Тренажер подготовки экипажей подводных лодок по управлению общекорабельными системами и борьбе за живучесть

 

Тренажер для подготовки операторов по управлению общекорабельными системами подводных лодок различного типа и типов систем управления общекорабельными системами относится к учебно-тренировочным средствам и предназначен для формирования у них навыков, умений и способностей по управлению общекорабельными системами в штатных режимах ее эксплуатации и при борьбе за живучесть экипажа и подводной лодки при возникновения различного типа аварий в ней. Тренажер содержит комплект унифицированных рабочих мест обучаемых (УРМО), пост руководства обучением (ПРО), включающий рабочее место инструктора (РМИ) и сервер баз данных. Все элементы комплекса соединены между собой через локальную вычислительную сеть. Использование данного тренажера обеспечивает максимальную адекватность приближения обучения их действий к реальным корабельным условиям при плавании корабля в море, что позволит отрабатывать в полной мере ими задачи курса подготовки операторов общекорабельных систем подводных кораблей, находящихся на вооружении в РФ. 6 ил.

Заявляемая полезная модель относится к учебно-тренировочным средствам и предназначена для формирования у членов экипажей подводных лодок знаний, умений и навыков, необходимых при управлении техническими средствами: общекорабельными системами, системами борьбы за живучесть, средствами дистанционного и местного управления. Данное устройство позволяет проводить обучение экипажа управлению техническими средствами в режиме штатного функционирования и в аварийных ситуациях.

Роль человеческого фактора в обеспечении успешного функционирования управляемых людьми сложных технических систем поистине огромна. Прежде всего, это относится к специалистам, профессиональная деятельность которых связана с обеспечением безопасности плавания морских судов. Особенно это относится к экипажам подводных лодок (ПЛ). Считаем уместным привести слова Героя Советского Союза М. Гаджиева, который сказал «Нигде нет и никогда не будет такого равенства перед лицом смерти, как у экипажа подводной лодки, где все либо побеждают, либо погибают».

От профессиональных знаний и опыта членов экипажей ПЛ, занимающихся управлением общекорабельными системами (ОКС), в том числе, их мастерства, умения и уровня практических навыков по контролю состояния условий обитаемости отсеков кораблей, по управлению данными системами с центрального поста командира корабля или вахтенного инженера-механика, с помощью вахтенной службы отсечных систем управления ОКС, удержанию лодки при стрельбе стратегическими ракетами в значительной мере зависит безопасность экипажа и возможность спасения корабля. Исходя из этого, особое значение приобретает наличие у экипажа профессиональных навыков, знаний и умений действовать в случае возникновения аварийных ситуаций.

Катастрофы ПЛ «Курск», «Комсомолец», а также отравление людей хладоном в отсеке ПЛ при проведении заводских испытаний подводной лодки типа «БАРС», показали не только неумение членов экипажа, но и незнание ими инструкций по управлению ОКС при ликвидации аварий, которые утверждены Приказом Министра обороны РФ, за 999 от 22.07.2010 г.

Основой подготовки расчетов подводных и надводных кораблей при отработке ими задач управления движением, борьбой за живучесть экипажа и ликвидации аварий является, прежде всего, обеспечение высокого уровня подготовки интеллектуальных навыков лиц, входящих в их состав и решающих эти задачи. Для этого, как правило, используются учебно-тренировочные средства, позволяющие воспроизводить реальные условия которые могут возникать на корабле при управлении маневрированием корабля, погружением и всплытием, в том числе и борьбой за его живучесть.

