Гусеничный минивездеход

 

Полезная модель относится к боевым транспортным средствам (с размещенным на них оружием), применяемым для разведки местности и противника, обнаружения и обезвреживания мин, разрушения объектов, поражения бронетанковой техники и т.д.

Новым является то, что в нем, выполнены откидными ведущие передние и задние пары колес с прикрепленными к их осям широкополосным многоканальным миноискателем и выдвижным лотком для зарядов разминирования (разрушения), а по бокам корпуса установлены при помощи хомутов скрытые маскировочным покрытием противотанковые средства поражения (гранатометы, ПТРК) и пулеметы, объединенные общим курсовым прицелом и видеокамерой высокого разрешения, при этом сверху на корпусе закреплена ложная деформирующая башня-мишень с муляжами боевого оружия и прибора наведения.

Предлагаемый гусеничный минивездеход по основному критерию оценки «эффективность боевого применения - стоимость» имеет показатели, примерно в 1.5 раза выше по сравнению с существующими аналогами.

Полезная модель относится к боевым транспортным средствам (с размещенным на них оружием), применяемым для разведки местности и противника, обнаружения и обезвреживания мин, разрушения объектов, поражения бронетанковой техники и т.д.

Известно подвижное огневое средство - аналог («Оружие России», каталог 20, часть первая. Ракетное и артиллерийское вооружение, стр.86-87), состоящее из легкового автомобиля и смонтированной на его крыше пусковой установки, выполненной из турели и стального короба, к которому прикреплены транспортнопусковые контейнеры ракет, аппаратура наведения и прицеливания, а также электромеханические приводы.

Недостатками такого устройства являются ограниченность боевого применения из-за высокой уязвимости транспортного средства и легкой поражаемости расчета, ввиду их незащищенности и низких маскирующих свойств, а также высокая стоимость огневого средства.

Известен многофункциональный мобильный робототехнический комплекс-прототип (Изготовитель - ОАО «Ковровский электромеханический завод», 601903, Россия, Владимирская обл., г.Ковров, ул.Крупской, д.55, тел. 9-34-56), состоящий из гусеничного движителя, опорно-поворотного устройства с навесным оборудованием, электронного и телевизионного блоков дистанционного управления, источника тока и электромеханических приводов.

Недостатками такого устройства являются ограниченность боевого применения, низкие транспортные и эксплуатационные характеристики, невозможность боевого использования в реальных полевых условиях ввиду недостаточной устойчивости, сложности выполнения маневра и преодоления пересеченных участков местности.

Задачей предлагаемого технического решения является повышение эффективности боевого применения, улучшение транспортных и эксплуатационных характеристик, достижение возможности многоцелевого использования в полевых условиях, на пересеченной местности и зимой.

Решение поставленной задачи достигается тем, что в гусеничном минивездеходе выполнены откидными ведущие передние и задние пары колес с прикрепленными к их осям широкополосным многоканальным миноискателем и выдвижным лотком для зарядов разминирования (разрушения), а по бокам корпуса установлены при помощи хомутов скрытые маскировочным покрытием противотанковые средства поражения (гранатометы, ПТРК) и пулеметы, объединенные общим курсовым прицелом и видеокамерой высокого разрешения, при этом сверху на корпусе закреплена ложная деформирующая башня-мишень с муляжами боевого оружия и прибора наведения.

Сущность предложенной полезной модели поясняется чертежами: на фиг.1 показан общий вид гусеничного минивездехода в рабочем положении; на фиг.2 и 3 показаны виды спереди и сбоку; на фиг.4 показан вариант минивездехода в транспортном положении и использования его для охраны и обороны объекта; на фиг.5 показан продольный разрез минивездехода без ложной башни-мишени.

Минивездеход (фиг.1-5), состоит из гусеничного движителя 1 с навесным оборудованием, электронного и телевизионного блоков 2 дистанционного управления, источника тока 3 и электромеханических приводов 4, в нем выполнены откидными ведущие передние 5 и задние 6 пары колес с прикрепленными к их осям 7 широкополосным многоканальным миноискателем 8 и выдвижным лотком 9 для зарядов разминирования 10, а по бокам корпуса установлены при помощи хомутов 11 скрытые маскировочным покрытием 12 противотанковые средства поражения (гранатометы 13, ПТРК 14) и пулеметы 15, объединенные общим курсовым прицелом и видеокамерой высокого разрешения 16, при этом сверху на корпусе закреплена ложная деформирующая башня-мишень 17 с муляжами боевого оружия 18 и прибора наведения 19.

