Устройство для напрессовки и срыва гребноговинта
О П И А""И И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ (и) 427884
Союз Советских
Социалистических
РеспубликК АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕПЬСТВУ (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 06.12.71 (21) 1720936/27-11 с присоединением заявки № (32) Приоритет
Опубликовано 15.05.74. Бюллетень № 18
Дата опубликования описания 08.12.74 (51) М. Кл. В 6311 1/14
В 63b 9/00
Гкударетвенпый каетет
Саевта Миииатроа OCGP по делам изе9рвтаннй.. и атк1ииэй (53) УДК 629.12.002.72. .037 (088.8) (72) Авторы изобретения
А. Е. Гриншпун и В. Я. Хейфец (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАПРЕССОВКИ И СРЫВА ГРЕБНОГО
ВИНТА
Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для напрессовки и срыва гребного винта.
Известны устройства для напрессовки и срыва гребного винта при конусном соединении с гребным валом, содержащие промежуточный силовой элемент, установленный между торцом ступицы гребного винта и упором, взаимодействующим с хвостовиком гребного вала.
Целью изобретения является сокращение трудоемкости процесса напрессовки и срыва гребного винта. Для этого промежуточный силовой элемент выполнен в,виде втулки с внутренним буртом и кольцевой замкнутой полостью, заполненной жидкостью, нагретой до температуры, обеспечивающей удлинение втулки на величину, соответствующую заданному усилию. Кроме того, упор, взаимодействующий с хвостовиком гребного вала, может быть выполнен в виде цилиндрической гильзы с внутренней винтовой нарезкой на одном конце и наружным фланцем — на другом, при этом гильза укреплена посредством внутренней винтовой нарезки на нарезном конце хвостовика гребного вала, а внутренним торцом фланца сопряжена со свободным торцом втулки. Упор, взаимодействующий с хвостовиком гребного вала может быть выполнен также в виде траверзы, установленной между внутренним буртом втулки и торцом гребного вала и снабженной нажимным винтом, взаимодействующим с упомянутым торцом.
На фиг. 1 изображено описываемое устройство с упором в виде цилиндрической гильзы, общий вид; на фиг. 2 — то же, с упором, выполненным в виде траверзы.
Устройство содержит промежуточный силовой элемент 1, установленный между торцом
10 2 ступицы гребного винта и упором 3. Промежуточный силовой элемент выполнен в виде втулки с внутренним буртом 4 и кольцевой замкнутой полостью 5, заполненной жидкостью, нагретой до заданной температуры.
15 Жидкость заливают через кран 6, а сливают через кран 7. Для контроля температурыжидкости служит термометр 8. Втулка имеет фланец 9, взаимодействующий с торцом ступицы гребного винта. Фланец выполнен с
20 отверстиями для болтов 10. Для предотвращения передачи тепла на хвостовик 11 гребного вала 12 втулка снабжена изолирующей прокладкой 13, Упор 3 представляет собой цилиндрическую
25 гильзу, укрепленную посредством внутренней винтовой нарезки на нарезном конце хвостовика 11 гребного вала и плотно прижатую внутренней поверхностью фланца 14 к свободному торцу втулки 1. Упор может быть
30 выполнен также в виде траверзы, установлен3 ной между буртом 4 и торцом хвостовика 11 и снабженной винтом 15.
Для напрессовки гребного винта, установленного на конусной части гребного вала, кольцевую замкнутую полость 5 заполняют жидкостью, например минеральным маслом, нагретым до температуры, близкой к температуре кипения. Жидкость можно нагревать непосредственно в полости втулки, используя, например, газовые и керосиновые горелки, электронагреватели и др. От передачи тепла на тело втулки последняя постепенно удлиняется, напрессовывая ступицу на конус вала.
Для срыва гребного винта фланец 9 втулки необходимо прикрепить к ступице при помощи болтов 10, используя для этого штатные отверстия в торце ступицы и в процессе удлинения втулки от нагрева поджимать траверзу винтом 15 до предельного удлинения втулки.
В дальнейшем при естественном остывании жидкости и втулки, последняя стремится принять первоначальную длину и срывает ступици винта с конуса. Для ускорения процесса остывания горячую жидкость можно слить и заменить холодной или пропустить эту жидкость через полость 5.
Описанную операцию повторяют до получения нужного осевого перемещения винта.
Предмет изобретения
1. Устройство для напрессовки и срыва гребного винта при конусном соединении с
427884 гребным валом, содержащее промежуточный силовой элемент, установленный между торцом ступицы гребного винта и упором, взаимодействующим с хвостовиком гребного вала, отличающееся тем, что, с целью сокращения трудоемкости процесса напрессовки и срыва гребного винта, промежуточный силовой элемент выполнен в виде втулки с внутренним буртом и кольцевой замкнутой полостью, заполненной жидкостью, нагретой до температуры, обеспечивающей удлинение втулки .на величину, соответствующую заданному усилию.
15 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что упор, взаимодействующий с хвостовиком гребного вала, выполнен в виде цилиндрической гильзы с внутренней винтовой нарезкой на одном конце и наружным флан20 цем — на другом, при этом гильза укреплена посредством внутренней винтовой нарезки на нарезном конце хвостовика гребного вала, а внутренним торцом фланца сопряжена со свободным торцом втулки.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что упор, взаимодействующий с хвостовиком гребного вала, выполнен в виде траверзы, установленной между внутренним буртом
Зо втулки и торцом гребного вала и снабженной нажимным винтом, взаимодействующим с упомянутым торцом.
427884 г
Составитель С. Жаботинский
Редактор Л. Струве
Корректор Н. Аук
Техред Г. Васильева
Заказ 3222/1 Изд. ¹ 1867 Тираж 506 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, %-35, Раушская наб.. д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2


