Рыбопромысловое судно с холодильной установкой для замораживания криля

 

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно к конструкциям рыболовных судов, предназначенных для добычи водных биоресурсов, в т.ч. криля, оснащенных холодильными машинами, морозильными камерами для замораживания криля и холодильными камерами для хранения криля, и может быть использована при проектировании, строительстве новых типов судов и модернизации существующих судов флота рыбной промышленности.

Рыбопромысловое судно с холодильной установкой для замораживания криля содержит корпус с грузовым трюмом, оборудованным воздухоохладителями, и холодильно-технологический комплекс в составе взаимосвязанных между собой, по крайней мере одной, воздушной холодильной машины и морозильного аппарата.

Новым является то, что в качестве морозильного аппарата применен туннельный скороморозильный аппарат, с размещенным внутри него транспортирующим устройством, при этом длина последнего более длины туннельного аппарата, а на концах транспортирующего устройства предусмотрены площадки для загрузки сырья из криля и выгрузки замороженного продукта.

Полезная модель позволяет повысить производительность судна по замораживанию криля с одновременным повышением качества вырабатываемой на судне конечной продукции, а также обеспечивает экологическую безопасность окружающей среды.

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно к конструкциям рыболовных (добывающих) судов, предназначенных для добычи водных биоресурсов (ВБР), в т.ч. криля, оснащенных холодильными машинами, морозильными камерами для замораживания ВБР и холодильными камерами для хранения продукции из ВБР, и может быть использована при проектировании, строительстве новых типов судов и модернизации существующих судов флота рыбной промышленности.

Известны рыболовные (добывающие) суда являющиеся по своему назначению аналогами заявляемого, например, средний рыболовный траулер морозильный типа «Василий Яковенко» (см. «Справочник типовых судов «Флот рыбной промышленности», издание 3, М, «Транспорт», 1990 г., стр.145-147), содержащий грузовой трюм для хранения морепродуктов и оборудование для их предварительного замораживания, в качестве которого использованы традшшонные парокомпрессорные холодильные машины, где в качестве хладагента применен аммиак.

Недостатком указанного аналога является необходимость дополнительных материальных затрат для принятия защитных технических мер по обеспечению безопасности эксплуатации холодильных машин на аммиаке, ввиду его высокой токсичности и пожаровзрывоопасности.

Также, известны рыболовные (добывающие) суда являющиеся по своему назначению и общей компоновке, аналогами заявляемого, например, траулер-сейнер морозильный типа «Орленок» проекта «Атлантик-333» (см. «Справочник типовых судов «Флот рыбной промышленности», издание 3, М, «Транспорт», 1990 г., СПб, стр.138), предназначенный для лова рыбы, выпуска мороженой продукции и доставки ее в порт и оборудованный парокомпрессорными холодильными машинами, где в качестве хладагента применен безопасный при эксплуатации синтетический холодильный агент - «Хладон 22».

Недостатком указанного аналога является то, что он не в полной мере соответствует современным техническим требованиям в отношении судового холодильного оборудования с применением синтетических холодильных агентов, ввиду того, что последние являются веществами, разрушающими озоновый слой, и их использование требует дополнительных мер специальной технической защиты экологической безопасности окружающей среды.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому по своему назначению и общей компоновке, принятым за ближайший аналог (прототип) полезной модели, является рыбопромысловое судно с воздушной холодильной машиной (см. описание к патенту 65462 на полезную модель «Рыбопромысловое судно с воздушной холодильной машиной», М.Кл.8 В63В 35/14-35/24), предназначенное для лова ВБР, выпуска мороженой продукции и доставки ее в порт. Указанное рыбопромысловое судно снабжено холодильно-технологическим комплексом (ХТК) в составе: воздушной холодильной машины (ВХМ), в которой в качестве хладагента применен воздух, и морозильного аппарата, а также грузового трюма, оборудованным воздухоохладителями.

Недостатком ближайшего аналога (прототипа) является то, что он не в полной мере соответствует современным техническим требованиям в отношении рыбопромысловых судов, снабженных ХТК, в части внедрения новых, экономически обоснованных, высокоэффективных технологий глубокой заморозки криля и других ВБР, связанным с периодической остановкой работы ХТК, которая обусловлена необходимостью загрузки (выгрузки) замораживаемого сырья (криля) в морозильный аппарат.

