Учебное пособие

 

Полезная модель касается средств обучения и может быть использована для формирования у детей младшего школьного возраста представления о внутреннем строении растительной и животной клеток, об основных органоидах этих клеток, их внешнем виде и функциях. Учебное пособие состоит из модели микроскопа, представляющего собой параллелепипед без одной грани, на грани, противоположной отсутствующей, расположено отверстие «окуляр». Между «окуляром» и отсутствующей гранью выполнен разрез по верхней и боковым граням. Кроме того в состав учебного пособия входят модели микропрепаратов растительной и животной клеток, выполненных в виде рисунков на полупрозрачном материале, закрепленных каждый в отдельной рамке, размеры которых соответствуют размерам разреза на модели микроскопа; набор моделей органелл, два основания с нанесенным на одно из них контура растительной клетки, а на другое -контура животной клетки, выполненные с возможностью фиксации на них моделей органелл. В результате того, что обучающиеся не только смотрят, но и собственными руками собирают модели растительной и животной клеток, у них выстраивается верное представление о их строении и содержании, развивается умение сравнивать, анализировать, делать выводы, формируются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

Полезная модель касается средств обучения и может быть использована для демонстрации и изучения микропрепаратов, формирования у детей младшего школьного возраста представления о внутреннем строении растительной и животной клеток, об основных органоидах этих клеток, их внешнем виде и функциях.

Известно, что для демонстрации микропрепаратов предлагают использовать прибор «Гистоскоп», который состоит из диапроектора «Пеленг 500 Д», микроскопа «Биолам» с круглым столиком. За конденсором микроскопа по главной оптической оси располагается осветительная система, состоящая из теплофильтра, галогеновой лампы и сферического зеркального отражателя, отрегулированная таким образом, что диаметр светового луча совпадает с диаметром нижней линзы конденсора микроскопа, обеспечивая световой поток около 500 лк. (1) С помощью этого прибора можно рассмотреть строение клетки -основной и самой простой единицы строения всех живых организмов, увидеть, что она ограничена собственой оболочкой и внутри ее находится жидкое вещество - цитоплазма, в которой сод ежится множество других составляющих клетки. Однако данный прибор сложен по своей конструкции и настройке (особенно для детей младшего школьного возраста), а также требует довольно больших затрат на его приобретение, что в современнных условиях затруднительно для большинства образовательных учреждений.

Предлагаемое пособие решает задачу расширения арсенала средств для обучения, в частности создание простого по конструкции, недорогого и несложного в использовании учебного пособия для изучения микропрепаратов детьми младшего школьного возраста.

Поставленная задача достигается за счет того, что учебное пособие для демонстрации микропрепаратов содержит модель микроскопа в виде параллелепипеда без одной грани, на грани, противоположной отсутствующей, расположено отверстие «окуляр», между «окуляром» и отсутствующей гранью выполнен разрез по верхней и боковым граням, модели микропрепаратов выполненные в виде двух рамок с изображением на внутренней части одной из них растительной, а на другой - животной клетки; два основания, выполненные в виде рамок с изображением на одном из них контура растительной, а на другом - контура животной клетки; набор моделей органелл с возможностью фиксации их на основании с изображением контура клетки.

Новизна предлагаемого устройства заключается:

- в простоте конструктивного исполнения модели микроскопа, представляющего собой параллелепипед без одной грани, с отверстием

«окуляр», расположенным на грани, противоположной отсутствующей, разрезом по верхней и боковым граням, выполненым между «окуляром» и отсутствующей гранью;

- наличии моделей микропрепаратов растительной и животной клеток, выполненных в виде рисунков на полупрозрачном материале, закрепленных каждый в отдельной рамке, размеры которых соответствуют размерам разреза на модели «микроскопа»;

- наличии набора моделей органелл, в который входят, например, модели ядра клетки, эндоплазматической сети, аппарата Гольджи, вакуолей, лизосом, митохондрий, пластид, рибосом;

- наличии основания с нанесенным на него контуром растительной клетки и возможностью фиксации моделей органелл растительных клеток;

- наличии основания с нанесенным на него контуром животной клетки и возможностью фиксации моделей органелл животных клеток;

Такое техническое решение, заключающееся в выполнении микроскопа, микропрепаратов и органелл в виде моделей, характеризуется простотой исполнения, дешевизной и доступностью для любого учебного заведения, позволяет используя простые модели получать наилучший эффект при изучении внутреннего строения клеток детьми младшего школьного возраста за счет возможности самостоятельной сборки моделей клеток.