Известен ряд тренажеров, предназначенных для групповой и/или индивидуальной подготовки обслуживающего и эксплуатационного персонала различных систем как по отработке навыков по обслуживанию, поиску неисправностей и ремонту радиоаппаратуры и аппаратуры систем управления, так и по управлению движением транспортных средств, в том числе и по борьбе за их живучесть. Так, например, описания устройств приведены в следующих заявках на изобретения и полезные модели:

- «Тренажер операторов радиоэлектронной аппаратуры», заявка 94031190/11 от 18.08.1994, предназначен для обучения операторов поиску неисправностей радиоэлектронной аппаратуры;

- «Тренажер коллектива операторов системы управления», заявка 98105472/28 от 16.03.1998, предназначен для оценки и контроля хода индивидуальной и коллективной тренажерной подготовки обучаемых к выполнению функций принятия решений операторами системы управления только в типовых ситуациях ее функционирования в реальном масштабе времени;

- «Виртуальный тренажер вертолета» и «Виртуальный тренажер летчика», заявки соответственно 98100617/28 от 09.01.1998 и 2006131472/28 от 04.09.2006, состоящие из реальных рабочих мест летчиков, имитаторов моделей силовых установок, динамики полетов соответствующих летательных аппаратов и средств виртуального представления полета, предназначены для повышения эффективности их подготовки;

- «Тренажер для обучения вождению транспортного средства», заявка 96107644/28 от 12.04.1996, включающий аналогичные технические и программные средства, также предназначен для отработки навыков водителя транспортного средства.

Известен морской интеллектуальный тренажер (патент РФ 2251157, пр. 29.01.2003., публ. 27.04.2005), предназначенный для обучения, тренировки и повышения квалификации судоводителей. Он содержит рабочие места обучаемых (РМО), блок моделирования, блок руководителя обучения (РО), блок оценки действий обучаемого, блок программного управления, блоки характеристик судна и внешней среды, средства виртуальной реальности, блок документирования результатов обучения, блок модели обучаемого, средства адаптации обучающей программы под конкретного пользователя и интеллектуальный интерфейс, который обеспечивает поддержание взаимодействия обучаемого и РО с другими блоками тренажера. Результаты принятия решений обучаемым и работы имитационных моделей сопоставляются с помощью автоматической системы.

Известен тренажер по борьбе за живучесть (патент СССР 1389178, публ. 27.07.1999). Он содержит корпус плавучего отсека с имитаторами судовых повреждений, поворотные рули с приводами, электрически соединенные с блоком управления качкой. Тренажер отличается тем, что с целью расширения функциональных возможностей он снабжен нагнетателями воды, установленными на корпусе отсека перпендикулярно осевой линии поворотных рулей, и датчиком расхода воды имитаторов судовых повреждений, при этом нагнетатели воды и датчик расхода воды электрически соединены с блоком управления качкой.

К недостаткам вышеперечисленных тренажеров относится то, что они обеспечивают подготовку специалистов только одного назначения, обладают высокой стоимостью за счет необходимости производства макетов реального рабочего места обучаемого и требуют значительных затрат на эксплуатацию.

Известен «Автоматизированный тренажерный комплекс для подготовки экипажей кораблей» (патент РФ 2234138 пр. 21.07.2003, опуб. 10.08.2004), который предназначен для формирования навыков, умений и способностей, необходимых в реальных условиях деятельности операторов кораблей. Комплекс содержит комплект учебно-действующего образца автоматизированного рабочего места, установленного на качающейся платформе, комплект автоматизированных мест операторов, пост РО, вычислительно-моделирующий комплекс и систему обмена данными, при этом все элементы комплекса соединены между собой через локальную сеть. Недостатками данного комплекса является то, что он может обеспечивать подготовку только экипажей подводных лодок старого поколения, а также требует значительных затрат на его обслуживание.

