Система, предназначенная для восстановления речи при афазии

 

Полезная модель относится к медицине, к разделу неврологии и может найти применение в неврологической и нейрохирургической клинике при лечении больных с различными формами афазий. Система, предназначенная для восстановления речи при афазии, состоит из динамика, микрофона и звукозаписывающего устройства. Она также содержит два полых воздуховода, изготовленных из пластмассы, верхние части которых переходят в пустотелые наушники, а нижние части объединены в общую полость. В нижней части воздуховодов - общей полости размещены динамик и микрофон электрически соединенные со звукозаписывающим устройством, и обеспечивающие отсроченную обратную связь путем записи речи и ее воспроизведения. Причем нижняя часть воздуховодов - общая полость, изготовлена таким образом, чтобы размещенные в ней динамик и микрофон располагались в непосредственной близости к артикуляционному аппарату пациента, обеспечивая концентрацию речевых волн. При этом воздуховоды обеспечивают непосредственную обратную связь, путем проведения ими речи в реальном времени от органов артикуляции к органам слуха. Система позволяет осуществлять подачу больному непосредственной и отсроченной обратной связи (слышание своего голоса и голоса записанного на магнитофон) с одинаковыми параметрами за счет поступления звука из одного места - общей полости, расположенной перед органами артикуляции; повышать качество непосредственной обратной связи за счет концентрирования общей полостью речевых волн; повышать качество отсроченной обратной связи за счет подачи звуковых волн собственной речи больного непосредственно к его органам слуха; расширять возможности при проведении самостоятельных занятий.

Полезная модель относится к медицине, к разделу неврологии и может найти применение в отделениях нейрореабилитации неврологических клиник при лечении больных с различными формами нарушения речи при органических поражениях головного мозга - афазии.

Основу отечественного подхода к восстановлению речи и других высших психических функций, нарушающихся вследствие разрушения и необратимого выпадения из работы определенного участка мозга, составляет перестройка психических функций методами специального восстановительного обучения, в результате которого нарушенная функция меняет свое строение и реализуется на новых мозговых основах.

Однако, особенностью данного подхода является то, что занятия с больным афазией возможны только при участии другого человека -специалиста по восстановлению, или родственников больного, получающих соответствующий инструктаж у специалиста. Самостоятельные же занятия больных возможны только в случае легких нарушений речи.

Дальнейшим развитием данного подхода стало использование компьютерных технологий, способствующих повышению эффективности восстановления нарушенной речевой и других психических функций.

Так, компьютер помогает людям, испытывающим трудности с восприятием отдельных звуков, обеспечивая возможность работы со специальными компьютерными программами, содержащими упражнения для понимания фонем (Mortley J., Wade J., Enderby P. Superhighway to promoting a client-therapist partnership: using the Internet to deliver word-retrieval computer therapy monitored remotely with mini-mal speech and language therapy input. Aphasiology. 2004; 18: 193-211).

Однако, компьютерные программы, получившие максимальное распространение в зарубежных странах, сложны для освоения больными и направлены в первую очередь на тренировку отдельных составляющих речевой функции (понимания отдельных звуков, слов и т.д.) а не на полноценное восстановление речевой функции как средства коммуникации.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предложенному устройству является система для восстановления речи при афазии, использующая в качестве звукозаписывающего устройства магнитофон с микрофоном, которая обеспечивает восстановление речи за счет сличение собственного произнесения звуков или слов с их нормальным произнесением. Это возможно с помощью записи звуков, слов, а позже и фраз, произносимых больным и здоровым человеком на магнитофонную ленту; эта запись выступает в данном случае в роли обратной афферентации и создает тем самым благоприятные условия для восстановления четкости произносительной стороны речи». (Цветкова Л.С. Восстановление высших психических функций (после поражения головного мозга), Академический проект, Москва, 2004, с. 210)

Однако, при данном подходе, воспринимаемая больным собственная речь и его речь, записанная на магнитофон определенным образом, отличается по звучанию, что не обеспечивает восприятие собственной речи, как реально звучащей и как ее слышат окружающие люди.

Предлагаемая нами модель системы, предназначенной для восстановления речи при афазии, путем обратной связи, определенным образом соединяет органы артикуляции и органы слуха больного, благодаря чему он получает возможность намного более четко, без искажений слышать свою собственную речь и сравнивать свое произношение с произношением специалиста по восстановительному обучению и соответственно этому имеет большие возможности контролировать свое произношение и корректировать возникающие ошибки.

Возможность данной системы обеспечивать более четкое восприятие собственной речи связана с тем, что в силу определенного анатомического строения органов слуха, человек слышит свою собственную речь не так, как она звучит на самом деле и как ее слышат другие люди (услышав свою речь на магнитофоне, человек ее обычно не узнает).

