Система навигации, регистрации, мониторинга, охраны и контроля стационарных и мобильных объектов

 

Полезная модель относится к системам навигации, регистрации, мониторинга, охраны и контроля стационарных и мобильных объектов, в условиях неохраняемого местонахождения или перемещения объектов автомобильным, железнодорожным или водным транспортом, посредством спутниковых радионавигационных систем, а так же средств радио и других видов связи. Техническим результатом является снижении стоимости и повышении надежности системы, повышение качества реализации целевых функций системы, сокращение времени приведения системы в состояние готовности. Система навигации, регистрации, мониторинга, охраны и контроля стационарных и мобильных объектов с использованием глобальная навигационной спутниковой системы, включая установленный на подвижном объекте навигационный двухсистемный ГЛОНАСС/GPS приемник (1) с антенной (2) и вычислительный блок (3), а так же диспетчерский пункт (4) с персональным компьютером, подвижный объект снабжен устройством для передачи информации по Wi-Fi, Bluetooth, 3-G, ИК и/или WiMax каналам, оборудование системы снабжено модулем GSM/GPRS для оповещения о несанкционированном вскрытии подвижного объекта и передачи параметров через службу коротких сообщений (SMS и MMS), причем, навигационный двухсистемный ГЛОНАСС/GPS приемник (1) с антенной (2), вычислительный блок (3), модули передачи информации по Wi-Fi, Bluetooth, 3-G, ИК и/или WiMax каналам и модуль GSM/GPRS конструктивно встроены в корпус устройства подвижного объекта. Система содержит, по меньшей мере, одно устройство (6) навигации и охраны, сервер (7), носимое устройство (8) контроля и оповещения, по меньшей мере, одно удаленное автоматизированное рабочее место (9), причем устройство (6) навигации и охраны дополнительно содержит энергонезависимую память (10), блок опроса (11) датчиков, модуль (5) беспроводной связи с носимым устройством (8) контроля и оповещения, модуль (13) связи с сервером, датчик (15) отрыва, автономный источник питания. Устройство навигации и охраны содержит магнитное крепление. Носимое устройство (8) контроля и оповещения содержит приемник (19) сигналов спутниковых радионавигационных систем ГЛОНАСС/GPS, антенну (20) приемника сигналов спутниковых радионавигационных систем ГЛОНАСС/GPS, микроконтроллерное устройство (21) управления, модуль (22) беспроводной связи с устройством (6) навигации и охраны, модуль связи (23) с сервером, энергонезависимую память (24), дисплей (25), звукоизлучатель (26), автономный источник питания. Блок опроса датчиков устройства (6) навигации и охраны содержит модуль (16) контроля целостности тары, модуль (17) контроля параметров перевозимого груза, модуль (18) самодиагностики 7 з.п. ф-лы, 1 ил.

Полезная модель относится к системам навигации, регистрации, мониторинга, охраны и контроля стационарных и мобильных объектов, в условиях неохраняемого местонахождения или перемещения объектов автомобильным, железнодорожным или водным транспортом, посредством спутниковых радионавигационных систем, а так же средств радио и других видов связи и может быть использовано для постоянного мониторинга местоположения, контроля за состоянием параметров объектов, охраны и регистрации попытки несанкционированного воздействия на объекты в реальном масштабе времени.

В настоящее время контроль перемещения грузов осуществляется путем контроля фактов отгрузки товаров и их прибытия в пункт назначения.

В любом случае надежный контроль груза требует значительных затрат времени и отвлечения сил охранных подразделений, при этом информация о случаях нарушения режима (или условий), а также имевших место чрезвычайных ситуациях, связанных с сохранностью груза, а иногда и безопасностью персонала, сопровождающего груз, может быть получена с существенным опозданием.

Известен способ мониторинга, сопровождения и управления наземными транспортными средствами (Патент РФ 2288509 от 27.11.2006). На борту каждого контролируемого мобильного объекта принимают сигналы глобальной спутниковой системы радионавигации. Посредством бортовых датчиков объекта определяют состояние его узлов и агрегатов и изменения этого состояния. Извещения преобразуют в сообщения, в поля служебной информации которых записывают коды идентификационных признаков, текущих навигационных параметров и состояний узлов и агрегатов мобильного объекта. Сообщения переносят на высокочастотные несущие и передают сигналы по радиоэфиру в диспетчерский центр, используя бортовой терминал стандартной сотовой сети подвижной связи и/или бортовой терминал специализированной ретрансляционно-радиопеленгационной сети. В диспетчерском центре принимают сигналы, обрабатывают сигналы с определением координат и построением траекторий движения транспортного средства, при этом траектории отображают на фоне фрагментов электронной карты-схемы местности в сопровождении текстовой информации, формируют командные сообщения с кодами соответствующих команд, которые передают по стандартной сотовой сети подвижной связи и/или по специализированной ретрансляционно-радиопеленгационной сети к транспортному средству.

