Пожарный вентиль

 

Использование: В машиностроении, а именно - в качестве крана для подачи жидкости к потребителям, например, в системе противопожарного водопровода и в бытовых объектах. Существо: Пожарный вентиль содержит корпус 1 с входным 2 и выходным 3 штуцерами, сообщающимися между собой через перепускное отверстие 4 седла 5, и размещенный в корпусе запорный механизм в виде винтового шпинделя 6, на одном конце которого установлен маховик 7, а на другом закреплен золотник, состоящий из дискового металлического элемента 9 и упругого уплотнительного элемента 10, перекрывающего перепускное отверстие 4 в закрытом положении вентиля, крышку 11, выполненную в виде фланца со сквозным центральным отверстием, втулкой 14 с другим уплотнительным элементом 15, расположенными в верхней части крышки 11, образованной шестигранным 12 и цилиндрическим 12 выступами, при этом входной 2 и выходной 3 штуцеры расположены на одной оси, внутренняя полость корпуса разделена на две части верхней 20 и нижней 21 полуцилиндрическими перегородками, между которыми расположено седло 5 с перепускным отверстием 4, причем внутренняя полость верхней части крышки выполнена с возможностью обеспечения увеличенного хода винтового шпинделя 6 при открытии вентиля. Дисковый металлический элемент 9 золотника закреплен на конце винтового шпинделя посредством гайки. Возможны 2 варианта выполнения входного 2 и выходного 3 штуцеров: а) оба с внешней резьбой; б) входной штуцер выполнен с внутренней резьбой, а выходной штуцер выполнен с внешней резьбой. Корпус вентиля может быть выполнен из чугуна, из латуни или из латуни с никелевым покрытием. Толщина стенки корпуса при выполнении из составляет 3,3-3,7 мм, а при выполнении из латуни - 2,6-3,0 мм. Конструкция вентиля позволила уменьшить габариты и вес. 1 н.п. ф.п.м., 1 илл.

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована для подачи жидкости к потребителям, например, в системе противопожарного водопровода, так и в бытовых объектах.

Известен вентиль [1], содержащий корпус с входным и выходным каналами, сообщающимися между собой камерой сферической формы с проходными отверстиями, и размещенный в корпусе запорный механизм в виде винтового шпинделя, на одном конце которого установлен маховик, а на другом установлен дисковый золотник, контактирующий с седлом и перекрывающий перепускное отверстие в закрытом положении вентиля, при этом винтовой шпиндель ввернут в крышку, герметично заворачивающуюся в корпус, между внутренней поверхности крышки и шпинделем установлен сальник, зажимающийся резьбовым элементом, на резьбовом хвостовике золотника закреплена уплотнительная шайба, дисковый золотник закреплен на нижнем конце шпинделя таким образом, чтобы он имел свободу перемещения в вертикальной и горизонтальной плоскостях и свободное вращение относительно шпинделя.

Недостатком известного вентиля является повышенная норма расхода металла на изделие и повышенный вес, что обусловлено несовершенной конструкцией вентиля.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемой полезной модели является известный вентиль [2], содержащий корпус с входным и выходным каналами, сообщающимися между собой перепускным отверстием, ограниченным седлом, и размещенный в корпусе запорный механизм в виде винтового шпинделя, на одном конце которого установлен маховик, а на другом выполнен кольцевой бурт с подвижно установленным на нем дисковым золотником, имеющим резьбовой хвостовик, на котором посредством стопорного фиксатора закреплен амортизационно-уплотнительный элемент, контактирующий с седлом и перекрывающий перепускное отверстие в закрытом положении вентиля, отличающийся тем, что стопорный фиксатор выполнен в виде плоской шайбы с центральным резьбовым отверстием, а на резьбовой поверхности хвостовика на расстоянии от плоскости диска, не превышающем толщины амортизационно-уплотнительного элемента, выполнена кольцевая проточка, диаметр которой равен внутреннему диаметру резьбы хвостовика, а ширина соразмерна толщине стопорного фиксатора.

Недостатком такого вентиля является увеличенный расход металла при изготовлении такого вентиля и, как следствие, увеличение габаритов и веса изделия. Это обусловлено неоптимальной конструкцией известного вентиля.

В конструкции вентиля шпиндель, золотник, стопорные элементы изготовляются из дорогостоящих антикоррозионных цветных металлов, например, из латуни. При этом большое значение при крупносерийном и массовом производствах имеет снижение нормы расхода металла в изделии, что, в конечном счете, влияет на себестоимость продукции.

