Система автоматизированного контроля авиационного газотурбинного двигателя

 

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к системам наземного контроля авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета. Система автоматизированного контроля авиационного газотурбинного двигателя в наземных условиях в составе самолета содержит электронный пульт контроля и управления с указателями, например, в форме персонального компьютера с монитором, соединенный электрическими кабелями с датчиками давления, вибраций и частот вращения, а также с блоками контроля и управления авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета. Между датчиками, блоками контроля и управления и указателями электронного пульта установлен диагностический комплекс, содержащий блок исходных характеристик авиационного газотурбинного двигателя в состоянии поставки на самолет, блок сравнения фактических характеристик с исходными и блок выдачи на указатель электронного пульта контроля и управления информации о неисправности конкретного узла двигателя. Между датчиками давлений, вибраций и частот вращения роторов, блоками контроля и управления авиационного газотурбинного двигателя и диагностическим комплексом установлен блок согласования для преобразования аналоговой информации от датчиков и блоков контроля и управления в цифровую форму и обратного преобразования цифровой информации в аналоговую при передаче сигнала к блокам контроля и управления двигателем в составе самолета. Полезная модель позволяет повысить надежность, сократить время контроля и снизить расходы по эксплуатации авиационной техники.

Полезная модель относится к области двигателестроения, в частности к системам наземного контроля авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета.

В настоящее время известны системы наземного контроля газотурбинного авиационного двигателя в составе самолета, в которых к электронному пульту контроля и управления присоединены электрическими кабелями датчики давлений, вибраций корпусов двигателя и частот вращения роторов двигателя, а также блоки контроля и управления авиационного двигателя на самолете (см. например. Газотурбинный двигатель 88 серии 3 Руководство по технической эксплуатации 088.00.1700.001РЭ Книга 1 изд. №1455/4, 1994 г.(см. стр.1, 2 Приложения)

При работе авиационного двигателя по заданной циклограмме режимов на указатель пульта наземного контроля подаются фактические характеристики измеряемых параметров двигателя и оператор, оценивая их, определяет работоспособность контролируемых узлов и систем в реальном времени. В случае положительных результатов двигатель и его системы признаются годными для дальнейшей эксплуатации, в противном случае подлежат замене или регулировке.

Недостатком применяемой системы контроля является высокие затраты времени и средств, а также субъективность при принятии решения в процессе использования данной системы и отсутствие учета фактических характеристик установленного на самолет экземпляра двигателя. Отсутствие блока согласования, преобразующего аналоговые сигналы от датчиков и блоков в цифровую информацию, делают невозможным использование ЭВМ для автоматизации контроля.

Задачей полезной модели является:

- сокращение трудозатрат при повышении качества обслуживания;

- сокращение расхода топлива при выполнении проверок в составе самолета;

- возможность эксплуатации двигателя по техническому состоянию, повышение безотказности;

- сокращение расходования ресурса двигателей при наземных опробованиях и дополнительных полетов, связанных с регламентными работами, поиском и устранением неисправностей;

- уменьшение необоснованного съема двигателей и их агрегатов, а также сокращение номенклатуры, веса и стоимости контрольно-поверочной аппаратуры и повышение ее мобильности.

Поставленная задача решается за счет того, что система автоматизированного контроля авиационного газотурбинного двигателя, включающая электронный пульт с указателями, например в форме персонального компьютера с монитором, соединенный электрическими кабелями с датчиками давления, вибраций, частот вращения, а также с блоками контроля и управления авиационного двигателя в составе самолета,

содержит между датчиками, блоком контроля и управления и указателями электронного пульта, диагностический комплекс, включающий блок исходных характеристик авиационного двигателя в состоянии поставки на самолет, блок сравнения фактических (текущих) характеристик с данными блока для этого экземпляра двигателя и блок выдачи на указатель электронного пульта информации о неисправностях конкретного узла двигателя в случае недопустимого отклонения фактического параметра от исходного.

