Нереверсивная винтовая зубчатая передача
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
362I63
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 04Л.1970 (№ 1392416/25-28) с присоединением заявки №
Приоритет
М. Кл. F 16h 1/08
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Опубликовано 13.XII.1972. Бюллетень № 2 за 1973
Дата опубликования описания 15.П.1973
УДК 621.833.15(088.8) Автор изобретения
Р. М. Пеньков
Севастопольский приборостроительный институт
Заявитель
НЕРЕВЕРСИВНАЯ ВИНТОВАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА
С ПРОИЗВОЛЬНЫМ ПОСТОЯННЫМ УГЛОМ
СКРЕЩИВАНИЯ ОСЕЙ КОЛЕС
<т 2—
bg
Изобретение относится к общему машиностроению, в частности к конструкции нереверсивных винтовых зубчатых передач с произвольным постоянным углом скрещивания осей колес.
Известны нереверсивные винтовые зубчатые передачи с произвольным постоянным углом скрещивания осей колес, содержащие эвольвентное прямозубое зубчатое колесо и взаимодействующее с ним зубчатое колесо. Однако известные нереверсивные винтовые зубчатые передачи имеют сложную технологию изготовления и монтажа.
Предложенная нереверсивная винтовая зубчатая передача отличается от известных тем, что взаимодействующее с эвольвентным прямозубым зубчатым колесом второе зубчатое колесо выполнено так же эвольвентным, прямозубым, с уменьшенной толщиной зуба и установлено так, что линия зацепления передачи параллельна кратчайшему межосевому расстоянию.
Такое выполнение позволяет упростить технологию изготовления и монтажа передачи.
На фиг. 1 показана схема предложенной передачи с углом перекрещивания осей 90 ; на фиг. 2 — возможные формы зубьев и их сечения по А — А и Б — Б; на фиг. 3 — взаимное расположение мгновенной оси P и линии зацепления 1.ь L2 передачи; на фиг. 4 — вид на передачу по направлению кратчайшего расстояния между осями.
Нереверсивная винтовая зубчатая передача
5 содержит эвольвентное прямозубое зубчатое колесо 1, с осью вращения В и эвольвентное прямозубое зубчатое колесо 2 с уменьшенной толщиной зуба и осью вращения Вз, b и b> (радиусы основных цилиндров колес 1 и 2).
Колеса 1 и 2 вращаются вокруг осей В> и
В> соответственно с угловыми скоростями то> и (02, как показано на фиг. 1. Ведущим колесопс при этом является колесо 2. Точка кон15 такта колес в неподвижном пространстве движется по линии L, L2 (линии зацепления), являющейся общей касательной к основным цилиндрам колес. Линия 1.ь 1.з является теоретической линией зацепления. Практическая
20 линия зацепления во избежание интерференции зубьев должна лежать внутри участка
L;, L2. Передача является нереверсивной, т. е. движение в ней передается в одну сторону.
При ведущем колесе 1 точка контакта пере25 мещается по линии зацепления от L к L2.
При ведущем колесе 2 — от L к 1ь
Передаточное отношение равно в передаче:
362103
4-4 цг.
Составитель Е. Андреенкова
Техред Т. Миронова
Редактор М. Макарова
Корректоры: Т. Медведева и Е. Денисова
Заказ 256/16 Изд. № 1006 Тираж 404 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, ОК-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Уменьшенная толщина зуба должна обеспечивать его свободное размещение во впадине. Обе стороны зуба могут быть эвольвентными, одна сторона зуба может иметь эвольвентный профиль, другая — оформлена по ра-. 5 диальной прямой, зуб может быть, например, заостренным или ножевым (см. фиг. 2).
Линия зацепления L 1.з касается основных цилиндров и пересекает мгновенную ось Р относительно винтового движения колес под 10 прямым углом. Линия зацепления касается основных цилиндров в точках, принадлежащих рассчетным сечениям, положение которых определяется положением линии зацепления 4У.2. Возможные положения линии за- 15 цепления обозначены как I, II, III u IV. Эти точки представляют собой точки пересечения прямых, параллельных осям Вi и В2 колес I и 2, проведенных на расстояниях, равных радиусам соответствующих основных цилиндров. 20
При направлениях вращения колес, указанных векторами 0)) и kg, линия зацепления проходит через точку III, проецируется в эту точку. Рассчетные сечения находятся проведением через точку III перпендикуляров к осям В и В>. Линия же зацепления L
Предмет изобретения
Нереверсивная винтовая зубчатая передача с произвольным постоянным углом скрещивания осей колес, содержащая эвольвентное прямозубое зубчатое колесо и взаимодействующее с ним зубчатое колесо, отличающаяся тем, что, с целью упрощения технологии изготовления и монтажа передачи, второе зубчатое колесо выполнено также эвольвентным, прямозубым, с уменьшенной толщиной зуба и установлено так, что линия зацепления передачи параллельна кратчайшему межосевому расстоянию.