Недостатком способа является высокая стоимость развертывания и поддержание в работоспособном состоянии территориально-распределенной ретрансляционно-радиопеленгационной сети, а так же:

- устройства системы подвижного объекта не являются полностью автономными и зависят от единого с подвижным транспортным средством источника электропитания;

- система подвижного объекта не предполагают использование беспроводной технологии передачи данных;

- способ не предусматривает мер защиты элементов устройства навигации и охраны от внешнего ударного воздействия, что значительно снижает надежность системы в целом;

- низкий показатель информирования при разрушении устройств системы.

Известна система мониторинга состояния подвижных объектов (Патент РФ на полезную модель 76153 от 14.04.2008), представляющая совокупность элементов контроля и управления подвижного объекта, включающих в себя датчики контроля, приемник навигационных сигналов спутниковых радионавигационных систем с антенной и вычислительный блок, а также диспетчерский пункт с персональным компьютером.

Недостатком системы является высокая стоимость развертывания и поддержание в работоспособном состоянии территориально-распределенной ретрансляционно-радиопеленгационной сети, а так же:

- система навигации охраны и мониторинга подвижных объектов привязана к единичному подвижному автотранспортному средству (грузовой автомобиль) и не предполагает использование на объектах железнодорожного и водного транспорта;

- элементы контроля и управления системы подвижного объекта не являются полностью автономными и зависят от единого с подвижным транспортным средством источника электропитания (штатной автомобильной и дополнительной аккумуляторных батарей);

- система не содержит средств контроля и передачи информации о целостности тары, в которой перевозится охраняемый груз (снятие устройства навигации и охраны, несанкционированное воздействие, вскрытие, уничтожение);

- система не содержит средств контроля параметров перевозимого груза (температура, влажность, величины ударных воздействий, оказываемых на груз);

- система не содержит элементов самодиагностики, что значительно снижает надежность исполнительных устройств;

- система не предполагает передачу навигационных данных на сервер о контролируемых параметрах системы (температура, данные по вибрации, состояние заряда батареи и пр.);

- система подвижного объекта не предполагает использование энергосберегающих технологий передачи данных;

- защитный кожух системы не является герметичным и ударопрочным;

- диспетчерский пункт является стационарным, система не содержит носимого устройства контроля и оповещения сотрудника охраны, сопровождающего груз;

- система не содержит энергонезависимую память, а переносное запоминающее устройство, после каждого использования системы, предполагает снятие и передачу информации на диспетчерский пункт, где предполагается подключение к персональному компьютеру для считывания этой информации, что негативно сказывается на работоспособности всей системы;

- корпус мультимедийного головного устройства предполагает размещение в автомагнитоле транспортного средства, что негативно сказывается на защищенности системы от несанкционированного воздействия и ограничивает область применения системы автомобильным транспортом, конструктивно позволяющие устанавливать автомагнитолы;

Технический результат, усматриваемый заявителем, заключается в снижении стоимости и повышении надежности системы.

Для достижения технического эффекта представленное техническое решение предполагает решение следующих задач, а именно: повышение оперативности информирования заинтересованных лиц о попытке несанкционированного вскрытия охраняемого объекта, оповещение сотрудника охраны и заинтересованных лиц о попытке несанкционированного воздействия на перевозимый охраняемый груз даже при разрушении устройства навигации и охраны, повышение оперативности реагирования подразделений охраны, повышение вероятности предотвращения хищения груза, обеспечение охраны грузов в ходе вынужденных простоев, сопровождение контейнерных перевозок от грузоотправителя до грузополучателя при перевозке различными видами транспорта, обеспечение неограниченного количества авторизованных пользователей, осуществляющих мониторинг, возможность контроля в отсутствии сопровождения.

Поставленные задачи решаются, а требуемый технический результат, при использовании полезной модели, достигается тем, что в предлагаемой системе навигации, регистрации, мониторинга, охраны и контроля стационарных и мобильных объектов используется глобальная навигационная спутниковая система, включая установленный на подвижном объекте навигационный двухсистемный ГЛОНАСС/GPS приемник с антенной и вычислительный блок, а так же диспетчерский пункт с персональным компьютером, подвижный объект снабжен устройством для передачи информации no Wi-Fi, Bluetooth, 3-G, ИК и/или WiMax каналам, оборудование системы снабжено модулем GSM/GPRS для оповещения о несанкционированном вскрытии подвижного объекта и передачи параметров через службу коротких сообщений (SMS и MMS), причем, навигационный двухсистемный ГЛОНАСС/GPS приемник с антенной, вычислительный блок, модули передачи информации по Wi-Fi, Bluelooth, 3-G, ИК и/или WiMax каналам и модуль GSM/GPRS конструктивно встроены в корпус мультимедийного устройства подвижного объекта.

