Многоискровая система зажигания
, мбдуотвна М Е»
О П И С А Н И Е I((() 481710
ИЗОБРЕТЕИИЯ :
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (61)Зависимое от авт. свидетельства Мо338675 (22) Заявлено 21.12.72(21) 1860932/24-7 1 (51) ( с присоединением заявки №
1 (32) Приоритет1 (43) Опубликовано 25.08 755юллетевь № - (53)
I (45) Дата опубликования описания 18 ll тб
М. Кл.
Е 02 р 3/04
Государственный номитет
Совета Министров СССР по делим изобретений н открытий
УДК
62 1.43.044. (088. 8 ) (72) Автор изобретения
П. H. Васильченко (71) Заявитель (54) МНОГОИСКРОВАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАИИЯ
Изобретение относится к области авто мобильного электрооборудования, в частности к электронным системам зажигания бензиновых двигателей. Известны электронные системы зажигания, обеспечивающие независимость выходного импульсного напряжения катушки зажигания при изменении величины напряжения аккумуляторной батареи (особенно в режиме пуска двигателя ) за счет схемы стабилизации, поддерживающей постоянное напряжение на накопительном конденсаторе и, следовательно, обеспечивающей заданное количество эНергии для искрообразования в кажцом разряде. Переключение таких 15 систем зажигании на многоискровый режим на время пучка х(»лодного двигателя и создание схемы управления коммутирующим тиристором, формирукипей сигнал óïðàâë( ния в момент окончания заряца накопителт 20 ного конденсатора до номинального значения напряжения в период разомкнутого состояния контактов прерывателя, дает возможность существенно увеличить энеу-! гию искрообразования в цилиндрах двига- 25 теля, что обеспечивает повышение надежности его запуска, особенно при низких. температурах.
Эт» достигается за счет подключения параллельно выходу .выпрямителя преобразователя системы зажигания последователь ной цепочки, состоящей из резистора и переключающего диода, точка соединения которых на время пуска подключается ко входу управляемого ключа (тиристора).
Это обеспечивает серию импульсов на выходе системы в течение времени разомкнутого состояния к >нтактов прерывателя.
На чертеже изображена принципиальная электрическая схема предложенной системы за жига ни я.
Система зажигания содержит аккумуляторную батарею 1, замок зажигания 2, прерыватель 3 с ш нтирующим конденсатором 4, добавочный резистор 5, катушку зажигания 6, распределитель 7, свечи 8.
Статический преобразователь, обеспечиваю щий заряд накопительного конденсатора 9, собран на транзисторах 10, 11 и трансI форматоре 12, имеющем коллекторные 13, 48171О
14, базовые 15, 16 и управляюшую 17 обмотки, а также выходную обмотку 18.
К вггходной обмотке подключен последователь гьгй резонансный L С-контур, состоя- ший из конденсатора 1 9 и катушки игщук.гггвности 20. В цепи управляюшей обмотки
1 7 включены переменный резистор 2 1 конденсатор 22 для выбора рабочей
" частоты преобразователя с целью настройки 4С-контура в резонанс. К катушке индуктивности 20 подключен выпрялгитещ 23, выход которого шунтируется перекшочаюшим диодом 24 черсз резистор
25. К выходу выпрямителя 23 подключен также накопительный конденсатор 9 через разделительный диод 26 и первичную обмотку катушки зажигания 6. В качестве управляе- мого ключа в схеме используется тиристор
2 7, зашунтированный в обратном направлении диодом 28. цепь управления тиристором 27, состояшая из диода 29, конденсатора 30, диода 31 и резистора 32, подклгс чается переключателем 33 либо к аккумуляторной батарее 1 (положение I) через резисторы 34 и 35, либо к катоду переключаюшего диода 24 (положение II).
11ереключатель 36 служит для переключения системы с обычной классической схемы на электронную (положение Х классическая схема, положение II — элект ронная).
Миогоискровая система зажигания работает следугошим образом.
Перед пуском двигателя при низкой температуре окружаюшей среди переклюЗб. гатель 33 цепи управления коммутируюгце о тиристора устанавливается в положение
Il (многоискровый режим). В положение
П устанавливается и переключатель 36 (.электронная система зажигания). 11ри
40 включении замка зажигания 2 статический преобразователь запускается, и на выходной обмотке 18 трансформатора 12 появляется напряжение. Предварительно с по, 45
1 л1ошью переменного резистора 21 выбирается частота преобразователя, соответстaL вуюшая резонансно1" частоте 1С контура.