Известен тренажерный комплекс для подготовки экипажей (патент РФ 2340950 пр. 18.06.2007, опуб. 10.12.2008), который предназначен для обеспечения отработки членами экипажа навыков по обслуживанию общекорабельных систем и содержит, по крайней мере, одно РМО в виде судового поста корабельной системы, рабочее место инструктора, систему обмена данными и программную среду. РМО включает имитатор штатного функционального устройства корабельной системы, имитатор штатного устройства взаимодействия с общекорабельными системами, имитатор штатного устройства распределения электропитания, имитатор штатного пульта управления функциональным устройством, а также дополнительный комплект модулей с неисправностями функциональных элементов корабельной системы. Рабочее место инструктора на базе ПЭВМ с периферией подключено к системе обмена данными в составе контроллеров, мультиплексного канала информационного обмена типа «Манчестер 2» и модуля релейных сигналов. Система обмена данными через интерфейс командного типа соединена с РМО для многоканальной передачи сигналов стартовой автоматики, корабельной информационно-управляющей системы и навигационного комплекса. Обучаемый выполняет на РМО ситуационное задание с устранением реальных неисправностей элементов корабельной системы, результат отображается на мониторе пульта управления корабельной системой и оценивается по критериям успешности обучения. Недостатком предлагаемого комплекса является то, что с его помощью обеспечивается только привитие операторам навыков по правилам обслуживания ОКС, так как в данном устройстве не предусмотрены изменения состояния ПЛ в зависимости от действий обучаемого.

Известен тренажерный комплекс для подготовки экипажей кораблей (патент РФ 2346337 пр. 18.06.2007, опуб. 10.02.2009), который содержит рабочее место инструктора (РМИ) и набор РМО. Системный блок ПЭВМ РМИ связан с системными блоками ПЭВМ каждого РМО через концентратор линий связи интерфейсом командного типа. Пульт управления каждого РМО имеет устройство ввода данных для выполнения заданий, замок блокировки электромеханического типа для защиты от несанкционированного доступа и мониторы для отображения задания и решения, которые интерфейсом пользователя подключены к системному блоку ПЭВМ. Системный блок ПЭВМ связан с блоком коммутации электропитания и источником бесперебойного питания, что обеспечивает его работу при отключении сети с сохранением программной среды, а также реализует нештатную ситуацию на РМО по сигналу с РМИ. Программная среда включает мультимедийный имитатор корабельной системы управления движением подвижных объектов и сопряженных с ним корабельных систем, программное обеспечение, базу данных ситуационных задач. Задания поступают на мониторы и пульты управления РМО, которые выполнены в виде имитаторов пульта управления оператора корабельной системы управления подвижными объектами с двумя мониторами и устройством ввода данных. Технический результат заключается в повышении надежности работы и степени защиты от несанкционированного доступа, а также повышении достоверности имитации процессов управления реальной системой. Недостатком данного тренажера является то, что он предназначен только для подготовки операторов управления движением корабля, но не подготовкой всего экипажа по обслуживанию и управлению ОКС в штатных и аварийных режимах.

Известен автоматизированный тренажерный комплекс транспортного средства (патент на полезную модель 77994 пр. 30.05.2008, опуб. 10.11.2008), который относится к тренажерам с моделируемым обзором из транспортного средства, устроен по принципу распределенных вычислений и может быть использован как для тренировки персонала подводных и надводных кораблей, так и для персонала других транспортных средств. Тренажер содержит комплект бортового оборудования, конфигуратор и взаимосвязанные через маршрутизатор блок инструктора, блок баз данных, блок моделирования систем транспортного средства, блок моделирования поведения транспортного средства, диспетчер тренажных задач и средства визуализации. Решаемая задача - создание для каждого обучаемого визуальной обстановки, адекватной реальной и сформированной с учетом конкретной отрабатываемой задачи и местоположения обучаемого на тренажере, которое является имитацией его реального местонахождения на корабле. С этой целью в тренажер введены блок ручного управления, блок динамического моделирования окружающей среды, блок моделирования тактической обстановки, модуль настройки визуальных моделей. Средства визуализации выполнены в виде набора блоков визуальных моделей по числу обучаемых, каждый из которых состоит из набора модулей визуального представления фиксированного сектора обзора и модулей предъявления визуального представления фиксированного сектора обзора. Недостатком данного тренажера является то, что он решает задачи подготовки ограниченного круга лиц экипажей подводных и надводных кораблей.

Общим недостатком выше перечисленных аналогов предлагаемого тренажера является то, что все они не имеют технических и программных средств, обеспечивающих проведение разбора тренировок, отсутствие которых резко снижает дидактические свойства тренажеров.

