Средство для обучения чтению

 

Полезная модель относится к области педагогики, а именно к средствам для обучения чтению детей дошкольного возраста. Предлагаемое средство состоит из двух тематических частей: информационной - имеющей вид табло и ассоциативной, объединенных единым корпусом. Информационная часть предлагаемого средства содержит установленные на горизонтальных опорах 1 игровые элементы в виде преимущественно трехгранных призм 2 с возможностью их вращения относительно друг друга, имеющих на своих гранях сменные изображения букв, слогов, слов или простых предложений 3. Ассоциативная часть предлгаемого средства состоит из тонкой вставки 7 - деревянной, пластиковой или металлической, вставляющейся в периметральный паз 8, выполненный на средней 6 и боковой 9 пластинах, а также верхней 10 и нижней 11 пластинах. Обучение чтению происходит за счет демонстрации и самостоятельного поиска учащимися изображений букв/слогов/слов, путем вращения игровых элементов и соотнесения с ассоциативной картинкой (наклейкой/магнитом). Предлагаемое средство для обучения чтению позволяет изучать новый материал, одновременно повторяя уже пройденный. 1 з.п. ф-лы, 4 илл.

Полезная модель относится к области педагогики, а именно к средствам для обучения чтению детей дошкольного возраста.

Известно устройство для обучения чтению детей дошкольного возраста по методу Глена Домана (см. свидетельство на полезную модель РФ 12481 МПК G09B 1/00 опубл. 10.01.2000 г.), содержащее светлые картонные полосы с нанесенными на них символами в виде букв красного цвета с определенной высотой и толщиной шрифта. Буквы нанесены на карточки, которые вставлены в эластичные держатели или прорези.

Техническим результатом данного устройства является возможность быстрого набора слогов, слов, предложений из отдельных карточек.

Недостатком устройства является его недолговечность, т.к. оно выполнено из бумаги или картона, используется эластичный держатель, что при активном пользовании быстро приведет устройство к непрезентабельному виду. Кроме того, устройство имеет не совсем привлекательный для детей вид, т.к. не похоже на игрушку.

Известно средство для обучения чтению кубики Чаплыгина (см. патент РФ на полезную модель 70032 МПК G09B 17/00 опубл. 10.01.2008 г.), включающие несколько объемных игровых элементов, разделенных на 2 части, выполненные на параллельных осях с возможностью вращения относительно друг друга, а также с возможностью размещения между двумя вращающимися частями еще одного игрового элемента. На поверхности частей изображены буквы.

Недостатком данного средства для обучения чтению является большое количество игровых элементов, что осложняет процесс обучения. Также к недостаткам относится ограниченное количество составляемых слогов, слов.

Прототипом предлагаемого средства для обучения чтению является набор обучающих кубиков С.Белолипецкого, включающий разделенные на две части игровые элементы с возможностью их соединения и вращения относительно друг друга. На поверхности игровых элементов крепятся специальные насадки - сменные изображения букв и картинки. Средство содержит 10 игровых элементов и, по меньшей мере, 10 насадок (см. патент на изобретение РФ 2216049 МПК G09B 17/00 опубл. 10.11.2003).

Техническим решением данного средства является возможность составления слогов, слов с наглядной демонстрацией образования из букв слога и слова, с демонстрацией ассоциативных связей - картинок. Соответствующие картинки помогают запоминать буквы. Причем картинки не только начинаются с той буквы, которую иллюстрируют, но и похожи на нее внешне. Например, к букве «г» нарисован гвоздь, согнутый как эта буква. А «м» - это Миша и Маша, которые стоят, взявшись за руки.

Недостатком принятого за прототип средства для обучения чтению является большое количество игровых элементов, при этом невозможность составить одновременно несколько слов или слогов с близким составом букв, а также невозможность составить простые предложения.

Задача полезной модели - создание эффективного средства для обучения чтению с возможностью одновременной демонстрации слов с похожим набором букв (напр. МАЛ, МАЛО, МЕЛ, МЫЛО), с ненавязчивым, почти подсознательным повторением изученного материала; с техническим решением, минимализирующим количество игровых элементов.

Для решения поставленной задачи (технического результата) предлагается средство, состоящее из двух тематических частей: информационной - имеющей вид табло и ассоциативной, объединенных единым корпусом, состоящим из вертикальных боковых и средней пластин, и горизонтальных верхней и нижней пластин.

Информационная часть предлагаемого средства содержит установленные на горизонтальных опорах игровые элементы в виде преимущественно трехгранных или квадратных призм, имеющих на своих гранях сменные изображения букв, слогов, слов или простых предложений. Игровые элементы выполнены с возможностью их вращения относительно друг друга на параллельных горизонтальных осях, закреплены на вертикальных пластинах - боковой и средней.

Ассоциативная часть предлгаемого средства состоит из вставки из тонкой пластины - деревянной, пластиковой или металлической, вставляющейся в периметральный паз, выполненный на средней и боковой пластинах, а также верхней и нижней пластинах.

Буквы, слоги и слова могут быть закреплены на гранях трехгранных призм с помощью различных держателей: пластилин, скотч, клей, пластиковый прозрачный держатель.

Предлагаемое средство для обучения чтению может быть выполнено из пластика или дерева. Предпочтительнее использование дерева.

