Система общественного видеонаблюдения и контроля правопорядка
Заявлена система публичного контроля правопорядка, включающая по меньшей мере один персональный компьютер с программой видеонаблюдения, установленный в домашнем хозяйстве, сеть камер наружного видеонаблюдения, сервер трансляции видеоданных, управляющий сервер и по меньшей мере один тревожный монитор, установленный в подразделении службы охрана правопорядка. Персональный компьютер служит для вывода изображения в режиме реального времени с по меньшей мере одной упомянутой камеры. Сервер трансляции видеоданных служит для передачи изображения от камер на персональные компьютеры. Управляющий сервер служит для выбора персональных компьютеров, получающих изображения с конкретных камер и передачи изображения с персонального компьютера на упомянутый тревожный монитор из условия первоначальной фиксации правонарушения.
Полезная модель относится к средствам дистанционного контроля и содействия в обеспечении общественного правопорядка в населенных пунктах.
Из уровня техники известны системы мониторинга или видеонаблюдения за чрезвычайными ситуациями, правопорядком и т.п. (см., например, систему по патенту РФ на полезную модель 99221). В общем виде структура таких систем широко известна и в общем виде представляет собой сеть камер наружного наблюдения, установленных, как правило, в общественных местах или на улице, изображение с которых в режиме реального времени передают на мониторы в подразделениях охраны правопорядка, оперативных служб и т.п. Соответственно, в случае фиксации камерой правонарушения, диспетчер службы выдает команду на реагирование патрулю.
Вместе с тем, достоинства подобных систем влекут и ряд существенных недостатков, одним из которых является идентификация и оперативное реагирование на происшествия, происходящие в зоне наблюдения камер. Особенно это проблема актуальна для мегаполисов, где количество установленных видеокамер измеряется тысячами или десятками тысяч. Попытка сведения в единый диспетчерский центр данных со всех видеокамер приводит к огромным финансовым затратам. Каждый диспетчер вынужден следить за изображением с нескольких десятков камер, которые, к тому же, выводятся в небольших окнах на мониторах. Режим работы диспетчеров, как правило, суточный, в связи с чем остро встает вопрос с концентрацией внимания в столь долгий период. В то же время, большие диспетчерские центры требуют больших помещений, набора большого количества персонала, значительных затрат на коммунальные и охранные услуги.
В свете сказанного, задача, решаемая созданием предлагаемой полезной модели, состоит в нивелировании недостатков таких систем при сохранении на должном уровне вопросов оперативного реагирования на правонарушения, чрезвычайные ситуации и т.п., при этом технический результат, который может быть получен при решении поставленной задачи, состоит в возможности создания широкой сети точек удаленного контроля за правопорядком (в контексте заявленного решения «удаленный» означает непосредственно не относящийся к полиции, оперативным службам и т.п.), расширения сети и точек такого контроля на базе стандартных и массовых средств электронной коммуникации и, как следствие, в возможности оперативного развертывания и запуска такой системы.
Для достижения поставленного результата предлагается система публичного контроля правопорядка, включающая по меньшей мере один персональный компьютер с программой видеонаблюдения, установленный в домашнем хозяйстве, сеть камер наружного видеонаблюдения, сервер трансляции видеоданных,, управляющий сервер и по меньшей мере один тревожный монитор, установленный в подразделении службы охрана правопорядка, при этом персональный компьютер служит для вывода изображения в режиме реального времени с по меньшей мере одной упомянутой камеры, сервер трансляции видеоданных служит для передачи изображения от камер на персональные компьютеры, а управляющий сервер служит для выбора персональных компьютеров, получающих изображения с конкретных камер и передачи изображения с персонального компьютера на упомянутый тревожный монитор из условия первоначальной фиксации правонарушения.
Варианты реализации системы предполагают изображение, выводимое с камер на персональный компьютер, периодически менять, например, случайным образом; также, дополнительно возможна фиксация географических координат камер видеонаблюдения с одновременным наделением сервера функцией выдачи команды патрулю из условия географических координат камеры, зафиксировавшей правонарушение. Кроме того, система может содержать сервер хранения видеоданных для упорядоченного хранения видеоархива подключенных камер в электронном виде, а также блок автоматического создания карточки происшествия при фиксации правонарушения, в том числе, с возможностью электронной цифровой подписи.
Полезная модель иллюстрируется блок-схемой принципиального варианта реализации системы.
