Устройство для газовой дисперсии при проведении открытых оперативных вмешательств

 

Предлагаемая полезная модель относится к медицине, в частности к хирургии и предназначена для вентилирования лапаротомной операционной раны газом в целях профилактики инфекционных осложнений. Устройство содержит гибкую полую трубку (1). Одним концом трубка подсоединена к емкости с газом, а другой ее конец снабжен распылителем (2) цилиндрической формы, по всей площади которого выполнены мелкие поры. Общая длина трубки и распылителя составляет не менее 3,5 метров. Использование полезной модели обеспечивает распыление газа и равномерное заполнение им операционной раны, что позволяет добиться хорошего вентилирования раны газом во время хирургического вмешательства, что предотвращает бактериальное загрязнение операционной раны. В результате достигается снижение вероятности инфекционных осложнений после хирургических вмешательств. 1 ил., 1 пр.

Полезная модель относится к медицине, в частности к хирургии и предназначена для вентилирования операционной раны газом.

Проблема послеоперационных инфекционных осложнений имеет такую же длительную историю, как и сама хирургия. До повсеместного внедрения в клиническую практику правил асептики и антисептики абсолютное большинство оперативных вмешательств сопровождалось инфекционными осложнениями, нередко приводившими к смерти пациентов. Несмотря на совершенствование мер инфекционного контроля, проблема инфекционных осложнений в послеоперационном периоде продолжает оставаться актуальной вплоть до настоящего времени. (Nichols RL, Condon RE, Barie PS. Surg Infect 2005).

Среди всех хирургических больных послеоперационные инфекционные осложнения встречается у 35-45% больных. Гнойные осложнения после аппендэктомий развиваются в 13,9-58,7%, после холецистэктомии в 7,8-32%, после грыжесечений в 7,8-28,3%. После операций у больных кардиохирургического профиля, бактериемия развиваются в 13,5%, и летальность в этой группе достигает 19%. Гнойно-септические осложнения в гинекологических стационарах встречаются в 13,7-46%, у ортопедических больных - в 20,7-20,8% случаев. Послеоперационные инфекционные осложнения, в среднем увеличивают относительный риск развития летального исхода в 2,2 раза. (В.К.Гостищев. Общая хирургия. - М., 2004).

Развитие инфекционных осложнений значительно замедляет заживление в послеоперационном периоде, ухудшает состояние пациентов и прогноз, а также повышает нагрузку на систему здравоохранения и финансовые затраты.

Повышение доли послеоперационных инфекционных осложнений, вызванных полирезистентными микроорганизмами, по всей вероятности, является результатом широкого использования периоперационной антибиотикопрофилактики и эмпирической антибактериальной терапии. Поэтому необходим поиск новых средств борьбы с инфекционными осложнениями, которые бы позволяли качественно предотвращать развития инфекции в ране во время оказываемого пациентам оперативного лечения (А.Н.Косинец, Ю.В.Стручков. Инфекция в хирургии. - изд. ВГМУ., 2004).

Прототипом полезной модели является шланг, который используют для подачи углекислого газа и создания пневмоперитонеума при лапароскопических операциях, представляющий собой гибкую полую трубку, которая одним концом соединена с инсуффлятором углекислого газа, а другим концом - с троакаром (Сажин В.П., Федоров А.В. Лапароскопическая хирургия. Часть 1. Москва, Изд-во РЕКОМ, 1999 г.).

Задачей полезной модели является разработка устройства для вентилирования открытой операционной раны углекислым газом, позволяющее добиться наилучшего распыления газа и его равномерного заполнения хирургической раны, располагающегося в операционной ране таким образом, чтобы не мешать работе оперирующим хирургам.

Технический результат полезной модели - обеспечение адекватного распыления газа и равномерного заполнения им открытой операционной раны для предотвращения бактериального загрязнения, возможность применения у больных с различной степенью толщины подкожной клетчатки, удобство в использовании.

Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве для подачи углекислого газа при проведении оперативных вмешательств, содержащем гибкую полую трубку, один конец которой подсоединен к емкости с газом, согласно полезной модели другой ее конец снабжен распылителем цилиндрической формы, по всей площади которого выполнены мелкие поры, при этом общая длина трубки и распылителя составляет не менее 3,5 метров.

На фигуре изображено предлагаемое устройство, общий вид.

