Гусеничный мото-вездеход
Гусеничный мото-вездеход (кл. B 62 D 55/00) предназначен для передвижения по пересеченной местности с различными видами поверхности (твердый и мягкий грунт, песок, снег и другие). Целью полезной модели является создание легкого, компактного и универсального мото-вездехода для всесезонного использования с легким и комфортным управлением Мото-вездеход имеет компоновку и принцип управления схожие с двухколесным транспортным средством типа мотоцикл. Полезная модель содержит раму 1 с местом для водителя, ведущую заднюю гусеницу 3 с приводом 4, отличительную особенность -управляющий передний элемент в виде гусеницы 8, расположенной на раме-тележке 6 с направляющими колесами и катками 7, и возможностью поворота вокруг вертикально-наклонной оси (передней вилки) 9 с устройством поворота - рулем 10. Передняя гусеница может быть выполнена как гусеничный движитель с приводом, или, для упрощения конструкции, как пассивная, ведомая гусеница. Для пассивной, ведомой передней гусеницы с целью снижения сопротивления движению гусеницы и улучшению проходимости при попадании посторонних предметов вовнутрь имеется механизм автоматического поддержания силы натяжения гусеницы. При попадании посторонних предметов между направляющими колесами (или катками) и гусеницей это позволяет сохранять низкое сопротивление перекатыванию гусеницы. Для передней гусеницы, выполненной или как гусеничный движитель, или как пассивная, ведомая гусеница отличием является то, что для улучшения комфорта передвижения и управляемости, передняя рама-тележка с гусеницей (передняя гусеница) может дополнительно качаться вокруг поперечной, горизонтальной оси для следования рельефу поверхности.
Область техники
Гусеничный мото-вездеход (кл. B 62 D 55/00) предназначен для передвижения по пересеченной местности с различными видами поверхности (твердый и мягкий грунт, песок, снег и другие).
Уровень техники
Аналогом и прототипом полезной модели является мини-снегоход "Fast Trax" фирмы Pipelyne Manufacturing (США) (описание приведено в российском оружейном журнале «Ружье» (СПб) №6, 2000 г на странице 3 обложки).
Аналог и прототип, мини-снегоход, имеет компоновку и принцип управления схожие с двухколесными транспортными средствами типа мотороллер, мотоцикл. Мини-снегоход содержит раму с местом для водителя, задний гусеничный движитель с приводом, управляющую переднюю лыжу с поворотом вокруг вертикально-наклонной оси, которая поворачивается при помощи руля.
Недостатком прототипа является предназначенность его для движения в основном только по снегу, так как лыжа при движении по другим видам покрытия кроме снега может создавать значительное сопротивление и быстро изнашиваться.
Раскрытие полезной модели
Целью создания полезной модели является разработка мото-вездехода для движения по различным видам поверхности (твердый и мягкий грунт, растительность, песок, снег и другие), повышение точности, комфорта и удобства управления.
Полезная модель содержит раму, задний гусеничный движитель с приводом, управляющий передний элемент с поворотом вокруг вертикально-наклонной (или вертикальной) оси и устройством поворота. Отличием является то, что в качестве управляющего переднего элемента используется гусеница. Передняя гусеница создает малое удельное давление на поверхность и может успешно применяться на слабонесущих грунтах (снег, болото, мягкий грунт и другие).
Передняя гусеница может быть выполнена как гусеничный движитель с приводом, или отличительным образом, для упрощения конструкции, как пассивная, ведомая гусеница, содержащая раму-тележку с направляющими колесами и катками и непосредственно саму гусеницу (гусеничную цепь (ленту)).
Для пассивной, ведомой передней гусеницы с целью снижения сопротивления движению гусеницы и улучшению проходимости при попадании посторонних предметов вовнутрь отличием является то, что имеется механизм автоматического
поддержания силы натяжения гусеницы. При попадании посторонних предметов между направляющими колесами (или катками) и гусеницей это позволяет сохранять низкое сопротивление перекатыванию гусеницы, которое может значительно возрастать при увеличении силы натяжения гусеницы и наличии постороннего предмета между колесом и гусеницей.
Для передней гусеницы, выполненной или как гусеничный движитель, или как пассивная, ведомая гусеница отличием является то, что для улучшения комфорта передвижения и управляемости, передняя рама-тележка с гусеницей (передняя гусеница) может дополнительно качаться вокруг поперечной, горизонтальной оси для следования рельефу поверхности.
Краткое описание графических материалов
В графических материалах схематично представлена (один из возможных вариантов) общая компоновка гусеничного мото-вездехода и выполнение его основных, конструктивных элементов.
Осуществление полезной модели
Один из вариантов осуществления полезной модели может быть следующим (см. графические материалы). Гусеничный мото-вездеход имеет компоновку аналогичную мотоциклетной и содержит раму 1 с местом (седло с подножками) для водителя, задний гусеничный движитель 2 с задней гусеницей 3, привод (например, двигатель внутреннего сгорания) 4, который передает вращение на переднюю на ось ведущих колес (звездочек) 5 гусеничного движителя посредством, например, цепной передачи.
Передний управляющий элемент выполнен в виде пассивной, ведомой гусеницы, содержащую раму-тележку 6 с направляющими колесами и катками 7 и непосредственно самой гусеницы 8.
Для выполнения переднего управляющего элемента как гусеничный движитель, например, нужно заменить одни направляющие колеса на ведущие колеса-звездочки и смонтировать на их валу электродвигатель, обеспечив подвод электроэнергии от генератора, вращаемого от основного привода.
Передняя гусеница с рамой-тележкой поворачивается посредством рулевого вертикально-наклонного вала 9 (может быть выполнен в виде телескопической вилки с пружинными амортизаторами), который соединен с устройством поворота 10 - рулем. Передняя рама-тележка крепится к поворотному вертикально-наклонному валу (передней вилке) через поперечную, горизонтальную ось с возможностью качания вокруг этой оси.
Механизм автоматического поддержания силы натяжения передней гусеницы может быть выполнен следующим образом. Задняя и(или) передняя ось направляющих колес выполнена подвижной в продольном направлении относительно рамы-тележки. Например, концы оси перемещаются в продольных пазах рамы-тележки или закреплены на отдельном основании, которое качается вокруг соответствующей оси на раме-тележке. Имеется упругий элемент(ы) (пружина), который воздействует на ось направляющих колес в продольном направлении от центра к периферии, что создает усилие натяжения гусеницы. При попадании постороннего предмета между направляющими колесами (катками) и гусеницей сила натяжения гусеницы возрастает, это усилие передается на ось направляющих колес и перемещает ее к центру, преодолевая усилие упругого элемента. Таким образом сила натяжение гусеницы автоматически поддерживается в определенном диапазоне (зависит от характеристики упругого элемента и величины перемещения оси направляющих колес).
1. Гусеничный мото-вездеход, содержащий раму, задний гусеничный движитель с приводом, управляющий передний элемент с возможностью поворота вокруг вертикально-наклонной оси и устройством поворота, отличающийся тем, что в качестве управляющего переднего элемента используется гусеница.
2. Гусеничный мото-вездеход по п.1, отличающийся тем, что управляющая гусеница выполнена как пассивная, ведомая гусеница.
3. Гусеничный мото-вездеход по п.2, отличающийся тем, что имеется механизм автоматического поддержания силы натяжения гусеницы.
4. Гусеничный мото-вездеход по п.1, отличающийся тем, что передняя рама-тележка с гусеницей (передняя гусеница) может дополнительно качаться вокруг поперечной, горизонтальной оси.