Дистанционная система контроля авиационного газотурбинного двигателя

 

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности, к системам наземного контроля авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета. Дистанционная система наземного контроля авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета содержит электронный пульт контроля и управления с указателями, например, в форме персонального компьютера с монитором, датчики параметров двигателя, например, давления, температуры, вибраций и частот вращения, а также блоки контроля и управления авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета. Между датчиками, блоками контроля и управления и указателями электронного пульта установлен диагностический комплекс, содержащий блок исходных характеристик авиационного газотурбинного двигателя в состоянии поставки на самолет, блок сравнения фактических и исходных характеристик и блок выдачи на указатель электронного пульта контроля и управления информации о неисправности конкретного узла двигателя. Между датчиками параметров двигателя, блоками контроля и управления авиационного газотурбинного двигателя и диагностическим комплексом установлен блок согласования для преобразования аналоговой информации от датчиков и блоков контроля и управления в цифровую форму и обратного преобразования цифровой информации в аналоговую форму при передаче сигнала к блокам контроля и управления двигателем в составе самолета. Передача информации к блоку согласования от датчиков и блоков контроля и управления и от блока согласования к блокам контроля и управления двигателем осуществляется с помощью приемо-передающих устройств по широкополосному радиоканалу. Наиболее оптимально задача решается в том случае, когда приемо-передающие устройства передачи информации по радиоканалу объединены с датчиками контроля параметров двигателя и блоками контроля и управления авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета. Полезная модель позволяет обеспечить надежность авиационной техники путем оценки в реально времени состояния газотурбинного двигателя в составе самолета, находящегося в отдалении от наземного пункта контроля, например, на палубе авианесущего крейсера. При этом снижается вес и габариты расположенной на самолете аппаратуры и появляется возможность конструктивно объединить блок согласования с диагностическим комплексом.

Полезная модель относится к области двигателестроения, в частности, к системам наземного контроля авиационного газотурбинного двигателя (ГТД) в составе самолета.

Известна система наземного контроля авиационного газотурбинного двигателя в наземных условиях в составе самолета, включающая электронный пульт контроля и управления с указателями, соединенный электрическими кабелями с датчиками давлений, вибраций и частот вращения, а также с блоками контроля и управления авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета. При этом между датчиками, блоками контроля и управления и указателями электронного пульта установлен диагностический комплекс, содержащий блок исходных характеристик авиационного двигателя в состоянии поставки на самолет, блок сравнения фактических характеристик с исходными и блок выдачи на указатель электронного пульта контроля и управления информации о неисправности конкретного узла двигателя. Между датчиками давления, вибраций и частот вращения, а также блоками контроля и управления авиационного газотурбинного двигателя и диагностическим комплексом установлен блок согласования для преобразования аналоговой информации от датчиков и блоков контроля и управления в цифровую форму и обратного преобразования цифровой информации от пульта контроля и управления в аналоговую при передаче сигнала к блокам контроля и управления двигателем в составе самолета (см. например, полезную модель по патенту RU 76390 U1 МПК F01D 17/02 от 29.04.2008).

Недостатком известной системы наземного контроля авиационного газотурбинного двигателя является использование электрических кабелей для передачи информации от размещенных на двигателе датчиков давлений, вибраций и частот вращения, а также блоков контроля и управления к электронному пульту контроля и управления с указателями, что затрудняет использование автоматизированной системы контроля в случае удаленного расположения объекта от наземного пункта контроля, например, при размещении самолета на палубе авианесущего крейсера.

В полезной модели по заявке 2009126639 от 14.07.2009 года между блоком согласования и диагностическим комплексом вместо электрических кабелей установлены приемо-передающие устройства передачи информации по радиоканалу, что позволяет расположить диагностический комплекс и электронный пульт на отдалении от контролируемого объекта.

Задачей данной полезной модели является усовершенствование дистанционной системы наземного контроля авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета путем переноса блока согласования с борта самолета непосредственно к диагностическому комплексу, что позволит снизить вес размещаемой на самолете аппаратуры (это особенно важно при использовании системы контроля на этапе взлета самолета), а также позволит объединить блок согласования с диагностическим комплексом.

Поставленная задача решается за счет того, что дистанционная система наземного контроля авиационного газотурбинного двигателя включает в себя электронный пульт с указателями, например, в форме персонального компьютера с монитором, датчики контроля параметров, а также блоки контроля и управления авиационного двигателя в составе самолета, расположенный между датчиками, блоками контроля и управления и указателями электронного пульта диагностический комплекс, содержащий блок исходных характеристик авиационного двигателя в состоянии поставки на самолет, блок сравнения фактических (текущих) характеристик с исходными характеристиками для этого экземпляра двигателя и блок выдачи на указатель электронного пульта информации о неисправностях конкретного узла двигателя в случае недопустимого отклонения фактических характеристик от исходных. Система включает также установленный перед диагностическим комплексом блок согласования, обеспечивающий преобразование аналоговой информации, вырабатываемой датчиками и блоками контроля и управления, в цифровую форму и обратно. Электрические кабели на участке между блоком согласования и датчиками контроля параметров двигателя и блоками контроля и управления заменены на приемо-передающие устройства передачи информации по радиоканалу.

