Клапан обратный

 

Предполагаемая полезная модель относиться к области арматуростроения и предназначена для использования в качестве запорной арматуры при транспортировании жидкой или газообразной среды. Клапан обратный содержит корпус 1 с входным и выходным патрубками, седлом 4, цилиндром 3 с демпфирующей жидкостью постоянного объема и обтекателем 2, выполненных конструктивно заодно с корпусом, затвор 6, поджатый к седлу пружиной 5 через шток 7, поршень 8 жестко закрепленный на штоке 7, разделяет цилиндр 3 с демпфирующей жидкостью на две полости. Поршень 8 расположен в цилиндре 3 с гарантированным расчетным зазором, за счет которого создается торможение затвора при открытии и закрытии клапана, обеспечивается плавность хода затвора и увеличивается срок службы клапана. Возможна регулировка скорости открытия и закрытия клапана за счет переменного по длине диаметра цилиндра.

Предполагаемая полезная модель относится к области машиностроения - арматуростроению, предназначена для использования в качестве запорной арматуры для плавного перекрытия обратного потока текучей жидкой или газообразной среды на трубопроводах со сложными условиями эксплуатации. (например, на гидравлических перекачивающих станциях с множеством насосов и арматуры).

Прототипом полезной модели является обратный клапан, защищенный патентом РФ на изобретение RU 2184296 С2 МПК 7 F16K 15/02 27.07.2000

Прототип содержит корпус с входной и выходной полостями, седло, запорный орган, поджатый к седлу пружиной. На запорном органе размещен силовой цилиндр, рабочая камера которого сообщена с выходной полостью корпуса через дроссельное отверстие между цилиндром и камерой постоянного объема, и шток. Камера постоянного объема размещена между силовым цилиндром и трубкой с эжекторной насадкой. Открытие клапана происходит под действием текучей среды, действующей на запорный орган с силовым цилиндром; при этом шток сжимает пружину, расположенную между камерой постоянного объема и торцом запорного органа, а силовой цилиндр, надвигаясь на юбку камеры постоянного объема через зазор переменного сечения создает торможение скорости открытия, обеспечивая плавность хода. При уменьшении давления на входной полости запорный орган возвращается под действием избыточного давления на выходной полости и пружины в положение «закрыто».

Недостатком прототипа является неэффективное применения для газообразных сред и отсутствие тормозящего действия при закрытии клапана на жидкостных средах.

Задачей предполагаемой полезной модели является увеличение срока службы клапана за счет безударной работы при открытии и закрытии.

Предлагаемый клапан обратный содержит прямоточный корпус 1 с обтекателем 2, внутренняя передняя часть которого является цилиндром 3 демпфера. На входном патрубке корпуса 1 закреплено седло 4, к которому пружиной 5 поджат затвор 6, закрепленный на штоке 7. На штоке 7 закреплен поршень 8 с возможностью его перемещения вместе со штоком 7 вдоль оси клапана. Поршень 8 разделяет цилиндр 3 с демпфирующей жидкостью на две полости «а» и «б». Цилиндр 3 демпфера имеет замкнутый (постоянный) объем демпфирующей жидкости, заполняемой через отверстие «в», соединенное с наружной поверхностью корпуса. Постоянный объем демпфирующей жидкости обеспечивается полостью, образуемой стенками цилиндра, крышкой 9 и штоком 7. Между наружным диметром поршня 8 и внутренним диаметром цилиндра 3 имеется расчетный гарантированный зазор «z», обеспечивающий гидравлическое сопротивление при перемещении затвора 6 на открытие или закрытие и исключающий гидравлический удар при закрытии клапана. В отдельных случаях демпфирующей жидкостью может служить транспортируемая жидкость.

Технический результат заключается в увеличении срока службы клапана, исключающего гидравлический удар затвора и седла за счет плавности перетекания демпфирующей жидкости из одной полости в другую, независимости работы затвора от степени загрязнения текучей среды.

На приведенных чертежах иллюстрируется в качестве примера реализация предполагаемой полезной модели «Клапан обратный», подтверждающая возможность его промышленного применения при использовании всей совокупности признаков, где:

На фиг.1 - клапан обратный в положении «закрыто» и «открыто»

Клапан обратный работает следующим образом.

При прямой подаче среды в корпус 1 клапана через входной патрубок текучая среда избыточным давлением давит на затвор 6, пружина 5 сжимается, поршень 8 давит на демпфирующую жидкость, заставляя ее плавно перетекать из полости «б» в полость «а», затвор 6 плавно открывается, обеспечивая прямой поток текучей среды из входного патрубка в выходной. При изменении направления потока текучая среда и пружина 5 через шток 7 давят на затвор 6 и поршень 8, заставляя демпфирующую жидкость перетекать из полости «а» в полость «б», обеспечивая плавное, без гидравлического удара закрытие клапана. При этом возможна регулировка скорости закрытия и открытия клапана за счет переменного по длине диаметра цилиндра.

Клапан обратный

Перечень позиций к заявке на полезную модель «Клапан обратный»

1 - корпус

2 - обтекатель

3 - цилиндр

4 - седло

5 - пружина

6 - затвор

7 - шток

8 - поршень

9 - крышка

«а», «б» - полости с демпфирующей жидкостью

«z» - гарантированный расчетный зазор между цилиндром и поршнем

«в» - канал для заполнения демпфирующей жидкостью

1. Клапан обратный, содержащий прямоточный корпус с обтекателем и демпфером в виде цилиндра с демпфирующей жидкостью, седло, закрепленное в корпусе, затвор с поршнем, разделяющим цилиндр на две полости, жестко связанный с подпружиненным штоком с возможностью его осевого перемещения вдоль оси клапана, отличающийся тем, что при обратном потоке текучей среды происходит плавное закрывание затвора, исключающего гидравлический удар, за счет гидравлического сопротивления, образуемого расчетным зазором между внутренним диаметром цилиндра демпфера и наружным диаметром поршня.

2. Клапан обратный по п.1, отличающийся тем, что цилиндр демпфера заполняется демпфирующей жидкостью постоянного объема через отверстие, связывающее полость цилиндра с наружной поверхностью клапана.

3. Клапан обратный по п.1, отличающийся тем, что скорость торможения во время перемещения затвора можно менять за счет переменного по длине диаметра цилиндра.



 

Наверх