Технический результат, заключающийся в устранении отмеченного недостатка, а именно - в снижении расхода металла в изделии за счет совершенствования конструкции, достигается в предлагаемом пожарном вентиле, содержащем корпус с входным и выходным штуцерами, сообщающимися между собой через перепускное отверстие седла, и размещенный в корпусе запорный механизм в виде винтового шпинделя, на одном конце которого установлен маховик, а на другом закреплен золотник, состоящий из дискового металлического элемента и упругого уплотнительного элемента, перекрывающего перепускное отверстие в закрытом положении вентиля, крышку, выполненную в виде фланца со сквозным центральным отверстием, втулкой с другим уплотнительным элементом, расположенными в верхней части крышки, образованной шестигранным и цилиндрическими выступами, тем, что входной и выходной штуцеры расположены на одной оси, внутренняя полость корпуса разделена на две части верхней и нижней полуцилиндрическими перегородками, между которыми расположено седло с перепускным отверстием, при этом внутренняя полость верхней части крышки выполнена с возможностью обеспечения увеличенного хода винтового шпинделя при открытии вентиля.

При этом дисковый металлический элемент золотника закреплен на конце винтового шпинделя посредством гайки, соединенной с винтовым шпинделем через шайбу.

В конструкции вентиля возможны два варианта:

- входной и выходной штуцеры выполнены с внешней резьбой.

- входной штуцер выполнен с внутренней резьбой, а выходной штуцер выполнен с внешней резьбой.

Технический результат достигается также выполнением корпуса вентиля:

- из чугуна;

- из латуни.

- из латуни с никелевым покрытием.

При выполнении из чугуна толщина стенки корпуса составляет 3,3-3,7 мм.

При выполнении из латуни толщина стенки корпуса составляет 2,6-3,0 мм.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, на котором изображена конструкция вентиля в сборе.

Пожарный вентиль содержит корпус 1 с входным 2 и выходным 3 штуцерами, сообщающимися между собой через перепускное отверстие 4 седла 5.

В корпусе 1 запорный механизм, выполненный в виде винтового шпинделя 6, на одном конце которого установлен маховик 7, закрепленный винтом 8, а на другом закреплен золотник, состоящий из дискового металлического элемента 9 и упругого уплотнительного элемента 10, перекрывающего перепускное отверстие 4 в закрытом положении вентиля.

Корпус 1 закрывается крышкой 11, выполненной в виде фланца со сквозным центральным отверстием. На верхней поверхности фланца выполнены шестигранный 12 и цилиндрический 13 выступы. Шестигранный выступ 12 служит для заворачивания (или отворачивания) крышки 11 при сборке (разборке) вентиля, а в цилиндрический выступ 13 ввернута втулка 14 с уплотнительным элементом 15, предназначенными для герметизации вентиля. При этом внутренняя полость верхней части крышки 11 выполнена с возможностью обеспечения увеличенного хода винтового шпинделя при открытии вентиля за счет наличия в ней свободного пространства 16 для выхода резьбы при отворачивании винтового шпинделя 6.

Входной 2 и выходной 3 штуцеры расположены на одной оси.

Уплотнительный элемент 10 закрепляется на дисковом металлическом элементе 9 с помощью гайки 17, привернутой через шайбу 18.

Торцевая поверхность резьбового участка винтового шпинделя 6 выполнена с конической фаской 19.

Внутренняя полость корпуса 1 разделена на две части верхней 20 и нижней 21 полуцилиндрическими перегородками, между которыми расположено седло 5 с перепускным отверстием 4.

Возможны следующие варианты конструкции:

а) входной 2 и выходной 3 штуцеры выполнены с внешней резьбой.

б) входной штуцер 2 выполнен с внутренней резьбой, а выходной штуцер 3 выполнен с внешней резьбой.

Корпус 1 вентиля может изготавливаться из чугуна, из латуни или из латуни с никелевым покрытием.

При этом в чугунном вентиле толщина стенки корпуса составляет 3,3-3,7 мм, а в латунном вентиле толщина стенки корпуса составляет 2,6-3,0 мм.

Предлагаемый вентиль работает следующим образом.

Входной штуцер 2 подсоединен к системе подачи воды (на чертежах не показан). К выходному 3 штуцеру привернут шланг (на чертежах не показан).

В исходном состоянии запорный механизм, состоящий из винтового шпинделя 6 и золотника, выполненного из дискового металлического элемента 9 и упругого уплотнительного элемента 10, перекрывает перепускное отверстие 4 в седле 5. Золотник имеет возможность поворачиваться вокруг оси, а также несколько изменять угол положения по отношению к вертикальной оси для обеспечения плотного прилегания к седлу 5, поскольку на винтовом шпинделе 6 выполнена коническая фаска 19.