Наиболее близким аналогом по технической сущности предлагаемого тренажера является унифицированный многофункциональный авиационный тренажер (патент РФ 2087037 пр. 28.06.1994, опуб. 10.08.1997), который содержит вычислительную систему, унифицированное РМИ, комплекс унифицированных РМО с числом рабочих мест, равным числу обучаемых в летной группе инструктора, экран коллективного пользования, устройство ввода полетной информации, базу данных сценариев тренировок, базу данных результатов тренировок. Каждое унифицированное РМО содержит дисплейный модуль обучаемого и модуль тренажа обучаемого; унифицированное РМИ содержит дисплейный модуль инструктора и модуль проведения спаренного тренажа; вычислительная система содержит программные модули реализации сценариев тренировки, объективного контроля обучаемого и объективного контроля инструктора. К недостатку наиболее близкого аналога относится отсутствие в данном устройстве возможностей проведения разбора занятий, что, в свою очередь, снижает его дидактические свойства.

Заявляемое устройство в рамках настоящей заявки на полезную модель предназначено для повышения качества обучения операторов ОКС ПЛ на всех стадиях их подготовки (получение знаний по устройству ОКС и систем управления ими, практическая подготовка по закреплению знаний, тренажная подготовка по отработке навыков и умений по управлению ими), в том числе и экипажа в целом, как по обслуживанию и управлению ОКС в штатных условиях, так и при борьбе за живучесть экипажа и ПЛ при возникновении аварийных ситуаций различных типов.

Указанный технический результат достигается тем, что предлагаемый в качестве устройства тренажерный комплекс включает ПРО, в который входят РМИ, сервер баз данных, система отображения информации коллективного пользования (СОИКП), а также набор унифицированных рабочих мест обучаемых. При этом сервер баз данных (БД) содержит следующие базы данных: БД программных модулей моделей ОКС, модель движения ПЛ, БД моделей развития аварийных ситуаций, характеристики внешней среды (волнение, течение, плотность воды и пр.), БД действий обучаемых, БД результатов проведенных тренировок, БД модулей проведения разбора тренировок, БД модулей инструментальных средств создания обучающих программ (ОП), БД модулей инструментальных средств подготовки данных для проведения практических занятий или тренировок по отработке обучаемыми умений и навыков по управлению ОКС в штатных и аварийных ситуациях. ОП предназначены для проведения учебных занятий по изучению устройства ОКС и систем управления ими в форме лекций, практических занятий, зачетов и экзаменов; учебные занятия могут осуществляться под руководством инструктора или в режиме самоподготовки.

Унифицированные рабочие места обучаемых (УРМО) соединены между собой посредством программно-технических средств локальной вычислительной сети с РМИ, включающих коммутатор локальной вычислительной сети (обеспечивает связь между рабочими местами обучаемых и постом руководства обучения). При этом на УРМО обеспечивается имитация рабочих мест операторов центрального и отсечных постов управления в следующем составе:

- рабочее место оператора центрального поста управления ОКС;

- рабочее место оператора пульта управления движением;

- рабочее место оператора пульта управления системы стабилизации;

- рабочее место вахтенного инженера-механика;

- рабочее место оператора отсечного поста управления дизель-генераторами;

- рабочее место оператора отсечного поста управления насосными установками гидравлической системы;

- рабочее место пульта управления электроэнергетической системы (ЭЭС);

- рабочее место оператора пульта управления главной энергетической установки (ГЭУ);

- рабочее место оператора отсечного поста управления торпедными аппаратами;

- рабочее место оператора отсечного поста управления размагничивающим устройством;

- рабочее место оператора отсечного поста управления устройством постановки/выборки буксируемой антенны;

- рабочее место оператора пульта контроля радиационной и химической обстановки;

- рабочее место оператора отсечного резервного пульта управления рулевыми устройствами;

- рабочие места операторов отсечных постов управления противопожарными средствами;

- рабочее место командира корабля;

- рабочее место оператора отсечного поста управления аккумуляторными батареями;

- рабочие места операторов отсечных постов местного управления ОКС;

- рабочие места операторов отсечных постов местного управления ЭЭС.