В общем виде, предпосылки создания заявленной системы видеоконтроля и возможность достижения поставленного результата обусловлены следующими общеизвестными реалиями:
в настоящее время, в крупных городах (населенных пунктах), высокоскоростные каналы связи (интернет), как правило, подведены в каждый дом и каждый подъезд, уровень проникновения широкополосного доступа (ШПД) для городских домохозяйств превышает 30 процентов (в Москве - более 80 процентов) с явной тенденцией к увеличению, при этом в подавляющем большинстве городских домохозяйств есть персональные компьютеры в совокупности с достаточно высокой компьютерной грамотностью населения. В контексте заявленного решения, к видеомониторингу обстановки привлекаются граждане на дому (пользователи персональных компьютеров). Пользователи в оговоренный период времени несут дежурство по видеомониторингу обстановки у экранов своих компьютеров, реагируя на противоправные действия или чрезвычайные происшествия, которые они увидят, путем направления сигнала тревоги на пост служб охраны правопорядка (полиции).
Первоначально создают серверную систему, обеспечивающую архивацию видеоданных и трансляцию видеоданные многим пользователям (при наличии соответствующей возможности используют уже имеющуюся). В свою очередь, на компьютерах пользователей, изъявивших желание принять участие в функционировании системы, подключенных к оператору ШПД, устанавливают соответствующую клиентскую программу видеонаблюдения. После дистанционной авторизации, на экран компьютера сервером трансляции видеоданных выдается изображение с нескольких видеокамер наружного наблюдения в реальном масштабе времени (очевидно, что может быть использована система как уже установленных в населенных пунктах видеокамер, так и вновь созданная). При необходимости, периодически, например, случайным образом, отображаемые камеры меняются.
При необходимости, периодически, например, случайным образом, в том числе при смене отображаемых камер, пользователю предлагается подтвердить запрос путем нажатия клавиши на компьютере. Тем самым контролируется нахождение пользователя на рабочем месте.
В случае, если пользователь видит на экране совершаемое правонарушение (обучение по определению правонарушений может являться предметом отдельного курса), он нажимает соответствующую кнопку на компьютере и/или экране. Клиентская программа отправляет команду управляющему серверу, который, в свою очередь, дает команду серверу трансляции видеоданных на вывод изображения с данной камеры на тревожный монитор, установленный в соответствующем территориальном подразделении полиции или другой оперативной службы и фиксацию события в электронном журнале.
Для повышения надежности возможен вывод изображения с каждой камеры на несколько компьютеров пользователей, в том числе, проживающих в других городах, нежели город непосредственного наблюдения (например, из-за разницы часовых поясов, для видеомониторинга городов в европейской части в ночное время можно привлекать пользователей из дальневосточных регионов и наоборот).
Дополнительные возможности системы предусматривают ее интеграцию с геоинформационной системой (ГИС). Так, каждая камера имеет координаты местоположения и координаты зоны видимости. Таким образом, фиксируемое камерой происшествие также имеет географические координаты (например, в системе Глонасс). Соответственно, возможно наделение системы функцией автоматического определения ближайшего к месту происшествия патруля и направления ему соответствующей команды (в случае, если патруль обеспечен средством отображения видеоизображений, возможна также оперативная передача на такое средство видеозаписи происшествия).
В рамках системы возможно также автоматическое создание электронной «карточки происшествия» в соответствии с требованиями МВД. Такая карточка может частично автоматически заполняться и подписываться электронной цифровой подписью пользователя, позволяя создавать юридически значимые документы, которые могут включаться в систему электронного документооборота служб правопорядка.
1. Система публичного контроля правопорядка, включающая по меньшей мере один персональный компьютер с программой видеонаблюдения, установленный в домашнем хозяйстве, сеть камер наружного видеонаблюдения, сервер трансляции видеоданных, управляющий сервер и по меньшей мере один тревожный монитор, установленный в подразделении службы охрана правопорядка, при этом персональный компьютер служит для вывода изображения в режиме реального времени с по меньшей мере одной упомянутой камеры, сервер трансляции видеоданных служит для передачи изображения от камер на персональные компьютеры, а управляющий сервер служит для выбора персональных компьютеров, получающих изображения с конкретных камер, и передачи изображения с персонального компьютера на упомянутый тревожный монитор из условия первоначальной фиксации правонарушения.
2. Система по п.1, в которой изображение, выводимое с камер на персональный компьютер, периодически меняют, например, случайным образом.
3. Система по п.1 или 2, в которой дополнительно фиксируют географические координаты камер видеонаблюдения.
4. Система по п.3, в которой сервер дополнительно служит для выдачи команды патрулю из условия географических координат камеры, зафиксировавшей правонарушение.
5. Система по п.1, дополнительно содержащая сервер хранения видеоданных для упорядоченного хранения видеоархива подключенных камер в электронном виде.
6. Система по п.1, дополнительно содержащая блок автоматического создания карточки происшествия при фиксации правонарушения, в том числе с возможностью электронной цифровой подписи.