Синергетическая тренинговая установка

 

Изобретение относится к сфере специализированного, профессионального и общего образования и эффективно при необходимости быстрого усвоения материалов различных тренингов и школ, в интенсивном обучении иностранным языкам, университетским и школьным дисциплинам, а также при формировании, коррекции и автоматизации профессиональных умений специалистов различных сфер деятельности, включая компьютерную индустрию. Сущность изобретения заключается в создании в соответствии с теорией синергетики нового средства обучения - тренинговую установку, обеспечивающую новый (синергетический) вариант интенсивной тренировки. В совокупности установка и способ обучения образуют технологию синергетического тренинга. Синергетическая тренинговая установка представляет собой динамическое техническое устройство, состоящее из нескольких звукоизолированных кабинок, включающих столики, стулья и техническое оборудование. Материал: пластик, звукоизоляционные средства, сталь, дерево. Устройство имеет четыре варианта: 1 - обучение осуществляется в четырех четырехместных кабинках; 2 - обучение осуществляется в восьми трехместных кабинках; 3 - обучение осуществляется в восьми двухместных кабинках; 4 - обучение осуществляется в восьми одноместных кабинках. Установка придает способу обучения континуально-концентрический, многоцелевой, многоуровневый, антропоориентированный, комплексно-групповой характер. Изобретение проиллюстрировано 16 чертежами.

Одним из современных путей технологизации и интенсификации обучения выступает технология синергетического тренинга - научно-практическая разработка, направленная на совершенствование приемов ускоренного обучения на основе принципа синергетики - теории совместного действия в нелинейных системах. Основой данной технологии являются синергетическая тренинговая установка и способ обучения с ее помощью - синергетический вариант интенсивной тренировки.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ:

Изобретение относится к сфере специализированного, профессионального и общего образования и эффективно при необходимости быстрого усвоения материалов различных тренингов и школ, в интенсивном обучении иностранным языкам, университетским и школьным дисциплинам, а также при формировании, коррекции и автоматизации профессиональных умений специалистов различных сфер деятельности, включая электронную индустрию.

УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ:

Недостатки принятых в системе образования ускоренных методов обучения можно преодолеть при условии последовательной реализации принципа синергетики (Haken, 1982):

1. Анализ организации и проведения современных тренингов и интенсивных курсов показал, что им свойственна односторонняя акцентуация: а) содержания предмета (различные бизнес-курсы: www.trainings.ru); б) психологических и коммуникативных приемов обучения (Lozanov, 1978; O'Connor, Seymour, 1994; Китайгородская, 1993; Герасимов, Плигин, 2000; Шехтер, 2005; www.nlpcenter.ru); в) технологизации процесса обучения (преимущественно, посредством компьютеризации) (Hellman, 2003; Долгоруков, 2002; Буров, 1997). Синергетическая тренинговая установка и способ обучения с ее помощью обладают тем достоинством и преимуществом, что позволяют преодолеть одностороннюю акцентуацию в образовательном процессе и объединить содержательную, методическую, психологическую, коммуникативную, технологическую и другие составляющие в гармоничное целое.

2. В ускоренном обучении получили распространение в основном две дидактические схемы взаимодействия: либо «преподаватель - учащиеся», либо «компьютер - учащийся». В первом случае полное вовлечение обучаемых в учебно-познавательный процесс не обеспечивается, поскольку преподавателю очень трудно удержать внимание всех учащихся одновременно, а вступить в активное взаимодействие с каждым учеником в отдельности он может только при условии очередности. Во втором случае, наоборот, деятельность учащегося крайне индивидуализируется и интровертируется, поскольку лишает его прямого контакта с учебной средой. В отличие от этого использование синерге-тической тренинговой установки предполагает (за счет ее конструктивных и динамических возможностей) постоянную единовременно разностороннюю активацию учебно-тренировочной деятельности всех учащихся группы без исключения: от живой коммуникации до интровертированного (посредством информационных систем) общения и не по традиционным дидактическим схемам взаимодействия, а новой, комплексно-групповой схеме - «ассистенты - учащиеся».

3. Из технических средств обучения, используемых на тренингах и интенсивных курсах, следует назвать компьютеры, аудиоаппаратуру, проекторы и другую специальную аппаратуру - все, выполняющие лишь вспомогательную функцию, но не меняющие саму основу обучения (Кашкуревич, 1989). Исключением может быть интенсивное дистанционное обучение посредством информационных технологий (UNESCO, 2003; Долгоруков, 2002; Буров, 1997) (не совсем перспективное для тех дисциплин, где важна живая коммуникация, например, в овладении иностранными языками). Используемая на тренинговой установке аппаратура является не просто вспомогательным средством обучения, это - автоматически управляемый технический ассистент, выполняющий синхронно со специалистами-ассистентами хорошо спланированную внутрисистемную работу, т.е. налицо «персонификация» технических средств, и это придает тренинговой установке антропоориентированный характер.