На фиг.1 представлена структурная схема тренажера. Она включает пост руководства обучения (1), комплект УРМО (2) и локально-вычислительную сеть (ЛВС).

На фиг.2 представлена структурная схема УРМО. Она содержит: вычислительное устройство (3), адаптер локально-вычислительной сети (4), два дисплейных модуля (5, 6), клавиатуру (7) и акустическую систему (8, 9), состоящую из микрофона (8) и наушников (9), и соответствующую звуковую плату (10), предназначенную для обеспечения имитации внутрикорабельных средств связи. При этом вычислительное устройство (3) обеспечивает на дисплейных модулях УРМО отображение внешнего вида измерительных приборов, органов дистанционного и местного управления, средств аварийно-предупредительной сигнализации, анимированные принципиальные схемы подсистем ОКС, ЭЭС, ГЭУ, фрагменты эксплуатационной документации по управлению техническими средствами.

На фиг.3 представлена структурная схема ПРО. Она содержит: рабочее место инструктора (11) (включает программный коммутатор, программные средства управления тренировочным занятием, программные средства подготовки данных для проведения занятий, программные средства регистрации действий обучаемых и их разбора), сервер баз данных (12) и систему отображения информации коллективного пользования (13).

На фиг.4 представлена структурная схема РМИ. Она содержит: вычислительное устройство (14), сетевой адаптер (15), программный коммутатор (16), два дисплейный модуля (17 и 18), клавиатуру дисплея (19) и разделитель видеосигнала (20).

На фиг.5 представлена структурная схема сервера баз данных тренажера. Она содержит: вычислительное устройство (21) с загруженным в него программным обеспечением системы управления БД, сетевой адаптер (22), электронную базу данных программных модулей моделей для различных типов и проектов ПЛ (моделей ОКС, модели движения, моделей систем автоматического управления, моделей развития аварийных ситуаций: пожар, поступление забортной воды, заклинка рулей, отказ электрооборудования, ухудшение радиационной и химической обстановки, разрыв паропровода, повреждение системы воздуха высокого давления, аварии боезапаса и пр.) (23), электронную базу данных, содержащую изображения и связанные с ними модели анимации отсечных схем корабельных систем (24), базу данных результатов тренировки (25), базу регистрационных данных обучаемых (26), базу данных успеваемости (27), базу данных сценариев тренировок (28), базу данных обучающих программ (29), файлов данных регистрации действий обучаемых в процессе проведенных тренировок (30) в режиме реального времени, предназначенных для разбора занятий с возможностью обеспечения скачков назад и вперед, осуществляемых также в режиме реального времени (31).

На фиг.6 представлена структурная схема СОИКП. Она содержит видеопроектор (32) и экран коллективного пользования (33).

Работа предлагаемого устройства осуществляется в трех режимах - режим разработки обучающих программ и сценариев тренировки, режим проведения занятий и режим разбора занятий; при этом до выбора режима использования программно-технических средств тренажера производится проверка его работоспособности с использованием стандартных процедур операционной системы. Выбор режима и управление тренажером осуществляется руководителем обучения (инструктором) с рабочего места инструктора (11), входящего в состав ПРО.

После разработки ОП и ее описания (назначение, структура и т.д.), а также ее данные, записываются в базу данных (29). При разработке сценариев тренировки, инструктор, либо разрабатывает новое тренировочное занятие, либо корректирует ранее разработанный сценарий, данные которого находятся в базе данных (28). Сценарий тренировки определяется, прежде всего, ее целями и отрабатываемыми задачами. Если тренировка предназначена для автономной подготовки операторов отсеков ПЛ, то в сценарии тренировки необходимо предусматривать связь программных модулей моделей с модулями имитации действий операторов других отсеков, если такая связь существует, и связь с модулем имитации действий операторов центрального поста. В случае если разрабатывается подготовка экипажа в целом или части экипажа, то в сценарии должна быть определена конфигурация рабочих мест тренажера, время возникновения, тип и место возникновения аварий, при этом рабочее место оператора центрального поста присутствует обязательно. После разработки сценария данные о нем записываются в базу данных (27).

