Цепная волновая дифференциальная передача

 

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована в приводе машин в качестве дифференциального механизма, вариатора с бесступенчато-регулируемым в широком диапазоне передаточным отношением и обычной передачи с постоянным передаточным соотношением. Задачей полезной модели является расширение функциональных возможностей передачи. Передача содержит гибкое колесо 1, в качестве которого использована стандартная многорядная роликовая цепь, генератор волн, выполненный в виде наружных прижимов 2 и внутренних направляющих 3, закрепленный на валу 4 с возможностью вращения в корпусе 5. Ролики правого ряда кинематически связаны с зубьями звездочки 6, установленной на полом валу 7, а ролики левого ряда - с зубьями звездочки 8, установленной на валу 9. Гибкое колесо 1 прижимается к впадинам зубчатого венца звездочек 6 и 8 наружными прижимами 2 с диаметрально-противоположных сторон и отводится от них по внутренним направляющим 3. Прижимы 2 и направляющие 3 вращаются вместе с валом 4. Гибкое колесо 1 обегает звездочки 6 и 8 на один оборот. При этом из-за разницы чисел z 1 и z2 зубьев звездочек 6 и 8 они смещаются относительно друг друга на (z2 -z1) угловых шага. Это угловое смещение звездочек 6 и 8 может регулироваться путем подачи валу 7 дополнительного регулируемого вращательного движения, что позволяет регулировать передаточное отношение всего привода.

Полезная модель относится к области машиностроения и может быть использована в приводе машин в качестве дифференциального механизма, вариатора с бесступенчато-регулируемым в широком диапазоне передаточным отношением и обычной передачи с постоянным передаточным соотношением.

Известна цепная волновая передача с внутренним зацеплением (Сычев А.А., Волновая передача с применением стандартной многорядной втулочной - роликовой цепи // Вестник машиностроения, 1971, №9), в которой в качестве гибкого колеса используется многорядная роликовая цепь.

Недостатком этого устройства является нетехнологичность конструкции, так как для изготовления звездочек с внутренними зубьями требуется специальный инструмент. Из-за необходимости использования генератора волн в виде дисков большого диаметра, эксцентрично посаженных на вал, передача имеет большие габариты.

Наиболее близкой по технической сущности к заявляемой полезной модели является цепная волновая передача с внешним зацеплением (а.с. №1726870 МКИ F16H 1/00, 1992), содержащая гибкое колесо в виде многорядной роликовой цепи, охватывающей звездочки, с разными числами z1 и z2 зубьев и с разными шагами t1 и t 2, связанными соотношением t1/t 2=sin(/z1)/sin(/z2), одна из которых неподвижная, а другая - подвижная, установленная на одном их валов, и генератор волн, выполненный в виде наружных прижимов и внутренних направляющих, и закрепленный на другом валу с возможностью вращения в корпусе.

К недостаткам этой конструкции следует отнести ограниченные функциональные возможности, так как она может использоваться только в качестве передачи с постоянным передаточным отношением, которая не позволяет регулировать передаточное отношение и не может использоваться в качестве дифференциального механизма, способного складывать несколько движений в одно движение или, наоборот, разделять одно движение на несколько движений.

Задачей полезной модели является расширение функциональных возможностей передачи.

Это достигается тем, что передача, содержащая гибкое колесо в виде многорядной роликовой цепи, охватывающей звездочки с разными числами z1 и z 2 и разными шагами t1 и t 2 зубьев, связанные соотношением t1 /t2=sin(/z1)/sin(/z2), одна из которых установлена на одном из валов, и генератор волн, выполненный в виде наружных прижимов и внутренних направляющих, и установленный на другом валу, имеет дополнительный полый вал, на котором установлена вторая звездочка. При этом первый вал расположен внутри дополнительного полого вала.

Введение дополнительного полого вала и расположение на нем второй звездочки обеспечивает возможность вращения обеим звездочкам, что позволяет использовать передачу в качестве дифференциального механизма, способного складывать и раскладывать подаваемые к нему движения. При подаче на один из валов регулируемого движения появляется возможность бесступенчато регулировать в широких пределах передаточное отношение привода машины. При неподвижной установке одного из валов данный механизм может использоваться как обычная цепная волновая передача с постоянным передаточным отношением.

На фиг.1 изображена кинематическая схема цепной волновой дифференциальной передачи; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1.

Передача содержит гибкое колес 1, в качестве которого использована стандартная многорядная роликовая цепь, генератор волн, выполненный в виде наружных прижимов 2 и внутренних направляющих 3, закрепленный на валу 4 с возможностью вращения в корпусе 5. Ролики правого ряда цепи кинематически связаны с зубьями звездочки 6, установленной на полом валу 7, а ролики левого ряда - с зубьями звездочки 8, установленной на валу 9.

Передача работает следующим образом. Гибкое колесо 1 прижимается к впадинам зубчатого венца звездочек 6 и 8 наружными прижимами 2 с диаметрально противоположных сторон и отводится от них по внутренним направляющим 3. Прижимы 2 и направляющие 3 вращаются вместе с валом 4. Гибкое колесо 1 огибает звездочки 6 и 8 на один оборот. При этом из-за разницы z 1 и z2 зубьев звездочек 6 и 8 они смещаются относительно друг друга на (z2 -z1) угловых шага. При подаче валу 7 дополнительного регулируемого вращения это угловое смещение изменяется и появляется возможность регулирования передаточного отношения привода.

Цепная волновая дифференциальная передача, содержащая гибкое колесо в виде многорядной роликовой цепи, охватывающей звездочки с разными числами z1 и z 2 и разными шагами t1 и t 2 зубьев, связанными соотношением t1 /t2=sin(/z1)/sin(/z2), одна из которых установлена на одном из валов, и генератор волн, выполненный в виде наружных прижимов и внутренних направляющих и установленный на другом валу, отличающаяся тем, что она снабжена третьим полым валом, внутри которого расположен первый вал и на котором установлена вторая звездочка.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам контроля низковольтного электрооборудования машин, а точнее - к средствам контроля технического состояния, испытаний и поиска дефектов в агрегатах электрооборудования наземных транспортных средств

Полезная модель относится к транспортным средствам и может быть использована при проектировании и изготовлении силовой передачи легких колесных вездеходов
Наверх