Механизм отбора мощности от первичного вала раздаточной коробки

 

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно, к устройствам для отбора мощности на привод дополнительных агрегатов. Механизм отбора мощности от первичного вала раздаточной коробки содержит корпус (1) коробки отбора мощности, ведущий вал (2), установленный на подшипниках (3) и (4), при этом подшипник (3) установлен в корпусе (1), а подшипник (4) установлен в расточке вала (5) раздаточной коробки. На шлицах вала (2) установлена зубчатая муфта (6), соединенная с пневматическим ступенчатым поршнем (7). В исходном положении зубчатая муфта (6) вместе с поршнем (7) удерживается пружиной (10). В корпусе (1) выполнены резьбовое отверстие (12) и отверстие малого диаметра (13), соединяющее резьбовое отверстие (12) с рабочей полостью пневмоцилиндра. В резьбовом отверстии (12) установлен электропневматический датчик (14). Технический результат заключается в уменьшении осевых размеров механизма отбора мощности и обеспечении удобства при эксплуатации. 1 ил.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению, а именно, к устройствам для отбора мощности на привод дополнительных агрегатов.

Известен привод вала отбора мощности, содержащий ведущий вал, две зубчатые полумуфты, одна из которых подвижно установлена на шлицах вала отбора мощности, а вторая установлена на указанном валу неподвижно и имеет шлицы, на которые установлена дополнительная полумуфта, связанная через вилку управления со штоком пневмоцилиндра, расположенным параллельно валу отбора мощности (см. а.с. №513892, М.кл.2, В60К 17/28, опубл. 15.05.1976).

Недостаток известной конструкции заключается в сложности конструкции и значительных радиальных размерах.

Наиболее близким к предлагаемому техническому решению по совокупности существенных признаков и достигаемому техническому результату является механизм отбора мощности, содержащий корпус, ведущий вал, расположенный на двух подшипниках, установленных в корпусе зубчатую муфту, обеспечивающую соединение ведущего вала с валом раздаточной коробки, пневмоцилиндр, ступенчатый поршень, взаимодействующий с зубчатой муфтой, упорное кольцо неподвижно установленное в корпусе, возвратную пружину (см. патент RU №40259, МПК7 В60К 17/00, опубл. 10.09.2004).

Недостатком известного технического решения являются значительные осевые размеры и неудобство при эксплуатации.

Была поставлена задача, уменьшить осевые размеры механизма отбора мощности и обеспечить удобство при эксплуатации.

Для решения поставленной задачи в механизме отбора мощности от первичного вала раздаточной коробки, содержащем корпус коробки отбора мощности с ведущим валом, расположенным на двух подшипниках, один из которых установлен в указанном корпусе, зубчатую муфту, обеспечивающую

соединение ведущего вала с валом раздаточной коробки, пневмоцилиндр, ступенчатый поршень, взаимодействующий с зубчатой муфтой, упорное кольцо неподвижно установленное в корпусе, возвратную пружину, другой подшипник установлен в расточке вала раздаточной коробки, а в корпусе коробки отбора мощности выполнены резьбовое отверстие и отверстие малого диаметра, соединяющее резьбовое отверстие с рабочей полостью пневмоцилиндра, при этом в резьбовом отверстии установлен электропневматический датчик.

Установка одного из подшипников ведущего вала коробки отбора мощности в расточке вала раздаточной коробки позволила уменьшить осевые размеры механизма отбора мощности.

Выполнение в корпусе коробки отбора мощности резьбового отверстия и отверстия малого диаметра, соединяющего резьбовое отверстие с рабочей полостью пневмоцилиндра, а также установка в резьбовом отверстии электропневматического датчика позволило обеспечить возможность контроля момента включения коробки отбора мощности и тем самым создать удобство при эксплуатации.

Анализ известных технических решений по научно-технической и патентной документации показал, что совокупность существенных признаков заявляемого решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности «новизна».

Заявляемое техническое решение поясняется чертежом, на котором изображен механизм отбора мощности от первичного вала раздаточной коробки, общий вид в разрезе.

Механизм отбора мощности от первичного вала раздаточной коробки содержит корпус 1 коробки отбора мощности (КОМ), ведущий вал 2, установленный на подшипниках 3 и 4, при этом подшипник 3 установлен в корпусе 1, а подшипник 4 установлен в расточке вала 5 раздаточной коробки.

На шлицах вала 2 подвижно в осевом направлении установлена зубчатая муфта 6, кинематически соединенная с внутренним выступом ступенчатого

пневматического поршня 7, который своим меньшим наружным диаметром установлен в уплотнительном кольце 8, неподвижно закрепленном в корпусе 1. Больший диаметр поршня 7 размещен в расточке корпуса 1, образующей полость пневмоцилиндра, и уплотнен манжетой 9. В исходном положении зубчатая муфта 6 вместе с поршнем 7 удерживается пружиной 10.

Между кольцом 8 и поршнем 7 имеется рабочая полость 11, в которую подается воздух при включении КОМ.

В корпусе выполнены резьбовое отверстие 12 и отверстие малого диаметра 13, соединяющее резьбовое отверстие 12 с рабочей полостью пневмоцилиндра. В резьбовом отверстии 12 установлен электропневматический датчик 14. Вал 2 выполнен за одно целое с фланцем 15, предназначенным для крепления карданного вала. В корпусе 1 установлена манжета 16.

Механизм отбора мощности от первичного вала раздаточной коробки работает следующим образом.

В исходном положении, под действием пружины 10, зубчатая муфта 6 и поршень 7 находятся в крайнем правом положении, при этом муфта 6 не входит в зацепление с зубьями вала 5 раздаточной коробки. При подаче воздуха в рабочую полость 11, поршень 7 перемещается влево, сжимает пружину 10, перемещает зубчатую муфту 6 в сторону зубьев вала 5 и соединяет валы 2 и 5. Крутящий момент передается на вал 2 и на фланец 15.

При перемещении поршня 7 в отверстие 13 подается воздух и срабатывает электропневматический датчик 14, сигнализируя о том, что КОМ включена.

Заявляемое техническое решение позволяет уменьшить осевые размеры механизма отбора мощности и обеспечить удобство при эксплуатации.

Заявляемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

Механизм отбора мощности от первичного вала раздаточной коробки, содержащий корпус коробки отбора мощности с ведущим валом, расположенным на двух подшипниках, один из которых установлен в указанном корпусе, зубчатую муфту, обеспечивающую соединение ведущего вала с валом раздаточной коробки, пневмоцилиндр, ступенчатый поршень, взаимодействующий с зубчатой муфтой, упорное кольцо, неподвижно установленное в корпусе, возвратную пружину, отличающийся тем, что другой подшипник установлен в расточке вала раздаточной коробки, а в корпусе коробки отбора мощности выполнены резьбовое отверстие и отверстие малого диаметра, соединяющее резьбовое отверстие с рабочей полостью пневмоцилиндра, при этом в резьбовом отверстии установлен электропневматический датчик.



 

Наверх