Предлагаемая полезная модель направлена на устранение недостатков ближайшего аналога - прототипа, включая, в первую очередь, повышение производительности судна по замораживанию криля (ВБР) с одновременным повышением качества вырабатываемой на судне конечной продукции, а также обеспечение экологической безопасности окружающей среды.

При этом решена задача создания принципиально новой конструкции экономически эффективного рыбопромыслового судна, которое в отношении безопасности его эксплуатации полностью отвечает всем современным техническим требованиям международных соглашений по охране окружающей среды.

Это достигается тем, что в конструкции предлагаемого рыбопромыслового судна, содержащего корпус с грузовым трюмом, оборудованным воздухоохладителями, и холодильно-технологический комплекс в составе взаимосвязанных между собой, по крайней мере одной, холодильной машины и морозильного аппарата, в отличие от ближайшего аналога - прототипа, в качестве в качестве морозильного аппарата применен туннельный скороморозильный аппарат, с размещенным внутри него транспортирующим устройством, при этом длина последнего более длины туннельного аппарата, а на концах транспортирующего устройства предусмотрены площадки для загрузки сырья из криля и выгрузки замороженного продукта.

Кроме того, поставленная цель достигается тем, что воздушная холодильная машина выполнена с возможностью получения холодного воздуха с температурой в интервале от минус 30°С до минус 100°С, так как полученный с помощью ВХМ (с пожаровзрывобезопасным, нетоксичным хладагентом в виде воздуха) на ее выходе экологически чистый холодный воздух с температурой в указанном интервале в значительной степени ускоряет процесс замораживания криля и других ВБР и, тем самым, увеличивает производительность судового холодильно-технологического комплекса по замораживанию криля.

Экспериментальным путем доказано, что в ходе процесса замораживания за счет получения мелкокристаллической структуры льда в межклеточном пространстве замораживаемого продукта (криля), при сверхбыстром прохождении зоны критического интервала температур (от минус 1°С до минус 5°С), значительно повышается качество вырабатываемой на судне конечной продукции.

Одним из наиболее оптимальных с точки зрения наиболее эффективной работы холодильно-технологического комплекса в процессе его эксплуатации является вариант, при котором судовой холодильно-технологический комплекс содержит, по меньшей мере, две ВХМ, при этом одна соединена пневматически с туннельным скороморозильным аппаратом и подключена к последнему навстречу движению транспортирующего устройства, а вторая - с воздухоохладителями трюма, т.е. одна из ВХМ работает на холодообеспечение туннельного скороморозильного аппарата, а вторая - на холодообеспечение трюма. Необходимость такой конструкции связана со спецификой работы рыбопромыслового судна: при длительных переходах судна из района промысла, а также при отсутствии сырья для замораживания, работает только одна холодильная машина - исключительно для поддержания температурного режима в трюме готовой продукции. Возможность раздельной автономной работы холодильных машин: или на замораживание, или только на хранение рыбной продукции позволяет в значительной степени экономить энергоресурсы судна и увеличить автономность последнего по топливу.

Возможна конструкция, в которой туннельный скороморозильный аппарат размещен в рыбоперерабатывающем цехе.

Также возможна конструкция, в которой туннельный скороморозильный аппарат и воздушная холодильная машина, соединенная пневматически с указанным аппаратом, размещены на одной палубе.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, на фиг.1 которого схематично изображено рыбопромысловое судно (продольный разрез) с «функционально» обозначенными основными элементами холодильно-технологического комплекса при размещении скороморозильного туннельного аппарата в рыбоперерабатывающем цехе, на фиг.2 - тоже, с размещением скороморозильного туннельного аппарата на одной палубе с воздушной холодильной машиной.

Примером конкретного выполнения заявляемой полезной модели является один из вариантов конструкции рыбопромыслового судна с холодильной установкой для замораживания криля, разработанный ОАО «Гипрорыбфлот».

