Зубчатая передача
О П И С А Н И Е 345307
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ф
Ф"" фт
Зависимое от авт, свидетельства ¹
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
Заявлено 08.1.1970 (№ 1396300/25-28) с присоединением заявки ¹
Приоритет
Опубликовано 14.Ч11,1972. Бюллетень ¹ 22
Дата опубликования описания 27Х11.1972
Ч. Кл. Г 16h li 04
УДК 621.833.15(088.8) Автор изобретения
P. М. Пеньков
Севастопольский приборостроительный институт
Заявитель
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА
Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к конструкции зубчатых передач.
Известны зубчатые передачи, содержащие прямозубые эвольвентные колеса, угол скрещивания осей которых является постоянным.
В предлагаемой зубчатой передаче это условие не является обязательным, так как она снабжена механизмом изменения угла скрещивания, жестко связанным с одним пз колес передачи и обеспечивающим поворот этого колеса относительно линии зацепления зу бчатых колес, а толщина зубьев колес и ширина их венцов выбраны из условия обеспечения максимальной величины угла скрещивания осей колес.
Это позволяет изменить угол скрещивания в процессе работы передачи и увеличить его диапазон.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема описываемой передачи, вид сверху; на фиг. 2 — то же, вид сбоку, Зубчатая передача содержит эвольвентные прямозубые зубчатые колеса 1, 2 и механизм изменения угла скрещивания, выполненный в виде поворотной вокруг оси А — А рамы 8.
Для приведения в движение колеса 1 (на фиг. 1, 2 оно изображено ведущим) служит червячная передача 4, 5, а для приведения в движение рамы 8 — червячная передача б, 7.
Колеса 1, 2 показаны на фиг. 1, 2 своими основными кругами в расчетных сечениях.
Расчетные сечения получены как сечения основных цилиндров колес плоскостями, пер5 пендикулярнымп осям и проходящими через линию зацепления. Линия зацепления L L2 в данной передаче параллельна кратчайшему расстоянию между осями колес 1, 2.
Описываемая зубчатая передача работает
10 следующим образом. Прн повороте рамы 8 изменения кратчайшего расстояния между осями колес 1, 2 не происходит, а следовательно, этот поворот не вызывает перемещения колес 1, 2 вдоль их осей.
15 На фиг, 1, 2 изображено такое относительное положение колес, когда их оси перпендикулярны. Угол поворота рамы 8 может изменяться в пределах свыше 180 . Ось колеса 1 из приводимого положения, когда она состав20 ляет с осью колеса 1 угол 90, может быть приведена в положение, когда она станет параллельной оси колеса 1 и будет составлять с ней угол 180, т. е. передача станет обычным внешним плоским зацеплением. Дальнейшим
25 поворотом рамы 8 в том же направлении ось колеса 2 может быть приведена в положение, когда она вновь станет перпендикулярна оси колеса 1 и будет составлять с ней угол 270, как показано на фиг. 1 пунктиром.
ЗО Для увеличения диапазона изменения угла
345307
Предмет изобретения
1 ; /
Г ч" и а 2
Составитель Е, Андреенкова
Текред Л. Богданова
Корректор О. Волкова
Редактор T. Ларина
Заказ 2298, 5 Изд. № 993 Тираж 406 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете М|шистров СССР
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 скрещивания толщина зубьев колес и ширина их венцов выбираются пз условия обеспечения максимальной величины угла скрещивания осей колес 1, 2. Чем больше угол скрещивания, тем тоньше дложно быть колесо. В крайних случаях могут применяться иожевыс колеса, т. е. такие, у которых рабочая поверхность сделана в виде ножа.
1. Зубчатая передача, содержащan два эвольвентных прямозубых колеса, отличающаяся тем, что, с целью изменения угла скрещивания в процессе работы передачи, она снабжена механизмом изменения угла скрещивания, жестко связанным с одним из колес передачи и обеспечивающим поворот этого колеса относительно линии зацепления зубчатых колес.
2. Передача по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью увеличения диапазона изменения угла скрещивания, толщина зубьев колес и ширина их венцов выбраны из условия обеспечения максимальной величины угла скрещивания осей колес в передаче.
1 г