При эгом на элементах 1 С-контура устанавливается напряжение в зависимости от его добротности и величины иагру;,ки.
1-1акопительныЙ конденсатор 9 заряжается от выпрямителя,, 23 через разделительный диод 26 и катушку зажигания 6 до расчетного значения напряжении. 55
По окончании заряда накопительного ко щенсатора 9 переключаюший диод 24 отпирается и шунтирует выход преобраэо» вателя. При этом, напряжение на резистоI г ре 25 падает, а на накопительном конден- р саторе 9 остается на том же уровне, что и в конце зарядя„ так как его разряду препятствует разде,ггитеньный,циод . 6.
Если в это время койтакты прерывателя
3 будут замкнуты„ то цепь управления к ом мутируюшег о ти ристора 2 7 будет зашунтирована, и on останется закрытым, В момент размыкания контактов пре1 рывателя 3 падение напряжения с резистс», ра 25 окажется приложенным к цепи упраь ления коммутируюшего тиристора 27. По цепочке; контакты гереключателя 33, резистор 35, диод 29, конденсатор 30, управляюший электрод комлгутируюшего тиристора
,27-пройдет импульс тока, и последний от кроется. с1ерез открывшийся тиристор 27 произойдет разряд накопительного конденсатора 9 на первичную облготку катушки зажигания 6, и в этой цепи начнется колебательный процесс. В конце .-первого полупериода полярность напряжения иа накопительном конденсаторе 9 изменится на противоположную, и произойдет его разряд в обратном напраш-;енин через первичную обмотку катушки зажиг ания 6 и шуитир"юший диод
28, а также частично через вьгг|рялгитель
23 и разделительный диод 26. В это время коммутируюший тиристор 27 и ггереклю» чаюший диод 24закроются,,и снова начнется заряд накопительного конденсатора 9.
После запирания переключаюшегo диода
24 падение иапрыжения на резисторе 25 станет равным нулю, и конденсатор 30 разрядится через резистор 32 и диод 3.1., тем самым цепь управления тиристора 27 будет подгcтовленя и приему очередного сиг 11а иа управлении. ПО Окончании заряда накопительного ко щенсятора 9 снова откроег ся переключаюший диод 24, и пройдет импульс тока через управляюший электрод тиристора 27. Последний опять откроется. накопительный кшщенсатор 9 вновь разрядится на первичную обмотку катушки зажигания. Процесс разряда накоггительиого конденсатора " буде - периодически повторяться,пока контакты прерывателя 3 будут разомкнуты, После за лыкания контактов уиравляюшая цепь тиристора 27 окажется за" шунтированиой, и тггрггстор 27 будет закрн в течение времени .-замкнутого состояния контактов прерывателя 3.
Таким образом„предложенная сис гема за жигanvn обеспечивает получение серии разрядав накопительггого конденсатора 9 при разомкнутом состоянии контактов прерывателя 3, причем в каждом разряде амплитуда импульса выходного вторичного напряжения и количество выделяемой энергии будут равны заданньгм значениям независимо от ве1
481710
5 личины напряжения аккумуляторной батареи, что обеспечивает повышение надежности пуска двигателя внутреннего сгорания.
После пуска и кратковременного прогрева двигателя система зажигания переводится на одноискровой режим работы (переключатель ,33 переводится в положение I ). В этом ре- ° жиме в управляющую цепьж коммутйрую: щего тиристора 27 поступает только один сигнал управления в момент размыкания контактов прерывателя.
Предмет изобретени я
Многоискровая система зажигания по авт.св. % 33S675, от лич а юша яс я тем, что, с целью повышения надежности запуска двигателя внутреннего сгорания, параллельно выходу выпрямителя преобразователя подкшочена цепочка из последовательно соединеннйх резистора и пере-< ключаюшегр диода, средняя точка соедине» ния которых подключается к управляюшей цепи коммутируюшего тиристора.
481710
Составите н А.яорзиков
РедакгоР Т.ЗагребеньнайехРед Ц. анееиа КоРРектоР Л Бра,гни а
Заказ Я gP 1 С
Тираж 64ß Подписное
ЦЦИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР но делам изобретений и открытий
Москва, 113035, Раушская наб., 4
Предприятие «Патент», Москва, Г-59, Бережковская паб., 24



