Система общественного транспорта, транспортное средство и стояночный комплекс, входящие в систему

 

Настоящая группа полезных моделей относится к системе общественного транспорта, а также к транспортному средству и стояночному комплексу, входящим в нее. Система транспорта, согласно настоящей полезной модели, состоит из унифицированных транспортных средств (далее - ТС), выполненных с возможностью автоматического передвижения внутри стояночного комплекса (далее - СК); каналы для перемещения ТС вне СК; СК, который выполнен с возможностью выполнения автоматического приема одного или нескольких ТС, автоматического обслуживания ТС, управления движением ТС внутри СК и выдачи ТС пользователю. Техническим результатом настоящей системы транспорта является уменьшение площади, необходимой для хранения ТС, снижение загруженности транспортных каналов, упрощение автоматизации процедур, связанных с хранением ТС, и обслуживания ТС. 3 незав.п., 7 зав.п., 4 ил.

ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ, К КОТОРОЙ ОТНОСИТСЯ ПОЛЕЗНАЯ МОДЕЛЬ

Настоящая группа полезных моделей относится к системе общественного транспорта, а также к транспортному средству (далее - ТС) и стояночному комплексу (далее - СК), входящим в нее.

УРОВЕНЬ ТЕХНИКИ

В настоящее время в качестве средств передвижения используются личные автомобили - транспортные безрельсовые машины главным образом на колесном ходу, приводимые в движение собственными двигателями («Энциклопедический словарь», http://www.dict.t-mm.ru/). В целях удовлетворения спроса потребителей выбранного сегмента автомобильного рынка, транспортное средство проектируется и воплощается таким, чтобы реализовать определенный в соответствии с обобщенными потребностями данного сегмента рынка набор функций, например таких, как перемещение определенного числа пассажиров, перевозку грузов определенной массы и габаритов, комфортабельность, дизайн, скоростные характеристики, энергопотребление и др. Для обеспечения достаточного набора функций, разработчики вынуждены увеличивать габариты автомобиля.

К недостаткам использования личных автомобилей можно отнести следующие:

- большие габариты автомобилей, необходимые для реализации всех требуемых функций, приводят к увеличению загруженности автомобильных дорог, что наиболее актуально для крупных городов, а также к увеличению площади, занимаемой сооружениями для хранения транспортных средств;

- принадлежность каждого транспортного средства конкретному пользователю приводит к сложной организации мест хранения автомобилей;

- дифференциация конструкций автомобилей разных марок приводит к усложнению процедур обслуживания автомобилей, таких, как мойка, диагностика технического состояния, ремонт, пополнение запаса энергоносителя и др., а также усложняет организацию автоматического выполнения функций обслуживания;

- отсутствие у большинства автомобилей возможности управления в автоматическом режиме приводит к сложности организации автоматического выполнения процедур, связанных с их хранением (применение специальных устройств перемещения автомобиля внутри СК, обеспечение условий нахождения и перемещения людей внутри СК и т.д.).

В уровне техники из патента на полезную модель RU 81236 (13) U1 известна многоуровневая автоматическая парковка содержащая каркас с ячейками для хранения автомобилей и механизм перемещения платформ. Платформы выше первого уровня перемещаются вертикально, платформы среднего и первого уровня перемещаются горизонтально. Количество платформ на средних и нижнем уровнях меньше, по меньшей мере, на одну платформу, чем количество платформ верхнего уровня, что обеспечивает образование шахты подъема. Парковка снабжена подземным уровнем, который содержит платформы, связанные с системой вертикального перемещения. При этом каждая платформа выше первого уровня снабжена двигателем и цепной или тросово-цепной системой вертикального перемещения, каждая платформа среднего уровня связана с рамой, которая установлена на горизонтальных направляющих, платформы первого уровня установлены на горизонтальных направляющих, причем каждая платформа ниже верхнего уровня снабжена двигателем и цепной системой горизонтального перемещения, а количество платформ на средних и нижнем уровнях меньше, по крайней мере, на одну платформу, чем количество платформ верхнего уровня.

К недостаткам данной многоуровневой автоматической парковки относятся

- большая площадь, занимаемая парковкой при описанной конструкции за счет большого количества каналов перемещения транспортных средство;

- сложность процесса перемещения транспортных средств внутри парковки, для которого используется специальные устройства перемещения - платформы, установленные на направляющих.

