Мотовездеход

 

Полезная модель относится к мотовездеходам-амфибиям (трициклам) на камерах сверхнизкого давления с передним рулевым и двумя задними ведущими колесами. Технический результат: повышение проходимости на грунтах со слабой несущей способностью и увеличение скорости передвижения на воде. Мотовездеход содержит корпус, образованный рамой 1 с объемным полом 2 и моторно-силовым блоком с двигателем 3, поворотное переднее 5 и два ведущих 6 колеса с камерами 16 сверхнизкого давления и тормозами 17, задний мост 7, гребной винт 8. Двигатель 3 соединен с трансмиссией, включающей раздаточную коробку, расположенную в мосту 6, дифференциал 10, соединенный полуосями 12 с бортовыми редукторами 11, выполненными в виде шестеренчатой передачи и установленными внутри ободов колес 6. Гребной винт 8 установлен в кольцевом кожухе, его привод размещен в колонке, выполненной поворотной в вертикальной и горизонтальной плоскостях. 9 з.п. ф-лы, 10 ил.

Полезная модель относится к транспортным средствам повышенной проходимости, а именно, к мотовездеходам-амфибиям на камерах сверхнизкого давления с одним передним рулевым и двумя задними ведущими колесами.

Из уровня техники известны вездеходы на камерах сверхнизкого давления.

Так, из патента РФ №2196055, МПК B 60 F 3/00, дата публикации 10.01.2003 г., [1], известен мотовездеход, содержащий корпус, четырехколесное шасси, двигатель, и элементы плавучести. Выполнение колесного шасси с 4-мя колесами увеличивает габариты и вес конструкции мотовездехода, что увеличивает его габариты и вес и снижает маневренность. Кроме того, отсутствие гребного винта уменьшает скорость движения на воде.

Из патента РФ №2048993, МПК B 60 F 3/00, дата публикации 12.10.1992 г., [2], известен мотовездеход, содержащий корпус, трехколесное шасси с одним передним рулевым колесом, двигатель, силовую передачу, боковые поплавки, соединенные крыльями, передача размещена в ободе колеса. Использование в качестве водного движителя установленных на ободе ведущего колеса лопаток, обладающих низким КПД, обуславливает низкую скорость передвижения на воде, что является недостатком мотовездехода, принятого за наиболее близкий аналог полезной модели.

Решаемой технической задачей является обеспечение высокой проходимости амфибии на грунте с низкой несущей способностью и на воде.

Технический результат заключается в повышении проходимости на грунтах со слабой несущей способностью и в увеличении скорости передвижения на воде.

Технический результат достигается тем, что мотовездеход содержит корпус, трехколесное шасси с одним передним рулевым колесом, двигатель и трансмиссию, причем трансмиссия содержит бортовые редукторы, установленные на каждом из задних колес, и раздаточную коробку, которая соединена с каждым из бортовых редукторов посредством дифференциала и валопроводов, мотовездеход также оснащен гребным винтом с приводом, а корпус мотовездехода выполнен с объемным полом.

Мотовездеход характеризуется тем, что шасси выполнено с камерами сверхнизкого давления.

Мотовездеход характеризуется тем, что привод гребного винта размещен в колонке, соединенной с корпусом раздаточной коробки с возможностью поворота гребного винта в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Мотовездеход характеризуется тем, что на ободах ведущих колес установлены лопасти.

Мотовездеход характеризуется тем, что каждый бортовой редуктор размещен внутри обода соответствующего заднего колеса.

Мотовездеход характеризуется тем, что соединение колонки гребного винта с корпусом содержит амортизатор.

Мотовездеход характеризуется тем, что раздаточная коробка, валопроводы и бортовые редукторы размещены в соответствующих герметичных корпусах, образующих задний мост.

Мотовездеход характеризуется тем, что каждый из бортовых редукторов содержит ведущую, ведомую и паразитную шестерни.

Мотовездеход характеризуется тем, что бортовой редуктор может также быть выполнен в виде планетарной передачи.

Мотовездеход характеризуется также тем, что каждый бортовой редуктор имеет полый корпус цилиндрической формы, заполняющий пространство внутри обода колеса.

Полезная модель поясняется чертежами.

На фиг.1 представлен мотовездеход при виде сбоку.

На фиг.2 представлен мотовездеход при виде сверху.

На фиг.3 представлен задний мост мотовездехода.

На фиг.4 представлен разрез А-А на фиг.3.

На фиг.5 показан разрез Б-Б на фиг.4.

На фиг.6 показан разрез В-В на фиг.3.

На фиг.7 представлен разрез Г-Г на фиг.2

На фиг.8 представлен вид Д на фиг.7.

Мотовездеход-амфибия (трицикл) состоит из корпуса, образованного рамой 1 с объемным полом 2 и моторно-силового блока с двигателем 3, вилки 4 поворотного переднего колеса 5, двух ведущих задних колес 6 (фиг.1), заднего моста 7 и гребного винта 8 (фиг.2).

Двигатель, расположенный в моторно-силовом блоке 3, соединен с трансмиссией, включающей раздаточную коробку 9 (фиг.1), соединенную с дифференциалом 10, который в свою очередь посредством валопроводов соединен с бортовыми редукторами 11, установленными внутри ободов ведущих колес 6. Раздаточная коробка 9, дифференциал 10 и бортовые редукторы 11 образуют задний мост 6, который выполнен герметичным по автомобильному типу в виде жесткой балки, в центре которой установлен дифференциал 10. Валопроводы выполнены в виде полуосей 12 и рукавов с фланцами, к которым крепятся бортовые редукторы 11. Бортовые редукторы 11 могут выполняться в виде планетарной передачи (на фиг. не показано), или состоящими из ведущей 13, паразитной 14 и ведомой 15 цилиндрических шестерен (фиг.4, 5), или иным образом. Бортовые редукторы 11 имеют полый корпус в форме плоского цилиндра, заполняющего пространство внутри обода колеса для повышения плавучести мотовездехода.