4. Во всех направлениях ускоренного обучения весьма плодотворной оказалась разработка психологического аспекта (Lozanov, 1978; Rose, 1987; O'Connor, Seymour, 1994; Китайгородская, 1993; Шехтер, 2005), тем не менее вопрос об учете этнокультурного своеобразия учебно-познавательной деятельности обучаемых практически нигде не ставился. В этом плане перспективен наш исследовательский опыт (Бобрышева, 2001, 2004), лежащий в основе принципа учета психологических и культурных особенностей учащихся. Тем более опытное обучение (Бобрышева, 1996) подтвердило эффективность предложенных нами рекомендаций. За счет использования на установке мини-подразделений возможна быстрая модификация системы заданий и упражнений с учетом психологических и культурных особенностей каждого учащегося.

5. Вопрос об организации учебного пространства давно волнует специалистов, в том числе в ускоренных методах обучения. Решение его часто сводится либо к изменению содержимого кабинета (дизайн, расположение учебной мебели, перепрофилирование в компьютерный или мультимедийный классы), либо к использованию различных форм работы с учащимися (расположение их в пространстве полукругом при презентации учебного материала, кругом в ролевых играх, игре с мячом, «круглых столах»). Кабинетам для практических занятий при этом по-прежнему придают форму квадрата или прямоугольника. Синергетическая тренинговая установка позволяет выйти за пределы общепринятого и реорганизовать учебное пространство в архитектурном, а вслед за этим - техническом и содержательном планах - создать сферический (континуально-концентрический) тип учебного кабинета, тренажерного, линга-фонного и компьютерного классов, обеспечивая, тем самым, использование нововведений в приемах и формах работы с учащимися.

СУЩНОСТЬ ИЗОБРЕТЕНИЯ;

Основная задача данного изобретения - совершенствование тренингового и интенсивного обучения.

Известно, что синергетическая система характеризуется дискретностью (прерывистостью), множественностью структур симметричной архитектоники, объединенных в сложное целое, вместедействием, поведением системы как целого, обратностью связей (от частного к целому, от целого к частному), мягким управлением, равномерным распределением воздействия на все части, одним темпом и одной скоростью продвижения. В целом речь идет о динамике и концентричности системы, при этом первое свойство подразумевает движение и активное действование, второе - форму организации пространства.

Данным требованиям в большей степени отвечает техническое устройство, имеющее форму круга с компактной концентрацией внутри него большого числа структурных единиц, вращающегося в заданном режиме вокруг своей оси. По такому образу и создана синергетическая тренинговая установка, т.е. учебная установка для тщательной тренировки (англ. "training") изучаемого материала и автоматизации практических навыков и умений.

Устройство состоит из звукоизолированных кабинок, имеющих форму сегментов сферы и жестко соединенных между собой в круг-конвейер. Каждая кабинка включает стол, несколько винтовых стульев, один из которых расположен напротив других (-ого) и две двухсекционные звукоизолирующие перегородки. Предусмотрено оснащение устройства техническими средствами - компьютерами, аудиоаппаратурой и профессиональными тренажерами. Устройство имеет четыре варианта.

Технический результат: изобретение направлено на повышение качества интенсивного и тренингового обучения.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ:

Фиг.1 - общий план синергетической тренинговой установки первого варианта.

Фиг.2 - кабинка синергетической тренинговой установки первого варианта.

Фиг.3 - колесо-носитель стульев сборки А.

Фиг.4 - 2 колеса-носителя стульев сборки Б.

Фиг.5 - общий план синергетической тренинговой установки второго варианта.

Фиг.6 - кабинка синергетической тренинговой установки второго варианта.

Фиг.7 - общий план синергетической тренинговой установки третьего варианта.

Фиг.8 - кабинка синергетической тренинговой установки третьего варианта.

Фиг.9 - план синергетической тренинговой установки четвертого варианта.

Фиг.10 - кабинка синергетической тренинговой установки четвертого варианта.

Фиг.11 - варианты кривых обновления учебного материала учащихся.

Фиг.12 - варианты кривых обновления учебного материала ассистентов.

Иллюстрации: Фиг.13, Фиг.14, Фиг.15, Фиг.16.

Фиг.17 - конструкция пола.