В настоящее время для индивидуального перемещения людей (далее - пользователей) в пространстве используется система транспорта, которая предполагает наличие в пользовании автомобилей («Энциклопедический словарь», http://www.dict.t-mm.ru/), которые различаются по марке (компании-производителя), функциональным возможностям, габаритам, дизайну, комфортабельности, энергопотреблению и другим признакам. Функциональность ТС обычно обуславливает большие габариты автомобилей. Движение автомобилей осуществляется по транспортным каналам (автомобильные дороги, мосты, тоннели и др.), а хранение в различного рода стоянках, СК, аналогичных раскрытому в полезной модели RU 81236 (13) U1, или в близи транспортных каналов. Диагностика транспортных средств, используемых в известной системе транспорта осуществляется в оснащенных для этой цели центрах обслуживания, которые зачастую специализируются на обслуживании ТС определенной марки (марок) в виду существенных отличий в конструкциях ТС различных марок. ТС в известной системе транспорта имеют различные габариты, из-за чего при проектировании сооружений для хранения ТС необходимо предусматривать места для хранения отдельных ТС, исходя из максимальных габаритов ТС, что приводит к увеличению габаритов СК.

К недостаткам известной системы транспорта можно отнести следующие:

- большие и дифференцированные габариты ТС также увеличивают площадь, необходимую для хранения и передвижения ТС, а, следовательно, площадь, занимаемую СК;

- обслуживание ТС чересчур сложно ввиду дифференциации конструкций ТС разных марок;

- пользование ТС требует существенных материальных вложений со стороны пользователя на приобретение ТС;

- принадлежность ТС конкретному пользователю и дифференциация ТС обуславливает необходимость обеспечения доступа к каждому ТС на месте стоянки, что приводит к увеличению площади, занимаемой СК, за счет оснащения их дополнительными каналами для передвижения ТС внутри СК;

- принадлежность ТС каждому пользователю также снижает показатель количества используемых в конкретный момент ТС по отношению к общему количеству ТС (далее - коэффициент использования ТС) и увеличивает количество ТС необходимое для удовлетворения спроса на транспортные услуги на определенной территории.

Задачей разработчиков настоящей группы полезных моделей в процессе ее создания являлось создание системы транспорта, которая способствовала бы разгрузке городских транспортных каналов, уменьшается необходимая для хранения ТС площадь, упрощаются процедуры хранения и обслуживания транспортных средств, а также транспортного средства приспособленного для использования в этой системе транспорта и стояночного комплекса для хранения таких транспортных средств.

РАСКРЫТИЕ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ

Технический результат заявленного ТС заключается в упрощении автоматизации процедур, связанных с хранением ТС, и исключение необходимости применения дополнительных устройств для автоматического перемещения ТС внутри СК.

Общими признаками ТС по настоящему изобретению и согласно прототипу является то, что ТС представляет собой транспортную машину, приводимую в движение собственными двигателями.

Технический результат заявленного ТС достигается тем, что ТС отличается от прототипа тем, что оно содержит

средство связи ТС, выполненное с возможностью связи со средством связи стояночного комплекса, в том числе с возможностью приема команд управления движением ТС;

блок определения местоположения, включающий в себя средство для определения местоположения ТС внутри СК, предназначенное для формирования данных о местоположении ТС внутри СК, необходимых для автоматизации перемещения ТС внутри СК;

блок управления ТС, выполненный с возможностью управления системой приводов ТС на основе команд управления движением ТС, принятых от средства связи ТС, и данных о местоположении ТС внутри стояночного комплекса, полученных от средства определения местоположения;

систему приводов ТС, включающую в себя собственный привод поступательного движения ТС, выполненный с возможностью автоматической работы под управлением блока управления ТС.

Своей конструкцией заявленное ТС обеспечивает возможность автоматического перемещения и хранения ТС внутри СК без применения дополнительных устройств горизонтального перемещения ТС. Движение ТС внутри СК осуществляется в автоматическом режиме посредством системы приводов ТС под управлением блока управления стояночного комплекса стояночного комплекса. Таким образом упрощается автоматизация СК и исключается необходимость оснащения СК дополнительными устройствами горизонтального перемещения ТС внутри СК.