Колеса 5 и/или 6 оснащены камерами 16 сверхнизкого давления (фиг.1, 2) и снабжены тормозами 17, например, барабанного типа (фиг.4, 5). На раме 1 также могут устанавливаться кронштейны для крепления дуги безопасности,

кронштейнов для крепления футляров ружья и удочки и других грузов (на фиг. не показано). Объемный пол 2 выполнен в виде понтона, повышающего плавучесть мотовездехода.

Гребной винт 8 может устанавливаться в кольцевом кожухе (на фиг. не обозначен). Привод гребного винта 8 размещен в колонке 19 и содержит, по меньшей мере, соединенную с двигателем коническую передачу 20 с ведущей и ведомой шестернями, и редуктор 21 гребного винта 8. В качестве двигателя может использоваться автономный двигатель, например, двигатель внутреннего сгорания, или основной двигатель 3, соединенный с ведущей шестерней конической передачи 20 (фиг.7) посредством вала 22 отбора мощности (на фиг. не обозначен) раздаточной коробки 9. Колонка 19 соединена с корпусом раздаточной коробки 9 с возможностью поворота в вертикальной плоскости, например, посредством поворота относительно оси 23 и в горизонтальной плоскости. Для фиксации колонки 19 привода гребного винта в поднятом (транспортном) положении имеется фиксатор 24 (фиг.8). Для амортизации ударов соединение колонки 19 с рамой 1 содержит амортизатор, выполненный, например, в виде упругого элемента, установленного между колонкой 19 и рамой 1 (на фиг. не показано). Кроме того, для движения на воде на наружных поверхностях ободьев колес 6 закреплены лопасти 18 (фиг.1).

Мотовездеход-амфибия (трицикл) работает следующим образом.

При движении по суше (по дороге, пересеченной местности или грунту со слабой несущей поверхностью) крутящий момент от двигателя 3 передается в раздаточную коробку 9, от которой через дифференциал 10 на полуоси 12 и далее на бортовые редукторы 11. В результате угловая скорость снижается, а крутящий момент увеличивается, что обеспечивает повышение движущей силы при встрече с препятствиями, например, колеей и другими неровностями поверхности. Наличие тормозов 17 обеспечивает безопасность движения на дорогах. Для исключения проскальзывания ведущих колес 6 при повороте дифференциал 10 позволяет последним вращаться с различными угловыми

скоростями. Выполнение колес 5 и 6 с камерами 16 сверхнизкого давления обеспечивает малую нагрузку на поверхность, что повышает проходимость и уменьшает травмирование почвы. При наезде на неровности и преодолении препятствий происходит деформация камер 16, что снижает ударные нагрузки на конструкцию мотовездехода.

На воде плавучесть мотовездехода достигается применением колес 5 и 6 с камерами 16 сверхнизкого давления большого диаметра, и объемного пола 2. Движение по воде осуществляется за счет тяги от лопастей 18, закрепленных на наружных поверхностях ободьев вращающихся ведущих колес 6, и гребного винта 8, расположенного сзади между ведущими колесами 6. Управление на воде достигается изменением вектора тяги гребного винта 8 при повороте колонки 19 в горизонтальной плоскости.

Представленная в описании совокупность признаков достаточна для реализации полезной модели как на специализированном преприятии, так и в условиях мастерских и станций юных техников.

1. Мотовездеход, содержащий корпус, трехколесное шасси с одним передним рулевым колесом, двигатель, трансмиссию, содержащую бортовой редуктор, размещенный на колесе, отличающийся тем, что трансмиссия содержит бортовые редукторы, установленные на каждом из задних колес, и раздаточную коробку, которая соединена с каждым из бортовых редукторов посредством дифференциала и валопроводов, мотовездеход оснащен гребным винтом с приводом, а корпус мотовездехода выполнен с объемным полом.

2. Мотовездеход по п.1, отличающийся тем, что шасси выполнено с камерами сверхнизкого давления.

3. Мотовездеход по п.1, отличающийся тем, что привод гребного винта размещен в колонке, соединенной с корпусом раздаточной коробки с возможностью поворота гребного винта в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

4. Мотовездеход по п.1, отличающийся тем, что на ободах ведущих колес установлены лопасти.

5. Мотовездеход по п.1, отличающийся тем, что каждый бортовой редуктор размещен внутри обода соответствующего заднего колеса.

6. Мотовездеход по п.1, отличающийся тем, что соединение колонки привода гребного винта с корпусом раздаточной коробки содержит амортизатор.

7. Мотовездеход по п.1, отличающийся тем, что раздаточная коробка, валопроводы и бортовые редукторы размещены в соответствующих герметичных корпусах, образующих задний мост.

8. Мотовездеход по п.1, отличающийся тем, что каждый бортовой редуктор содержит ведущую, ведомую и паразитную шестерни.

9. Мотовездеход по п.1, отличающийся тем, что каждый бортовой редуктор выполнен в виде планетарной передачи.

10. Мотовездеход по п.5, отличающийся тем, что каждый бортовой редуктор имеет полый корпус цилиндрической формы, заполняющего пространство внутри обода колеса.



 

Наверх