Для открывания вентиля запорный механизм приводится во вращение с помощью маховика 7. Винтовой шпиндель 6, взаимодействуя с резьбой, выполненной в отверстии крышки 11, перемещается вверх вместе с золотником. При этом перепускное отверстие 4 открывается и вода из системы поступает во внутреннюю полость вентиля и далее через выходной штуцер 3 в пожарный шланг. Расход воды задается высотой подъема шпинделя 6. Благодаря тому, что внутренняя полость верхней части крышки 11 выполнена с возможностью обеспечения увеличенного хода винтового шпинделя 6 за счет наличия свободного пространства 16 для выхода резьбы шпинделя 6 при открытии вентиля, золотник поднимается на максимально возможную высоту (в отличие от известных вентилей). Это позволило уменьшить габариты корпуса вентиля.

Оси входного и выходного штуцеров расположены на одной оси.

Для замены изношенного уплотнительного элемента 10 необходимо отвернуть крышку 11 гаечным ключом, используя шестигранный выступ 12.

При полностью отвернутой крышке 11 откручивается гайка 17, извлекается изношенный уплотнительный элемент 10 и заменяется на новый.

Предложенный вентиль изготавливается на машиностроительном предприятии в серийном производстве на универсальном оборудовании с использованием материалов, выпускаемых отечественной промышленностью.

Для изготовления корпуса 1 используются чугун или латунь или латунь с никелевым покрытием. При изготовлении вентиля из чугуна толщина стенки корпуса составляет 3,3-3,7 мм. При изготовлении вентиля из латуни или из латуни с никелевым покрытием толщина стенки корпуса составляет 2,6-3,0 мм.

Для шпинделя 6 используется латунь. Для изготовления маховика 7 может применяться конструкционная сталь. Для уплотнительного элемента 10 применяется износостойкая резина.

Предлагаемая конструкция вентиля позволила уменьшить материалоемкость продукции по отношению к известным аналогичным изделиям того же назначения.

Источники информации:

1. Патент РФ 85597, МПК F16K 1/02 от 09.02.2009

2. Патент РФ 39667, МПК F16K 1/02 от 08.01.2004

1. Пожарный вентиль, содержащий корпус с входным и выходным штуцерами, сообщающимися между собой через перепускное отверстие седла, и размещенный в корпусе запорный механизм в виде винтового шпинделя, на одном конце которого установлен маховик, а на другом закреплен золотник, состоящий из дискового металлического элемента и упругого уплотнительного элемента, перекрывающего перепускное отверстие в закрытом положении вентиля, крышку, выполненную в виде фланца со сквозным центральным отверстием, втулкой с другим уплотнительным элементом, расположенными в верхней части крышки, образованной шестигранным и цилиндрическими выступами, при этом входной и выходной штуцеры расположены на одной оси, внутренняя полость корпуса разделена на две части верхней и нижней полуцилиндрическими перегородками, между которыми расположено седло с перепускным отверстием, причем внутренняя полость верхней части крышки выполнена с возможностью обеспечения увеличенного хода винтового шпинделя при открытии вентиля.

2. Пожарный вентиль по п.1, отличающийся тем, что дисковый металлический элемент золотника закреплен на конце винтового шпинделя посредством гайки, соединенной с винтовым шпинделем через шайбу.

3. Пожарный вентиль по п.1, отличающийся тем, что входной и выходной штуцеры выполнены с внутренней резьбой.

4. Пожарный вентиль по п.1, отличающийся тем, что входной штуцер выполнен с внутренней резьбой, а выходной штуцер выполнен с внешней резьбой.

5. Пожарный вентиль по п.1, отличающийся тем, что корпус выполнен из чугуна.

6. Пожарный вентиль по п.1, отличающийся тем, что корпус выполнен из латуни.

7. Пожарный вентиль по п.6, отличающийся тем, что корпус выполнен с никелевым покрытием.

8. Пожарный вентиль по п.5, отличающийся тем, что толщина стенки корпуса составляет 3,3-3,7 мм.

9. Пожарный вентиль по пп.6 и 7, отличающийся тем, что толщина стенки корпуса составляет 2,6-3,0 мм.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к запорным устройствам, а точнее кранам или вентилям с запорными регулирующими керамическими пластинами, и может быть широко использовано в системах водоснабжения промышленного и жилищно-коммунального хозяйства

Изобретение относится к испытательной технике, к испытаниям на прочность

Вентиль // 103156

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована для балансировки дисков

Клапан // 45170
Наверх