В режиме проведения тренировки с РМИ (11) до начала тренировки определяются работоспособные технические средства тренажера и, в случае, если технические средства работоспособны, выполняется регистрация обучаемых с использованием базы данных обучаемых (25), после чего осуществляется подготовка тренировки. Для этого производится загрузка инструктором обучения из сервера (12) и базы данных (22) в ПЭВМ (3) рабочих мест обучаемых (2) программных модулей моделей пультов штатных рабочих мест операторов ОКС заданного типа ПЛ, соответствующих программ имитации изменения состояния данных систем и модулей имитации поведения ПЛ в соответствии действиями обучаемых отсечных систем управления. После этого осуществляется загрузка электронных данных сценария тренировки на момент начала тренировки из базы данных (28) сервера (12) в ПЭВМ (14) рабочего места РМИ (11) и, если необходима корректировка загруженного сценария в ПЭВМ (14), то она осуществляется инструктором со своего рабочего места (11), в противном случае производится запуск занятия.

В процессе проведения тренировки в режиме реального времени информация о текущем состоянии ОКС из ПЭВМ (14) передается на ПЭВМ (3) УРМО (2) и отображается на их мониторах. В случае если наступило время начала развития аварии, в соответствии с замыслом тренировки, или осуществляется ввод информации об аварии по команде с РМИ, то на УРМО средствами ЛВС передается соответствующая информация, которая содержит характеристики отказа оборудования или аварии. На основании полученной информации ПЭВМ (3) с помощью соответствующих программ отображения информации, определяющихся типом рабочего места оператора отсека, обучаемый, в целях отработки учебного задания, осуществляет изменение состояния оборудования, отображаемого в виде схем на дисплейных модулях (5, 6) своего рабочего места.

На основании отображаемой информации на мониторах ПЭВМ УРМО, содержание которой и ее вид определяется типом рабочего места из состава экипажа ПЛ, обучаемые обеспечивают подготовку предложений командиру корабля по организации проведения мероприятий по ликвидации аварий или доклада о состоянии оборудования и, используя микрофон, докладывают о своих действиях.

При этом обучаемые в должностях вахтенного инженера-механика, вахтенных центрального поста, в том числе вахтенных носовых и кормовых отсеков в соответствии со своими должностными инструкциями, осуществляют контроль состояния машин и механизмов ПЛ и, в случае поступлении воды в ПЛ или возникновения пожара объявляют аварийную тревогу, включают ходовые огни, докладывают о случившимся дежурному по подводной лодке и приступают к ликвидации аварии или при появлении крена, дифферента ПЛ докладывают об этом дежурному по ПЛ и так далее. Данные действия обучаемого записываются в регистрационные файлы ПЭВМ (3) соответствующего рабочего места обучаемого (2). При этом данные записи привязаны к реальному времени. Данная информация будет использована в режиме разбора тренировки. Процесс проведения тренировки может быть прерван инструктором обучения со своего рабочего места (11) и в этом случае, инструктор обучения может вернуть занятие на определенное время назад или сделать скачек вперед.