Особенностью данной полезной модели является то, что система содержит, по меньшей мере, одно устройство навигации и охраны, сервер, носимое устройство контроля и оповещения, по меньшей мере, одно удаленное автоматизированное рабочее место, причем устройство навигации и охраны дополнительно содержит энергонезависимую память, блок опроса датчиков, модуль беспроводной связи с носимым устройством контроля и оповещения, модуль связи с сервером, датчик отрыва, автономный источник питания.

Устройство навигации и охраны содержит магнитное крепление. Магнитное крепление содержит, по меньшей мере, один магнит.

Магниты позволяют крепить устройство навигации и охраны на все виды тары (контейнеры, вагоны-термосы, вагоны-рефрижераторы, цистерны, полувагоны, кузова трейлеров и иные виды тары, используемой при транспортировке грузов автомобильным, железнодорожным и водным транспортом), что значительно упрощает монтаж и демонтаж устройств навигации и охраны на охраняемом объекте.

Устройство навигации и охраны включает в себя:

- вычислительный блок, осуществляющий прием данных от всех модулей устройства и передачу данных на сервер и/или носимое устройство контроля и оповещения (на базе Atmel AT mega 128);

- приемник сигналов спутниковых радионавигационных систем ГЛОНАСС/GPS и др. (например, Galileo). Может быть использован МНП-М7 ИРЗ;

- антенну приемника сигналов спутниковых радионавигационных систем ГЛОНАСС/GPS (например, 2J402SG-013RG178-SE);

- модуль связи с сервером посредством технологий беспроводной передачи данных (например, GSM, GPRS, 3G, 4G, спутниковой, транкинговой, либо иным видом радиосвязи), в системе используется малопотребляемый модуль беспроводной передачи данных - Wavecom WISMO 228;

- модуль связи с носимым устройством контроля и оповещения сотрудника охраны, сопровождающего груз, реализующего связь посредством любой из технологий беспроводной передачи данных (Wi-Fi, Bluetooth, 3G, 4G, ИК и/или WiMax каналам, ZigBee, спутниковой, транкинговой, либо иным видом радиосвязи), в системе используется малопотребляемый модуль беспроводной передачи данных - Wavecom WISMO 228;

- блок опроса данных (модули контролируемых параметров);

- энергонезависимую память встроенную в вычислительный блок;

- ударопрочный, герметичный корпус (например, стеклонаполненный полимерный материал);

- автономный источник питания, позволяющий устройству функционировать в штатном режиме без подключения к внешнему источнику электропитания (например, литиевый элемент LR 06);

- разъем.

Идентификация каждого используемого устройства навигации и охраны осуществляется посредством индивидуальных меток, информация в которые может быть внесена только на заводе-изготовителе.

Блок опроса датчиков устройства навигации и охраны содержит модуль контроля целостности тары, в которой перевозится охраняемый груз (многожильный кабель), модуль контроля параметров перевозимого груза (датчики температуры, обрыва кабеля, влажности, величины ударных воздействий, оказываемых на груз и другие параметры), модуль самодиагностики (датчики удара, отрыва, состояние батарей), позволяющий устройству навигации и охраны определять несанкционированное воздействие на само устройство (удар, снятие).

Модуль связи с сервером содержит, по меньшей мере, один держатель Sim-карты.

Корпус устройства навигации и охраны выполнен из ударопрочного полимерного материала и содержит разъем.

Использование в составе системы сервера позволяет авторизованным пользователям (грузоотправителям, грузополучателям, сотрудникам охраны, правоохранительным органам и прочим заинтересованным лицам) получать информацию о местоположении и состоянии груза с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. При этом количество диспетчерских пунктов и одновременно обращающихся за информацией авторизованных пользователей, осуществляющих мониторинг, может быть любым, и ограничивается только возможностями самого сервера системы и пропускной способностью канала Интернет. Это позволяет осуществлять распределение информации по видам, в зависимости от функций и вида деятельности пользователя. Поступающая информация на сервер системы приходит в виде упакованных сообщений, которые распаковываются, обрабатываются и информация из них посредством программного обеспечения заносится в базу данных.

