Устройство управления асинхронным двигателем


H02P27/08 - Управление или регулирование электрических двигателей, генераторов, электромашинных преобразователей; управление трансформаторами, реакторами или дроссельными катушками (конструкции пусковых аппаратов, тормозов или других управляющих устройств см. в соответствующих подклассах, например механические тормоза F16D, механические регуляторы скорости G05D; переменные резисторы H01C; пусковые переключатели H01H; системы для регулирования электрических или магнитных переменных величин с использованием трансформаторов, реакторов или дроссельных катушек G05F; устройства, конструктивно связанные с электрическими двигателями, генераторами, электромашинными преобразователями, трансформаторами, реакторами или дроссельными катушками, см. в соответствующих подклассах, например H01F,H02K; соединение или управление

 

Полезная модель направлена на повышение надежности управления асинхронным двигателем. Указанный технический результат достигают за счет того, что устройство управления асинхронным двигателем содержит блок драйверов, автономный инвертор напряжения, силовые выходы которого через датчики токов подключены к статорным обмоткам асинхронного двигателя. Силовые входы инвертора соединены с выходами неуправляемого выпрямителя, входы которого подключены к источнику трехфазного переменного напряжения. Управляющие входы инвертора через блок драйверов соединены с выходами ШИМ-генератора. Блок интерфейса последовательно соединен с входным фильтром, первым сумматором, ПИ-регулятором скорости, вторым сумматором, первым ПИ-регулятором тока, первым и вторым преобразователями координат, фильтром Калмана. Асинхронный двигатель через датчик потокосцепления последовательно соединен с третьим сумматором, ПИ-регулятором потокосцепления, четвертым сумматором, вторым ПИ-регулятором тока, первым преобразователем координат, ШИМ-генератором. Блок интерфейса подключен к третьему сумматору. Фильтр Калмана соединен с первым сумматором, первым, вторым и третьим преобразователями координат. Выходы датчиков токов соединены с входами второго преобразователя координат, выходы которого подключены к третьему преобразователю координат, который соединен с четвертым и вторым сумматором, а блок интерфейса связан с персональным компьютером. 1 ил.

Полезная модель относится к области электротехники, а именно к управлению асинхронными двигателями.

Известно устройство управления асинхронным электродвигателем, содержащее асинхронный двигатель, ШИМ-инвертор, датчик скорости, преобразователь координат, регулятор тока, интегратор, генератор команд на изменение тока, схемы формирования команд на изменение напряжения, команд на изменение угловой частоты вращения, команд на изменение глубины модуляции, сигналов управления ШИМ-инвертором (RU патент 2193814, МПК 7 Н02Р 21/00, опубл. 27.11.2002 г.).

Недостатком известного устройства управления является то, что для его функционирования необходимо оборудовать двигатель датчиком скорости, что снижает область применения данного устройства управления.

Наиболее близким к предлагаемому является система управления асинхронным двигателем, состоящая из блока ввода заданной частоты вращения асинхронного двигателя, блока рассогласования, регулятора напряжения, блока драйверов, автономного инвертора напряжения, датчика текущей частоты вращения асинхронного двигателя, блока вычисления синхронной частоты вращения асинхронного двигателя, наблюдателя состояния (RU патент 2390091, МПК 8 Н02Р 21/08, Н02Р 21/13, Н02Р 23/08, Н02Р 27/06, опубл. 20.05.2010 г.).

Недостатком известной системы управления является то, что для вычисления электрической частоты вращения ротора двигателя наблюдателем состояния необходимо использование датчика скорости, что снижает надежность данной системы управления.

Задачей полезной модели является повышение надежности управления электродвигателем.

Поставленная задача решена за счет того, что устройство управления асинхронным двигателем также как и в прототипе содержит автономный инвертор напряжения, блок драйверов и наблюдатель состояния.

Согласно полезной модели силовые выходы инвертора через датчики токов подключены к статорным обмоткам асинхронного двигателя, а силовые входы инвертора соединены с выходами неуправляемого выпрямителя, входы которого подключены к источнику трехфазного переменного напряжения. В качестве наблюдателя состояния выбран фильтр Калмана. Управляющие входы инвертора через блок драйверов соединены с выходами ШИМ-генератора. К блоку интерфейса последовательно подключены входной фильтр, первый сумматор, ПИ-регулятор скорости, второй сумматор, первый ПИ-регулятор тока, первый преобразователь координат, второй преобразователь координат, фильтр Калмана. Асинхронный двигатель через датчик потокосцепления последовательно соединен с третьим сумматором, ПИ-регулятором потокосцепления, четвертым сумматором, вторым ПИ-регулятором тока, первым преобразователем координат, ШИМ-генератором. Блок интерфейса подключен к третьему сумматору. Фильтр Калмана соединен с первым сумматором, первым, вторым и третьим преобразователями координат. Выходы датчиков токов соединены со входами второго преобразователя координат, выходы которого подключены к третьему преобразователю координат, который соединен с четвертым и вторым сумматором, а блок интерфейса связан с персональным компьютером.

