Стенд-тренажер по определению неисправностей в генераторной установке
Задачей предложения является повышение эффективности обучения причин возникновения неисправностей в генераторной установке. Стенд-тренажер представляет собой короб, на котором закреплены приборы генераторной установки. Каркас короба представляет собой раму, изготовленную из металлического уголка 25×25 мм и обшитую фанерными листами. Размер стенда-тренажера 1450×600×250 мм Лицевая сторона стенда-тренажера (фиг.1) разделена на две части: в левой части размещены приборы генераторной установки с введением неисправностей: включатель массы - 1; верхняя крышка аккумуляторной батареи - 2; амперметр - 3; включение зажигания приборов стартера - 4; реле-регулятор РР-132А-0 - 5; генератор Г287Б - 6; соединительные провода - 7; переключатель блока ввода неисправностей - 8; а также располагается алгоритм поиска причин отказов генераторной установки генератором Г287Б и реле-регулятором 132А-0 - 9. В правой части расположены детали в разрезе: выпрямительный блок - 1; ротор - 2; статор - 3; реле-регулятор РР-132А-0 - 4. Приборы генераторной установки крепятся с помощью металлических креплений, представленных на чертежах. Все элементы стенда соединены между собой с помощью соединительных проводов. Для питания стенда-тренажера понадобится трансформатор на 12 В и выпрямительный блок для трансформатора на 12 В. По сравнению с прототипом предлагаемый стенд-тренажер имеет следующие преимущества: 1. Более эффективное обучение поиску причин неисправностей; 2. Наглядность обучения, возможность практического использования стенда-тренажера и показ одновременно большому числу обучаемых; 3. Возможность использования стенда находясь в аудитории любого размера; 4. Возможность обучения поиску неисправностей в генераторной установке практически (без умышленного создания неисправности на автомобиле, на что затрачивается много времени, т.е. происходит экономия времени и средств). 1 с.п. ф-лы, 1 илл.
Предложение относится к средствам обучения и может быть использовано для повышения эффективности образовательного процесса по дисциплине электрооборудование автомобильной техники.
Известна генераторная установка автомобиля, в которой осуществляется алгоритм поиска причин неисправностей (В.Н.Хартанович, «Автомобильные генераторные установки». Учебное пособие. - Челябинск: ЧВВАКИУ, 1987. - 91 с.), использование которого возможно лишь на самом автомобиле.
Недостатком данной системы является невозможность использования автомобиля в малых аудиториях, затрудненность обучения поиску неисправностей в генераторной установке в связи с огромным количеством проводов других систем, а также невозможность объяснения материала большому количеству обучаемых и большой риск вывода генераторной установки автомобиля из строя по вине самих обучаемых.
Данная генераторная установка является наиболее близкой к предлагаемому стенду-тренажеру по технической сущности и принята за прототип.
Задачей предложения является повышение эффективности обучения причин возникновения неисправностей в генераторной установке.
Стенд-тренажер представляет собой короб, на котором закреплены приборы генераторной установки. Каркас короба представляет собой раму, изготовленную из металлического уголка 25×25 мм и обшитую фанерными листами. Размер стенда-тренажера 1450×600×250 мм
Лицевая сторона стенда-тренажера (фиг.1) разделена на две части: в левой части размещены приборы генераторной установки с введением неисправностей: включатель массы - 1; верхняя крышка аккумуляторной батареи - 2; амперметр - 3; включение зажигания приборов стартера - 4; реле-регулятор РР-132А-0 - 5; генератор Г287Б - 6; соединительные провода - 7; переключатель блока ввода неисправностей - 8; а также располагается алгоритм поиска причин отказов генераторной установки генератором Г287Б и реле-регулятором 132А-0 - 9.
В правой части расположены детали в разрезе: выпрямительный блок - 1; ротор - 2; статор - 3; реле-регулятор РР-132А-0 - 4.
Приборы генераторной установки крепятся с помощью металлических креплений, представленных на чертежах. Все элементы стенда соединены между собой с помощью соединительных проводов. Для питания стенда-тренажера понадобится трансформатор на 12 В и выпрямительный блок для трансформатора на 12 В.
Предлагаемый стенд-тренажер работает следующим образом.
Ввод неисправностей осуществляется через контакты соответствующих реле (фиг.2). Для этого один из проводов (чаще всего с положительным
потенциалом) пропускаем через реле. При срабатывании реле контакты размыкаются, его нужная нам цепь рвется, включенный потребитель не работает. В стенд-тренажер включены девять неисправностей.
1. Нет зарядного тока - обрыв провода от амперметра до включателя зажигания приборов стартера;
2. Нет зарядного тока - неисправен реле-регулятор РР-132А-0 - транзистор оборван;
3. Нет зарядного тока - обрыв провода от клеммы «+» генератора до клеммы «AM» включения зажигания приборов стартера;
4. Большой зарядный ток - неисправен реле-регулятор РР-132А-0 - транзистор замыкает на массу;
5. Нет зарядного тока - обрыв диодов выпрямительного блока;
6. Нет зарядного тока - обрыв провода от клеммы «КЗ» включения зажигания, приборов, стартеров до клеммы «+» реле-регулятора РР-132А-0;
7. Большой зарядный ток - провод клеммы «Ш» генератора до клеммы реле-регулятора замыкает на массу;
8. Нет зарядного тока - обрыв провода от клеммы «+» реле-регулятора РР-132А-0 до клеммы «Ш» генератора;
9. Нет зарядного тока - обрыв провода от клеммы «Ш» реле-регулятора до клеммы «Ш» генератора.
Инструкция по работе со стендом.
