Транспортное средство для передвижения по автомобильным и железным дорогам

 

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, в частности, к транспортным средствам для передвижения по рельсам и автомобильным дорогам.

Транспортное средство для передвижения по автомобильным и железным дорогам, имеющее неуправляемые приводные колеса с пневматическими шинами, установленные так, что ширина их колеи равна рельсовой, а также опускаемые рельсовые колеса, передающие на рельсы часть веса транспортного средства, при этом для уменьшения колеи автомобиля до размеров колеи рельсов железных дорог между торцами ступицы и ободами дисков задних ведущих колес автомобиля установлены круговые переходники, каждый из которых одним концом соединен с торцем ступицы, а другим - с диском колеса.

Предложенное техническое решение позволяет приспособить серийные грузовые автомобили для передвижения по железным дорогам без внесения изменений в конструкцию рамы, переднего и задних мостов и их подвески, т.е. с минимальными затратами обеспечить решение поставленной задачи. 4 п.ф., 2 илл.

Полезная модель относится к области транспортного машиностроения, в частности, к транспортным средствам для передвижения по рельсам и автомобильным дорогам. Грузовые автомобили, передвигающиеся как по автодороге, так и по рельсам железной дороги (так называемые машины с комбинированным ходом) предназначены для выполнения работ, не свойственных для грузовых автомобилей, например, буксировка железнодорожных вагонов от станции до завода, находящегося в нескольких километрах от железнодорожной станции. Обычно для этих целей используют маневровые локомотивы. В настоящее время отечественная промышленность практически не выпускает спецмашины с комбинированным ходом. Поэтому каждый завод по-своему решает свои проблемы, например, используя для этих целей грузовые автомобили, доработанные так, чтобы можно было передвигаться как по автомобильной, так и по железной дороге, т.е. периодически переходить с автодороги на рельсовый путь и обратно. Основная сложность переделки грузовых автомобилей для этих целей заключается в том, что колея автомобилей не совпадает с колеей железных дорог. В России железнодорожная колея - расстояние между внутренними кромками рельсов - 1520 мм, а при ширине верхней полки рельса 75 мм расстояние между осями рельсов 1595 мм.

Известны аналоги данной полезной модели (например, описанные в литературе: О.А.Бардышев и др. "Машины на комбинированном ходу", М.: Транспорт, 1975; "Инструкция по устройству и эксплуатации автомобилей и автомобильных кранов на комбинированном ходу", Воениздат, 1972;

K.Cordner. Modern Railways. 2003; "Машины на комбинированном ходу на железных дорогах Великобритании", изобретение "Способ передвижения транспортного средства как для работы на дороге, так и для работы на рельсовом пути и его перевода с одного пути на другой" WO 9513930 А1 (22) 18.11.94 (21) PCT/SE94/01103, автор Oester Bertil).

Известно также автомобильно-рельсовое транспортное средство, имеющее управляемые колеса, неуправляемые приводные автомобильные колеса с пневматическими шинами, расположенные попарно на осях, перпендикулярных его продольной оси, по крайней мере две пары опускаемых рельсовых колес, передающих на рельсы при опускании часть веса транспортного средства, отличающееся тем, что колея по крайней мере одной пары неуправляемых приводных колес совпадает с рельсовой колеей, а колея управляемых колес шире рельсовой колеи (см. патент на полезную модель 35612 с приоритетом от 16 сентября 2003 года).

Указанное техническое решение как наиболее близкий аналог может быть принято в качестве прототипа.

Недостатком прототипа является сложность конструкции, связанная с необходимостью переделки (реконструкции) серийного грузового автомобиля с уменьшением колеи для передвижения по рельсам железных дорог. Для этого на шасси автомобиля дорабатываются рама, передний мост, задние мосты и их подвески, вводятся детали крепления оборудования для движения по рельсам, в том числе гидравлического и электрооборудования, а также приборы, необходимые при движении по железной дороге.

Задачей, на решение которой направлена настоящая полезная модель, является создание простого и надежного транспортного средства, передвигающегося как по автодорогам, так и по рельсам.