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ И ВАРИАНТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ:

Вариант 1. На Фиг.1 изображен общий план синергетической тренинговой установки основного варианта, в соответствии с которым устройство состоит из четырех четырехместных звукоизолированных кабинок. На Фиг.2 изображена кабинка, включающая: 11 - стол, крышка которого способна подниматься (2 шт.); 12 и 13 - винтовые стулья, один из которых 12 (внутреннего ряда) расположен напротив трех других 13 (внешнего ряда); 14 - двухсекционная звукоизолирующая перегородка (2 шт.); 15 - подвесной пол (15а центровая и 15в внешняя секции). Предусмотрены техническое оборудование 16 и учебная доска 16а. Установка имеет люминесцентную крышу 10. Вследствие большой загруженности рекомендован тип сборки А (см. типы ниже). Данный вариант предполагает одновременное обучение четырех мини-групп, при этом места учащихся располагаются во внешней части установки. Трансформируется в варианты 2, 3 и 4. Фиг.13 иллюстрирует первый вариант синергетической тренинговой установки, вид сбоку.

Типы сборки тренинговой установки следующие.

Сборка А. Фиг.3: металлическое колесо 17, насаживается на вертикальную трубу-ось 18 и размещается в нижней ее части рядом с приводом 20 таким образом, что колесу обеспечивается свободное вращение вокруг данной оси на небольшой высоте от фундамента. Затем формируются кабинки: к колесу 17 припаиваются стандартные винтовые стулья 12 внутреннего ряда, (и далее Фиг.2) кладутся две секции подвесного пола 15 (15а центровая вращающаяся и 15в внешняя невращающаяся), сверху наращиваются двухсекционные звукоизолирующие перегородки 14, столы 11 с подъемными крышками и встроенными в них техническими средствами 16, устанавливаются винтовые стулья 13 внешнего ряда. По данному принципу собираются все установки, имеющие одну вращающуюся часть - центровую (внутреннее вращающееся колесо со стульями).

Сборка Б. Фиг.4: два металлических колеса 17 (внутреннее) и 19 (внешнее) различного диаметра, насаживаются поочередно (сначала 19, затем 17), на вертикальную трубу-ось 18 и размещаются в нижней ее части рядом с двумя приводами 20 таким образом, что колесам обеспечивается свободное и автономное друг от друга вращение вокруг данной оси на небольшой высоте от фундамента. Затем формируются кабинки: к колесам 17 и 19 припаиваются стандартные винтовые стулья 12 внутреннего и 13 внешнего рядов, (и далее Фиг.2) кладутся две секции подвесного пола 15 (15а центровая и 15в внешняя), сверху наращиваются двухсекционные звукоизолирующие перегородки 14, столы 11 с подъемными крышками и встроенными в них техническими средствами 16. По данному принципу собираются установки, у которых вращаются центровая (внутреннее колесо со стульями) и внешняя (внешнее колесо со стульями и кабинками) части.

Материалы: пластик, звукоизоляционные средства, сталь, дерево. Мощные несущие колеса, ось, детали опорных узлов и крепление тренинговой установки изготовляются из закаленной износостойкой стали, обеспечивая высокую жесткость и долговечность. Столы и внешний слой перегородок выполняются из легкого и прочного пластика, перегородки перфорируются. Внутреннее содержание перегородок - стекловолокнистая плита, поролон, стеклоткань. Прочное крепление обеспечивает надежную фиксацию деревянного пола, звукоизолирующих перегородок и пластиковых столов. Все основные детали и подвижные узлы подвергаются статической и динамической балансировке.

Синергетическая тренинговая установка имеет три дополнительных варианта.

Вариант 2. На Фиг.5 изображен общий план синергетической тренинговой установки второго варианта, в соответствии с которым устройство состоит из восьми трехместных звукоизолированных кабинок. На Фиг.6 показана кабинка, включающая: 21 - стол, крышка которого способна подниматься; 22 и 23 - три винтовых стула, один из которых 22 расположен напротив двух других 23; 24 - две двухсекционные звукоизолирующие перегородки; 25а и 25в - центровая и внешняя секции подвесного пола. Предусмотрено техническое оборудование 26. Данный вариант ориентирован на работу в восьми подразделениях с двумя учащимися каждое, при этом места учащихся располагаются во внешней части установки. За счет большой загруженности целесообразен тип сборки А. Трансформируется в варианты 1 и 4. Фиг.14 - иллюстрация второго варианта синергетической тренинговой установки, вид сверху.

Вариант 3. На Фиг.7 изображен общий план синергетической тренинговой установки третьего варианта, в соответствии с которым устройство состоит из восьми двухместных звукоизолированных кабинок. На Фиг.8 изображена кабинка, включающая: 31 - стол, крышка которого способна подниматься; 32 и 33 - два винтовых стула, расположенных друг напротив друга; 34 - две двухсекционные звукоизолирующие перегородки; 35а и 35в - центровая и внешняя секции подвесного пола. Предусмотрены техническое оборудование 36 и учебная доска 36а. Данный вариант ориентирован на индивидуальную работу учащихся и ассистентами, при этом рабочие места учащихся могут располагаться не только во внешней части установки, но и во внутренней. Небольшая загруженность позволяет кроме типа сборки А использовать тип сборки Б. Трансформируется в варианты 1, 2 и 4. Фиг.15 иллюстрирует третий вариант синергетической тренинговой установки, вид сбоку.