Рыбопромысловое судно с холодильной установкой для замораживания криля, содержит корпус с грузовым трюмом 1 для хранения мороженой продукции из криля, оборудованным воздухоохладителями 2, рыбоперерабатывающий цех 3 и рефрижераторный отсек 4, в котором (4) размещена воздушная холодильная машина (ВХМ) 5 с хладагентом в виде воздуха, входящая (5) в состав холодильно-технологического комплекса (ХТК), который включает также скороморозильный туннельный аппарат (СМТА) 6, внутри которого (6) размещено транспортное устройство, например, ленточный транспортер 7, длина которого (7) более длины СМТА 6, при этом на концах ленточного транспортера 7 предусмотрены площадки для загрузки (на чертеже не показано) сырья из криля и выгрузки (на чертеже не показано) замороженного продукта. СМТА 6 размещен в рыбоперерабатывающем цехе 3 (см. фиг.1). Входящие в состав ХТК ВХМ 5 и СМТА 6 соединены пневматически (на чертеже не показано), при этом СМТА 6 подключена (на чертеже не показано) к ВХМ 5 навстречу движению ленточного транспортера 7, и также ВХМ 5 соединена пневматически (на чертеже не показано) с воздухоохладителями 2 трюма 1. В другом варианте СМТА 6 может быть размещен на одной палубе с ВХМ 5 в рефрижераторном отсеке 4 (см. фиг.2).

Предложенную конструкцию рыбопромыслового судна при его практической эксплуатации используют следующим образом.

Поднятый на борт судна улов криля (на чертеже не показано) направляют либо непосредственно на замораживание в СМТА 6, либо в бункер-накопитель (на чертеже не показано), размещенный в корпусе судна, с последующим направлением на замораживание с помощью СМТА 6. В обоих случаях криль через, например, объемный дозатор (на чертеже не показано) загружают в поддоны (на чертеже не показано), которые размещают на площадке для загрузки сырья (на чертеже не показано) и перемещают, например, вручную, на ленточный транспортер 7, с помощью которого перемещают поддоны внутри СМТУ 6, где происходит замораживание криля. После выхода поддона из СМТУ 6 его (поддон) перемещают, например, вручную, на площадку выгрузки (на чертеже не показано) замороженного продукта. После этого замороженный продукт (на чертеже не показан) упаковывают и направляют в помещения грузового трюма 1 на хранение. Обеспечение процессов замораживания криля и поддержания необходимой температуры воздуха в трюме 1 достигается путем подачи холодного воздуха от ВХМ 5, выполненной с возможностью получения холодного воздуха с температурой в интервале от минус 30°С до минус 100°С, к СМТА 6 и/или в воздухоохладители 2 помещений грузового трюма 1.

Предлагаемое рыбопромысловое судно с холодильной установкой для замораживания криля дает возможность выполнить современные технические требования в отношении судовых холодильно-технологических комплексов, что позволяет повысить производительность судна по замораживанию криля с одновременным повышением качества вырабатываемой на судне конечной продукции, а также обеспечивает экологическую безопасность окружающей среды.

1. Рыбопромысловое судно с холодильной установкой для замораживания криля, содержащее корпус с грузовым трюмом, оборудованным воздухоохладителями, и холодильно-технологический комплекс в составе взаимосвязанных между собой, по крайней мере, одной воздушной холодильной машины и морозильного аппарата, отличающееся тем, что в качестве морозильного аппарата применен туннельный скороморозильный аппарат с размещенным внутри него транспортирующим устройством, при этом длина последнего более длины туннельного аппарата, а на концах транспортирующего устройства предусмотрены площадки для загрузки сырья из криля и выгрузки замороженного продукта.

2. Рыбопромысловое судно по п.1, отличающееся тем, что воздушная холодильная машина выполнена с возможностью получения холодного воздуха с температурой в интервале от минус 30°C до минус 100°C.

3. Рыбопромысловое судно по п.1 или 2, отличающееся тем, что холодильно-технологический комплекс содержит, по меньшей мере, две воздушные холодильные машины, при этом одна соединена пневматически с туннельным скороморозильным аппаратом и подключена к последнему навстречу движению транспортирующего устройства, а вторая соединена пневматически с воздухоохладителями трюма.

4. Рыбопромысловое судно по п.3, отличающееся тем, что туннельный скороморозильный аппарат размещен в рыбоперерабатывающем цехе.

5. Рыбопромысловое судно по п.3, отличающееся тем, что туннельный скороморозильный аппарат и воздушная холодильная машина, соединенная пневматически с указанным аппаратом, размещены на одной палубе.



 

Похожие патенты:

Траулер // 51961

Полезная модель относится к области судостроения, в частности к рыбопромысловым судам, преимущественно для океанического лова и представляет собой рыбопромысловый комплекс, состоящий из рыбопромыслового судна класса «супертраулер - большой морозильный рыболовный траулер-завод» и размещенного на его борту технологического рыбоперерабатывающего комплекса, сформированного на основе функциональных технологических модулей.
Наверх