Технический результат СК заключается в уменьшении необходимой для хранения ТС площади СК.

Общими для СК по настоящей полезной модели и СК, согласно прототипу являются признаки, раскрывающие то, что СК обеспечивает хранение ТС внутри него и их автоматическое перемещение внутри СК.

Технический результат СК достигается тем, что СК, согласно настоящей полезной модели отличается от прототипа тем, что СК содержит

по меньшей мере одну площадку приема транспортного средства необходимую для временного хранения ТС перед приемом ТС для хранения в СК после использования;

по меньшей мере одну площадку выдачи транспортного средства для выдачи ТС пользователю для использования, необходимую для хранения ТС перед посадкой в него пользователя перед использованием;

по меньшей мере одну ячейку хранения ТС, выполненную с возможностью хранения и перемещения внутри нее по меньшей мере одного ТС;

блок управления стояночного комплекса (БУСК), выполненный с возможностью выработки команд управления движением ТС внутри стояночного комплекса;

средство связи стояночного комплекса, выполненное с возможностью связи со средством связи ТС, в том числе с возможностью передачи команд управления движением ТС;

причем прохождение ТС через стояночный комплекс происходит в автоматическом режиме под управлением БУСК.

Указанной совокупностью отличительных признаков заявленного СК достигается возможность хранения и перемещения ТС внутри СК в автоматическом режиме под управлением команд управления ТС от БУСК, передаваемых с помощью средства связи СК. Так как ТС, находящиеся в СК являются унифицированными, совмещение в ячейках функции хранения и перемещения позволяет размещать ТС в ряд один за другим, а также обеспечивать движение ТС в один поток друг за другом, чем обеспечивается уменьшение необходимой для хранения ТС площади СК.

Техническим результатом заявленной системы транспорта является уменьшение площади, занимаемой СК, снижение загруженности транспортных каналов.

Указанный технический результат достигается тем, что система транспорта, согласно настоящей полезной модели, состоит из

по меньшей мере двух унифицированных ТС, выполненных с возможностью автоматического передвижения внутри СК;

каналов для перемещения ТС вне СК;

по меньшей мере одного СК, который выполнен с возможностью выполнения автоматического приема одного или нескольких ТС, автоматического обслуживания ТС, управления движением ТС внутри СК и выдачи ТС пользователю.

Унификация ТС, согласно настоящей полезной модели, предполагает единообразие характеристик и конструктивных особенностей ТС, обеспечивающих взаимодействие ТС с другими элементами системы транспорта, таких, как например ширина ТС, геометрические параметры колес и их взаимное расположение (в случае использования направляющих в СК), средства диагностики, устройство для пополнения запаса энергоносителя ТС, средства связи и др. При этом под унификацией ТС не должна пониматься полная идентичность ТС.

Также предполагается, что ТС не принадлежит конкретному пользователю, а используется им при оплате услуг системы транспорта. В этой особенности заключается общественный характер заявленной системы транспорта.

Унификация ТС в настоящей системе транспорта приводит к упрощению реализации автоматического обслуживания ТС, автоматического передвижения ТС внутри СК, к исключению необходимости обеспечения доступа к каждому из ТС и, вместе с тем, к уменьшению необходимой для хранения ТС площади, а также к повышению коэффициента использования ТС. Такая система транспорта позволяет более эффективно специализировать ТС для выполнения конкретной функции (например, перемещение определенного числа пассажиров, перевозка определенного объема груза), что позволяет оптимизировать энергопотребление и уменьшить габариты ТС. Уменьшение габаритов ТС, в свою очередь, ведет к уменьшению площади, требуемой для возведения СК и снижению загруженности транспортных каналов.

Далее будет приведено подробное описание заявленной полезной модели со ссылками на прилагаемые чертежи.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

Фиг.1 схематично изображает вид стояночного комплекса сбоку;

Фиг.2 схематично изображает вид стояночного комплекса сверху;

Фиг.3 схематично изображает разрез стояночного комплекса в плоскости А-А.