Ведущие передние 5 и задние 6 колеса обеспечивают высокую проходимость минивездехода на пересеченной местности в летних и зимних условиях, а также возможность преодоления траншей и ходов сообщения. Крепление колесных пар к корпусу производится при помощи болтов 20 и штанг 21 с пружинными оттяжками 22. Привод колес осуществляется от гусеничного движителя посредством звездочек 23 и цепных передач 24. Перевод колес в транспортное положение производится при отсоединенных пружинных оттяжках 22 (фиг.3).

Широкополосный многоканальный миноискатель 8 представляет собой уникальный комплекс для сканирования полосы местности с целью выявления изменений в структуре грунта на глубине до 1,0 м. При этом с помощью индукционного, радиоволнового и др. зондирования на мониторе оператора отражаются: изменение плотности по длине и ширине исследуемого участка, наличие контуров углублений и пустот, различных включений (их форма, размеры и плотность), а также наличие металлических предметов и радиоустройств. Кроме того, установка спереди минивездехода видеокамеры высокого разрешения 16 обеспечивает возможность визуально различать даже незначительные изменения и посторонние предметы на поверхности грунта. Полученные данные позволяют оператору сделать вывод о степени безопасности полосы местности. При обнаружении в грунте заложенных мин и фугасов оператор получает сигнал и дает команду на установку на это место заряда разминирования 10.

Выдвижной лоток 9 для установки зарядов разминирования 10 выполнен в виде двух рядного наклонного металлического желоба с механическими толкателями 25 и створками 26, регулирующими выход зарядов взрывчатого вещества, и одновременно осуществляющих перевод их взрывателей в рабочее положение. При использовании минивездехода для минирования местности в желоба, вместо зарядов разминирования, могут устанавливаться противотанковые или противопехотные мины.

Ложная деформирующая башня-мишень 17 с муляжами боевого оружия 18 (пустые контейнеры от ПТРК) и прибора наведения 19 состоит из трубчатого каркаса 27 и маскировочного покрытия 12, установленных с помощью закладных деталей, закрепленных на корпусе минивездехода. Ее основное предназначение состоит в сохранении боевой способности минивездехода при огневом воздействии по нему противника за счет возвышающейся башни, смещающей центр прицеливания, без нанесения повреждений его базовой части, которая благодаря небольшой высоте (около 60-70 см) дополнительно защищена естественными неровностями рельефа. При этом обстрел ложной башни 17 со стенами из маскировочного покрытия не вызывает разрыв снарядов и мин над базовой частью минивездехода. Кроме того, при ведении разведки местности и противника обстрел ложной башни позволяет раскрыть действительное расположение его огневых средств и установить систему огня для организации ответного огневого воздействия.

Передвижение гусеничного минивездехода осуществляется со скоростью около 5 км/час с помощью двух аккумуляторных батарей 3 напряжением 12 В и электроприводов 4 или с использованием маршевого двигателя внутреннего сгорания 28 мощностью от 2.5 до 5.5 кВт, совмещенного с генератором 29 подзарядки аккумуляторных батарей. Управление осуществляется по радио и проводной линии. При этом катушка 30 с кабелем длиной до 150 м совместно с фалом для эвакуации крепится сзади на минивездеходе. Для удобства управления предусмотрены электронные и телевизионные блоки 2, боковые и задние видеокамеры 31, а также аппаратура для наведения оружия на цель 16.

Управление движением и стрельбой ведется оператором дистанционно при помощи пульта из укрытия, расположенного на удалении 100-500 м. Кроме того местоположение минивездехода дополнительно контролируется с помощью оптических приборов и визуально.

Перевозка гусеничного минивездехода на большие расстояния осуществляется в сложенном положении любым видом транспорта, включая самолеты и вертолеты, с возможностью доставки в район боевых действий на парашюте. Для удобства перевозки минивездехода с него может сниматься и укладываться отдельно в виде пакетов ложная деформирующая башня-мишень 17 с муляжами боевого оружия 18 и прибора наведения 19, а также откидные ведущие передние 5 и задние 6 пары колес с миноискателем 8 и выдвижным лотком 9 (фиг.4), которые затем, при необходимости, устанавливаются на свое место за 5-10 минут. При этом на одном автомобиле типа КамАЗ могут перевозиться четыре минивездехода.

