Замок для соединения элементов опалубки

 

Предлагается замок для соединения элементов опалубки, содержащий профильное основание, снабженное парой зафиксированных неподвижно зажимных кулачков, перемещаемую каретку с другой парой зажимных кулачков, снабженную зеркально симметричными пазами, и запорный клин с продольными зубьями, установленный с возможностью взаимодействия с профильным основанием посредством зубьев и с перемещаемой кареткой по зеркально симметричным пазам, в котором профильное основание выполнено двутавровым в сечении, на наружном торце нижней полки которого выполнены зубья, оси которых расположены с наклоном к оси относительного перемещения пар зажимных кулачков, крайний со стороны пары кулачков на перемещаемой каретке продольный зуб запорного клина выполнен меньше по высоте остальных зубьев, при этом, все зубья выполнены с прямоугольной в сечении формой с допускаемыми технологическими уклонами по высоте зуба, наклон оси зубьев профильного основания к оси относительного перемещения пар зажимных кулачков выбран 80-82 градуса, крайний со стороны пары кулачков на перемещаемой каретке продольный зуб запорного клина меньше по высоте остальных зубьев на 1-2 мм, профильное основание выполнено цельным, например, способом точного литья, кулачки выполнены плоскими профилированными необходимой толщины, например, штамповкой.

Технический результат при использовании полезной модели - упрощение конструкции и повышение технологичности, оптимизация силового воздействия за счет изменения формы зуба рейки и клина, повышение эксплуатационных качеств и надежности крепления.

Независимых пунктов формулы - 1.

Количество фигур - 6.

Полезная модель относится к области строительства и может быть использована при возведении монолитных железобетонных конструкций для соединения смежных щитов и других элементов опалубки.

Известен замок для соединения пластин опалубки (см. RU 24851 U1, от 27.08.2002, кл. МПК E04G 17/00), содержащий две пары кулачков, выполненных с возможностью перемещения относительно друг друга, одна из которых постоянно закреплена на подвижной каретке, а вторая зафиксирована на направляющей, и клин, снабженный продольными направляющими элементами волнистой формы и установленный перпендикулярно сквозь отверстия в полозе каретки и в прямоугольных отверстиях направляющей.

Недостатками известного замка являются сложность конструкции элементов позиционирования направляющей и каретки и собственно направляющих их относительного перемещения.

Известен замок для соединения щитов опалубки (см. RU 52897 U1, от 27.04.2006, кл. МПК E04G 17/00), содержащий неподвижные прижимные губки, закрепленные на зубчатой рейке с винтовыми зубьями, подвижные прижимные губки, закрепленные на зубчатой рейке с возможностью перемещения, и прижимной клин, размещенный с возможностью перемещения перпендикулярно зубчатой рейке и взаимодействия с винтовыми зубьями.

Недостатком известного замка являются большие усилия в клиновом соединении за счет сложного нагружения клина, выполняющего функции как запорного элемента, так и выравнивания щитов.

Наиболее близким по техническому решению к заявляемому объекту аналогом (прототипом) является замок для соединения элементов опалубки (см. RU 78244 Ul, от 20.11.2008, кл. МПК E04G 17/07), содержащий две пары зажимных кулачков, выполненных с возможностью перемещения относительно друг друга и установленных на профильном основании, снабженным продольными пазами, выполненными на боковых стенках, и зубчатой рейкой с косыми зубьями, установленной неподвижно вдоль продольной оси во внутренней полости пустотелого профиля на верхней его полке с возможностью взаимодействия с запорным клином посредством косых зубьев.

Недостатками известного технического решения являются сложность конструкции профильного основания с внутренним расположением зубчатой рейки и его обслуживания при эксплуатации, большие контактные напряжения из-за криволинейной формы зуба и пониженная надежность крепления элементов опалубки из-за возможности только линейного относительного перемещения зажимных кулачков.

Задачей, на решение которой направлена полезная модель, является создание замка, в котором указанные недостатки устранены, а именно: упрощение конструкции и повышение эксплуатационных качеств, оптимизация силового воздействия за счет изменения формы зуба рейки и клина, повышение надежности крепления.