Фиг.4 изображает блок-схему системы управления движением транспортного средства.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ

Система транспорта, согласно заявленной полезной модели включает в себя по меньшей мере один стояночный комплекс и по меньшей мере два транспортных средства, причем транспортные средства выполнены унифицированными. Для описания осуществления системы транспорта целесообразно сначала раскрыть осуществление ее составляющих.

В частном случае стояночный комплекс (1) по заявленной полезной модели содержит площадку (2) приема транспортного средства, площадку (3) выдачи транспортного средства, ячейки (4) хранения ТС, выполненные с возможностью хранения и перемещения внутри каждой из них по меньшей мере одного ТС, блок (5) управления стояночного комплекса (БУСК), выполненный с возможностью выработки команд управления движением ТС внутри стояночного комплекса (1), средство (6) связи стояночного комплекса, выполненное с возможностью связи со средством связи ТС, в том числе с возможностью передачи команд управления движением ТС.

Дополнительно СК (1) может включать в себя по меньшей мере одну ячейку обслуживания ТС, которая может содержать средства для автоматической мойки ТС, пополнения запаса энергоносителя, диагностики ТС и других операций технического обслуживания ТС.

БУСК (5) представляет собой вычислительный блок, который согласно заданному алгоритму управляет работой СК (1), в том числе он выполнен с возможностью генерировать команды управления движением каждого ТС, имеющегося в СК, его хранением, обслуживанием, приемом, выдачей и другими операциями. В команды управления движением ТС входит траектория перемещения ТС внутри СК. На ТС команды управления БУСК (5) передаются с помощью средства (6) связи стояночного комплекса.

Команды управления передаются на ТС предпочтительно посредством радиосвязи. Они могут включать в себя инструкции, задающие траекторию движения ТС.

Прием ТС в СК (1) осуществляется после того, как оно было оставлено пользователем на площадке (2) приема. Движение ТС с этого момента осуществляется автоматически посредством системы приводов ТС под управлением БУСК (5). На Фиг.1 и Фиг.2 показан СК (1), содержащий ячейку (7) обслуживания. Согласно командам БУСК ТС после площадки (2) приема ТС может проходить через ячейку (7) обслуживания, где предпочтительно в автоматическом режиме производится мойка, диагностика, пополнение запаса энергоносителя и другие процедуры обслуживания ТС.

Если после диагностики ТС его техническое состояние было признано удовлетворительным, ТС направляется в ячейки хранения для хранения и дальнейшего использования. Если же техническое состояние было признано неудовлетворительным, то транспортному средству присваивается статус неисправного и оно может быть отправлено для хранения с последующим ремонтом в одну из ячеек хранения, которая определена программой работы БУСК как ячейка хранения неисправных ТС.

Ячейка (4) хранения, согласно настоящей полезной модели, представляет собой модуль, который может иметь форму прямоугольного параллелепипеда, выполненный с возможностью перемещения и хранения внутри него ТС предпочтительно в очередь друг за другом. Ячейка (4) хранения может содержать направляющие для движения ТС вдоль нее. Для колесных ТС эти направляющие могут представлять собой колею или рельсы, выполненные и расположенные так, чтобы входить в соединение с колесами ТС при его движении или стоянке. Ячейки (7) обслуживания, площадки (2) приема и площадки (3) выдачи могут содержать аналогичные направляющие.

Площадка (2) приема ТС и площадка (3) выдачи ТС предназначены для временной стоянки ТС. Стоянка ТС на площадке (2) приема ТС осуществляется с момента выхода пользователя из ТС до вхождения ТС в следующую ячейку под управлением БУСК (5). Стоянка ТС на площадке (3) выдачи ТС осуществляется до посадки пользователя в ТС. Упомянутые площадки могут содержать одно или более мест для стоянки ТС.

В зависимости от требуемой емкости конкретного СК (1), он может содержать одну или несколько ячеек (4) хранения ТС. Они могут располагаться как в горизонтальном направлении относительно друг друга, так и в вертикальном. В зависимости от требуемой пропускной способности СК (1), он может содержать одну или несколько площадок (2) приема ТС, одну или несколько ячеек (7) обслуживания ТС, одну или несколько площадок (3) выдачи ТС. Возможная структура расположения ячеек хранения в многоярусном СК показана на Фиг.3.