Предлагаемый объект позволяет повысить надежность управления асинхронным двигателем за счет отказа от механического датчика скорости при помощи предложенной схемы устройства управления асинхронным двигателем с фильтром Калмана в цепи обратной связи.

На фиг.1 изображена структурная схема устройства управления асинхронным двигателем.

Устройство управления асинхронным двигателем содержит автономный инвертор напряжения 1 (АИН), силовые выходы которого через датчики фазных токов 2, 3, 4 (ДТ) подключены к статорным обмоткам асинхронного двигателя 5 (М). Силовые входы автономного инвертора напряжения 1 (АИН) соединены с выходами неуправляемого выпрямителя 6 (НВ), входы которого подключены к источнику трехфазного переменного напряжения 7 (ИТПН). Управляющие входы автономного инвертора напряжения 1 (АИН) связаны с блоком драйверов 8 (БД). К блоку интерфейса 9 (БИ) последовательно подключены входной фильтр 10 (ВФ), первый сумматор 11 (С1), ПИ-регулятор скорости 12 (ПИ-РС), второй сумматор 13 (С2), первый ПИ-регулятор тока 14 (ПИ-РТ 1), первый преобразователь координат 15 (ПК 1), второй преобразователь координат 16 (ПК 2), фильтр Калмана 17 (ФК). К асинхронному двигателю 5 (М) через датчик потокосцепления 18 (ДП) последовательно подключены третий сумматор 19 (С3), ПИ-регулятор потокосцепления 20 (ПИ-РП), четвертый сумматор 21 (С4), второй ПИ-регулятор тока 22 (ПИ-РТ 2), первый преобразователь координат 15 (ПК 1), ШИМ-генератор 23 (ШИМ-Г), который связан с блоком драйверов 8 (БД). Блок интерфейса 9 (БИ) связан с третьим сумматором 19 (С3). Фильтр Калмана 17 (ФК) связан с первым сумматором 11 (С1), первым преобразователем координат 15 (ПК 1), вторым преобразователем координат 16 (ПК 2) и третьим преобразователем координат 24 (ПК 3). Датчики фазных токов 2, 3, 4 (ДТ) соединены со вторым преобразователем координат 16 (ПК 2), выходы которого подключены к третьему преобразователю координат 24 (ПК 3), который соединен с четвертым сумматором 21 (С4) и со вторым сумматором 13 (С2). Блок интерфейса 9 (БИ) связан с персональным компьютером (не показан на фиг.1).

В качестве датчиков фазных токов 2, 3, 4 (ДТ) могут быть использованы датчики тока - промышленный прибор КЭИ-0,1. В качестве датчика потокосцепления 18 (ДП) использован датчик Холла. Неуправляемый выпрямитель 6 (НВ) и автономный инвертор напряжения 1 (АИН) конструктивно выполнены в одном устройстве - преобразователе частоты, в качестве которого использован преобразователь частоты VLT FC 300 фирмы Danfoss. Блок драйверов 8 (БД) может быть выполнен на драйверах типа ДРИ 11-10-12-1 ОМ1К-1. ПИ-регулятор скорости 12 (ПИ-РС), ПИ-регулятор потокосцепления 20 (ПИ-РП), первый ПИ-регулятор тока 14 (ПИ-РТ 1) и второй ПИ-регулятор тока 22 (ПИ-РТ 2) выполнены на операционных усилителях типа 157УД4 с конденсатором в цепи обратной связи. Сумматоры 11 (С1), 13 (С2), 19 (С3) и 21 (С4) выполнены на операционных усилителях типа 157УД4. Входной фильтр 10 (ВФ) представляет собой апериодическое звено первого порядка и может быть выполнен на базе RC-цепочки. Первый преобразователь координат 15 (ПК 1), второй преобразователь координат 16 (ПК 2), третий преобразователь координат 24 (ПК 3), фильтр Калмана 17 (ФК) и ШИМ-генератор 23 (ШИМ-Г) выполнены на базе микроконтроллера типа TMS320F2812 фирмы Texas Instruments. Блок интерфейса 9 (БИ) реализован на базе последовательного преобразователя интерфейса RS-232.

