Устройство независимого возбуждения тяговых двигателей электропоездов постоянного тока

 

Устройство независимого возбуждения тяговых двигателей электропоездов постоянного тока относится к области тягового электропривода электрического транспорта, в частности, электропоездов постоянного тока. Обмотки возбуждения тяговых двигателей разбиты на две группы (1) и (2), каждая из которых питается от двух трехфазных управляемых выпрямителей (3) и (4), шунтированных обратными защитными тиристорами (5) и (6). Управляемые выпрямители (3) и (4) соединены последовательно согласно и подключены каждый к своей вторичной обмотке (7-1) и (7-8) одного и того же трехфазного трансформатора (7). Начало первой группы обмоток возбуждения (1) подключено к минусовому выходу своего управляемого выпрямителя (3) и катоду защитного тиристора (5), а конец - к первому неподвижному контакту (8-1), шунтирующему резистору (8-3) и общей точке подключения якорей тяговых двигателей (9) и (10). Начало второй группы обмоток возбуждения (2) подключено к плюсовому выходу своего управляемого выпрямителя (4), аноду защитного тиристора (6) и концом - ко второму неподвижному контакту (8-2), второму выводу шунтирующего резистора (8-3) и «земле» (11). Общая точка соединения управляемых выпрямителей (3), (4) и защитных тиристоров (5), (6) через электромагнитный контактор (12) подключена к общей точке подвижных контактов (8-1) и (8-2) быстродействующего контактора (8). 2 п. формулы. Илл.1.

Изобретение относиться к области тягового электропривода электрического транспорта, в частности, электропоездов постоянного тока с электрическим торможением.

Известны устройства независимого возбуждения тяговых двигателей электропоездов и электровозов постоянного тока с рекуперативно-реостатным торможением, содержащие одну группу последовательно-соединенных тяговых двигателей или две группы двигателей, переключаемых с последовательно-параллельного на последовательное соединение.

В первом случае устройство содержит двухполюсный быстродействующий контактор, шунтируемый резистором, трехфазный управляемый выпрямительный мост со встречно включенным защитным тиристором, питающийся от трехфазного трансформатора, и электромагнитный контактор, подключающий выпрямитель к обмоткам возбуждения двигателей (см. Б.К.Просвирин, «Электропоезда постоянного., тока». Учебное пособие, М., УМК МПС России, 2001 г.). [1].

При последовательно-параллельном соединении тяговых двигателей группы обмоток возбуждения могут питаться от общего источника (управляемого выпрямителя), что приводит к разным значениям тока в параллельных ветвях тяговых двигателей из-за разности их характеристик. Для исключения этого явления в цепи якорей двигателей вводятся дополнительные резисторы, что создает в режиме рекуперативного торможения дополнительные потери энергии (см. В.К. Калинин, «Электровозы и электропоезда», М., «Транспорт», 1991 г.) [2].

Если каждая группа обмоток возбуждения питается от своего источника питания (управляемого выпрямителя) (см. Л.М.Трахтман, «Электрическое торможение электроподвижного состава», М., «Транспорт», 1965 г.,) [3], то в этом случае в цепь каждой группы двигателей вводится свой быстродействующий контактор, что усложняет электрическую схему поезда и снижает его надежность.

Задачей полезной модели является создание устройства независимого возбуждения тяговых двигателей для электропоездов постоянного тока с переключением тяговых двигателей в режиме рекуперативно-реостатного торможения, позволяющего обеспечить следующий технический результат - повысить эффективность электрического торможения, уменьшить число защитных аппаратов и электромагнитных контакторов, и повысить тем самым надежность электропоезда в целом.

Это достигается тем, что два управляемых выпрямителя соединены последовательно - согласно, причем начало первой группы обмоток возбуждения подключено к минусу своего управляемого выпрямителя, а конец к первому неподвижному контакту двухполюсного быстродействующего контактора, шунтирующему резистору и общей точке подключения якорей тяговых двигателей, а начало второй группы обмоток возбуждения подключено к плюсу своего управляемого выпрямителя, а конец - ко второму неподвижному контакту быстродействующего контактора, второму выводу шунтирующего резистора и «земле».

Общая точка соединения двух управляемых выпрямителей и защитных тиристоров через электромагнитный контактор обмоток возбуждения подключена к точке соединения подвижных контактов быстродействующего контактора.

На фиг.1. представлена принципиальная электрическая схема предлагаемого устройства независимого возбуждения тяговых двигателей электропоездов постоянного тока в режиме электрического торможения. Обмотки возбуждения тяговых двигателей разбиты на две группы 1 и 2, каждая из которых питается от двух трехфазных управляемых выпрямителей 3 и 4, шунтированных обратными защитными тиристорами 5 и 6.

Управляемые выпрямители 3 и 4 соединены последовательно-согласно и подключены каждый к своей вторичной обмотке 7-1 и 7-2 одного и того же трехфазного трансформатора 7.

