Система дистанционного автоматизированного контроля авиационного газотурбинного двигателя

 

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к системам наземного контроля авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета. Система дистанционного автоматизированного контроля авиационного газотурбинного двигателя в наземных условиях в составе самолета содержит электронный пульт контроля и управления с указателями, например, в форме персонального компьютера с монитором, датчики давления, вибраций и частот вращения, а также блоки контроля и управления авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета. Между датчиками, блоками контроля и управления и указателями электронного пульта установлен диагностический комплекс, содержащий блок исходных характеристик авиационного газотурбинного двигателя в состоянии поставки на самолет, блок сравнения фактических характеристик с исходными и блок выдачи на указатель электронного пульта контроля и управления информации о неисправности конкретного узла двигателя. Между датчиками давлений, вибраций и частот вращения роторов, блоками контроля и управления авиационного газотурбинного двигателя и диагностическим комплексом установлены элементы согласования для преобразования аналоговой информации от датчиков и блоков контроля и управления в цифровую форму и обратного преобразования цифровой информации в аналоговую при передаче сигнала к блокам контроля и управления двигателем в составе самолета. Элементы согласования могут быть объединены в блок согласования. Передача информации от блока согласования к диагностическому комплексу осуществляется с помощью приемо-передающих устройств по широкополосному радиоканалу. Аналогично осуществляется передача команд от электронного пульта контроля и управления через диагностический комплекс и блок согласования к блокам контроля и управления авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета. Полезная модель позволяет обеспечить надежность авиационной техники путем дистанционного автоматизированного контроля газотурбинного двигателя в составе самолета, находящегося в отдалении, например, на палубе авианесущего крейсера.

Полезная модель относится к области двигателестроения, в частности к системам наземного контроля авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета.

Известна система автоматизированного контроля авиационного газотурбинного двигателя в наземных условиях в составе самолета, включающая электронный пульт контроля и управления с указателями, соединенный электрическими кабелями с датчиками давлений, вибраций и частот вращения, а также с блоками контроля и управления авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета, при этом между датчиками, блоками контроля и управления и указателями электронного пульта установлен диагностический комплекс, содержащий блок исходных характеристик авиационного двигателя в состоянии поставки на самолет, блок сравнения фактических характеристик с исходными и блок выдачи на указатель электронного пульта контроля и управления информации о неисправности конкретного узла двигателя. Между датчиками давления, вибраций и частот вращения, а также блоками контроля и управления авиационного газотурбинного двигателя и диагностическим комплексом установлен блок согласования для преобразования аналоговой информации от датчиков и блоков контроля и управления в цифровую формулу и обратного преобразования цифровой информации от пульта контроля и управления в аналоговую при передаче сигнала к блокам контроля и управления двигателем в составе самолета (см. например, полезную модель по патенту RU 76390 U1 МПК F01D 17/02 от 29.04.2008).

Недостатком известной системы автоматизированного контроля авиационного газотурбинного двигателя является использование электрических кабелей передачи для информации от размещенных на двигателе датчиков давлений, вибраций и частот вращения, а также блоков контроля и управления к электронному пульту контроля и управления с указателями, что затрудняет использование автоматизированной системы контроля в случае удаленного расположения объекта от оператора, например, при размещении самолета на палубе авианесущего крейсера.

Задачей полезной модели является обеспечение возможности дистанционного автоматизированного контроля авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета.

Поставленная задача решается за счет того, что в системе автоматизированного контроля авиационного газотурбинного двигателя, включающей электронный пульт с указателями, например в форме персонального компьютера с монитором, датчики давления, вибраций, частот вращения, а также блоки контроля и управления авиационного двигателя в составе самолета, расположенный между датчиками, блоки контроля и управления и указатели электронного пульта диагностический комплекс, содержащий блок исходных характеристик авиационного двигателя в состоянии поставки на самолет, блок сравнения фактических (текущих) характеристик с данными для этого экземпляра двигателя и блок выдачи на указатель электронного пульта информации о неисправностях конкретного узла двигателя в случае недопустимого отклонения фактического параметра от исходного, а также установленные перед диагностическим комплексом элементы согласования, обеспечивающие преобразование аналоговой информации, вырабатываемой датчиками и блоками контроля и управления, в цифровую и обратно, между элементами согласования и диагностическим комплексом, а также между элементами согласования и электронным пультом, установлены приемо-передающие устройства передачи информации по радиоканалу. Указанные устройства вместе с элементами согласования могут быть установлены непосредственно за каждым датчиком и блоком управления и контроля, либо объединены в общий блок, установленный за блоком согласования.