Поэтому, соединяя с помощью воздушных магистралей органы артикуляции и органы слуха, данная система приближает восприятие собственной речи человека к тому, как она реально звучит, и как ее слышат окружающие люди. Таким образом, данная система обеспечивает возможность человеку менее искаженно воспринимать собственную речь, и соответственно иметь больший контроль за своим произношением. Дополнительный контроль над произносительной стороной речи будет способствовать более быстрой и легкой коррекции допускаемых ошибок, и ускорять процесс восстановления нарушенной речевой функции.

Кроме одновременной обратной связи обеспечивающей непосредственный контроль над произношением, данная система имеет функцию и обратной связи, отсроченной во времени, позволяющей записывать речь больного на магнитофон и прослушивать ее спустя некоторое время.

Таким образом, техническим результатом предлагаемой нами полезной модели является:

1. Обеспечение подачи больному непосредственной и отсроченной обратной связи (слышание своего голоса и голоса записанного на магнитофон) с одинаковыми параметрами за счет поступления звука из одного места - полости, расположенной перед органами артикуляции;

2. Повышение четкости непосредственной обратной связи за счет концентрирования полостью (расположенной перед органами артикуляции) речевых волн, передаваемых через воздуховоды непосредственно к органам слуха больного.

3. Повышение четкости отсроченной обратной связи за счет подачи собственной речи непосредственно к органам слуха больного;

4. Расширение возможностей при проведении самостоятельных занятий.

5. Проведение групповых занятий с несколькими больными с нарушениями речи за счет изоляции пациента от окружающих звуков, с одновременным усилением громкости собственной речи.

6. Обеспечение проведения занятий с больными в условиях наличия посторонних шумов (что часто наблюдается в клинике) благодаря тому, что органы слуха больного закрыты наушниками.

7. Уменьшение напряженности больного при проведении занятий в присутствии посторонних лиц, вследствие того, что звук речи больного приглушается и менее слышен окружающим людям.

Технический результат достигается тем, что система, предназначенная для восстановления речи при афазии содержит динамик, микрофон и звукозаписывающее устройство при этом система содержит два полых воздуховода, изготовленных из пластмассы, верхние части которых переходят в наушники, а нижние части объединены в общую полость, динамик и микрофон размешены в нижней части двух воздуховодов - общей полости и электрически соединены со звукозаписывающим устройством, обеспечивая отсроченную обратную связь путем записи речи и ее воспроизведения, причем нижняя часть воздуховодов - общая полость изготовлена таким образом, чтобы размещенные в ней динамик и микрофон располагались в непосредственной близости к артикуляционному аппарату пациента, обеспечивая концентрацию речевых волн, при этом воздуховоды обеспечивают непосредственную обратную связь, путем проведения ими речи в реальном времени от органов артикуляции к органам слуха.

Предлагаемая система, предназначенная для восстановления речи при афазии, иллюстрируется чертежом, представленным на фиг. 1. На фиг. 1 представлен общий вид системы, содержащей воздуховоды с наушниками, динамик и микрофон, расположенные в нижней части воздуховодов и звукозаписывающее устройство.

Система, предназначенная для восстановления речи при афазии, содержит полые воздуховоды (1) изготовленные из пластмассы, верхние части которых переходят в пустотелые наушники (2), а нижние части объединены в общую полость (3), которая располагается перед артикуляционным аппаратом больного. Внутри общей полости (3) встроены миниатюрный динамик (4) и микрофон (5). Динамик (4) и микрофон (5) электрически (проводами (6)) соединены со звукозаписывающим устройством (7), которым в зависимости от решаемых в данный момент задач может быть компьютер, диктофон, магнитофон.

Предлагаемая система, предназначенная для обеспечения пациента непосредственной и отсроченной обратной связью, работает следующим образом.

При проведении занятия, по восстановительному обучению, пациент одевает на правое и левое ухо наушники (2), являющиеся продолжением воздуховодов (1). Электрическими проводами (6) динамик (4) и микрофон (5) подключают к звукозаписывающему устройству (7): например компьютеру (в аудио и в микрофонный вход звуковой карты). Далее работу с устройством осуществляют по специальным методикам, зависящим от вида нарушения речи (моторная или сенсорная афазия, дизартрия). В общем виде работа с системой выглядит следующим образом:

При проведении занятий со специалистом:

1. Специалист произносит в свой микрофон, также подключенный к компьютеру, слово или фразу, которые пациент прослушивает и повторяет, или запускает файл с аудиозаписью. При необходимости, специалист предъявляет пациенту соответствующую картинку или текст (в печатном виде или на мониторе компьютера).