Согласно заявке на полезную модель, указанная задача решается новой конструкцией транспортного средства.

Для уменьшения колеи автомобиля до размеров колеи рельсов железных дорог между торцами ступицы и ободами задних ведущих колес установлены

круговые переходники, каждый из которых одним концом соединен с торцем ступицы, а другим - с диском колеса, при этом рельсовые колеса подрессорены. Автомобиль снабжен железнодорожным сцепным устройством для транспортировки вагонов от станции до места назначения.

Кроме того, автомобиль снабжен компрессором с ресивером сжатого воздуха для питания тормозной системы буксируемых вагонов.

Сущность полезной модели поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид транспортного средства, на фиг.2 - конструктивное исполнение предлагаемого устройства с круговым переходником и расположение ведущего колеса автомобиля на рельсе железнодорожного пути. На фиг.1 обозначены:

1 - кузов автомобиля для размещения полезного груза и размещения балласта,

2 - ресивер сжатого воздуха для питания системы торможения вагонов,

3 - компрессор,

4 - сцепное устройство,

5 - рельсы,

6 - задняя рельсовая тележка,

7 - подвеска задней тележки,

8 - ведущие колеса автомобиля,

9 - передние приподнятые колеса,

10 - подвеска передней тележки,

11 - передняя рельсовая тележка.

На фиг.2 обозначены:

12 - контур заднего колеса серийного автомобиля,

13 - обод диска,

14 - круговой переходник,

15 - торец диска, соединенный со ступицей.

Транспортное средство по заявке на полезную модель работает следующим

образом. Транспортное средство заезжает на специальную площадку, где проезжая часть дороги находится примерно на уровне рельсов (это может быть и железнодорожный переезд - пересечение автомобильной дороги с рельсами). Транспортное средство ведущими задними колесами 8 становится на рельсы 5, опускает заднюю рельсовую тележку 6 до соприкосновения с рельсами 5, после этого опускает переднюю рельсовую тележку 11 на рельсы 5 и гидравлической системой поднимает переднюю часть автомобиля до уровня, исключающего соприкосновение передних колес 9 с землей и обеспечивающего гарантированный проезд железнодорожных стрелок. После этого транспортное средство задним ходом подъезжает к составу, сцепным устройством 4 стыкуется с первым вагоном состава, при этом шланг сжатого воздуха от ресивера 2 соединяется с системой торможения вагонов. После транспортировки состава до места назначения отстыковка транспортного средства от состава, подъем рельсовых тележек 6, 11, опускание передних колес автомобиля до соприкосновения с землей осуществляется в обратном порядке. После этого транспортное средство может двигаться по автомобильной дороге.

Предложенное техническое решение позволяет приспособить серийные грузовые автомобили, преимущественно серии "Урал", для передвижения по железным дорогам без внесения изменений в конструкцию рамы, переднего и задних мостов и их подвески, т.е. с минимальными затратами обеспечить решение поставленной задачи.

В настоящее время изготовлен опытный образец предложенного транспортного средства, который прошел ходовые испытания, подтверждающие получение проектных параметров и удовлетворяющие требованиям потенциальных заказчиков.

1. Транспортное средство для передвижения по автомобильным и железным дорогам, имеющее неуправляемые приводные колеса с пневматическими шинами, установленные так, что ширина их колеи равна рельсовой, а также опускаемые рельсовые колеса, передающие на рельсы часть веса транспортного средства, отличающееся тем, что для уменьшения колеи автомобиля до размеров колеи рельсов железных дорог между торцами ступицы и ободами дисков задних ведущих колес автомобиля установлены круговые переходники, каждый из которых одним концом соединен с торцом ступицы, а другим - с диском колеса.

2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что задние рельсовые колеса подрессорены.

3. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что в задней части рамы автомобиля установлено железнодорожное сцепное устройство.

4. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что автомобиль снабжен компрессором с ресивером сжатого воздуха для питания тормозной системы буксируемых вагонов.



 

Наверх