Удаленные автоматизированные рабочие места предназначены для информирования в требуемом объеме текущего местоположения мобильных или стационарных объектов и/или состояния перевозимых грузов (текущие показатели модулей устройств навигации и охраны). Подключение удаленных автоматизированных рабочих мест к серверу системы и носимому устройству контроля и оповещения осуществляется с использованием протокола TCP/IP и физически поддерживается по каналу беспроводного соединения.

В качестве серверного программного обеспечения, возможно использование любой серверной операционной системы, которая предназначена для работы в сетях с выделенными серверами, и оптимизирована для работы в роли сервера, такие как Windows, Linux. В качестве баз данных системы возможно использование любую реляционную базу данных, понимающую язык SQL (например, MS SQL, Oracle Database и др.). Для передачи данных возможно использование протоколы транспортного уровня стека TCP/IP (например, TCP, UDP).

Контролируемые параметры модулей устройства навигации и охраны с заданной периодичностью записываются в устройство энергонезависимой памяти (встроенная Flash память), либо другие виды энергонезависимых запоминающих устройств.

Носимое устройство контроля и оповещения содержит приемник сигналов спутниковых радионавигационных систем ГЛОНАСС/GPS, антенну приемника сигналов спутниковых радионавигационных систем ГЛОНАСС/GPS, микроконтроллерное устройство управления, модуль связи с устройством навигации и охраны, модуль связи с сервером, энергонезависимую память, дисплей, звукоизлучатель, автономный источник питания.

Носимое устройство контроля и оповещения реализует связь с устройствами навигации и охраны, закрепленными на охраняемых объектах (вагонах, контейнерах и т.д.) при помощи любой из технологий беспроводной передачи данных, а также связь с сервером посредством технологий GSM, GPRS, 3G, 4G, спутниковой связи, транкинговой, либо иным видом радиосвязи.

Носимое устройство контроля и оповещения включает в себя:

- приемник сигналов спутниковых радионавигационных систем ГЛОНАСС/GPS. Может быть использован МНП-М7 ИРЗ;

- антенну приемника сигналов спутниковых радионавигационных систем ГЛОНАСС/GPS;

- модуль связи с устройствами навигации и охраны, установленными на охраняемых объектах, находящимися в зоне ответственности сотрудника охраны, реализующий связь посредством любой из технологий беспроводной передачи данных (например, 2J402SG-013RG178-SE);

- модуль связи с сервером посредством технологий беспроводной передачи данных (например, Wi-Fi, Bluetooth, GSM, GPRS, 3G, 4G, ИК и/или WiMax каналам, ZigBee, спутниковой связи и других видов радиосвязи). Например, малопотребляемый модуль беспроводной передачи данных - Wavecom WISMO 228);

- энергонезависимую память встроенную в микроконтроллер;

- микроконтроллерное устройство управления;

- дисплей (например, ЖК графическая матрица МЭЛТ);

- звукоизлучатель (звуковой капсюль JL World);

- автономный источник (аккумуляторная батарея Li-ion) питания, позволяющий устройству функционировать в штатном режиме без подключения к внешнему источнику электропитания (в состав может входить сетевой адаптер для подключения внешнего электропитания).

На фиг.1 изображена структурная схема системы навигации, регистрации, мониторинга, охраны и контроля стационарных и мобильных объектов.

Система навигации, регистрации, мониторинга, охраны и контроля стационарных и мобильных объектов с использованием глобальной навигационной спутниковой системы, включая установленный на подвижном объекте навигационный двухсистемный ГЛОНАСС/GPS приемник (1) с антенной (2) и вычислительный блок (3), а так же диспетчерский пункт (4) с персональным компьютером, подвижный объект снабжен устройством для передачи информации по Wi-Fi, Bluetooth, 3-G, ИК и/или WiMax каналам, оборудование системы снабжено модулем (13) GSM/GPRS для оповещения о несанкционированном вскрытии подвижного объекта и передачи параметров через службу коротких сообщений (SMS и MMS), причем, навигационный двухсистемный ГЛОНАСС/GPS приемник (1) с антенной (2), вычислительный блок (3), модули передачи информации по Wi-Fi, Bluetooth, 3-G, ИК и/или WiMax каналам и модуль GSM/GPRS конструктивно встроены в корпус устройства подвижного объекта.

Система содержит, по меньшей мере, одно устройство (6) навигации и охраны, сервер (7), носимое устройство (8) контроля и оповещения, по меньшей мере, одно удаленное автоматизированное рабочее место (9), причем устройство (6) навигации и охраны дополнительно содержит энергонезависимую память (10), блок (11) опроса датчиков, модуль (5) беспроводной связи с носимым устройством (8) контроля и оповещения, модуль (13) связи с сервером, датчик (15) отрыва, автономный источник питания.