Для возможности математической обработки в персональном компьютере информации, полученной от двигателя, после датчиков, блоков контроля и управления двигателем перед диагностическим комплексом установлен блок согласования, обеспечивающий преобразование аналоговой информации, вырабатываемой этими устройствами, в цифровую, необходимую для обработки этой информации в персональном компьютере, а в дальнейшем для преобразования цифровой информации на выходе из компьютера в аналоговую для использования в блоках управления двигателем в составе самолета.

На фиг.1 изображена блок-схема системы автоматизированного контроля авиационного ГТД.

На фиг.2 изображена блок-схема диагностического комплекса 8.

Система автоматизированного контроля авиационного газотурбинного двигателя 1 в наземной условиях в составе самолета содержит электронный пульт контроля и управления с указателями 12, например, в форме персонального компьютера с монитором, соединенный электрическими кабелями 6 с датчиками давления 2, вибраций 3, частот вращения 4, а также с блоками контроля и управления авиационного двигателя 1 в составе самолета. Между датчиками 2, 3, 4, блоками контроля и управления 5 и указателями электронного пульта 12 установлен диагностический комплекс 8. Перед диагностическим комплексом 8 установлен блок согласования 7 для преобразования аналоговой информации, полученной от датчиков 2, 3, 4 и блоков контроля и управления 5 в цифровую и обработки информации персональным компьютером 12, и обратного преобразования цифровой информации в аналоговую для передачи ее от компьютера к блокам контроля и управления 5 двигателя 1 в составе самолета.

В случае применения предложенного технического решения информация от датчиков давлений 2, вибраций двигателя 3, частот вращения 4 и от блоков контроля и регулирования двигателя 5 по электрическим кабелям 6 от газотурбинного двигателя 1, установленного на самолете, передается через блок согласования 7, где аналоговая информация преобразуется в цифровую, в диагностический комплекс 8.

В составе диагностического комплекса 8 эта информация в блоке сравнения 10 проходит сравнение с содержащимися в блоке исходных характеристик 9 информацией о характеристиках данного экземпляра авиационного газотурбинного двигателя 1 по состоянию поставки его на самолет и через блок выдачи информации 11 сигнал рассогласования между исходными и измеренными характеристиками поступает на указатель

электронного пульта 12. Полученная информация позволяет оператору принять решение о необходимости воздействия на авиационный газотурбинный двигатель 1 через блоки согласования 7 и контроля и управления 5.

Использование системы автоматизированного контроля авиационного газотурбинного двигателя в наземных условиях в составе самолета позволяет повысить надежность, сократить время контроля и снизить расходы по эксплуатации авиационной техники.

1. Система автоматизированного контроля авиационного газотурбинного двигателя в наземных условиях в составе самолета, включающая электронный пульт контроля и управления с указателями, например, в форме персонального компьютера с монитором, соединенный электрическими кабелями с датчиками давлений, вибраций и частот вращения, а также с блоками контроля и управления авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета, отличающаяся тем, что между датчиками, блоками контроля и управления и указателями электронного пульта установлен диагностический комплекс, содержащий блок исходных характеристик авиационного двигателя в состоянии поставки на самолет, блок сравнения фактических характеристик с исходными и блок выдачи на указатель электронного пульта контроля и управления информации о неисправности конкретного узла двигателя.

2. Система автоматизированного контроля авиационного газотурбинного двигателя по п.1, отличающаяся тем, что между датчиками давления, вибраций и частот вращения, а также блоками контроля и управления авиационного газотурбинного двигателя и диагностическим комплексом установлен блок согласования для преобразования аналоговой информации от датчиков и блоков контроля и управления в цифровую форму и обратного преобразования цифровой информации от компьютера в аналоговую при передаче сигнала к блокам контроля и управления двигателем в составе самолета.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения, в частности к системам наземного контроля авиационного газотурбинного двигателя в составе самолета
Наверх