При включении устройства с персонального компьютера поступает сигнал управления на блок интерфейса 9 (БИ), от которого одновременно подаются команды задания на потокосцепление и на скорость вращения асинхронного двигателя 5 (М) на третий сумматор 19 (С3) и входной фильтр 10 (ВФ) соответственно. От входного фильтра 10 (ВФ) сигнал поступает на первый сумматор 11 (С1), в котором суммируется с отрицательным значением сигнала оценки скорости от фильтра Калмана 17 (ФК). От первого сумматора 11 (С1) сигнал поступает на ПИ-регулятор скорости 12 (ПИ-РС). Далее сигнал идет на второй сумматор 13 (С2), где суммируется с отрицательным значением сигнала проекции вектора тока статора на ось ординат вращающейся системы координат от третьего преобразователя координат 24 (ПК 3). Со второго сумматора 13 (С2) сигнал поступает на первый ПИ-регулятор тока 14 (ПИ-РТ 1). В третьем сумматоре 19 (С3) происходит суммирование команды задания на потокосцепление и отрицательного значения сигнала обратной связи по потокосцеплению с датчика потокосцепления 18 (ДП). Далее сигнал поступает на ПИ-регулятор потокосцепления 20 (ПИ-РП), с которого идет на четвертый сумматор 21 (С4), где суммируется с отрицательным значением сигнала проекции вектора тока статора на ось абсцисс вращающейся системы координат с третьего преобразователя координат 24 (ПК 3). С четвертого сумматора 21 (С4) сигнал поступает на второй ПИ-регулятор тока 22 (ПИ-РТ 2). На первый преобразователь координат 15 (ПК 1) одновременно поступают сигналы с первого ПИ-регулятора тока 14 (ПИ-РТ 1), второго ПИ-регулятора тока 22 (ПИ-РТ 2) и сигнал оценки угла поворота вектора потокосцепления с фильтра Калмана 17 (ФК). От первого преобразователя координат 15 (ПК 1) сигналы фазных напряжений одновременно поступают на ШИМ-генератор 23 (ШИМ-Г) и на второй преобразователь координат 16 (ПК 2). С ШИМ-генератора 23 (ШИМ-Г) сигналы идут на блок драйверов 8 (БД). На второй преобразователь координат 16 (ПК 2) также поступают сигналы с датчиков фазных токов 2, 3, 4 (ДТ) и сигнал оценки угла поворота вектора потокосцепления с фильтра Калмана 17 (ФК). Со второго преобразователя координат 16 (ПК 2) проекции векторов тока и напряжения статора на оси неподвижной системы координат поступают на фильтр Калмана 17 (ФК). На третий преобразователь координат 24 (ПК 3) одновременно поступают сигналы проекций вектора тока статора на оси неподвижной системы координат со второго преобразователя координат 16 (ПК 2) и сигнал оценки угла поворота вектора потокосцепления с фильтра Калмана 17 (ФК). С источника трехфазного переменного напряжения 7 (ИТПН) сигналы поступают на неуправляемый выпрямитель 6 (НВ). На автономный инвертор напряжения 1 (АИН) одновременно поступают сигнал выпрямленного напряжения с неуправляемого выпрямителя 6 (НВ) и сигналы управления силовыми ключами инвертора с блока драйверов 8 (БД). С автономного инвертора напряжения 1 (АИН) сигналы поступают на датчики фазных токов 2, 3, 4 (ДТ) и далее на статорные обмотки асинхронного двигателя 5 (М). Таким образом заявляемое устройство позволяет регулировать скорость и потокосцепление асинхронного двигателя 5 (М).

Устройство управления асинхронным двигателем, содержащее автономный инвертор напряжения, блок драйверов и наблюдатель состояния, отличающееся тем, что силовые выходы автономного инвертора напряжения через три датчика токов подключены к статорным обмоткам асинхронного двигателя, к силовым входам автономного инвертора напряжения подключены выходы неуправляемого выпрямителя, входы которого подключены к источнику трехфазного переменного напряжения, в качестве наблюдателя состояния выбран фильтр Калмана, причем управляющие входы автономного инвертора напряжения через блок драйверов соединены с выходами ШИМ-генератора, а к блоку интерфейса последовательно подключены входной фильтр, первый сумматор, ПИ-регулятор скорости, второй сумматор, первый ПИ-регулятор тока, первый преобразователь координат, второй преобразователь координат, фильтр Калмана, при этом к асинхронному двигателю через датчик потокосцепления последовательно подключены третий сумматор, ПИ-регулятор потокосцепления, четвертый сумматор, второй ПИ-регулятор тока, первый преобразователь координат, ШИМ-генератор, причем блок интерфейса подключен к третьему сумматору, а фильтр Калмана соединен с первым сумматором, первым, вторым и третьим преобразователями координат, выходы датчиков токов соединены со входами второго преобразователя координат, выходы которого подключены к третьему преобразователю координат, который соединен с четвертым и вторым сумматорами, а блок интерфейса связан с персональным компьютером.



 

Похожие патенты:

Система автоматического регулирования скорости двигателя постоянного тока независимого возбуждения построенная по принципу подчиненного регулирования параметров со скоростным и токовым контурами.
Наверх