Устройство (6) навигации и охраны содержит магнитное крепление. Магнитное крепление (14) устройства (6) навигации и охраны содержит, по меньшей мере, один магнит.

Корпус устройства навигации и охраны содержит разъем (12);

Блок (11) опроса датчиков устройства (6) навигации и охраны содержит модуль (16) контроля целостности тары, модуль (17) контроля параметров перевозимого груза и модуль (18) самодиагностики.

Модуль (13) связи с сервером содержит, по меньшей мере, один держатель Sim карты.

Носимое устройство (8) контроля и оповещения содержит приемник (19) сигналов спутниковых радионавигационных систем ГЛОНАСС/GPS, антенну (20) приемника сигналов спутниковых радионавигационных систем ГЛОНАСС/GPS, микроконтроллерное устройство (21) управления, модуль (22) беспроводной связи с устройством (6) навигации и охраны, модуль (23) связи с сервером, энергонезависимую память (24), дисплей (25), звукоизлучатель (26), автономный источник питания.

Реализованный вариант системы навигации, регистрации, мониторинга, охраны и контроля стационарных и мобильных объектов работает следующим образом. На охраняемый объект устанавливается устройство (6) навигации и охраны, которое крепится к нему посредством магнитного крепления (14), а именно, жестко закрепленных в днище корпуса магнитов. Устройство (6) навигации и охраны содержит вычислительный блок (3), который осуществляет управление всеми остальными модулями при помощи микроконтроллера с применением распространенных интерфейсов (SPI, I2C, UART и др.). С целью уменьшения энергопотребления устройство (6) навигации и охраны и увеличения времени его работы от батареи, в устройстве активно применяются методы снижения энергопотребления: аппаратные (выбор малопотребляющих электронных компонентов), программные (использование режима «сон», при котором приостанавливается работа всех узлов устройства, кроме тех, которые отвечают за непрерывное слежение за целостностью охраняемого объекта и самого устройства (6) навигации и охраны).

Посредством модуля (16) целостности тары, представляющего собой многожильный кабель, подключаемый к единственному разъему (12) на корпусе устройства (6) навигации и охраны, осуществляется подключение к запорному механизму охраняемого объекта путем обматывания кабелем частей запорного механизма, или же непосредственно двери объекта, таким образом, чтобы было невозможно открыть охраняемый объект, не отсоединив или не перерезав кабель. Для контроля вскрытия могут также применяться иные электронные устройства контроля целостности тары. Таким образом, устройство (6) навигации и охраны отслеживает целостность каждой из жил кабеля, что обеспечивает непрерывное слежение за целостностью запорного механизма. Разъем и кабель выполнены в пыле- и влагозащищенном исполнении.

Устройство (6) навигации и охраны, при помощи модуля (18) самодиагностики, непрерывно отслеживает свое состояние посредством встроенных датчиков: удара (встроенный акселерометр и др.), отрыва от охраняемого объекта (датчик (15) отрыва, например, механическая кнопка) на дне устройства (6) навигации и охраны, которая размыкается при его отрыве от охраняемого объекта, контроль элементов питания. Так же ведется непрерывное слежение за параметрами транспортировки груза (температура, вибрации), отслеживаемыми при помощи модуля (17) контроля параметров перевозимого груза. Все полученные данные записываются в энергонезависимую память (10) устройства (6) навигации и охраны и могут быть считаны при помощи специальных средств по одному из стандартных интерфейсов (RS-232, RS-485 и др.) через единственный разъем устройства (6) навигации и охраны, либо переданы при возникновении критической ситуации по каналу радиосвязи на носимое устройство (8) контроля и оповещения и/или на сервер (7). Так же посредством разъема осуществляется настройка устройства (6) навигации и охраны (задание критичных уровней вибрации, необходимых настроек и режимов работы). Настройка устройства (6) навигации и охраны и считывание из него данных осуществляется при помощи считывающего устройства, которое подключается к персональному компьютеру (ноутбук, нэтбук) и осуществляет передачу данных от персонального компьютера к устройству (6) навигации и охраны и наоборот.

При нормальной работе устройство (6) навигации и охраны большую часть времени находится в неактивном состоянии (режим «сон») и отслеживает лишь предельные ударные вибрации, состояние кабеля (модуль (16) целостности тары), датчика (15) отрыва и других параметров, контролируемых устройством (6) навигации и охраны. Через заданные настраиваемые интервалы времени устройство (6) навигации и охраны выходит из режима «сон», включает GPS/ГЛОНАСС приемник (1) с антенной (2), посредством которых осуществляет определение текущих координат, времени и скорости движения. В зависимости от настроек устройства (6) навигации и охраны оно может передать координаты и значения контролируемых параметров (температура, данные по вибрации, состояние заряда батареи и пр.) на сервер (7) системы при помощи модуля (13) связи с сервером, на носимое устройство (8) контроля и оповещения при помощи модуля (5) беспроводной связи с носимым устройством контроля и оповещения (например, беспроводная сеть ZigBee), или на сервер (7) системы и на носимое устройство (8) контроля и оповещения одновременно.