После завершения тренировки с РМИ (11) информация о ходе тренировочного занятия, сценарий тренировки и его изменения в ходе тренировки, а также регистрационные данные действий обучаемых объединяются и заносятся в базу данных (29) сервера (12). В режиме разбора занятий, инструктор обучения со своего рабочего места (11) загружает из базы данных (30) сервера (12) необходимые данные соответствующего занятия для осуществления его разбора и обеспечивает загрузку на рабочие места обучаемых, в соответствии с их штатным назначением, привязанные к реальному времени данные, включает видеопроектор (32); тем самым обеспечивается передача изображения мониторов (16, 17) на видеопроектор (32) СОИКП (13). В режиме проведения разбора производится блокировка клавиатуры и манипулятора типа «мышь» ПЭВМ (3) на каждом УРМО. Информация, отображаемая на мониторах ПЭВМ (5, 6) УРМО и на мониторах (16, 17) РМИ (11), привязана к реальному времени разбираемого занятия. В режиме разбора занятия РО может остановить разбираемое занятие, вернутся на заданное время назад или сделать скачок вперед. Предлагаемая схема проведения разбора занятия позволяет РО объяснять обучаемым их ошибки.

В результате внедрения предложенного тренажера обеспечивается максимальное приближение обучения экипажа подводных лодок к реальным условиям их работы на корабле, что позволит в достаточной мере обеспечить его интеллектуальную и практическую подготовку по отработке задач управления ОКС и борьбой за живучесть.

1. Тренажер для групповой подготовки операторов по управлению общекорабельными системами ПЛ и отработкой задач экипажа по борьбе за его живучесть и живучесть ПЛ, содержащий комплект унифицированных рабочих мест обучаемых, пост руководства обучением и систему отображения информации коллективного пользования, объединенных между собой посредством программно-технических средств локальной вычислительной сети, отличающийся тем, что пост руководства обучением представляет собой совокупность рабочего места инструктора обучения и сервера баз данных, в свою очередь, рабочее место инструктора обучения, состоящее из ПЭВМ общепромышленного исполнения с двумя мониторами, сетевого адаптера, разделителя видеосигнала, предназначенного для его передачи на средства отображения информации коллективного пользования и загруженного в нее соответствующего программного обеспечения, и сервер баз данных, включающий в себя вычислительное устройство, сетевой адаптер, систему управления базами данных и базы данных, содержащих электронные данные программных модулей моделей пультов операторов, базу данных, содержащих изображения и связанные с ними модули моделей анимации отсечных схем корабельных систем, базу данных результатов тренировки, базу данных обучаемых, содержащую регистрационные данные по обучаемым, базу данных регистрации действий обучаемых в соответствии с проведенными тренировками, базу данных обучающих программ и сценариев тренировочных занятий по отработке обучаемыми знаний и умений по управлению общекорабельными системами, включающую в себя в т.ч. программные модули пультов управления отсечными системами управления механизмами ПЛ, управления движением корабля и данные, определяющие тип и время наступления аварий, базу данных инструментальных средств создания обучающих программ и сценариев тренировок, в свою очередь, унифицированное рабочее место обучаемого состоит из ПЭВМ общепромышленного исполнения, сетевого адаптера и загружаемых с рабочего места инструктора с помощью программно-технических средств локальной вычислительной сети программных модулей моделей рабочих мест операторов общекорабельных систем в т.ч и оператора центрального поста управления ПЛ в соответствии с типами соответствующих систем управления общекорабельными системами для определенного типа ПЛ и ее модификаций.

2. Тренажер для подготовки экипажей подводных лодок по п.1, отличающийся тем, что он позволяет одновременно обеспечить как индивидуальную, так и групповую подготовку операторов одного типа или всего экипажа в целом.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к сооружениям специального назначения, в частности к мобильным многофункциональным комплексам базирования надводных кораблей и подводных лодок на необорудованном побережье и может найти применение при разработке и формировании надежно защищенных мобильных объектов военно-морского назначения в условиях быстрого развертывания и полного отсутствия заранее подготовленной береговой инфраструктуры.

Полезная модель относится к области отделения дисперсных частиц от газов и может быть использовано машиностроительной, нефтяной, газовой, химической и других отраслях промышленности

Изобретение относится к специальным устройствам, предназначенным, преимущественно, для рихтовки в поперечном направлении крановых путей мостовых кранов

Полезная модель относится к области подъемно-транспортной техники и может быть использована в системах управления и защиты от перегрузок мостовых и козловых электрических кранов при использовании их во взрывоопасных зонах
Наверх