2. Больной прослушивает звучание слова или фразы.

3. Повторяет звучащее слово или фразу с помощью динамика (4) и микрофона (5), контролируя свое произношение через наушники (2) и воздуховоды (1).

4. При необходимости, специалист предъявляет данное слово или фразу повторно необходимое количество раз.

5. Затем после усвоения материала пациент прослушивает следующие слово или фразу.

При проведении самостоятельных занятий дома или в клинике:

1. Пациент сам или с помощью родственников запускает файлы с аудиозаписями слов и фраз на компьютере. При этом звучащая речь может сопровождаться предъявлением на мониторе компьютера текста или соответствующего предметного или сюжетного изображения (это решает специалист, назначающий больному домашнее задание).

2. Больной прослушивает звучание слова или фразы.

3. Повторяет звучащее слово или фразу с помощью динамика (4) и микрофона (5), контролируя свое произношение через наушники (2) и воздуховоды (1).

4. При необходимости, пациент повторяет упражнение, запуская файл необходимое количество раз.

5. Затем после усвоения материала идет работа над другими словами и фразами.

В предлагаемой полезной модели в отличие от известной непосредственная и отсроченная обратная связь (слышание своего голоса и голоса записанного на магнитофон) подается больному с одинаковыми параметрами, так пациент слышит звук, поступающий из одного места - общей полости (3), расположенной перед органами артикуляции. В известной системе пациент мог воспринимать звук собственной речи из разных источников - собственно органов артикуляции и магнитофона.

Система также обеспечивает повышение четкости непосредственной обратной связи, так как речевые волны не рассеиваются в пространстве, а концентрируются общей полостью (3), достигая органов слуха по воздуховодам (1) и наушникам (2).

Система обеспечивает и повышение четкости отсроченной обратной связи, так как собственная речь или речь специалиста подаются непосредственно по воздуховодам (1) и наушникам (2) к органам слуха пациента.

Система позволяет проводить групповые занятия с несколькими больными с нарушениями речи, за счет обеспечения изоляции пациента от окружающих звуков, с одновременным усилением громкости собственной речи. Благодаря этому специалист по восстановлению может при необходимости проводить одновременно занятия с несколькими больными, давая каждому больному индивидуальные задания (через динамик (4), установленный в общей полости (3) каждой системы), и контролируя произношение каждого больного (через микрофон (5), установленный в общей полости (3) каждой системы). При этом пациент получает возможность выполнять задания, не мешая окружающим его больным.

Система также обеспечивает проведение занятий с больными в условиях наличия посторонних шумов (что часто наблюдается в клинике) благодаря тому, что органы слуха больного закрыты наушниками (2).

Кроме того, система упрощает самостоятельные занятия пациента и позволяет проводить восстановительное обучение после выписки из стационара, что в конечном итоге повышает качество восстановления речи в более короткие сроки. Система также уменьшает напряженность больного при проведении занятий в присутствии посторонних лиц, так как изолирует его от окружающей среды.

Таким образом, предлагаемая полезная модель создает пациентам с различными формами афазий более комфортные условия для самостоятельных занятий. Модель обеспечивает изоляцию больного от внешних окружающих его шумов, что имеет важное значение для восстановительного обучения, так как даже незначительные внешние помехи могут негативно влиять на пациента, сбивать, отвлекать, раздражать его. Следовательно, система, защищая пациента от внешних шумов, способствует повышению эффективности занятий. При этом она не только изолирует пациента от окружающих шумов, но и в определенной степени изолирует окружающих пациента людей от необходимости быть невольными участниками его занятий, что имеет так же немаловажное значение как в условиях клиники, где не всегда есть возможность уединиться для занятий, так и в домашних условиях.

Система, предназначенная для восстановления речи при афазии, содержащая динамик, микрофон и звукозаписывающее устройство, отличающаяся тем, что

а) она содержит два полых воздуховода, изготовленных из пластмассы, верхние части которых переходят в пустотелые наушники, а нижние части объединены в общую полость,

б) динамик и микрофон размещены в нижней части двух воздуховодов - общей полости и электрически соединены со звукозаписывающим устройством, обеспечивая отсроченную обратную связь путем записи речи и ее воспроизведения, причем

в) нижняя часть воздуховодов - общая полость изготовлена таким образом, чтобы размещенные в ней динамик и микрофон располагались в непосредственной близости к артикуляционному аппарату пациента, обеспечивая концентрацию речевых волн,

г) при этом воздуховоды обеспечивают непосредственную обратную связь путем проведения ими речи в реальном времени от органов артикуляции к органам слуха.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к медицине, точнее к аудиологии и сурдопедагогике, и может найти применение при лечении людей с нарушениями слуха
Наверх