В случае, если определение координат невозможно, устройство может передать последние определенные координаты (которые уже отправлялись на сервер (7) системы или на носимое устройство (8) контроля и оповещения) с пометкой, что они не актуальны, либо определить координаты позднее через заранее настраиваемый промежуток времени и, в случае успеха, передать актуальные координаты.

Передача данных на сервер (7) системы и/или на носимое устройство (8) контроля и оповещения осуществляется при помощи беспроводного интерфейса передачи данных. Выбор конкретного типа беспроводного интерфейса зависит от требуемой дальности передачи данных конечных устройств. Как один из возможных вариантов был выбран стандарт GSM/GPRS для передачи информации на сервер (7) системы и беспроводную сеть ZigBee для передачи данных на носимое устройство (8) контроля и оповещения. Каждое из используемых устройств (6) навигации и охраны имеет свой идентификационный номер, что позволяет регистрировать его в системе и определять от какого именно устройства (6) навигации и охраны поступают данные. Устройство (6) навигации и охраны отправляет при помощи технологии беспроводной передачи данных на сервер (7) системы и/или носимое устройство (8) контроля и оповещения данные о координатах, скорости, температуре, вибрации, уровне заряда. В ответ с сервера (7) системы и/или с носимого устройства (8) контроля и оповещения могут быть переданы новые настройки устройству (6) навигации и охраны, в том числе и следующий интервал выхода на связь.

Существует два основных режима работы устройства (6) навигации и охраны:

- слежение за сохранностью охраняемого объекта,

- отслеживание маршрута движения груза («слежение»).

Основным отличием этих режимов является интервал выхода на связь с сервером (7) системы и/или с носимого устройства (8) контроля и оповещения и реакция сервера (7) системы и/или носимого устройства (8) контроля и оповещения на тревожные события. При отслеживании сохранности груза самым важным является как можно более частое информирование сервера (7) системы и/или носимого устройства (8) контроля и оповещения о состоянии охраняемого объекта, в то время как, при слежении за маршрутом движения груза не требуется частой передачи данных о координатах, а наиболее важным является продолжительность работы от батареи. В режиме «слежения» интервал выхода на связь составляет до 1 часа, в то время, как при слежении за сохранностью объекта оно составляет до 1 минуты.

В случае если устройство (6) навигации и охраны не вышло на связь в течение установленного интервала времени (с учетом возможных повторов определения координат), то сервер (7) системы и/или носимое устройство (8) контроля и оповещения, в зависимости от настроек, может расценивать это как несанкцианированное воздействие или уничтожение устройства (6) навигации и охраны злоумышленниками, и передавать тревожное сообщение (SMS и/или MMS) на диспетчерский пункт (4) системы и удаленные автоматизированные рабочие места (9), издавать звуковой сигнал, выполнять видео оповещение о несанкционированном воздействии на устройство (6) навигации и охраны.

В случае возникновения тревожных событий (вскрытие груза, отрыв устройства от охраняемого объекта, воздействие на устройство и др.) устройство (6) навигации и охраны немедленно осуществляет передачу тревожного сообщения на сервер (7) системы и/или носимое устройство (8) контроля и оповещения при помощи модуля (13) связи с сервером или при помощи модуля (5) беспроводной связи с носимым устройством контроля и оповещения (например, используя беспроводную сеть ZigBee).

Носимое устройство (8) контроля и оповещения является переносным устройством с автономным батарейным питанием. Оно предназначено для того, чтобы охранник, сопровождающий груз, мог носить его с собой при обходе охраняемого объекта и своевременно получал тревожные сообщения.

Так же, носимое устройство (8) контроля и оповещения имеет встроенный GSM/GPRS передатчик и может передавать консолидированные данные, собранные с множества используемых устройств (6) навигации и охраны на сервер (7) системы по каналу GSM/GPRS или иному типу беспроводной связи.

Носимое устройство (8) контроля и оповещения представляет собой переносное устройство с автономным питанием, которое обменивается данными с устройством (6) навигации и охраны посредством беспроводной связи, например ZigBee, и отслеживает состояния всех включенных в систему устройств (6) навигации и охраны. В состав носимого устройства (8) контроля и оповещения входит микроконтроллерное устройство (21) управления, которое осуществляет управление остальными модулями носимого устройства (8) контроля и оповещения:

- вывод информации на дисплей (25) о состоянии включенных в систему устройств (6) навигации и охраны и выдачу графической информации о тревожных сообщениях;

- опрос органов управления для задания настроек модулей устройств (6) навигации и охраны;

- выдачу звуковых сообщений через звукоизлучатель (26) для звукового оповещения о тревожных ситуациях.

