Двухэтажный пассажирский вагон

 

Двухэтажный пассажирский вагон содержит установленный на ходовую часть (2) несущий кузов (1), разделенный внутри подкрепленными силовыми элементами (10) и продольным перекрытием (3) на пассажирские салоны (4), (5) с образованными в них продольными коридорами (6). Для прохода из верхнего пассажирского салона (4) к входным дверям (9), расположенным на уровне первого этажа между перекрытием (3) и полом (7), установлены поперечные лестницы (8). Для повышения несущей способности кузова (1), а также обеспечения быстрого, безопасного и удобного выхода пассажиров из верхнего пассажирского салона (4) нижняя часть лестниц (8) выполнена в виде отдельной секции (12), расположенной под жестко закрепленной в кузове (1) верхней частью (11) с возможностью выдвижения секции (12) при открытой двери (9) на посадочную платформу (13). Выдвижение нижней секции (12) лестницы (8) может осуществляться посредством привода (14), синхронизированного с приводом открытия дверей (9), а продольный коридор (6) в верхнем пассажирском салоне может быть выполнен боковым. 4 з.п. ф-лы, 3 фиг. чертежей.

Полезная модель относится к железнодорожному транспорту, в частности, к конструкции двухэтажных пассажирских вагонов, обеспечивающих по сравнению с одноэтажными более рациональное использование габарита подвижного состава и повышение провозной способности пассажиров на железнодорожных линиях при минимальных затратах средств.

Двухэтажные вагоны широко используются во многих странах с середины прошлого века как в пригородном сообщении, так и в поездах дальнего следования как спальные вагоны. Их использование позволяет обеспечить ряд преимуществ, таких как сокращение длины поезда из двухэтажных вагонов примерно в 1,5-2 раза меньше, чем поезда из одноэтажных вагонов при одинаковом числе мест и их размерах, сокращение расходов на осмотр, очистку и техническое содержание вагонов, уменьшение потребности в отстойных путях, сокращение их длины на технических станциях, а также сокращение длины посадочных платформ.

Однако, при этом возникает проблема обеспечения быстрого, надежного и удобного входа и, главным образом, выхода пассажиров из верхнего пассажирского салона.

Известен двухэтажный пассажирский вагон, содержащий установленный на ходовой части кузов, центральная часть которого разделена продольным горизонтальным перекрытием на верхний и нижний пассажирские салоны, расположенные в концевых частях кузова над тележками боковые входные двери, к площадкам перед которыми (тамбурам) ведут лестницы с верхнего и нижнего пассажирских салонов [1].

Посадка и высадка пассажиров как верхнего, так и нижнего пассажирских салонов осуществляется через две, расположенные по разные стороны вагона двери. Даже при наличии платформ по обе стороны вагона выход пассажиров через две двери длителен и не очень удобен даже при расширении дверного проема, а продольно ориентированные лестницы, ведущие к входным дверям из нижнего и верхнего пассажирских салонов, занимают много места из-за необходимости их установки с приемлемым углом наклона, ограничивая число пассажирских мест в вагоне.

Известен также двухэтажный пассажирский вагон, содержащий установленный на ходовую часть кузов, разделенный продольным горизонтальным перекрытием на верхний и нижний пассажирские салоны, ведущие из них на площадку тамбуров с расположенным в каждом из них двумя дверьми продольные лестницы и установленный рядом с тамбуром лифт между этажами вагона [2].

Увеличение количества дверей (по две в каждом конце вагона) частично решает задачу ускорения входа (выхода) пассажиров, а наличие лифта между верхним и нижним салонами делает его более удобным, особенно для пассажиров с ограниченными физическими возможностями, но этого недостаточно для быстрого выхода пассажиров из вагона, в частности, при возникновении нештатных ситуаций.

Наиболее близким к заявляемому вагону, по технической сущности, является двухэтажный пассажирский вагон, содержащий установленный на ходовой части несущий кузов, разделенный продольным горизонтальным перекрытием на верхний и нижний пассажирские салоны с продольным коридором в каждом из них,

и расположенные между перекрытием и полом вагона в поперечном направлении относительно кузова лестницы для прохода из верхнего пассажирского салона к входным дверям, установленным в боковых стенах кузова по концам и в центральной части вагона на уровне нижнего этажа [3].

В этом известном вагоне организован отдельный выход пассажиров из верхнего пассажирского салона по продольному коридору и по опускающимся на уровень нижнего салона и расположенным в поперечном направлении в концевых частях вагона лестницам к выходным дверям, расположенным по обе стороны вагона, а также возможен спуск по центральной поперечной лестнице в центральную часть нижнего пассажирского салона, где расположены спаренные двери по обе стороны кузова, через которые осуществляется выход пассажиров нижнего и частично верхнего салона.

Большое количество входных дверей (четыре по концам кузова и четыре в его центральной части), отдельный выход для пассажиров верхнего салона обеспечивают возможность при необходимости быстрого и организованного выхода пассажиров из вагона без излишней сутолоки и давки, однако расположенные в концевых частях кузова лестницы достаточно крутые (установлены под большим углом), а их нижние части (последние ступеньки) заканчиваются непосредственно перед дверьми, т.е. при открытой двери сразу под ними располагается зазор между кузовом и посадочной платформой, что делает выход неудобным и недостаточно безопасным. Кроме того, выполнение проема для размещения лестниц в продольном перекрытии кузова практически на всю его ширину снижает несущую способность кузова.

Технический результат, который может быть достигнут при использовании заявляемой полезной модели, заключается в обеспечении быстрого, безопасного и удобного выхода пассажиров двухэтажного вагона и снижении при этом степени ослабления кузова и внутренних объемов кузова для размещения межэтажного перехода.