На фиг.1 изображена блок-схема системы дистанционного автоматизированного контроля авиационного ГТД для случая объединенного блока согласования.

На фиг.2 изображена блок-схема диагностического комплекса.

Система дистанционного автоматизированного контроля авиационного газотурбинного двигателя 1 в наземных условиях в составе самолета содержит электронный пульт контроля и управления с указателями 10, например, в форме персонального компьютера с монитором, соединенный с датчиками давления 2, вибраций 3, частот вращения 4, а также с блоками контроля и управления 5 авиационного двигателя 1 в составе самолета. Между датчиками 2,3,4, блоками контроля и управления 5 и указателями электронного пульта 10 установлен диагностический комплекс 8.

Перед диагностическим комплексом 8 установлены элементы согласования или блок согласования 7 для преобразования аналоговой информации, полученной от датчиков 2, 3, 4 и блоков контроля и управления 5 в цифровую, и последующей обработки информации диагностическим комплексом 8 и персональным компьютером 10, а также обратного преобразования цифровой информации в аналоговую для передачи ее от компьютера 10 к блокам контроля и управления 5 двигателя 1 в составе самолета.

Элементы согласования или блок согласования 7, а также диагностический комплекс 8 и электронный пульт 10 снабжены приемопередатчиками по широкополосному радиоканалу 9.

В случае применения предложенного технического решения информация от датчиков давлений 2, вибраций двигателя 3, частот вращения 4 и от блоков контроля и регулирования двигателя 5 от газотурбинного двигателя 1, установленного на самолете, передается через элементы согласования или блок согласования 7, где аналоговая информация преобразуется в цифровую, в диагностический комплекс 8 с помощью приемо-передающих устройств передачи информации по радиоканалу 9.

В составе диагностического комплекса 8 эта информация в блоке сравнения 12 проходит сравнение с содержащимися в блоке исходных информацией о характеристиках данного экземпляра авиационного газотурбинного двигателя 1 по состоянию поставки его на самолет и через блок выдачи информации 13 сигнал рассогласования между исходными и измеренными характеристиками поступает на указатель электронного пульта 10. Полученная информация позволяет оператору принять решение о необходимости воздействия путем передачи по широкополосному радиоканалу с использованием приемо-передатчиков 9 на авиационный газотурбинный двигатель 1 необходимых команд на блоки контроля и управления 5

Использование системы дистанционного автоматизированного контроля авиационного газотурбинного двигателя позволяет обеспечить надежность авиационной техники путем качественной проверки и регулировки газотурбинного двигателя в составе самолета, находящегося на отдалении до 10 км, например, на палубе авиационного крейсера.

1. Система дистанционного автоматизированного контроля авиационного двигателя в наземных условиях в составе самолета, включающая электронный пульт контроля и управления с указателями, например, в форме персонального компьютера с монитором, датчики давлений, вибраций и частот вращения, а также блоки контроля и управления авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета, установленный между датчиками давлений, вибраций и частот вращения, блоками контроля и управления и указателями электронного пульта диагностический комплекс, содержащий блок исходных характеристик в состоянии поставки на самолет, блок сравнения фактических характеристик с исходными и блок выдачи на указатель электронного пульта контроля и управления информации о неисправности конкретного узла двигателя, установленные между датчиками и блоками контроля и управления авиационного газотурбинного двигателя и диагностическим комплексом элементы согласования для преобразования аналоговой информации в цифровую и обратного преобразования цифровой информации от компьютера в аналоговую для передачи сигнала к блокам контроля и управления двигателем в составе самолета, отличающаяся тем, что между элементами согласования и диагностическим комплексом установлены приемопередающие устройства передачи информации по радиоканалу.

2. Система дистанционного автоматизированного контроля авиационного газотурбинного двигателя по п.1, отличающаяся тем, что элементы согласования объединены в блок согласования, а приемопередающие устройства передачи информации по радиоканалу объединены в общий блок.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к системам наземного контроля авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета
Наверх