Техническая реализуемость предлагаемой системы подтверждается характеристиками опытного образца устройства навигации и охраны:

1. Габаритные размеры:

- длина - 360 мм;

- ширина - 68 мм;

- высота - 50 мм.

2. Диапазон частот синусоидальных вибраций - до 60 Гц;

3. Допустимые значения нагрузки от механического удара одиночного действия при длительности действия ударного ускорения - 2 g;

4. Точность определения географических координат - 30 м;

5. Точность определения скорости - 5 см/с;

6. Объем памяти - 250 сообщений;

7. Периодичность передачи данных - любой заданный;

8. Скорость передачи данных - 57,6 кБит/сек;

9. Время автономной работы до замены батарей при функционировании устройства в диапазоне температур -55°С до +55°С - 45 суток.

Характеристиками опытного образца носимого устройства контроля и оповещения:

1. Допустимые значения вибрации - от 20 до 1000 Гц;

2. Допустимые значения нагрузки от механического удара одиночного действия при длительности действия ударного ускорения - 2 g;

3. Скорость передачи данных - 57,6 кБит/сек;

4. Время автономной работы до замены батарей при функционировании устройства в диапазоне температур -55°С до +55°С - 4 часа.

Вышеизложенные сведения в том виде, как охарактеризованы в независимом пункте изложенной формулы полезной модели свидетельствуют о подтверждении возможности осуществления реализации вышеописанной системы.

Таким образом, представленное система навигации, регистрации, мониторинга, охраны и контроля стационарных и мобильных объектов позволяет реализовать поставленные цели и задачи, заключающиеся в снижении стоимости и повышении надежности системы, а именно:

- устройства навигации и охраны являются полностью автономными и не зависят от внешнего электропитания;

- устройства навигации и охраны реализуют энергоэффективную технологию передачи данных ZigBee, позволяющую устройствам работать автономно от встроенного источника питания;

- устройства навигации и охраны контролируют не только момент несанкционированного вскрытия подвижного объекта, но и факты воздействия на само устройство навигации и охраны, что не позволяет злоумышленникам сначала уничтожить само устройство навигации и охраны, а потом беспрепятственно осуществить хищение;

- устройства навигации и охраны имеют ударопрочный, герметичный корпус, позволяющий крепить их на все виды тары (контейнеры, вагоны-термосы, вагоны-рефрижераторы, цистерны, полувагоны, кузова трейлеров и иные виды тары, используемые при транспортировке грузов автомобильным, железнодорожным и водным транспортом);

- использование в основании корпуса устройства навигации и охраны магнитов позволяет сократить время монтажа и демонтажа всей системы.

- конструктивное исполнение устройства навигации и охраны позволяет осуществлять его использование в промышленных условиях;

- носимое устройство (8) контроля и оповещения позволяет получать сигнал о вскрытии охраняемого объекта, либо воздействии на само устройство навигации. При этом на дисплее отображается идентификационный номер объекта, подвергшегося несанкционированному вскрытию, его расположение и времени вскрытия, при этом посредством звукоизлучателя подается звуковая сигнализация, что позволяет повысить оперативность реагирования подразделений охраны, и тем самым повысить вероятность предотвращения хищения;

- использование в составе системы сервера позволяет авторизованным пользователям (грузоотправителям, грузополучателям, сотрудникам охраны, правоохранительным органам и прочим заинтересованным лицам) получать информацию о местоположении и состоянии груза с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. При этом количество диспетчерских пунктов и одновременно обращающихся за информацией авторизованных пользователей, осуществляющих мониторинг, функции охраны, функции контроля за состоянием грузов или иные функции, для реализации которых может быть использована информация, предоставляемая сервером системы, может быть любым, и ограничивается только возможностями самого сервера и пропускной способностью канала Интернет. Это позволяет осуществлять распределение информации по видам, в зависимости от функций и вид деятельности пользователя.