Предлагаемое устройство содержит гибкую полую трубку 1, которая выполнена из синтетического материала, (например, поливинилхлорид). Диаметр трубки зависит от размера оперируемой области. Одним концом трубка подсоединяется к емкости с газом, а на другой ее конец надевается распылитель 2 цилиндрической формы из синтетического материала (например, пенополиуретан), по всей площади которого выполнены мелкие поры, благодаря чему достигается равномерное распределение газа в оперируемой раневой области (фигура). Размер распылителя зависит от диаметра трубки, на которую он надевается, и размера оперируемой области. Общая длина трубки и распылителя не менее 3,5 метров. Такая длина необходима для того, чтобы не нарушались стерильные условия в операционной, так как емкость с газом должна находиться вне стерильной зоны операционной.

Полезная модель используется следующим образом.

Одним концом трубка подсоединяется к емкости с газом, а на второй конец надевается распылитель. Далее распылитель погружают в оперируемую раневую область и открывают подачу углекислого газа. Оперируемые хирурги сами принимают решение, с какого края оперируемой области будет располагаться распылитель, так как это будет зависеть от хирургического вмешательства. Так как CO2 на 50% тяжелее воздуха, из раны происходит вытеснение воздуха и заполнение освободившегося пространства диоксидом углерода, который поступает в рану в течение оперативного лечения. Постоянная циркуляция СО2 на время проведения операции приведет к его избытку в хирургической ране. Это позволит добиться того, что лишний газ, вытесненный из раны, будет способен отразить бактериальные частицы еще на подступах к оперируемой области, что является весьма важным обстоятельством, так как бактериальное загрязнение раны во время операции чаще носит воздушно-капельный характер. Перед ушиванием раны перекрывают подачу углекислого газа и извлекают распылитель из раны.

Клинический пример. Больной Н., 26 лет (ист. б-ни 29183/10) поступил в клинику с жалобами на боли в правой подвздошной области, тошноту, озноб, температуру 38С. После осмотра и предоперационной подготовки произведено хирургическое вмешательства. После обработки операционного поля и местной инфильтрационной анестезией Sol. Novocaini 0,25% произведен косой разрез длиной 10 см в правой подвздошной области (середина разреза проходит на границе средней и наружной третей линии, соединяющей переднюю верхнюю ость подвздошной кости с пупком). Затем погрузили распылитель в оперируемую раневую область и открыли подачу углекислого газа. Далее пересечены и перевязаны ветви a.epigastrica superficialis. Произведен разрез апоневроза наружной косой мышцы живота, лапаротомия.

Со стороны правого бокового канала была найдена слепая кишка, купол ее вместе с червеобразным отростком выведен в операционную рану. Червеобразный отросток отечен, напряжен, слепая кишка в районе отростка плотная, терминальная часть подвздошной кишки гиперемирована.

На свободный край брыжейки у верхушки червеобразного отростка был наложен кровоостанавливающий зажим, в брыжейку было введено 15 мл 0,25% раствора новокаина, после чего на нее был наложен кровоостанавливающий зажим и она была отсечена.

Червеобразный отросток у основания был пережат кровоостанавливающим зажимом, перевязан кетгутом по основанию. Вокруг основания отростка был наложен серозно-мышечный кисетный шов. Выше лигатуры, лежащей на основании отростка, был наложен кровоостанавливающий зажим, затем между ним и лигатурой отросток был отсечен и направлен на гистологическое исследование.

Культя отростка была смазана спиртовым раствором йода и погружена в ранее наложенный кисетный шов, после чего он был затянут. Кисетный шов был завязан двумя узлами, поверх него был наложен Z-образный шов. Брюшная полость была обследована на наличие выпота (в правой подвздошной области выпота нет). Перекрыли подачу углекислого газа и извлекли распылитель из раны. Затем брюшина была зашита непрерывным кетгутовым швом. На мышечную рану были наложены узловые кетгутовые швы до сближения краев мышцы, на апоневроз наружной косой мышцы - шелковые швы, далее были ушиты подкожная клетчатка и кожа. Наложена асептическая повязка.

В послеоперационном периоде течение гладкое, больной выписан на 8-е сутки после операции.

Полезная модель применена в клинической практике у 11 больных с различной хирургической патологией. Во всех случаях не отмечено появление инфекционных осложнений.

Таким образом, предлагаемая полезная модель обеспечивает распыление газа и равномерное заполнение им операционной раны, тем самым позволяя добиться хорошего вентилирования раны газом во время хирургического вмешательства, возможность применения данного устройства у больных с различной степенью толщины подкожной клетчатки. В результате достигается снижение вероятности инфекционных осложнений после хирургических вмешательств.

Устройство для подачи углекислого газа при проведении оперативных вмешательств, содержащее гибкую полую трубку, один конец которой подсоединен к емкости с газом, отличающееся тем, что другой ее конец снабжен распылителем цилиндрической формы, по всей площади которого выполнены мелкие поры, при этом общая длина трубки и распылителя составляет не менее 3,5 м.



 

Похожие патенты:
Наверх