Данные задачи решаются в замке для соединения элементов опалубки согласно полезной модели, по которой в замке для соединения элементов опалубки, содержащем профильное основание, снабженное парой зафиксированных неподвижно зажимных кулачков, перемещаемую каретку с другой парой зажимных кулачков, снабженную зеркально симметричными пазами, и запорный клин с продольными зубьями, установленный с возможностью взаимодействия с профильным основанием посредством зубьев и с перемещаемой кареткой по зеркально симметричным пазам, профильное основание выполнено двутавровым в сечении, на наружном торце нижней полки которого выполнены зубья, оси которых расположены с наклоном к оси относительного перемещения пар зажимных кулачков, крайний со стороны пары кулачков на перемещаемой каретке продольный зуб запорного клина выполнен меньше по высоте остальных зубьев, при этом, все зубья выполнены с прямоугольной в сечении формой с допускаемыми технологическими уклонами по высоте зуба, наклон оси зубьев профильного основания к оси относительного перемещения пар зажимных кулачков выбран 80-82 градуса, длина профильного основания и количество зубьев на нем выбраны из условия обеспечения охвата кулачками замка смежных профилей щитов опалубки в различных положениях, а также с доборными элементами, крайний со стороны пары кулачков на перемещаемой каретке продольный зуб запорного клина меньше по высоте остальных зубьев на 1-2 мм, ширина полки профильного основания и размер в свету между кулачками выполнены одинаковыми и равными ширине типового профиля перемычек щита опалубки, профильное основание выполнено цельным, например, способом точного литья, кулачки выполнены плоскими профилированными необходимой толщины, например, штамповкой, запорный клин снабжен пластинами-наковальнями, зажимы кулачков выполнены с цилиндрической контактной поверхностью.

Сущность полезной модели состоит в том, что выполнение профильного основания двутавровым в сечении, на наружном торце нижней полки которого выполнены зубья, оси которых расположены с наклоном к оси относительного перемещения пар зажимных кулачков, позволит обеспечить зажим элементов опалубки при перемещении клина за счет наклона зубьев, а выполнение его цельным - значительно упростить замок как конструктивно, так и с технологической точки зрения. Выполнение крайнего со стороны пары кулачков на перемещаемой каретке продольного зуба запорного клина меньше на 1 - 2 мм по высоте остальных зубьев обеспечивает поворот в зубчатом зацеплении клина совместно с кареткой за счет возникающего от контакта цилиндрических зажимов кулачков с поверхностью замковой впадины профиля щита опалубки крутящего момента, что способствует выравниванию щитов опалубки и удержанию замка в месте установки, повышая надежность крепления. Выполнение зубьев с прямоугольной в сечении формой с допускаемыми технологическими уклонами по высоте зуба обеспечивает снижение контактных напряжений за счет исключения линейного контакта криволинейных поверхностей и повышает надежность работы зуба как клина. Выполнение кулачков замка плоскими профилированными необходимой толщины снижает материалоемкость замка при высокой технологичности изготовления, а размер в свету между кулачками каждой пары обеспечивает свободную установку замка в месте наличия перемычек, наиболее жесткой части шита, и выполнение зажимов кулачков с цилиндрической контактной поверхностью обеспечивает постоянный силовой контакт с профилем щита.

Предлагаемая полезная модель поясняется чертежами, где на Фиг.1 представлен общий вид замка, на Фиг.2 - узел I фиг.1, на Фиг.3 - сечение А-А фиг.1, на фиг.4 - сечение Б-Б фиг.1, на фиг.5 - вид замка в положении «зажато», на фиг.6 - узел II фиг.5.