Горизонтальное перемещение ТС внутри СК (1) производится автоматически под управлением БУСК посредством системы (13) приводов ТС. При расположении ячеек хранения ТС вертикально относительно друг друга, то есть СК (1) выполнен многоярусным, СК (1) может включать в себя по меньшей мере одно средство (9) вертикального перемещения ТС. Средство (9) вертикального перемещения ТС может содержать например грузовой лифт, выполненный с возможностью вертикального перемещения между ярусами СК (1) и горизонтального перемещения между ячейками (4) хранения ТС одного яруса или набор грузовых лифтов, обеспечивающих только вертикальное перемещение ТС между ярусами.

СК (1), показанный на Фиг.1 и Фиг.2, содержит два средства (9) вертикального перемещения ТС, работающие под управлением БУСК. Одно со стороны площадки приема ТС, предназначенное для подъема ТС после приема в заданную ячейку хранения ТС, а второе со стороны выдачи ТС, предназначенное для опускания ТС для последующей выдачи ТС. Также может применяться одно средство (9) вертикального перемещения ТС, которое выполнено с возможностью подъема ТС в заданную ячейку (4) хранения ТС и с возможностью опускания ТС в заданную ячейку (4) хранения ТС.

ТС, согласно настоящей полезной модели, может являться транспортным средством на колесном ходу, на рельсовом ходу, на воздушной подушке и др. При этом ТС включает в себя

средство (10) связи ТС выполненное с возможностью связи со средством связи стояночного комплекса (СК);

блок (11) определения местоположения ТС, включающий в себя средство для определения местоположения ТС внутри СК;

блок (12) управления ТС, выполненный с возможностью управления системой приводов ТС на основе команд управления движением ТС, принятых от средства связи ТС, и данных о местоположении ТС внутри стояночного комплекса, полученных от средства определения местоположения;

систему приводов ТС, включающую в себя собственный привод поступательного движения ТС, выполненный с возможностью автоматической работы под управлением блока управления ТС.

Блок (11) определения местоположения ТС включает в себя систему определения местоположения ТС внутри СК, которая представляет собой любую из известных систем определения местоположения объекта в здании, например GPS.

Также блок (11) определения местоположения ТС может дополнительно включать в себя средство для определения местоположения ТС вне СК, в качестве которой может использоваться любая из известных систем спутниковой навигации, например GPS.

Дополнительно блок (11) определения местоположения ТС может включать в себя средство для определения расстояния от ТС до окружающих его объектов. Оно необходимо для более точной навигации ТС в СК. В качестве него может применяться ультразвуковая система, содержащая ультразвуковые излучатели и ультразвуковые приемники, расположенные по периферии ТС, выполненная с возможностью определения расстояния до ближайшего к ТС объекта в направлении, соответствующем каждому из ультразвуковых приемников. Аналогичные системы известны в уровне техники как парковочные системы Parktronic System, Parking Distance Control, Acoustic Parking System (http://de.academic.ru/dic.nsf/dewiki/28740) и т.д. Назначением средства для определения расстояния от ТС до ближайших объектов является снижение вероятности столкновения ТС внутри СК друг с другом или с окружающими их объектами.

Средство (10) связи ТС выполнено с возможностью связи со средством (6) связи СК, в том числе с возможностью приема команд управления движением ТС. Для связи используется преимущественно радиоканал.

Блок (8) управления ТС принимает и обрабатывает команды управления движением ТС, принятые от средства (10) связи ТС, а также данные от блока (11) определения местоположения ТС, на основе которых блок (8) управления ТС управляет работой системы (13) приводов ТС.

Система (13) приводов ТС для перемещения ТС в СК содержит собственный привод ТС, выполненный с возможностью автоматической работы под управлением БУТС. В качестве такой системы может быть использована автоматическая система управления машиной, аналогичная системе управления машиной, раскрытой в заявке на патент RU 2006131752 А, 04.09.2009.

Упрощение автоматизации хранения ТС происходит за счет исключения необходимости применения дополнительных устройств автоматической транспортировки ТС внутри СК. Также вследствие отсутствия необходимости обеспечения доступа к ТС устройств автоматической транспортировки или пользователя при транспортировки внутри СК уменьшается требуемая для хранения ТС площадь.

