Дорожная конструкция

 

Изобретение относится к дорожным конструкциям, предусматривающим снижение деформаций колееобразования нежестких дорожных одежд с покрытиями из асфальтобетона или из материалов, обработанных органическими вяжущими. Дорожная конструкция включает покрытие, основание, дренирующий слой, земляное полотно, верхняя часть которого укреплена различными материалами, укрепление выполнено в виде полос расчетной толщины в траншеях верхней части земляного полотна на ширину полос наката на покрытии и оппозитных им.

Изобретение относится к дорожным конструкциям, предусматривающим снижение деформаций колееобразования нежестких дорожных одежд с покрытиями из асфальтобетона или из материалов, обработанных органическими вяжущими.

Известна дорожная конструкция, включающая покрытие, основание, дренирующий слой и земляное полотно [1, с.38, рис.2.3б].

Недостатком такой конструкции является то, что с течением времени под совместным воздействием тяжелых и многоосных автомобилей и природно-климатических факторов на покрытиях дорожных одежд накапливаются дефекты и деформации, одним из видов которых является колея, т.е. углубление на покрытии по отношению к уровню смежных межнакатных полос покрытия. Углубления возникают вследствие усталостных деформаций в слоях дорожной одежды и сдвиговых деформаций в грунте земляного полотна [2].

Известна дорожная конструкция, предусматривающая укрепление грунта верхней части земляного полотна на различную глубину для возможности назначения однотипной конструкции дорожной одежды на участках большой длины [3, с.11, п.2.13].

Недостатком такой конструкции является повышенный расход материалов для укрепления верхней части земляного полотна на ширину дорожной одежды или ширину земляного полотна, а толщина укрепления назначается не по условию снижения или недопущения деформаций колееобразования за счет деформаций грунтового основания.

Целью изобретения является снижение или недопущение деформаций колееобразования на покрытии за счет снижения деформаций грунтового основания дорожной одежды и снижение расхода материалов для укрепления верхнего слоя земляного полотна.

Достигается это тем, что дорожная конструкция, включающая покрытие, основание, дренирующий слой, земляное полотно, верхняя часть которого укреплена различными материалами, укрепление выполнено в виде полос расчетной толщины в траншеях верхней части земляного полотна на ширину полос наката на покрытии и оппозитных им.

С целью возможности расчета дорожной одежды по [3] толщины дренирующего слоя и укрепленных полос объединяются, а модуль упругости этих слоев определяется как средневзвешенный [3,с.31, формула (3.12)]. При этом толщину укрепленного материала варьируют до получения глубины колеи на покрытии не превышающей расчетную допустимую [2, с.20, таблица 5].

На фигуре представлен поперечный разрез дорожной конструкции, которая включает покрытие 1, основание 2, дренирующий слой 3 и земляное полотно 4, в котором размещены траншеи 5 с укрепленным материалом 6, ширина которых соответствует ширине полос наката на покрытии 1. На фигуре показаны оси полос наката 7.

Дорожная конструкция выполняется в следующем порядке. При отсыпке верхнего слоя земляного полотна 4 в нем нарезаются траншеи 5 расчетной ширины и глубины по осям полос наката 7 на покрытии 1. Траншея 5 может иметь форму прямоугольного или корытообразного сечения. Нарезание траншей можно выполнять автогрейдерами или при помощи навесного оборудования на базе малогабаритных погрузчиков. Образовавшиеся валки грунта из траншей 5 равномерно разравниваются по поверхности земляного полотна 4.

Для заполнения траншей можно использовать следующие материалы 6: цементогрунт, грунтощебень, грунтогравий и т.п. Доставка материалов к месту укладки производится автосамосвалами, а заполнение траншей автогрейдером. Материалы готовятся на централизованных базах.

После профилирования поверхности земляного полотна 4 производится окончательное уплотнение катками вместе с материалами в траншеях.

В выемках после профилирования поверхности грунтового основания дорожной одежды при плотных грунтах нарезают траншеи таким же способом, как и в насыпи. При необходимости грунт уплотняют до требуемой плотности, а после заполнения траншей материалом производят окончательное уплотнение.

Затем выполняют технологические операции по устройству дорожной одежды.

Применение укрепленных полос в грунтовом основании дорожной одежды позволяет снизить расход материалов для укрепления верхнего слоя земляного полотна, снизить или не допустить деформации колееобразования на покрытии за счет снижения деформаций грунтового основания одежды, уменьшить износ шин и затраты на восстановительный ремонт покрытия, повысить безопасность движения автомобилей, обеспечить расчетную скорость движения автомобилей.

Источники информации

1. Шкуренко А.Т. Основы строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог: Учебник для техникумов. - М.: Транспорт, 1987. - 320 с. С.38, рис.2, 3б.

2. Отраслевой дорожный методологический документ.«Рекомендации по выявления и устранению колей на нежестких дорожных одеждах». - М.: Росавтодор, 2002. - 180 с.

3. ОДН 218.046-01 - Отраслевые дорожные нормы. «Проектирование нежестких дорожных одежд.» - М.: Госслужба дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ, 2001. - 144 с. С.11, п.2.13.

Дорожная конструкция, включающая покрытие, основание, дренирующий слой, земляное полотно, верхняя часть которого укреплена различными материалами, укрепление выполнено в виде полос расчетной толщины в траншеях верхней части земляного полотна на ширину полос наката на покрытии и оппозитных им.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области дорожного строительства, преимущественно к конструкциям сборных дорожных покрытий автомобильных дорог, аэродромных полос и подъездов к ним, автостоянок и других грузонапряженных, дорожных покрытий
Наверх