Полезная модель характеризуется чертежом, представленным на рис.1.

Учебное пособие состоит из модели электронного микроскопа 1, представляющего собой параллелепипед без одной грани, на грани 2, противоположной отсутствующей, расположен «окуляр» в виде круглого отверстия 3, диаметр которого 5-6 мм. На верхней и двух боковых гранях 4 выполнен разрез 5, который предназначен для моделей микропрепаратов, выполненных на рамках 6, по размерам соответствующим размеру разреза 5 на модели микроскопа 1. Внутренняя часть рамки 6 выполнена из полупрозрачного материала, на центральной части рамки выполнен рисунок клетки 7. Кроме того, в состав учебного пособия входит два основания 8, на одно из которых нанесен контур растительной клетки, а на другое - контур животной клетки, а также набор моделей 9 органелл растительной и животной клеток, выполненных с возможность фиксации на основаниях 8 для создания моделей растительной и животной клеток.

Учебное пособие используется следующим образом. В разрез 5 модели электроного микроскопа 1, выполненного в виде параллелепипеда вставляют изучаемый «микропрепарат» (например, рамку 6 с рисунком животной клетки), внимательно

рассматривают его через «окуляр» 3, повернув модель микроскопа отсутствующей гранью к свету. Затем выбирают основание 8 с контуром животной клетки. Собирают на ней модель клетки, соответствующую изображению на рисунке 7, используя для этого элементы из набора моделей 9 органелл. Заменяют рамку 6 с рисунком животной клетки на рамку 6 с рисунком растительной клетки, изучают ее, собирают модель растительной клетки. В результате получают модели двух клеток - растительной и животной. Обучающиеся сравнивают их, находят общие признаки и отличия, затем по листу-определителю для органоидов клеток, подбирают название каждому органоиду, знакомятся с их характеристиками.

В результате использования предлагаемого учебного пособия для демонстрации микропрепаратов нет необходимости в приобретении дорогостоящего оборудования для демонстрации детям младшего школьного возраста внутреннего строения растительной и животной клеток, основных органоид этих клеток, их внешнего вида.

Входящие в состав предлагаемого учебного пособия модели могут быть выполнены из любых традиционных (дерево, картон, металл) и современных пластических материалов.

В результате того, что обучающиеся не только смотрят, но и собственными руками собирают модели растительной и животной клеток, у них выстраивается верное представление о их строении и содержании, развивается умение сравнивать, анализировать, делать выводы, формируются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

Список использованной литературы

1. Свидетельство на полезную модель №20800 G 09 В 1/00, публ. 27.11.2001 г.

1. Учебное пособие, выполненное в виде прибора для демонстрации микропрепаратов, отличающееся тем, что содержит модель микроскопа, представляющего собой параллелепипед без одной грани, на грани, противоположной отсутствующей, расположено отверстие "окуляр", а между "окуляром" и отсутствующей гранью выполнен разрез по верхней и боковым граням, модели микропрепаратов растительной и животной клеток выполнены в виде рисунков на полупрозрачном материале, которые закреплены каждый в отдельной рамке, размеры которых соответствуют размерам разреза на модели микроскопа, набор моделей органелл, основание с нанесенным на него контуром растительной клетки и возможностью фиксации моделей органелл растительных клеток, основание с нанесенным на него контуром животной клетки и возможностью фиксации моделей органелл животных клеток.

2. Учебное пособие по п.1, отличающееся тем, что в набор моделей органелл, выполненных с возможностью фиксации на основании с нанесенным на него контуром клетки, входят, например, модели ядра клетки, эндоплазматической сети, аппарата Гольджи, вакуолей, лизосом, митохондрий, пластид, рибосом.



 

Похожие патенты:

Офисный или промышленный точечный светодиодный светильник (потолочный, настенный, встраиваемый, подвесной) с улучшенными характеристиками относится к области осветительной техники, а именно к осветительным приборам на основе светоизлучающих диодов и может быть использован для освещения офисных и административных помещений, а также детских и образовательных учреждений и прочих общественных мест.

Микроскоп // 126481
Наверх