Вариант 4. На Фиг.9 изображен общий план синергетической тренинговой установки четвертого варианта, в соответствии с которым устройство состоит из восьми одноместных звукоизолированных кабинок. На Фиг.10 каждая кабинка имеет: 41 - стол, 43 - винтовой стул, 44 - две двухсекционные звукоизолирующие перегородки, 45а и 45в - центровая и внешняя секции подвесного пола, 46 - тренажер, при этом место внешнего ряда 43 оснащается панелью управления. Типы сборки А. Данная установка, являясь тренажерным классов, способна выполнять также функции компьютерного класса в случае оснащения ее соответствующей аппаратурой и предусмотрена для блиц-тренировок (интенсивной автоматизации) профессиональных навыков и умений специалистов различных сфер деятельности, включая киберспорт - подготовку геймеров (игроков) к компьютерным турнирам. Ориентирована на интенсивную модификацию тренировочных программ. Трансформируется в варианты 1, 2 и 3. Фиг.16 - иллюстрация четвертого варианта синергетической тренинговой установки, вид сбоку.

Фиг.11. Линии данного графика показывают, что в обучении с помощью установки учебный материал учащихся в продолжение всех периодов обновляется по прямой, предполагающей одну маркировку мини-концентров.

Фиг.12. Линии данного графика показывают, что в обучении с помощью установки учебный материал ассистентов, который они предъявляют учащимся, в продолжение всех периодов обновляется по кривой, предполагающей различные вариации маркировок мини-концентров, поскольку ассистенты все время работают с учащимися различных уровней обученности.

Работа устройства. Устанавливают продолжительность периодов: для этого общую продолжительность учебно-тренировочного занятия, за исключением времени на перемещение, делят на число кабинок установки. Например, если установка имеет 4 кабинки, перемещений по кругу будет 3, каждое по 1 минуте. От общей продолжительности занятия в 90 мин отнимают 3 мин, оставшиеся 87 мин делят на 4 кабинки и получают 21 мин. Таким образом, каждый период од длится 21 минуту. В продолжение первого периода установка остается в статике, а по окончании его одно колесо со стульями [см. варианты (а) и (б)] в течение 1 минуты совершает движение на расстояние одной кабинки и останавливается - наступает второй период, по истечении которого двигавшееся колесо продолжит перемещение в том же направлении в течение 1 минуты на расстояние следующей кабинки и вновь останавливается - наступает третий период, по окончании его колесо снова продолжит перемещение, и так до тех пор, пока двигавшаяся часть установки не совершит полный оборот по кругу. По данной схеме вращается только:

а) внутреннее колесо 17 со стульями 12 Фиг.3 и Фиг.4 (центровая часть установки), см. также: Фиг.1, Фиг.5, Фиг.7, Фиг.9;

б) внешнее колесо 19 со стульями 13 Фиг.4 (внешняя часть установки), см. также: Фиг.7.

Предполагается два способа автоматического управления установкой: а) от компьютера и б) от пульта ручного управления: Фиг.1, Фиг.5, Фиг.7, Фиг.9. При работе компьютера управление осуществляет микропроцессор. Универсальная система приводов 20 Фиг.3 и Фиг.4 обеспечивает плавное и точное вращение колес, позволяет регулировать скорость движения, изменять направление вращения, выполнять движение, по меньшей мере, на расстояние одной кабинки. Вращение разнонаправленное: по и против часовой стрелки (выбор определяется культурными традициями). В экстренных случаях предусмотрен механический вариант запуска установки посредством физической силы, предполагающий вращение только внешней части установки.

Техническое оснащение. Эффективность обучения с помощью синергетической тренинговой установки повышается при использовании в тренировках аппаратуры, предусматривающей самостоятельную работу учащихся. В зависимости от дисциплины возможно оснащение установки лингафонной, компьютерной и тренажерной линиями. Лингафонная линия: рабочие места оснащаются стандартными аудиокомплектами, каждый из которых состоит из индивидуального пульта управления, магнитофона, телефонно-микрофонного гарнитура. Компьютерная линия: рабочие места оснащаются персональными компьютерами, включающими системный блок, жидкокристаллический монитор, клавиатуру, мышь. Тренажерная линия: рабочие места оснащаются стандартными тренажерами, включающими панель управления и дисплей. Часть аппаратуры встраивается в столы, мониторы за счет подвижной основы обладают большой маневренностью по вертикали и горизонтали. При необходимости аппаратура работает в автономном режиме. Рабочие места имеют варианты комплектации техническими средствами:

- рабочее место ассистента: а) не комплектуется: Фиг.2, Фиг.6, Фиг.8; б) вместо стула размещается тренажер: Фиг.9 и Фиг.10; в) полная комплектация внешнего пульта управления: Фиг.1, Фиг.5, Фиг.7, Фиг.9;

- рабочие места учащихся: а) если часть установки, в которой находятся места учащихся, статична, то в кабинках размещается, по меньшей мере, один комплект аппаратуры лингафонной, компьютерной, тренажерной линий: Фиг.2, Фиг.6, Фиг.8; б) если часть установки, в которой находятся места учащихся, перемещается, то места не комплектуются.

Полностью оснащенные техническими средствами установки выполняют функции технических кабинетов, в связи с чем установка, полностью оснащенная комплектами аудиоаппаратуры, является также лингафонным кабинетом: Фиг.13, а установка, полностью оснащенная компьютерами, является также компьютерным классом: Фиг.14.

Для осуществления контроля и управления в рамках всех линии на центральном пульте управления, находящемся вне установки Фиг.1, Фиг.5, Фиг.7, Фиг.9, размещаются аудиоаппаратура (пульт, магнитофон, телефонно-микрофонный гарнитур, усилитель), персональный компьютер (системный блок, монитор, клавиатура, мышь), принтер и сканер. В комплекты каждой линии входят также сетевое оборудование, кабели, кабельные каналы и другие стандартные установочные элементы, необходимые для обслуживания линий.

Ускоренное обучение с помощью синергетической тренинговой установки, позволяющей организацию учебного процесса на основе принципа синергетики (теории совместного действия в нелинейных системах), а также - тщательной системности и систематизации (тщательной группировки деталей и подачи их в системе), тщательной и комплексной тренировки и мониторинга (детальные схемы отработки информационных блоков и контроля за их усвоением), одновременного учета этапов обучения (начального, среднего, продвинутого), психологических и культурных особенностей обучаемых (психологических типов и доминирующих в культурах стилей учебно-познавательной деятельности), является синергетическим вариантом интенсивной тренировки.

Согласно теории синергетики возникновение нового качества системы есть момент бифуркации (изменение качества), когда осуществляется не одно, а множество вариантов преобразований: высококачественная система в процессе функционирования равномерно распределяет посредством обратных связей положительное свойство качества по всем своим индивидуальным составляющим, обеспечивая им качественное развитие. Иными словами, бифуркация в обучении есть единовременное качественное приращение знаний, единовременное качественное овладение навыками и умениями каждым и всеми учащимися за счет высокоорганизованной обучающей системы.

Идею концентрации в образовательной сфере обычно используют при реализации содержательной стороны обучения, т.е. при отборе учебного материала в виде концентров (самодостаточных блоков учебного материала). Тогда как данный способ предполагает не только содержание, но и форму - концентрацию, стяжение учебного пространства в континуум в форме круга. Здесь множество самостоятельных структур симметричной архитектоники, объединены в сложное континуальное (объемное) целое со строго регулируемым управлением, одномоментно равномерным распределением воздействия на всех обучаемых, одним темпом и одной скоростью продвижения.

Использование тренинговой установки способствует созданию новой - комплексно-групповой - формы обучения, предполагающей одновременное обучение мини-подразделений в большой группе учащихся и ассистентов. Одновременный учет всех уровней обученности придает способу многоуровневый характер, учет психологических и культурных особенностей учащихся обеспечивает ему высокую антропоориентированность. Кроме того, тренинговая установка позволяет осуществлять одновременное обучение нескольким аспектам, что делает способ многоцелевым.

Методическую часть процесса обучения, как и общий контроль, организует и осуществляет ведущий специалист. Сам учебный процесс реализуют и также контролируют его ассистенты, к числу которых относятся также и технические средства. Способ обучения осуществляют следующим образом. Учащиеся занимают свои места на установке. В течение первого периода, когда установка находится в статике, учащихся тестируют. По окончании первого периода одну часть установки перемещают на расстояние одной кабинки и останавливают, наступает второй период, ассистенты продолжают тренировку нового материала уже с новыми учащимися. По истечении второго периода двигавшуюся часть вновь перемещают в том же направлении на расстояние следующей кабинки и останавливают, наступает третий период, ассистенты вновь отрабатывают новый материал с новыми учащимися. Процедуру повторяют до тех пор, пока вращающаяся часть не совершит полный оборот по кругу, а учащиеся не пройдут обучение у всех ассистентов поочередно.