Сборка гусеничного движителя 1, монтаж механизмов и приборов управления, электронных и телевизионных блоков 2, аппаратуры для наведения на цель 16, видеокамер 31 осуществляется на заводе-изготовителе. При этом корпус минивездехода сваривается в виде корыта из листовой стали. В качестве приводов, кроме электродвигателей 4 с понижающими редукторами, применяется двигатель внутреннего сгорания 28, например, от мотокультиватора, генератор 29 и аккумуляторные батареи 3 от автотранспортных средств. Кроме того для привода гусеничного движителя 1 используются звездочки 23 и цепи 24 от мопедов и мотоциклов.

Установка и крепление стрелкового оружия 15, зарядка и пополнение боеприпасов проводится в войсках. Установку гранатометов 13 и противотанковых ракетных комплексов 14 осуществляют непосредственно перед выполнением боевой задачи или заблаговременно.

Гусеничный минивездеход в зависимости от поставленной боевой задачи, рельефа, проходимости местности и наличия снега оснащается соответствующими техническими средствами, оружием и аппаратурой управления. Например, при охране и обороне военного объекта, расположенного на ровном участке с твердым покрытием, с минивездехода могут быть сняты ложная деформирующая башня-мишень 17 с муляжами оружия 18 и пробора наведения 19, откидные ведущие передние 5 и задние 6 пары колес с миноискателем 8 и выдвижным лотком 9 (фиг.4). При разведке местности и противника с минивездехода может быть сняты (как вариант) только миноискатель 8. Таким образом, при использовании минивездехода на позициях войск его оснащение вооружением, боеприпасами и техническими устройствами может существенно меняться. При этом на гусеничный минивездеход может быть возложено выполнение следующих задач по:

- разведке местности и противника;

- разведке дорог и колонных путей на наличие мин или фугасов и их обезвреживание;

- установке на местности противотанковых мин;

- разрушению различных объектов накладными сосредоточенными или кумулятивными зарядами взрывчатого вещества;

- уничтожению бронетанковой техники, транспорта и живой силы противника;

- борьбе с диверсионно-террористическими группами, в том числе и с засевшими в подземном сооружении или в укрепленном здании;

- охране и обороне мостов, тоннелей, переправ, участков дороги и т.д. или, при необходимости, их разрушение.

В гусеничном минивездеходе предусмотрена установка технических и пиротехнических устройств самозащиты, оповещения, отпугивания, предупреждения и самоликвидации, предотвращающих хищение оружия, боеприпасов и аппаратуры или самого изделия.

Основное преимущество предложенного технического решения по сравнению с известными аналогами заключается в высокой мобильности и возможности выполнения большого объема боевых задач.

Теоретические исследования и расчеты, проведенные по ОКР «Кресло», подтвердили, что по основным тактико-техническим характеристикам и критерию оценки «эффективность боевого применения - стоимость» гусеничный минивездеход имеет показатели, примерно в 1.5 раза выше по сравнению с существующими аналогами.

Гусеничный минивездеход, состоящий из гусеничного движителя, опорно-поворотного устройства с навесным оборудованием, электронного и телевизионного блоков дистанционного управления, источника тока и электромеханических приводов, отличающийся тем, что в нем выполнены откидными ведущие передние и задние пары колес с прикрепленными к их осям широкополосным многоканальным миноискателем и выдвижным лотком для зарядов разминирования (разрушения), а по бокам корпуса установлены при помощи хомутов скрытые маскировочным покрытием противотанковые средства поражения (гранатометы, ПТРК) и пулеметы, объединенные общим курсовым прицелом и видеокамерой высокого разрешения, при этом сверху на корпусе закреплена ложная деформирующая башня-мишень с муляжами боевого оружия и прибора наведения.



 

Похожие патенты:

Трансмиссия мотокультиватора-минитрактора с улучшенными техническими характеристиками относится к области сельскохозяйственного машиностроения, в частности, к ручным, снабженным автономным приводом, почвообрабатывающим машинам, предназначенным для работы на малоразмерных земельных участках и теплицах

Полезная модель относится к области навигационных приборов и может быть использована в навигаторах, устанавливаемых на мотоциклах

Полезная модель относится к электрооборудованию железнодорожного транспорта, конкретно к комплексу электрооборудования для пассажирских вагонов железнодорожного транспорта

Изобретение относится к интеллектуальным карточкам, подсоединенным к подвижным устройствам связи
Наверх