Стенд-тренажер по определению неисправностей в системе управления двигателем
Предложение относится к средствам обучения и может быть использовано для повышения эффективности образовательного процесса по дисциплине электрооборудование автомобильной техники. Стенд-тренажер представляет собой короб, на котором закреплены приборы система управления двигателем. Каркас короба представляет собой раму, изготовленную из металлического уголка 25×25 мм и обшитую фанерными листами. Размер стенда-тренажера 1450×600×250 мм (фиг.1). На лицевой стороне стенда-тренажера (фиг.) размещены приборы системы управления двигателем: датчик массового расхода воздуха 1, электронный блок управления 2, датчик положения воздушной заслонки 3, адсорбер 4, клапан дополнительной подачи воздуха 5, потенциометр дроссельной заслонки 6, клапан рециркуляции 7, электрическая форсунка 8; датчик положения коленчатого вала 9, катушка зажигания 10, свеча зажигания 11, датчик температуры охлаждающей жидкости 12, датчик фаз13, Х-датчик 14, аккумуляторная батарея 15, датчик уровня топлива 16, генератор 17, реле-регулятор 18. Стенд-тренажер включены восемь неисправностей. Система управления двигателем: 1. Нет подачи топлива - обрыв провода электрофорсунки - неисправность введена через контакты К1 реле Р1; 2. Нет искры на свече зажигания - обрыв провода низкого напряжения - неисправность введена через контакты К2 реле Р2; 3. Нет подачи топлива - неисправна электрофорсунка - неисправность введена через контакты К3 реле Р3; 4. Нет искры на свече зажигания - неисправна катушка зажигания - неисправность введена через контакты К4 реле Р4; 5. Нарушены фазы газораспределения - обрыв провода к датчику фаз - неисправность введена через контакты К5 реле Р5; 6. Нарушены фазы газораспределения - неисправен датчик фаз - неисправность введена через контакты К6 реле Р6; 7. Не своевременная подача топлива - неисправен датчик положения коленчатого вала - неисправность введена через контакты К7 реле Р7; 8. Ток заряда большой - неисправен реле-регулятор - неисправность введена через контакты К8 реле Р8. По сравнению с прототипом предлагаемый стенд-тренажер имеет следующие преимущества: 1. Более эффективное обучение поиску причин неисправностей; 2. Наглядность обучения, возможность практического использования стенда-тренажера и показ одновременно большому числу обучаемых; 3. Возможность использования стенда, находясь в аудитории любого размера; 4. Возможность обучения поиску неисправностей в системе управления двигателем практически (без умышленного создания неисправности на автомобиле, на что затрачивается много времени, т.е. происходит экономия времени и средств).
Предложение относится к средствам обучения и может быть использовано для повышения эффективности образовательного процесса по дисциплине электрооборудование автомобильной техники.
Известна система управления двигателем, в которой осуществляется алгоритм поиска причин неисправностей (Рэндалл М. Система управления двигателем. Руководство. - Санкт-Петербург: Алфамер Паблишинг, 2006), использование которого возможно лишь на самом автомобиле.
Недостатком данной системы является невозможность использования автомобиля в малых аудиториях, затрудненность обучения поиску неисправностей в системе облегчения пуска двигателя в связи с огромным, количеством проводов и других систем, а также невозможность объяснения материала большому количеству обучаемых и большой риск вывода системы управления двигателя из строя по вине самих обучаемых.
Данная система управления двигателем автомобиля является наиболее близкой к предлагаемому стенду-тренажеру по технической сущности и принята за прототип.
Задачей предложения является повышение эффективности обучения причин возникновения неисправностей в системе управления двигателя.