В данной модели обучения основной формой реализации учебного процесса является занятие, которое подразделяют, как было сказано выше, на несколько периодов в зависимости от варианта используемой установки: на установке с четырьмя кабинками возможно только 4 периода, на установке с восемью кабинками - 8 периодов. В течение первого и последнего периодов организуют тестовый контроль, в продолжение остальных периодов - вводят и отрабатывают новый учебный материал.

Способ обеспечивает организацию и введение изучаемого материала таким образом, что на одном занятии допускают работу мини-подразделений разного уровня обученности. Учет этапов обучения осуществляют не только на макроуровне - учет объема тематического концентра, но и микроуровне - учет материала периода, подразделяющегося по степени сложности на три мини-концентра: «а», «б», «в», ориентировочным из которых является вариант «б». Те мини-подразделения, которые не могут выполнить его, получают маркировку «в» в карточке результатов, и в последующих периодах они работают с содержанием указанной маркировки: например, «б»-«в»-«в»-«в»; если концентр легок - то маркировку «а»: например, «б»-«а»-«а»-«а». Если проблем не возникает, то мини-группы работают и выпускаются под знаком того мини-концентра, с которым они начинали: например, «б»-«б»-«б»-«б». При этом предлагаются вариации систем заданий с учетом психологических и культурных особенностей учащихся. При перемещении учебный материал обновляют как у обучаемых, так и у ассистентов, с той лишь разницей, что у первых обновление идет как бы по прямой линии Фиг.11, а у вторых - по кривой Фиг.12, предполагающей вариацию различных маркировок, поскольку ассистенты работают с учащимися различных уровней подготовки.

Пример 1. Обучение на установке с четырьмя четырехместными кабинками (вариант 1). Учебный материал представляют одним информационным блоком по 2-3 аспектам (видам, формам деятельности) в соответствии с этапом обучения и уровнем владения материалом учащимися. С учетом строгой системности учебный материал занятия дозируют по следующей схеме: 1 период - активизируют знания (входной тест); 2 период - вводят и тренируют новый материал (объем 55%); 3 период - повторяют, вводят и тренируют новый материал (объем 45%); 4 период - контролируют усвоенное (итоговый тест).

Пример 2. Обучение на установке с восемью трех- или двухместными кабинками (варианты 2 и 3). Учебный материал представляют в виде двух информационных блоков (частей). В работе с первым информационным блоком (1-4 период) отрабатывают 70% объема учебного материала по 2-3 аспектам, в работе со вторым информационным блоком (5-8 период) - 30% по 1-2 новым аспектам в соответствии с этапом обучения и уровнем владения материалом учащимися. С учетом строгой системности учебный материал занятия дозируют по следующей схеме:

Первый информационный блок: 1 период - активизируют знания (входной тест); 2 период - вводят и тренируют новый материал (объем 25%); 3 период -повторяют, вводят и тренируют новый материал (объем 25%); 4 период - повторяют, вводят и тренируют новый материал (объем 20%).

Второй информационный блок: 5 период - повторяют, вводят и тренируют новый материал (объем 15%); 6 период - повторяют, вводят и тренируют новый материал (объем 10%); 7 период - повторяют, вводят и тренируют новый материал (объем 5%); 8 период - контролируют усвоенное (итоговый тест). Для успешного продвижения выполнение всех заданий на всех периодах обязательно, а при выпадении какого-либо звена мини-подразделение смещают на один уровень ниже.

При тренировке отдельных материалов по заданной схеме допускают использование вместо ассистентов учащихся. В этом случае тренировка носит двусторонний характер, т.е. задача овладения определенным материалом стоит перед всеми учащимися без исключения.

В зависимости от дисциплины, текущих задач обучения и характера изучаемого материала работу специалистов-ассистентов чередуют с самостоятельными тренировками учащихся, когда используются только технические средства - компьютеры, аудиоаппаратура и профессиональные тренажеры, которые выступают в роли технических ассистентов. Схемы введения единиц аппаратуры определяют предварительно. С методической точки зрения грамотно, если на установке с четырьмя кабинками постоянно используют 1-2 единицы аппаратуры, на установке с восемью кабинками - 2-4 таких единицы. При этом предусматривают вариации: вводят аппаратуру либо одного типа, например, только компьютеры, либо смешанного - компьютеры и аудиоаппаратуру, различные тренажеры одновременно.

На основе технических средств лингафонной, компьютерной, тренажерной линий формируют обучающие системы, предполагающие взаимодействие между ними и учащимися и предоставляющие учебный материал в виде тренируемых мини-концентров, а также дающие возможность контролировать процесс обучения с целью оценки степени овладения учащимися учебным материалом и степени сформированности их умений. При этом обучающая система, формируемая на основе отдельной технической линии, приобретает имя данной линии (внутрилинейные -лингафонная, компьютерная, тренажерная), а обучающая система, формируемая на основе всех технических линий, именуется единой.