Система навигации, регистрации, мониторинга, охраны и контроля стационарных и мобильных объектов позволяет:

- повысить показатель оперативности информирования заинтересованных лиц о попытке несанкционированного вскрытия охраняемого объекта;

- позволяет своевременно оповестить сотрудника охраны и заинтересованных лиц о попытке несанкционированного воздействия на перевозимый охраняемый груз даже при разрушении устройства навигации и охраны;

- повысить показатель оперативности реагирования подразделений охраны;

- повысить показатель вероятности предотвращения хищения груза;

- обеспечивает надежную охрану грузов в ходе вынужденных простоев;

- позволяет осуществлять сопровождение контейнерных перевозок от грузоотправителя до грузополучателя при перевозке различными видами транспорта;

- обеспечивает неограниченное количество авторизованных пользователей, осуществляющих мониторинг;

- позволяет исключить потребность в задействовании большого количества сотрудников охраны, сопровождающих грузы.

Система навигации, регистрации, мониторинга, охраны и контроля стационарных и мобильных объектов может найти применение при разработке систем постоянного мониторинга местоположения, контроля за состоянием параметров объектов, охраны объектов и регистрации попытки несанкционированного воздействия на объекты в реальном масштабе времени.

1. Система навигации, регистрации, мониторинга, охраны и контроля стационарных и мобильных объектов с использованием глобальная навигационной спутниковой системы, включая установленный на подвижном объекте навигационный двухсистемный ГЛОНАСС/GPS приемник с антенной и вычислительный блок, а также диспетчерский пункт с персональным компьютером, подвижный объект снабжен устройством для передачи информации по Wi-Fi, Bluetooth, 3-G, ИК и/или WiMax каналам, оборудование системы снабжено модулем GSM/GPRS для оповещения о несанкционированном вскрытии подвижного объекта и передачи параметров через службу коротких сообщений (SMS и MMS), причем навигационный двухсистемный ГЛОНАСС/GPS приемник с антенной, вычислительный блок, модули передачи информации по Wi-Fi, Bluetooth, 3-G, ИК и/или WiMax каналам и модуль GSM/GPRS конструктивно встроены в корпус мультимедийного устройства подвижного объекта, отличающаяся тем, что система содержит, по меньшей мере, одно устройство навигации и охраны, сервер, носимое устройство контроля и оповещения, по меньшей мере, одно удаленное автоматизированное рабочее место, причем устройство навигации и охраны дополнительно содержит энергонезависимую память, блок опроса датчиков, модуль беспроводной связи с носимым устройством контроля и оповещения, модуль связи с сервером, датчик отрыва, автономный источник питания.

2. Система навигации, регистрации, мониторинга, охраны и контроля стационарных и мобильных объектов по п.1, отличающаяся тем, что устройство навигации и охраны содержит магнитное крепление.

3. Система навигации, регистрации, мониторинга, охраны и контроля стационарных и мобильных объектов по пп.1 и 2, отличающаяся тем, что магнитное крепление устройства навигации и охраны содержит по меньшей мере, один магнит.

4. Система навигации, регистрации, мониторинга, охраны и контроля стационарных и мобильных объектов по п.1, отличающаяся тем, что носимое устройство контроля и оповещения содержит приемник сигналов спутниковых радионавигационных систем ГЛОНАСС/GPS, антенну приемника сигналов спутниковых радионавигационных систем ГЛОНАСС/GPS, микроконтроллерное устройство управления, модуль беспроводной связи с устройством навигации и охраны, модуль связи с сервером, энергонезависимую память, дисплей, звукоизлучатель, автономный источник питания.

5. Система навигации, регистрации, мониторинга, охраны и контроля стационарных и мобильных объектов по п.1, отличающаяся тем, что блок опроса датчиков устройства навигации и охраны содержит модуль контроля целостности тары, модуль контроля параметров перевозимого груза, модуль самодиагностики.

6. Система навигации, регистрации, мониторинга, охраны и контроля стационарных и мобильных объектов по п.1, отличающаяся тем, что модуль связи с сервером содержит, по меньшей мере, один держатель Sim-карты.

7. Система навигации, регистрации, мониторинга, охраны и контроля стационарных и мобильных объектов по п.1, отличающаяся тем, что корпус устройства навигации и охраны содержит разъем.

8. Система навигации, регистрации, мониторинга, охраны и контроля стационарных и мобильных объектов по п.1, отличающаяся тем, что корпус устройства навигации и охраны выполнен из ударопрочного полимерного материала.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области навигации и подвижной связи и может быть использована в задачах мониторинга рыбопромысловых и иных морских и речных судов

Устройство беспроводной зарядки тяговой аккумуляторной батареи электронного прибора, типа ноутбука samsung, комбинированным автономным источником электроэнергии, состоящее из зарядной платформы (ЗП), содержащей корпус, блок электропитания (БЭП), преобразователь тока/напряжения (ПТН), первичную катушку (ПК), датчик тока/напряжения (ДТН) и контроллер зарядной платформы (КЗП) и других элекмнов.
Наверх