Система голосового доведения информации дорожных знаков до водителя транспортного средства

 

Полезная модель относится к средствам отображения дорожной информации. Полезная модель решает задачу гарантированного доведения до водителя транспортного средства информации о дорожных знаках, в том числе в условиях ограниченной видимости и интенсивного потока автотранспорта. Полезная модель содержит устанавливаемый на автомобиле передатчик 1, приемник 2 сигналов передатчиков дорожных знаков, соединенный через дешифратор 3 с блоком воспроизведения голосовых сообщений 4. В стойке дорожного знака устанавливается ультракоротковолновый передатчик 5 (малой мощности с радиусом действия 200 метров) вход которого соединен с блоком формирования сигнала 6, соответствующего информации дорожного знака. Передатчик 5 дорожного знака включается по команде сопряженного с ним приемника 7, на антенну 8 которого поступил сигнал от передатчика 1 приближающегося автомобиля.

Заявляемая полезная модель позволяет водителю транспортного средства избежать пропуска информации дорожного знака в условиях ограниченной видимости и интенсивного движения, и, тем самым, повысить безопасность дорожного движения.

Полезная модель относится к способам и устройствам для отображения дорожной информации, к системам информационного обеспечения водителей транспортных средств, а также к системам управления движением транспортных средств.

Известна система управления движением транспортных средств по патенту РФ №2139573. Она содержит размещенные на опасных участках дороги дорожные знаки, а также устройство памяти голоса и размещенное на транспортном средстве устройство озвучивания. Дорожные знаки из магнитосодержащего состава расположены на дорожном полотне в виде кода, например кода Морзе, а устройство памяти голоса размещено на транспортном средстве и подключено своим выходом к входу устройства озвучивания. На транспортном средстве дополнительно размещен датчик для считывания информации с полотна дороги, выход которого через декодер подключен к входу устройства памяти голоса.

Недостатком такого решения является его низкая помехозащищенность в условиях осадков, например, когда дорожное полотно покрыто водяной пленкой. Кроме того, установка новых знаков весьма трудоемка и дорога, и вряд ли осуществима.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту является система управления движением транспортных средств, включающая установленные на опасных участках дороги радиопередающие устройства, состоящие собственно из передатчика, сопряженного с магнитофонном, содержащим записанные на ленту речевые предупредительные команды, а также размещенные на транспортных средствах радиоприемники, оснащенные специальной электромагнитной индуктивной петлей, включающей радиоприемник в режим работы при вхождении транспортного средства в зону

действия передатчика (Васильев А.П., Фримштейн М.К. Управление движением на автомобильных дорогах. - М.: Транспорт, 1979 г., с.187-189.

Недостатками известной системы являются: высокое энергопотребление, обусловленное необходимостью использования постоянно включенных специальных радиопередающих устройств, сопряженных с устройством памяти голоса, в качестве которого используется магнитофон, содержащий записанные на ленту предупредительные речевые команды, а также ограниченные функциональные возможности системы, что обусловлено возможностью передачи по радиоканалу всего лишь восьми команд, касающихся только погодных условий, поскольку другая информация, касающаяся предупредительных дорожных знаков, а их более 250, может быть воспринята не только транспортными средствами, движущимися по контролируемому участку дороги в нужном направлении, но и всеми другими транспортными средствами, находящимися в радиусе действия передатчика и движущимися в другом направлении.

Целью изобретения является повышение безопасности дорожного движения за счет расширения функциональных возможностей прототипа путем создания канала голосового доведения информации о дорожных знаках до водителей транспортных средств, а также экономия ресурса источника электропитания и снижения уровня помеховой обстановки в условиях низкого потока автотранспорта за счет включения передатчика дорожного знака по команде, которая формируется передатчиком приближающегося автомобиля.