При необходимости установки, технические линии которых полностью оснащены аппаратурой, используют в качестве лингафонного, компьютерного и тренажерного классов. Установки-классы, например, с компьютерами и вариативной серией профессиональных тренажеров, используют при формировании, коррекции и автоматизации профессиональных навыков специалистов различных сфер деятельности (транспорта, промышленности). Учебные тренировки проводят по заданным схемам и на основе специально разработанных компьютерных программ, число специалистов-ассистентов в данном случае сокращается, по меньшей мере, до одного человека с целью осуществления общего контроля с пульта управления.

Как явствует из всего сказанного, дидактическая установка, сконструированная на основе принципа синергетики, позволяет организовать высоко эффективный способ обучения: при тщательной тренировке в условиях непрерывного и равномерного воздействия на каждого обучаемого и учетом возможностей каждого, обеспечивается высокий уровень овладения учебным материалом и сформированности умений. Кроме того, использование синергетической тренинговой установки обеспечивает строгую регламентацию в обучении, что позволяет значимо интенсифицировать учебный процесс. Благодаря этому данный способ и называют синергетическим вариантом интенсивной тренировки.

Таким образом, к совокупности существенных признаков заявленного изобретения, позволяющего получить упомянутый технический результат, относятся: а) по установке: динамические свойства; сферическая форма организации; вариативность структуры и содержания; многофункциональность; б) по способу: многоцеленаправленность, предполагающая возможность одновременного обучения большому числу аспектов изучаемой дисциплины (и большому числу различных дисциплин); многоуровневость, выражающаяся в одновременном учете всех этапов обучения; высокая антропоориентированность в связи с возможностью учета психологических и культурных особенностей учащихся; комплексно-групповая форма обучения, реализующая возможность одновременного обучения мини-подразделений в большой группе учащихся и специалистов-ассистентов. Иными словами, предложены синергетическая тренинговая установка как дидактический тип тренажера, сферический (континуально-концентрический) тип кабинета/класса (учебного, лингафонного, компьютерного, тренажерного) и синергетический вариант интенсивной тренировки, обеспечивающие обучаемым вход в высококачественную многофункциональную систему, подстройку под их особенности, ускоренное приращение знаний и динамичное развитие умений каждого из них.

1. Бобрышева И.Е. Культурно-типологические стили учебно-познавательной деятельности иностранных учащихся в методике обучения русскому языку как иностранному. Автореф. дисс. д.п.н. - М.: ГИРЯ им. А.С.Пушкина, 2004. - 46 с.

2. Бобрышева И.Е. Учет национальных лингвометодических традиций в обучении русскому языку иностранцев (на примере Китая). - М., 2001. - 113 с.(или Автореф. дисс. к.п.н. - М.: ИРЯ им. А.С.Пушкина, 1996. - 19 с.).

3. Буров А.Н. Система интенсивного развития способностей // Информатика и образование. М., 1997, 2. С.47-50 (сайт www.sirs.ru).

4. Герасимов А., Плигин А. Руководство к курсу НЛП-Практик. - М.: КСП+, 2000. - 576 с. (сайт www.nipcenter.ru).

5. Долгоруков A.M. Примерное содержание программы подготовки тьюторов (преподавателей) «Интенсивные методы обучения в системе открытого образования» // Практическое руководство для тьютора системы открытого образования на основе дистанционных технологий. - М.: ЦИТО, 2002, с.185-198.

6. Кашкуревич Л.Г. Методика использования технических средств и интенсификация обучения иностранным языкам // Сб. научных трудов МГИМО. - М.: МГИМО, 1989. - 155 с.

7. Китайгородская Г.А. Мосты доверия. - М.: Русский язык, 1993. - 71 с.

8. Шехтер Ю.И. Живой язык. - М.: Ректор, 2005. - 240 с.

9. Haken H. Evolution of Order and Chaos in Physics, Chemistry and Biology: Proc. of the Intern. Symp. on Synergetics at Schloss Elmau, Bavaria, Apr.26 - May 1, 1982 - Berlin, 1982. YIII, 287 p.

10. Hellman J.A. The Riddle of Distance Education: Promise, Problems and Applications for Development. - Geneva: UN. Research Inst. for Social Development, 2003. - IX, 27 p.

11. Lozanov G. Suggestology and Outlines of Suggestopedy. - New York: Gordon and Breach, 1978. - 377 p.

12. O'Connor J., Seymour J. Training with NLP. - London: Thorsons, 1994. - 290 p.

13. Rose С.Accelerated Learning. - New York: Dell Pub. Co., 1987. - 246 p.

14. UNESCO, 2003: Information and Communication Technologies in Distance Education: Spec. Training Course. Moscow: UNESCO: Inst. for Inform. Technologies in Education, 2003. - 118 р.

