Транспортное средство для движения по льду водоемов

 

Решение относится к плавающим транспортным средствам для передвижения по льду крупных озер и водохранилищ. Средство содержит обеспечивающий плавучесть водоизмещающий корпус 1 с помещением для экипажа 2, рулевое управление 3, двигатель 4. На бортах корпуса установлены коньки 5, оба конца которых загнуты кверху, в одной плоскости с ними - узкие колеса 6 с элементами противоскольжения 7. Сущность решения заключается в том, что при движении транспортного средства по заснеженному льду коньки и колеса следуют друг за другом по узким колеям, прорезая за счет веса транспортного средства слой снега (с) до льда (л) - фиг.2. Таким образом, необходимый контакт опорных элементов транспортного средства с поверхностью льда обеспечивается практически без предварительного уплотнения масс снега, что позволяет снизить энергозатраты сравнительно с известными аналогами. Клиренс транспортного средства, размеры коньков и колес выбираются в зависимости от толщины снежного покрова в регионе использования.

Решение относится к плавающим транспортным средствам и может быть использовано в качестве безопасного средства передвижения по льду крупных озер и водохранилищ. Основную опасность для транспортных средств на льду водоемов представляют разводья и полыньи с тонким льдом, визуально не различимые под снегом среди прочных ледяных полей. Ежегодно по стране десятки рыбацких мотоциклов, автомобилей и снегоходов проваливаются под лед по этой причине.

Известны безопасные транспортные средства для движения по льду водоемов. Таков плавающий снегоход (патент US 6595812 по МПК В63Н 21/175 от 2002 г.) содержащий водоизмещающий корпус, гусеничный движитель с элементами противоскольжения и скользящие опоры-лыжи.

При движении по заснеженному льду снегоходы с гусеницами и лыжами для обеспечения необходимого сцепления с поверхностью льда предварительно сминают и уплотняют слой снега на льду, на что расходуется значительная часть мощности двигателя. Так серийный снегоход на заснеженном льду уплотняет дорожку из снега шириной до 900 мм: 500 мм - гусеница плюс две лыжи по 200 мм.

Наиболее близким к заявленному устройству является транспортное средство для движения по льду, снегу и воде (патент РФ 2170181 по МПК В60F 3/00 от 2000 г.), содержащее водоизмещающий корпус, установленный на скользящих по поверхности льда или снега опорах-лыжах, передняя часть которых загнута кверху, снабженных встроенными нагревателями; в качестве движителя использована размещенная на корме корпуса система шипованных колес с лопатками, используемыми при движении по толстому слою снега и воде - как плицы в колесных теплоходах; система колес прижимается ко льду специальным прижимным устройством. При движении данного транспортного средства скользящие по поверхности снега подогреваемые опоры - лыжи уплотняют и плавят снег, а система колес с лопатками - пароходными плицами, сминает и раскапывает снег до льда для обеспечения сцепления с поверхностью под воздействием прижимного устройства. Наличие специального прижимного устройства усложняет конструкцию транспортного средства, а смятие снега системой колес и лыж, плавление лыжами требует определенных энергозатрат. К недостаткам данного транспортного средства относится также затруднительность движения задним ходом, так как задние концы лыж не загнуты и при движении назад будут упираться в неровности на поверхности льда.

Целью предлагаемого технического решения является устранение указанных выше недостатков, повышение экономичности транспортного средства.

Указанная цель достигается тем, что в качестве скользящих опор транспортного средства используются коньки, установленные на бортах водоизмещающего корпуса в одной плоскости с узкими колесами движителя, при этом оба конца коньков загнуты кверху. При движении как вперед, так и назад коньки и колеса следуют друг за другом по узким колеям, прорезая за счет веса транспортного средства слой снега (с) до льда (л) - фиг.2. Таким образом, необходимый контакт опорных элементов транспортного средства с поверхностью льда обеспечивается практически без предварительного уплотнения масс снега, в отличие от известных аналогов.

Технический результат рассматриваемого технического решения состоит в возможности снижения энергозатрат при движении транспортного средства по покрытому снегом льду.

На фиг.1 и 2 представлены эскизы видов транспортного средства сбоку и спереди. Устройство содержит обеспечивающий плавучесть водоизмещающий корпус 1 с помещением для экипажа 2, рулевое управление 3, двигатель 4. На бортах корпуса установлены коньки 5, оба конца которых загнуты кверху, в одной плоскости с ними - узкие колеса 6, снабженные элементами противоскольжения 7. Размеры коньков и колес выбирают в зависимости от типичной толщины снежного покрова в регионе применения транспортного средства. В конструкции возможно использование серийных агрегатов от авто и мототехники - двигателя, рулевого управления, передней и задней подвески автомобилей. Водоизмещающий корпус также может быть выбран из числа серийных маломерных судов, либо изготовлен специально. В комплекте устройства также целесообразны широкие лыжи, оба конца которых загнуты кверху, и объемные широкие колеса низкого давления, при необходимости, устанавливаемые вместо коньков и узких колес.

Транспортное средство работает следующим образом:

- при выезде на лед без снега транспортное средство на коньках и колесах с элементами противоскольжения обеспечивает комфортное и безопасное перемещение, не уступающее другим видам транспорта;

- при выезде на заснеженный лед установленные в одной плоскости коньки и узкие колеса транспортного средства следуют друг за другом по узким колеям - фиг.2, прорезая за счет веса транспортного средства слой снега (с) до льда (л) практически без смятия и уплотнения масс снега, осуществляя, таким образом, более экономичное по сравнению с другими видами транспорта перемещение по льду. При наступлении форс-мажорных климатических изменений, а именно: увеличение толщины снежного покрова выше расчетной, образование ледяной корки на поверхности снега, снижение прочности льда при потеплении - возможна замена коньков на широкие лыжи, узких колес на широкие, объемные, низкого давления. Таким образом, транспортное средство трансформируется в обычный, но плавающий снегоход, не уступающий по эффективности и экономичности другим видам транспорта. Конструкция рассматриваемого транспортного средства позволяет преодолевать также и другие возможные затруднительные ситуации на льду. При движении по участкам торосистого льда, преодолении заторошенных трещин между льдинами, целесообразная схема движения - задним ходом, на минимальной скорости. При въезде в замаскированную снегом полынью с тонким льдом коньки и колеса плавно прорежут лед, и машина окажется на плаву. С помощью багра, якоря «кошка» и веревки машина подтягивается обратно к кромке прочного льда, далее используя задний ход, трос и лебедку, транспортное средство вытаскивают из полыньи на прочный лед.

Транспортное средство для движения по льду водоемов, содержащее водоизмещающий корпус, помещение для экипажа, рулевое управление, двигатель, скользящие опоры и движитель в виде колес с элементами противоскольжения, отличающееся тем, что скользящие опоры выполнены в виде коньков, установленных на бортах водоизмещающего корпуса в одной плоскости с узкими колесами движителя, при этом оба конца коньков загнуты кверху.



 

Похожие патенты:

Техническим результатом является выполнение плавучести в виде обтекаемого вертикального крыла, позволяющего одновременно решить задачу уменьшения нагрузки, создаваемой на трос прочным корпусом с расположенной в нем аппаратурой, и стабилизировать положение первичных датчиков относительно горизонтального течения [1]
Наверх