Для достижения указанного результата в двухэтажном пассажирском вагоне, содержащем установленный на ходовой части несущий кузов, разделенный продольным горизонтальным перекрытием на верхний и нижний пассажирский салоны с продольным коридором в каждом из них, и расположенные между перекрытием и полом вагона поперечные лестницы для прохода из верхнего пассажирского салона к установленным в боковых стенах кузова на уровне нижнего пассажирского салона дверям, предлагается нижнюю часть по крайней мере части лестниц выполнить в виде отдельной секции, расположенной под жестко закрепленной в кузове верхней частью лестницы с возможностью выдвижения при открытой двери на посадочную платформу.

Выдвижение нижней секции каждой лестницы может осуществляться в горизонтальной плоскости до стыковки ее верхней части с нижней частью неподвижной секции лестницы.

Нижняя секция каждой лестницы может быть снабжена приводом ее выдвижения, синхронизированным с приводом открытия дверей.

Продольный коридор верхнего пассажирского салона может быть выполнен боковым или центральным, в последнем случае ведущие к входным дверям вагона лестницы могут быть расположены по обе стороны от него.

Возможное конструктивное исполнение заявляемой полезной модели представлено на прилагаемых чертежах.

На Фиг.1 - показана концевая часть вагона у высокой платформы.

На Фиг.2 - представлен поперечный разрез вагона.

На Фиг.3 - вариант выполнения вагона с центральными коридорами на этажах.

Двухэтажный пассажирский вагон содержит несущий кузов 1, установленный на ходовую часть 2. Внутри кузов 1 разделен продольным горизонтальным перекрытием 3 на верхний пассажирский салон 4 и на нижний пассажирский салон 5 с продольным коридором 6 в каждом из них.

В салонах 4 и 5 могут быть установлены кресла для пассажиров или оборудованы купе со спальными местами (на чертежах не показано).

Для входа-выхода пассажиров из верхнего пассажирского салона 4 между перекрытием 3 и полом 7 кузова 1 установлены лестницы 8, ведущие к расположенным в боковых стенах кузова 1 дверям 9 на уровне нижнего этажа.

Для увеличения количества пассажирских мест в вагоне, повышения компактности и удобства пользования входными устройствами предпочтительно поперечное размещение лестниц 8 внутри кузова 1, однако при этом происходит ослабление кузова 1, т.к. часть силовых подкрепляющих элементов 10 перекрытия 3 перерезаются лестничной шахтой.

Для сведения к минимуму этого и обеспечения надежного и удобного выхода из верхнего пассажирского салона по крайней мере часть лестниц 8 вагона выполнена из двух частей: жестко закрепленной в кузове верхней части 11 и

отдельной секции 12, расположенной внизу на полу 7 с возможностью ее выдвижения при открытой двери 9 в сторону посадочной платформы 13.

Выдвижение секции 12 может осуществляться, например, с использованием привода 14 в горизонтальном направлении до стыковки верхней части секции 12 с верхней частью 11 при открытой двери 9.

С точки зрения указанной цели предпочтительно выполнение коридора 6 в верхнем пассажирском салоне 4 боковым, но возможно и его выполнение центральным (Фиг.3).

Для осуществления входа (выхода) пассажиров на остановках после открытия дверей 9 осуществляется выдвижение нижней секции 12 лестницы 8 с перилами 15, при этом перекрывается зазор между кузовом 1 вагона и платформой 13, что вместе с небольшим углом наклона лестницы 8 (достаточно пологим) обеспечивает удобный и безопасный вход и, особенно, выход пассажиров из верхнего пассажирского салона 4, одновременно с выходом пассажиров из нижнего салона 5 через центральные двери (на чертежах не показаны).

Источники информации:

[1] ЕР №0760321, В61Д 1/06, 2000 г.

[2] ЕР №0616934, В61Д 1/06, 1997 г.

[3] US, №2285933, НКИ 105340, 1942 г. (прототип).

[4] ЕР №0616935, В61Д 1/06, 1994 г.

[5] ЕР №0756980, В61Д 1/00. 1996 г.

[6] Большая энциклопедия Транспорта, т.4 «Железнодорожный транспорт», МПС РФ, под ред. Н.С.Конарева, М., 2003 г., стр.572-575.

1. Двухэтажный пассажирский вагон, содержащий установленный на ходовой части несущий кузов, разделенный продольным горизонтальным перекрытием на верхний и нижний пассажирские салоны с продольным коридором в каждом из них, и расположенные между перекрытием и полом вагона лестницы для прохода из верхнего пассажирского салона к входным дверям, установленным в боковых стенах кузова на уровне нижнего этажа, отличающийся тем, что нижняя часть по крайней мере части лестниц выполнена в виде отдельной секции, расположенной под жестко закрепленной верхней частью лестницы с возможностью ее выдвижения при открытой двери на посадочную платформу.

2. Двухэтажный пассажирский вагон по п.1, отличающийся тем, что выдвижение нижней секции лестниц осуществляется в горизонтальной плоскости до стыковки ее верхней части с нижней частью неподвижной секции лестницы.

3. Двухэтажный пассажирский вагон по п.1, отличающийся тем, что нижняя секция лестниц снабжена с приводом ее выдвижения, синхронизированным с приводом открытия дверей.

4. Двухэтажный пассажирский вагон по п.1, отличающийся тем, что продольный коридор верхнего пассажирского салона выполнен боковым.

5. Двухэтажный пассажирский вагон по п.1, отличающийся тем, что продольный коридор верхнего пассажирского салона выполнен центральным, а ведущие к входным дверям вагона лестницы расположены по обе стороны от него.



 

Наверх