Указанными устройствами могут быть оборудованы непосредственно датчики и блоки управления и контроля авиационного двигателя.

На фиг.1 изображена блок-схема дистанционной системы контроля авиационного ГТД для случая оборудования каждого датчика и блока контроля и управления приемо-передающими устройствами.

На фиг.2 изображена блок-схема диагностического комплекса.

Дистанционная система наземного контроля авиационного газотурбинного двигателя 1 в составе самолета содержит электронный пульт контроля и управления с указателями 10, например, в форме персонального компьютера с монитором, соединенный с датчиками контроля параметров работы двигателя 2, 3, 4, а также с блоками контроля и управления 5 авиационного двигателя 1 в составе самолета. Между датчиками 2, 3, 4, блоками контроля и управления 5 и указателями электронного пульта 10 установлен диагностический комплекс 8.

Перед диагностическим комплексом 8 установлен блок согласования 7, предназначенный для преобразования аналоговой информации, полученной от датчиков 2, 3, 4 и блоков контроля и управления 5, в цифровую форму, что необходимо для последующей обработки информации диагностическим комплексом 8 и персональным компьютером 10, а также обратного преобразования цифровой информации в аналоговую с целью передачи ее от компьютера 10 к блокам контроля и управления 5 двигателя 1 в составе самолета.

Блок согласования 7, а также датчики 2, 3, 4 и блоки 5 снабжены приемопередатчиками по широкополосному радиоканалу 9.

В случае применения предложенного технического решения информация от датчиков параметров работы двигателя 2, 3, 4 и блоков контроля и регулирования двигателя 5 с помощью приемо-передающих устройств передачи информации по радиоканалу 9 передается от установленного на самолете газотурбинного двигателя 1 через блок согласования 7 в диагностический комплекс 8.

В составе диагностического комплекса 8 эта информация в блоке сравнения 12 проходит сравнение с содержащейся в блоке исходных характеристик 11 информацией о характеристиках данного экземпляра авиационного газотурбинного двигателя 1 по состоянию поставки его на самолет. Через блок выдачи информации 13 сигнал рассогласования между исходными и измеренными характеристиками поступает на указатель электронного пульта 10. Полученная информация позволяет оператору принять решение о необходимости воздействия путем передачи через блок согласования 7 по широкополосному радиоканалу с использованием приемопередатчиков 9 необходимых команд на блоки контроля и управления 5 авиационного газотурбинного двигателя 1.

Использование дистанционной системы контроля авиационного газотурбинного двигателя позволяет обеспечить надежность авиационной техники путем оценки в реальном времени состояния и регулировки газотурбинного двигателя в составе самолета, находящегося в отдалении от наземного пункта контроля, например, на палубе авианесущего крейсера или на этапе взлета самолета. При этом позволяет снизить вес и габариты расположенной на самолете аппаратуры и создает возможность конструктивно объединить блок согласования 7 с диагностическим комплексом 8.

1. Дистанционная система наземного контроля авиационного двигателя в составе самолета, включающая электронный пульт контроля и управления с указателями, например, в форме персонального компьютера с монитором, датчики контроля параметров двигателя, например давлений, температур, вибраций и частот вращения, а также блоки контроля и управления авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета, установленный между датчиками контроля параметров двигателя, блоками контроля и управления авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета и указателями электронного пульта, диагностический комплекс, содержащий блок исходных характеристик в состоянии поставки на самолет, блок сравнения фактических характеристик с исходными и блок выдачи на указатель электронного пульта контроля и управления информации о неисправности конкретного узла двигателя, установленный между датчиками и блоками контроля и управления авиационного газотурбинного двигателя и диагностическим комплексом, блок согласования для преобразования аналоговой информации в цифровую форму и обратного преобразования цифровой информации от компьютера в аналоговую форму для передачи сигнала к блокам контроля и управления двигателем в составе самолета, а также приемопередающие устройства передачи информации по радиоканалу, отличающаяся тем, что приемопередающие устройства передачи информации по радиоканалу установлены перед блоком согласования.

2. Дистанционная система наземного контроля авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета по п.1, отличающаяся тем, что приемопередающие устройства передачи информации по радиоканалу объединены с датчиками контроля параметров двигателя и блоками контроля и управления авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области пассажирского вагоностроения и касается системы сигнализации и контроля нагрева букс (СКНБ) тележек пассажирского вагона.

Изобретение относится к области производства синтетических волокон, нитей и нетканых материалов, в частности к процессу формования, транспортирования и наматывания волокнистого продукта

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к системам наземного контроля авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета

Изобретение относится к устройствам для контроля температуры в газовой среде плавильной печи для расплава базальтовых пород
Наверх