Преимущественно снаружи ТС может дополнительно оснащаться средством для идентификации пользователя ТС, выполненным с возможностью определения личности пользователя и права пользователя лица управлять данным ТС. Идентификация пользователя может осуществляться путем считывания биометрических показателей, штрих-кода, информации со смарт-карты или любыми другими способами. После идентификации пользователя определяется право пользователя на управление данным ТС. Право пользователя на управление ТС может определяться на основе информации из базы данных пользователей. На основании результатов определения прав пользователь допускается к управлению ТС.

Преимущественно внутри ТС может оснащаться средством приема платежей для оплаты пользователем услуг транспортной системы. Оплата может производиться наличными деньгами, пластиковой картой или любыми другими известными способами.

Система транспорта в соответствии с настоящей полезной моделью содержит по меньшей мере два ТС, по меньшей мере один стояночный комплекс, каналы для перемещения ТС вне СК, причем транспортные средства выполнены унифицированными.

Каналами для перемещения ТС могут являться любые транспортные каналы, по которым способны перемещаться ТС настоящей системы транспорта. Если ТС являются автомобильным транспортом, то в качестве каналов для перемещения ТС могут применяться автомобильные дороги.

В системе транспорта используются ТС и СК согласно настоящей полезной модели.

Необходимо отметить, что унификация не подразумевает полную идентичность ТС. Так, например, может использоваться несколько видов ТС различных по количеству посадочных мест, объему места для багажа или другим характеристикам. В таком случае на СК может проводиться сортировка ТС в ячейки хранения в зависимости от вида ТС.

1. Транспортное средство (ТС), содержащее:

средство связи ТС, выполненное с возможностью связи со средством связи стояночного комплекса (СК), в том числе с возможностью приема команд управления движением ТС;

блок определения местоположения ТС, включающий в себя средство для определения местоположения ТС внутри СК;

блок управления ТС, выполненный с возможностью управления системой приводов ТС на основе команд управления движением ТС, принятых от средства связи ТС, и данных о местоположении ТС внутри стояночного комплекса, полученных от средства определения местоположения;

систему приводов ТС, включающую в себя собственный привод поступательного движения ТС, выполненный с возможностью автоматической работы под управлением блока управления ТС.

2. Транспортное средство по п.1, дополнительно содержащее средство для идентификации пользователя ТС.

3. Транспортное средство по п.1, дополнительно содержащее средство приема платежей.

4. Транспортное средство по п.1, в котором блок определения местоположения дополнительно включает в себя средство для определения расстояния от ТС до окружающих его объектов.

5. Транспортное средство по п.1, в котором блок определения местоположения дополнительно включает в себя средство для определения местоположения ТС вне СК.

6. Стояночный комплекс (СК) для хранения унифицированных транспортных средств, содержащий

по меньшей мере одну площадку приема транспортного средства;

по меньшей мере одну площадку выдачи транспортного средства;

по меньшей мере одну ячейку хранения ТС, выполненную с возможностью хранения и перемещения внутри нее по меньшей мере одного ТС;

блок управления СК, выполненный с возможностью выработки команд управления движением ТС внутри СК;

средство связи СК, выполненное с возможностью связи со средством связи ТС, в том числе с возможностью передачи команд управления движением ТС;

причем прохождение ТС через СК происходит в автоматическом режиме под управлением блока управления СК посредством системы приводов ТС.

7. Стояночный комплекс по п.6, отличающийся тем, что СК дополнительно содержит по меньшей мере одну ячейку обслуживания транспортного средства.

8. Стояночный комплекс по п.6, отличающийся тем, что СК выполнен многоярусным, при этом СК дополнительно содержит по меньшей мере одно средство вертикального перемещения транспортного средства.

9. Стояночный комплекс по п.6, отличающийся тем, что движение ТС внутри СК осуществляется по направляющим.

10. Система транспорта, содержащая

по меньшей мере два ТС по п.1;

по меньшей мере один СК по п.6;

каналы для перемещения ТС вне СК;

причем транспортные средства выполнены унифицированными.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано для модернизации дрезин контактной сети и других назначений
Наверх