Вставка в ассоциативной части может быть выполнена из разных материалов в зависимости от цели обучения: плотный многослойный картон или пластик для использования в методике простых наклеек или металлический лист для использования магнитных наклеек.

Количество призм и соответственно размер самого средства могут варьироваться в зависимости от задач обучения и возраста учащихся. Для начального этапа обучения это могут быть 4 призмы, содержащие слоги и короткие слова. Далее можно увеличивать количество призм, увеличив на нужную длину размер боковых пластин. Может изменяться и длина призм, в соответствии с изучаемым материалом (напр. простые предложения).

Обучение чтению происходит за счет демонстрации и самостоятельного поиска учащимися изображений букв/слогов/слов, путем вращения игровых элементов и соотнесения с ассоциативной картинкой (наклейкой/ магнитом). Повторение происходит также за счет вращения игровых элементов, т.к. происходит узнавание уже изученного материала.

Предлагаемое средство для обучения чтению позволяет изучать новый материал, одновременно повторяя уже пройденный. Средство позволяет усложнять процесс обучения в зависимости от возраста и уровня знаний учащихся, быстро меняя материал на гранях призм.

Все вышеуказанное позволило:

- создать технологически простое устройство для обучения чтению, которое позволяет быстро менять изучаемую информацию в зависимости от задач обучения и возраста обучающихся.

- наглядно демонстрировать сразу несколько схожих слов или простых предложений.

- ненавязчиво повторять изученный материал.

- минимализировать количество игровых элементов, т.к. их большое число рассредоточивает внимание и отвлекает от цели обучения.

Предлагаемое средство позволяет эффективно организовать процесс обучения чтению, исполюзуя большинство из законов памяти (по данным Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%EC%FF%F2%FC)

Законы памяти.

- 3акон интереса: интересное запоминается легче.

Возможность самостоятельного поиска ребенком нужного слова и картинки к нему усиливают интерес к обучению.

- 3акон осмысления: чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

Предлагаемое средство позволяет не просто демонстрировать слоги и слова, но и осмысленно связывать их с соответствующими понятиями.

- 3акон действия: информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.

Обучение происходит за счет физической деятельности - поиска нужного слова путем поворота трехгранных призм вокруг своей оси.

- 3акон контекста: при ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.

В предлагаемом средстве объеденины информационная и ассоциативная часть.

- 3акон оптимальной длины ряда: длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объем кратковременной памяти.

Объем кратковременной памяти равен +-7-9 единиц. В данном средстве он не превышается.

- 3акон повторения: лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.

Предложенное средство позволяет совмещать новый, изученный на прошлом уроке, изученный на позапрошлом уроке материалы, находящиеся на гранях призм, а, соответственно, обеспечивает неоднократное и ненавязчивое повторение и запоминание.

Полезная модель поясняется чертежами.

На фиг.1 изображена трехранная призма 2 со сквозным продольным отверстием 4 для опоры 1. Опора 1 круглая и выполнена длиннее трехгранной призмы настолько, насколько это обеспечит игровому элементу свободное вращение без касания боковых вертикальных пластин 5 и 6.

На фиг.2 изображена конструкция предлагаемого средства в собранном виде с трехгранными игровыми элементами 2.

На фиг.3 изображен вид сбоку на трехгранную призму 2 со сквозным продольным отверстием 4 (опора, вставляющаяся в отверстие удалена) и имеющее на своих гранях сменные изображения букв/слогов/слов 3.

На фиг.4 изображена собранная и готовая к работе конструкция в цвете с примером ассоциативной картинки.

Средство для обучения чтению включает информационную и ассоциативную части.

Информационная часть предлагаемого средства содержит установленные на горизонтальных опорах 1 игровые элементы в виде преимущественно трехгранных 2 или квадратных призм, имеющих на своих гранях сменные изображения 3 букв, слогов, слов или простых предложений. Игровые элементы 2 выполнены с возможностью их вращения относительно друг друга на параллельных горизонтальных осях-опорах 1, вставляющихся в сквозное продольное отверстие 4 в игровом элементе 2. Игровые элементы закреплены на вертикальных пластинах - боковой 5 и средней 6.

Ассоциативная часть предлгаемого средства состоит из вставки из тонкой пластины 7 - деревянной или металлической, вставляющейся в периметральный паз 8 выполненный на средней 6 и боковой 9 пластинах, а также верхней 10 и нижней 11 пластинах.

1. Средство для обучения чтению, содержащее две тематические части - информационную и ассоциативную, отличающееся тем, что информационная часть предлагаемого средства содержит установленные на параллельных горизонтальных опорах игровые элементы в виде преимущественно трехгранных призм с возможностью их вращения относительно друг друга, имеющих на своих гранях сменные изображения букв, слогов, слов или простых предложений, а ассоциативная часть предлагаемого средства состоит из тонкой пластины, вставляющейся в периметральный паз, выполненный на средней и боковой пластинах, а также верхней и нижней пластинах.

2. Средство по п.2, отличающееся тем, что информационная и ассоциативная части объединены одним корпусом, выполненным из вертикальных боковых и средней, горизонтальных верхней и нижней пластин.



 

Наверх