Стенд-тренажер представляет собой короб, на котором закреплены приборы системы управления двигателем. На лицевой стороне стенда-тренажера (фиг.) размещены приборы системы управления двигателем: датчик массового расхода воздуха 1, электронный блок управления 2, датчик положения воздушной заслонки 3, адсорбер 4, клапан дополнительной подачи воздуха 5, потенциометр дроссельной заслонки 6, клапан рециркуляции 7, электрическая форсунка 8; датчик положения коленчатого вала 9, катушка зажигания 10, свеча зажигания 11, датчик температуры охлаждающей жидкости 12, датчик фаз 13, -датчик 14, аккумуляторная батарея 15, датчик уровня топлива 16, генератор 17, реле-регулятор 18. Каркас короба представляет собой раму, изготовленную из металлического уголка 25×25 мм и обшитую фанерными листами. Размер стенда-тренажера 1450×600×250 мм (фиг.1)
Приборы системы управления двигателем крепятся с помощью металлических креплений, представленных на чертежах. Все элементы стенда соединены между собой с помощью соединительных проводов. Для питания стенда-тренажера понадобится трансформатор на 27 В и выпрямительный блок для трансформатора на 24 В.
Предлагаемый стенд-тренажер работает следующим образом:
Ввод неисправностей осуществляется через контакты соответствующих реле. Для этого один из проводов (чаще всего с положительным потенциалом) пропускаем через реле. При срабатывании реле контакты размыкаются, его нужная нам цепь рвется, включенный потребитель не работает. В стенд-тренажер включены восемь неисправностей.
Система управления двигателем:
1. Нет подачи топлива - обрыв провода электрофорсунки -неисправность введена через контакты К1 реле Р1;
2. Нет искры на свече зажигания - обрыв провода низкого напряжения - неисправность введена через контакты К2 реле Р2;
3. Нет подачи топлива - неисправна электрофорсунка - неисправность введена через контакты К3 реле Р3;
4. Нет искры на свече зажигания - неисправна катушка зажигания-неисправность введена через контакты К4 реле Р4;
5. Нарушены фазы газораспределения - обрыв провода к датчику фаз - неисправность введена через контакты К5 реле Р5;
6. Нарушены фазы газораспределения - неисправен датчик фаз - неисправность введена через контакты К6 реле Р6;
7. Не своевременная подача топлива - неисправен датчик положения коленчатого вала - неисправность введена через контакты К7 реле Р7;
8. Ток заряда большой - неисправен реле-регулятор - неисправность введена через контакты К8 реле Р8
Инструкция по работе со стендом.
Стенд-тренажер представляет собой стационарную установку и должен эксплуатироваться в закрытом помещении при температуре от 0 до 35°С, относительной влажности воздуха до 80%. Необходимо оберегать стенд-тренажер от ударов и падений, попадания влаги на облицовку и внутрь стенда.
В воздухе помещения не должно быть пыли, которая проводит электрический ток, едких паров и газов, разъедающих металлы, лакокрасочные материалы и изоляцию проводов. Для включения стенда-тренажера необходимо штепсельную вилку вставить в розетку сети переменного тока напряжением 220 В, частотой 50 Гц. При этом на приборы систем электрооборудования стенда и на блок ввода неисправностей подается напряжение 24 В. Включить тумблер «масса».
Для ввода той или иной неисправности необходимо повернуть рукоятку переключателя в соответствующее неисправности положение. При чем, нулевое положение, в котором вся система исправна, - крайнее левое положение переключателя.
Для отключения стенда необходимо:
1. Выключить все приборы с помощью органов управления.
2. Выключить тумблер «масса».
3. Вынуть штепсельную вилку из розетки сети питания.
По сравнению с прототипом предлагаемый стенд-тренажер имеет следующие преимущества:
1. Более эффективное обучение поиску причин неисправностей;
2. Наглядность обучения, возможность практического использования стенда-тренажера и показ одновременно большому числу обучаемых;
3. Возможность использования стенда, находясь в аудитории любого размера;
4. Возможность обучения поиску неисправностей в системе управления двигателем практически (без умышленного создания неисправности на автомобиле, на что затрачивается много времени, т.е. происходит экономия времени и средств).
Стенд-тренажер по определению неисправностей в системе управления двигателем, содержащий приборы системы управления двигателем, отличающийся тем, что все приборы выведены на одну панель и присутствует система ввода неисправностей.