Начало первой группы обмоток возбуждения 1 подключено к минусовому выходу своего управляемого выпрямителя 3 и катоду защитного тиристора 5, а конец - к первому неподвижному контакту 8-1, шунтирующему резистору 8-3 и общей точке подключения якорей тяговых двигателей 9 и 10 (на фиг.1 показано параллельное соединение двигателей). Начало второй группы обмоток возбуждения 2, подключено к плюсовому выходу своего управляемого выпрямителя 4, аноду защитного тиристора 6 и концом - ко второму неподвижному контакту 8-2, второму выводу шунтирующего резистора 8-3 и «земле» 11.

Общая точка соединения управляемых выпрямителей 3, 4 и защитных тиристоров 5, 6 через электромагнитный контактор 12 подключена к общей точке подвижных контактов 8-1 и 8-2 быстродействующего контактора 8.

Устройство работает следующим образом.

В начале рекуперативно-реостатного торможения, когда тяговые двигатели 9, 10 соединены последовательно-параллельно быстродействующий контактор 8 и электромагнитный контактор 12 включены и обмотки возбуждения 1, 2 тяговых двигателей получают питание от управляемых выпрямителей 3, 4, образуя два параллельных контура возбуждения.

Ток в первом контуре идет по цепи: выпрямитель 3, контактор 12 контакт 8-1, обмотки возбуждения 1, выпрямитель 3.

Ток во втором контуре возбуждения идет по цепи: выпрямитель 4, обмотки возбуждения 2, контакт 8-2, контактор 12, выпрямитель 4.

По мере уменьшения скорости вращения тяговых двигателей вследствие торможения электропоезда якоря двигателей переключаются на последовательное соединение. При этом обе группы обмоток возбуждения 1, 2 включаются также на последовательное соединение между собой и обоими управляемыми выпрямителями 3, 4 без прерывания тока путем отключения контактора 12.

Ток в последовательном контуре возбуждения идет по цепи: выпрямитель 3, выпрямитель 4, обмотки возбуждения 2, контакт 8-2, контакт 8-1, обмотки возбуждения 1, выпрямитель 3 и выпрямитель 4.

Токи якорей тяговых двигателей 9 и 10 (при параллельном соединении) протекают по цепи: «земля» 11 - быстродействующий контактор 8 - якоря 9 и 10 и поддерживаются в соответствии с уставкой тока якорей блоком управления, воздействующего на управляемые выпрямительные мосты (блок управления на фиг.1 не показан).

В случае возникновения короткого замыкания в цепи группы якорей тяговых двигателей 9, 10 ток якорей протекает в большей своей частью по цепи: «земля» 11 - обмотка возбуждения 2 - защитные тиристоры 6 и 5 - обмотки возбуждения 1 - якоря 9, 10. Обмотки возбуждения двигателей перемагничиваются, убыстряя процесс спадания тока короткого замыкания якорей.

Использование предлагаемого устройства независимого возбуждения тяговых двигателей в режиме рекуперативно-реостатного торможения с переключением тяговых двигателей с последовательно-параллельного соединения на последовательное позволяет запитать две группы обмоток возбуждения от независимых управляемых выпрямителей, а также произвести переключение их на последовательное соединение с помощью одного электромагнитного контактора без прерывания тока возбуждения. Это повышает эффективность рекуперативно-реостатного торможения и уменьшает число защитных аппаратов и электромагнитных контакторов, что также в значительной мере повышает надежность электропоезда в целом.

1. Устройство независимого возбуждения тяговых двигателей электропоездов постоянного тока с рекуперативно-реостатным торможением, содержащее две группы тяговых двигателей, переключаемых в процессе торможения с последовательно-параллельного соединения на последовательное, обмотки возбуждения, которые разбиты на две группы, каждая из которых питается от двух трехфазных управляемых выпрямительных мостов, подсоединенных к отдельным обмоткам трехфазного трансформатора и шунтируемых в обратном направлении тиристорами защиты, быстродействующий двухполюсный контактор, шунтированный резистором, и электромагнитный контактор, отличающееся тем, что выпрямительные управляемые мосты соединены последовательно согласно, причем начало первой группы обмоток возбуждения подключено к минусу своего управляемого выпрямителя, а конец - к первому неподвижному контакту быстродействующего контактора, шунтирующему резистору и общей точке подключения якорей тяговых двигателей, а начало второй группы обмоток возбуждения подключено к плюсу своего управляемого выпрямителя, и конец - ко второму неподвижному контакту быстродействующего контактора, второму выводу шунтирующего резистора и «земле».

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что общая точка соединения управляемых выпрямительных мостов и защитных тиристоров подключена через электромагнитный контактор к месту соединения подвижных контактов быстродействующего контактора.



 

Похожие патенты:

Система автоматического регулирования скорости двигателя постоянного тока независимого возбуждения построенная по принципу подчиненного регулирования параметров со скоростным и токовым контурами.

Полезная модель относится к преобразовательной технике и может быть использовано в конструкции вторичных источниках питания

Полезная модель относится к напольным средствам железнодорожной автоматики и телемеханики работающим в составе механизмов стрелочных электроприводов
Наверх