Указанная цель достигается тем, что в систему управления движением транспортных средств, включающую установленные на опасных участках дороги радиопередающие устройства, а также размещенные на транспортных средствах радиоприемники, введены передатчик, вмонтированный в стойку дорожного знака и снабженный узконаправленной антенной, один вход передатчика соединен с выходом блока формирования сигнала, соответствующего информации дорожного знака, а второй - с

выходом приемника, настроенного на частоту передатчика автомобиля, приемник которого снабжен антенной с ограниченной диаграммой направленности, выход приемника автомобиля соединен с дешифратором и через него с блоком голосовых сообщений. Источником электропитания устройств, размещаемых в стойках дорожных знаков, могут быть электросеть, аккумулятор, солнечная батарея и т.д.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемая система отличается наличием новых блоков: блока формирования сигнала; узконаправленных антенн передатчиков и приемников системы; передатчика автомобиля; приемника дорожного знака; дешифратора и блока голосовых сообщений.

Система голосового доведения информации дорожных знаков до водителя транспортного средства, содержит устанавливаемый на автомобиле передатчик 1, сопряженный с приемником 2 сигналов передатчиков дорожных знаков, соединенный через дешифратор 3 с блоком воспроизведения голосовых сообщений 4. В стойке дорожного знака установлен ультракоротковолновый передатчик 5 (малой мощности с радиусом действия 200 метров) вход которого соединен с блоком формирования сигнала 6, соответствующего информации дорожного знака. Вход передатчика 5 через блок формирования сигнала 6 соединен с выходом приемника 7, на антенну которого поступил сигнал от передатчика 1 приближающегося автомобиля. Приемники и передатчики имеют узконаправленные антенны 8.

Система работает следующим образом. При движении автомобиля его передатчик 1 излучает сигнал, который поступает на вход приемника 7, встретившегося по пути дорожного знака, и через блок формирования сигнала 6, соответствующего информации дорожного знака, включает его передатчик 5 на излучение. С выхода передатчика 5 дорожного знака сигнал поступает на приемник автомобиля 2 с выхода которого через дешифратор 3 он поступает в блок голосовых сообщений 4, который

воспроизводит информацию, соответствующую поступившему сигналу. Водитель, услышав голосовое сообщение, учитывает поступившую с дорожного знака информацию при управлении автомобилем.

Эффективность предлагаемой полезной модели обеспечивается тем, что: блок формирования сигналов, устанавливаемый в стойке дорожного знака, и дешифратор, устанавливаемый в автомобиле, позволяют существенно расширить область ее применения (по сравнению с прототипом) за счет того, что сигнал передается в виде кода, соответствующего информации дорожного знака (на пример в виде номера дорожного знака в общем их перечне, изложенном в Правилах дорожного движения); узкоконаправленные антенны передатчиков и приемников системы позволяют исключить прием "ложной" информации автомобилями, движущимися по встречной полосе; использование передатчика в автомобиле и приемника его сигнала в конструкции дорожного знака позволяет ограничить время работы передатчика дорожного знака в условиях низкой интенсивности движения, что существенно снижает энергопотребление системы и, тем самым, позволяет использовать в системе автономные источники питания. За счет устранения недостатков, присущих прототипу, заявляемая полезная модель позволяет водителю избежать пропуска информации дорожных знаков в условиях ограниченной видимости и интенсивного движения и тем самым повысить безопасность эксплуатации дорожного транспорта.

Система голосового доведения информации дорожных знаков до водителя транспортного средства, включающая установленные на опасных участках дороги радиопередающие устройства, а также размещенные на транспортных средствах радиоприемники, отличающаяся тем, что в стойку дорожного знака вмонтированы передатчик с узконаправленной антенной, один вход которого соединен с выходом блока формирования сигнала, соответствующего информации дорожного знака, а второй - с выходом приемника, настроенного на частоту передатчика автомобиля, имеющего антенну с ограниченной диаграммой направленности, выход которого соединен с дешифратором и через него со входом блока воспроизведения голосовых сообщений.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к области обучения управлению наземными транспортными средствами, а более конкретно - к автоматизированным системам обучения водителей на базе реальных транспортных средств в обстановке, приближенной к реальной, с использованием специализированных полигонов (автодромов)

Полезная модель относится к области медицины и медицинской технике, а именно к устройствам, предназначенным для проведения венопункций в условиях ограниченной видимости сосуда.
Наверх