Стенд-тренажер представляет собой стационарную установку и должен эксплуатироваться в закрытом помещении при температуре от 0 до 35°С, относительной влажности воздуха до 80 процентов.
Необходимо оберегать стенд-тренажер от ударов и падений, попадания влаги на облицовку и внутрь стенда.
В воздухе помещения не должно быть пыли, которая проводит электрический ток, едких паров и газов, разъедающих металлы, лакокрасочные материалы и изоляцию проводов.
Для включения стенда-тренажера необходимо штепсельную вилку вставить в розетку сети переменного тока напряжением 220 В, частотой 50 Гц. При этом на приборы систем электрооборудования стенда и на блок ввода неисправностей подается напряжение 12 В. Включить тумблер «масса».
Для включения указателя поворота следует повернуть ручку переключателя поворота в соответствующую сторону. Для включения аварийной сигнализации необходимо нажать кнопку выключателя аварийной сигнализации.
Для ввода той или иной неисправности необходимо повернуть рукоятку переключателя в соответствующее неисправности положение. При чем, нулевое положение, в котором вся система исправна, - крайнее левое положение переключателя.
Для отключения стенда необходимо:
1. Выключить все приборы с помощью органов управления;
2. Выключить тумблер зажигания приборов и стартера;
3. Выключить тумблер «масса»;
4. Вынуть штепсельную вилку из розетки сети питания.
По сравнению с прототипом предлагаемый стенд-тренажер имеет следующие преимущества:
1. Более эффективное обучение поиску причин неисправностей;
2. Наглядность обучения, возможность практического использования стенда-тренажера и показ одновременно большому числу обучаемых;
3. Возможность использования стенда находясь в аудитории любого размера;
4. Возможность обучения поиску неисправностей в генераторной установке практически (без умышленного создания неисправности на автомобиле, на что затрачивается много времени, т.е. происходит экономия времени и средств).
Инструкция по работе на стенде.
Инструкция по работе на стенде-тренажере включает в себя следующие мероприятия:
Для работы на стенде-тренажере необходимо подключить стенд-тренажер к сети 220 В, для подключения, на задней стенке имеется вилка с проводом.
Вторым пунктом, необходимо включить выключатель массы, для чего перевести включатель массы в верхнее положение.
Третьим пунктом, необходимо установить пакетный переключатель неисправностей в вертикальное положение указателем влево зеленый светодиод, это положение переключателя - исправное положение генераторной установки без ввода неисправностей.
В-четвертых, необходимо проверить работоспособность генераторной установки, для чего повернуть ключ замка зажигания в нефиксированное положение, при этом электродвигатель вращает генератор.
Для ввода неисправностей необходимо переключить пакетный переключатель в первое положение, либо в любое другое положение. Повернуть ключ замка зажигания в фиксированное положение и отыскивать введенную неисправность контрольной лампочкой, после обнаружения неисправности, необходимо проверить правильность обнаруженной неисправности включая в нефиксированное положение, неисправность устраняется по амперметру с помощью заведомо исправного провода.
Меры безопасности при работе на стенде.
Для обеспечения безопасности при работе на стенде-тренажере необходимо соблюдать меры безопасности в следующем объеме:
Запрещается работа на стенде-тренажере при оголенных проводах, плохом их контакте, сильном нагреве силового трансформатора, если он включен в сеть.
Запрещается производить обслуживание трансформатора, если он включен в сеть.
При возникновении неисправностей в тренажере - работы на нем не допускаются.
К работе на тренажере допускаются люди изучившие инструкцию по эксплуатации и прошедшие инструктаж по технике безопасности при работе на электроустановках.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.
Экономический эффект, который может быть получен при внедрении электрифицированной генераторной установки автомобиля в процесс обучения специалистов автомобильной службы, потребует следующих условий:
Стенд должен широко внедряться в учебный процесс учебных автомобильных частей и подразделений, высших учебных заведений, автошкол готовящих специалистов из числа гражданской молодежи для призыва на действительную военную службу, а так же других организаций и заведений.
Стенд должен изготовляться силами заинтересованных в нем военных частей и учебных заведений.
Использование стенда должно соответствовать инструкции и указаниям по эксплуатации стенда-тренажера.
Вышеперечисленные условия получения экономического эффекта от внедрения стенда в учебный процесс подготовки специалистов автомобильной службы при их выполнении обеспечат экономию значительных материальных и денежных средств. Рассмотрим каждое условие в отдельности.
При его выполнении все перечисленные пути экономии материальных средств зависят от того, из какого материала будет выполнен стенд-тренажер.
Второе условие - это экономия материальных и денежных средств так, как изготовление стенда силами части вполне реально, оно не требует ценных материалов и высокоточных технологических деталей. Изготовляются лишь приборы ввода неисправностей.
Также выгодно изготовление данного стенда централизованно, так как доставка не требует больших материальных и денежных средств.
Данный тренажер также значительно сокращает срок обучения, так как обеспечивается хорошая наглядность генераторной установки и выделении ее отдельных электронных цепей.
Сокращение времени, необходимого для изучения данного вопроса, позволило обучаемым, уделить больше времени на более глубокое изучение других важных вопросов по работе и устройству данной системы или других систем.
Создание электрифицированной генераторной установки, ее широкое внедрение и грамотная эксплуатация, обеспечит значительное снижение материальных средств, что особенно актуально на данном этапе развития военного строительства, когда берется курс на качественное состояние Вооруженных Сил, на их способность самостоятельно и в кроткие сроки решать все вопросы боевой, учебной и повседневной деятельности.
Стенд-тренажер по определению неисправностей в генераторной установке автомобилей, содержащий приборы генераторной установки автомобиля, отличающийся тем, что все приборы выведены на одну панель и присутствует система ввода неисправностей.