Замок для соединения элементов опалубки содержит профильное основание 1, на одном конце которого установлена неподвижно одна пара кулачков 2, каретку 3, на которой установлена неподвижно другая пара кулачков 4, и запорный клин 5. На наружном торце 5 нижней полки 6 профильного основания 1 двутаврового сечения выполнены зубья 7, оси 8 которых расположены под углом 9 к оси 10 относительного перемещения пар зажимных кулачков 2 и 4. Запорный клин 5 снабжен продольными зубьями, из которых крайний зуб 11 со стороны пары кулачков 4 на каретке 3 выполнен высотой 12, которая меньше на 1-2 мм высоты 13 остальных зубьев 14 клина 5. Запорный клин 5 снабжен пластинами-наковальнями 15 и установлен в зеркально симметричных пазах 16 каретки 3 с возможностью взаимодействия с профильным основанием 1 посредством зубьев 7, при этом, от крутящего момента, появляющегося в результате контакта цилиндрической поверхности зажима 17 с поверхностью замковой впадины профиля щита опалубки, обеспечивается поворот клина 5 совместно с кареткой 3 в зубчатом клиновом соединении на угол 18 за счет меньшего по высоте размера 12 зуба 11 размера 13 зубьев 14. Ширина полки 19 профильного основания 1 и размер в свету 20 между кулачками пар кулачков 2 и 4 выбраны равными ширине типового профиля перемычек шита опалубки, длина 21 профильного основания 1 и количество зубьев на нем выбраны из условия обеспечения охвата парами кулачков 2 и 4 смежных профилей щитов опалубки в различных положениях, а также с доборными элементами (условно не показаны).

Замок для соединения элементов опалубки работает следующим образом. Замок надвигается на предварительно ориентированные щиты опалубки, в т.ч. с доборными элементами, ориентируясь на места поперечных профилей, в раскрытом положении. Ударами по пластине-наковальне 15 перемещают клин 5, вызывая тем самым сближение пар кулачков 2 и 4 замка, а также поворот клина 5 совместно с кареткой 3 в зубчатом клиновом соединении на угол 18 за счет меньшего по высоте размера12 зуба 11 размера 13 зубьев 14, и, соответственно, выравнивание и зажим элементов опалубки. Снятие замка производится обратным перемещением запорного клина 5.

Технический результат при использовании полезной модели - упрощение конструкции и повышение технологичности, оптимизация силового воздействия за счет изменения формы зуба рейки и клина, повышение эксплуатационных качеств и надежности крепления.

1. Замок для соединения элементов опалубки, содержащий профильное основание, снабженное парой зафиксированных неподвижно зажимных кулачков, перемещаемую каретку с другой парой зажимных кулачков, снабженную зеркально симметричными пазами, и запорный клин с продольными зубьями, установленный с возможностью взаимодействия с профильным основанием посредством зубьев и с перемещаемой кареткой по зеркально симметричным пазам, отличающийся тем, что профильное основание выполнено двутавровым в сечении, на наружном торце нижней полки которого выполнены зубья, оси которых расположены с наклоном к оси относительного перемещения пар зажимных кулачков, крайний со стороны пары кулачков на перемещаемой каретке продольный зуб запорного клина выполнен меньше по высоте остальных зубьев, при этом все зубья выполнены с прямоугольной в сечении формой с допускаемыми технологическими уклонами по высоте зуба.

2. Замок для соединения элементов опалубки по п.1, отличающийся тем, что наклон оси зубьев профильного основания к оси относительного перемещения пар зажимных кулачков выбран 80-82°.

3. Замок для соединения элементов опалубки по п.1, отличающийся тем, что длина профильного основания и количество зубьев на нем выбраны из условия обеспечения охвата кулачками замка смежных профилей щитов опалубки в различных положениях, а также с доборными элементами.

4. Замок для соединения элементов опалубки по п.1, отличающийся тем, что крайний со стороны пары кулачков на перемещаемой каретке продольный зуб запорного клина меньше по высоте остальных зубьев на 1-2 мм.

5. Замок для соединения элементов опалубки по п.4, отличающийся тем, что ширина полки профильного основания и размер в свету между кулачками выполнены одинаковыми и равными ширине типового профиля перемычек щита опалубки.

6. Замок для соединения элементов опалубки по п.5, отличающийся тем, что профильное основание выполнено цельным, например, способом точного литья.

7. Замок для соединения элементов опалубки по п.6, отличающийся тем, что кулачки выполнены плоскими, профилированными, необходимой толщины, например, штамповкой.

8. Замок для соединения элементов опалубки по п.7, отличающийся тем, что запорный клин снабжен пластинами-наковальнями.

9. Замок для соединения элементов опалубки по п.8, отличающийся тем, что зажимы кулачков выполнены с цилиндрической контактной поверхностью.



 

Наверх