и фиксирования его в заданном положении.

2. Кресло по п.1, отличающееся тем, что опора выполнена в виде плиты с центральной втулкой, подвеска выполнена в виде корпуса со смонтированным внутри него телескопическим газовым амортизатором, нижняя часть которого закреплена в центральной втулке, а верхняя часть выполнена в виде штока и соединена с горизонтальными направляющими.

3. Кресло по п.1, отличающееся тем, что подвеска выполнена с возможностью фиксирования основания при заданном угле поворота относительно опоры посредством педали, шарнирно закрепленной на центральной втулке и соединенной посредством рычажного механизма с ригелями, встречно смонтированными в верхней части корпуса с возможностью фиксирования штока в заданном положении основания и освобождения штока при вращении основания.

4. Кресло по п.1, отличающееся тем, что подвеска выполнена с возможностью фиксирования основания на заданной высоте относительно опоры посредством рукоятки, закрепленной в верхней части корпуса.

5. Кресло по п.1, отличающееся тем, что горизонтальные направляющие выполнены с возможностью фиксирования основания в заданном положении относительно опоры посредством рычага, закрепленного под передней кромкой основания.

6. Кресло по п.1, отличающееся тем, что спинка выполнена с возможностью изменения угла наклона и фиксирования в заданном положении относительно основания посредством газовой пружины, управляющая часть которой подвижно закреплена на основании и соединена с рычагом, а противоположная часть жестко закреплена на спинке.

7. Кресло по п.1, отличающееся тем, что подлокотники шарнирно закреплены на основании.

8. Кресло по п.1, отличающееся тем, что сиденье содержит подушки из эластичного формообразующего материала, закрепленные на основании и на спинке.

9. Кресло по п.1, отличающееся тем, что спинка выполнена с ремнем безопасности, замок которого жестко закреплен на основании.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно, к конструкции гидравлических телескопических амортизаторов и стоек транспортных средств

Изобретение относится к средствам пассивной безопасности беременной, используемым в транспортных средствах в сочетании со штатным ремнем безопасности

Изобретение относится к подвеске для неразрезных мостов транспортных средств, в частности грузовых автомобилей с пневматическим подрессориванием
Наверх