1. Синергетическая тренинговая установка - устройство, имеющее форму круга и состоящее из звукоизолированных кабинок, соединенных между собой посредством двухсекционных звукоизолирующих перегородок и оснащенных столами с подъемной крышкой, техническими средствами и двумя рядами винтовых стульев, внутренний из которых прикреплен к внутреннему металлическому колесу, расположенному под навесным полом, периодически вращающемуся вместе со стульями, зафиксированными на нем, в заданном режиме, внешний прикреплен к внешней части пола, зафиксированной на небольшой высоте от фундамента и находящейся в статике.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что внешний ряд стульев крепится к внешнему металлическому колесу, расположенному под навесным полом, также периодически вращающемуся вместе со стульями и внешней частью пола, зафиксированной на нем, в заданном режиме.

3. Устройство по п.1, имеющее четыре варианта и позволяющее использование трех линий технического оснащения - лингафонную, компьютерную и тренажерную, контролируемых с помощью центрального пульта управления, расположенного вне установки.

4. Устройство по п.1, являющееся первым вариантом и состоящее из четырех четырехместных кабинок, в каждой из которых один стул внутреннего ряда расположен напротив трех стульев внешнего ряда, при этом предусмотрена люминесцентная крыша, а часть мест внешнего ряда, по меньшей мере, по одному от каждой кабинки, оснащается комплектами технических средств - аудиоаппаратурой и персональными компьютерами.

5. Устройство по п.1, являющееся вторым вариантом и состоящее из восьми трехместных кабинок, в каждой из которых один стул внутреннего ряда расположен напротив двух стульев внешнего ряда, при этом часть мест внешнего ряда, по меньшей мере, по одному от каждой кабинки, оснащается комплектами технических средств.

6. Устройство по п.1, являющееся третьим вариантом и состоящее из восьми двухместных кабинок, в которых два стула расположены напротив друг друга, причем места внешнего ряда, по меньшей мере, четырех кабинок оснащаются комплектами технических средств.

7. Устройство по п.6, имеющее дополнение в том, что все места внешнего ряда, неспособного перемещаться по кругу, оснащаются комплектами аудиоаппаратуры, и данная установка называется лингафонным кабинетом.

8. Устройство по п.1, представляющее собой четвертый вариант и состоящее из восьми одноместных кабинок, в которых перед стулом внешнего ряда расположен тренажер, при этом место внешнего ряда оснащается панелью управления, и данная установка называется тренажерным классом.

9. Устройство по п.3, имеющее дополнение в том, что все места внешнего ряда, неспособного перемещаться по кругу, оснащаются комплектами персональных компьютеров, и данная установка называется компьютерным классом.

10. Устройство по п.1, внутренняя часть которого - внутреннее колесо со стульями и прикрепленной к нему внутренней частью пола - периодически перемещается на расстояние ближайшей кабинки, при этом внешняя часть установки находится в статике, и так до тех пор, пока вращающаяся часть установки не совершит полный оборот по кругу.

11. Устройство по п.1, предусматривающее вращение внешней части - внешнего колеса-носителя стульев и прикрепленной к нему внешней части пола - на расстояние ближайшей кабинки, при этом внутренняя часть установки находится в статике.

12. Устройство по п.1, предусматривающее два способа автоматического управления: а) от компьютера и б) от пульта ручного управления, а в экстренных случаях - механический вариант запуска, предполагающего вращение только внешней части установки.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области часовой промышленности и может быть использована при производстве механических наручных часов с автоматическим приводом с возможностью получения энергии движения от разности температур у поверхности руки пользователя со стороны задней крышки корпуса часов и температуры воздуха со стороны циферблата и боковых сторон корпуса часов

Изобретение относится к техническим средствам обучения, построенным на базе ЭВМ, и может быть использовано для автоматизации обучения специалистов связи эксплуатации станции спутниковой связи, а также для дидактических исследований

Полезная модель относится к области часовой техники, к часовым механизмам с индикацией времени, а, более конкретно, часовым механизмам усложненного типа с пульсирующей анимации изображений, циклично изменяющих свой цвет с частотой пульса

Изобретение относится к средствам обеспечения информационными ресурсами в сети связи для создания инфраструктуры образовательных услуг для деятельности воспитателей, учителей и преподавателей, направленной на развитие умственных способностей людей, в том числе находящихся в движении вне классов и аудиторий, в частности в учебном процессе, а также любыми заинтересованными потребителями

Мультимедийный лазерный уличный проектор для рекламы на зданиях с лампой и настенным или потолочным кронштейном для крепления относится к рекламе, в частности к проекционным устройствам для визуализации рекламных сообщений.
Наверх