Коробка раздаточная

 

Раздаточная коробка относится к области автомобилестроения и может быть использована в трансмиссиях полноприводных автомобилей для распределения крутящего момента между ведущими мостами и расширения эксплуатационных возможностей выбора режимов работы ведущих мостов: задний привод с колесной формулой 4×2 или блокированный привод с колесной формулой 4×4. Создание полезной модели направлено на повышение ремонтопригодности.

Предлагаемая раздаточная коробка содержит размещенные в корпусе параллельно первичный и промежуточный валы с установленными на них шестернями и установленные соосно вал привода переднего моста с расположенной на нем зубчатой муфтой с механизмом управления и заднего моста с установленной на нем ведомой шестерней. Зубчатая муфта с механизмом управления предназначена для соединения - разъединения с ведомой шестерней вала привода заднего моста. Ведомая шестерня выполнена раздельно от вала привода заднего моста, установлена на нем с упором в бурт и содержит стопор со стороны вала привода переднего моста.

Полезная модель относится к области автомобилестроения, и может быть использована в трансмиссиях полноприводных автомобилей для распределения крутящего момента между ведущими мостами.

Известен привод переднего моста транспортного средства, содержащий редуктор с многодисковой гидроуправляемой фрикционной муфтой, торсион, карданный вал, систему управления приводом переднего моста. В данной конструкции передние колеса постоянно соединены с ведомыми частями многодисковой фрикционной муфты, подача давления в которую осуществляется в автоматическом режиме при пробуксовывании колес заднего моста и в режимах принудительного включения-отключения, осуществляемых водителем транспортного средства для соединения передних колес с трансмиссией (1).

Недостатком указанного технического решения является невозможность полного отключения подачи крутящего момента к переднему ведущему мосту от трансмиссии транспортного средства вследствие наличия ведущих и ведомых дисков фрикционной муфты, что влечет за собой вращение карданного вала и трансмиссии ведущего моста. Это приводит к уменьшению долговечности деталей и узлов привода переднего ведущего моста, повышенному расходу топлива, повышенному износу передних шин, шуму в трансмиссии.

Известна также конструкция коробки раздаточной, включающей вал привода переднего моста, на торце которого выполнен зубчатый венец, который расположен за зубчатым венцом солнечной шестерни дифференциального механизма, содержащего водило. Водило также снабжено зубчатым венцом, на котором установлена зубчатая муфта. Зубчатая муфта имеет

возможность осевого перемещения, при этом подвод крутящего момента от трансмиссии автомобиля к трансмиссии переднего моста и к передним колесам не осуществляется (2).

Недостатком известной конструкции является наличие дифференциального механизма, который усложняет конструкцию коробки раздаточной и механизма управления включением-отключением разных режимов работы.

Известна также коробка раздаточная, принятая за прототип, содержащая первичный и промежуточный валы с установленными на них шестернями, взаимодействующими с ведомой шестерней, расположенной на валу привода заднего моста и выполненной с ним заодно целое (вал-шестерня). Вал-шестерня привода заднего моста со стороны привода переднего моста имеет на торце внутреннюю расточку, в которую входит опора вала привода переднего моста с подшипником. На валу привода переднего моста смонтирована зубчатая муфта, которая с помощью механизма управления имеет возможность перемещения для жесткого соединения вала-шестерни привода заднего моста с передним ведущим мостом (3).

Недостатком конструкции является выполнение вала привода заднего ведущего моста заодно целое с шестерней, что снижает ремонтопригодность и уменьшает возможность изменения передаточного числа раздаточной коробки.

Задачей заявляемой полезной модели является увеличение возможности изменения передаточного числа раздаточной коробки, снижение стоимости ремонта.

Поставленная задача решается тем, что в коробке раздаточной, включающей первичный и промежуточный валы, с установленными на них шестернями, взаимодействующими с ведомой шестерней, расположенной на

валу привода заднего моста, ведомый вал привода переднего моста с расположенной на нем зубчатой муфтой с механизмом управления, ведомая шестерня выполнена раздельно от вала привода заднего моста и зафиксирована на нем с одной стороны буртом, а с другой - стопорным устройством.

Выполнение ведомой шестерни отдельно от вала привода заднего моста упрощает замену ведомой шестерни в случае ее поломки, а так же позволяет использовать любую пару цилиндрических шестерен, вписывающихся в существующее межосевое расстояние.

На чертеже изображен общий вид коробки раздаточной в разрезе.

Коробка раздаточная содержит расположенные параллельно первичный вал 1 и промежуточный вал 2, с установленными на них шестернями 3 и 4, которые взаимодействуют с ведомой шестерней 5 вала 6 привода заднего моста. Шестерни 3, 4 и ведомая шестерня 5 расположены в один ряд друг над другом. Ведомая шестерня 5 выполнена отдельно от вала 6 привода заднего моста и установлена на нем неподвижно с упором ее торца в бурт 7 вала 6 привода заднего моста с одной стороны, и стопорного устройства 19 - с другой стороны (со стороны вала привода переднего моста 11). Бурт 7 вала привода заднего моста 6, в который упирается торец ведомой шестерни 5, выполнен со стороны действия наибольших осевых сил. Соосно валу 6 привода заднего моста расположен вал 11 привода переднего моста, на котором смонтирована зубчатая муфта 12 с механизмом управления 13. Вал привода заднего моста 6 снабжен шлицами для контакта с зубчатой муфтой 12, вал 11 привода переднего моста снабжен наружными шлицами на которых установлена зубчатая муфта 12 с механизмом управления 13, с помощью которого путем перемещения зубчатой муфты 12 соединяются шлицы вала 11 привода переднего моста со шлицами вала 6 привода заднего моста, т.е. жестко.

Вал 6 привода заднего моста имеет внутреннюю расточку 8, в которой смонтирован подшипник 9 внутренней опоры 10 вала привода перед него моста 11. Наружная опора вала 11 привода переднего моста размещена в отдельном корпусе. Все валы коробки раздаточной (первичный 1, промежуточный 2, приводы переднего 11 и заднего 6 мостов) установлены на подшипниках 14, 15, 16, 17 и 18. При этом подшипник 17 вала 6 привода заднего моста зафиксирован от осевых перемещений стопорным устройством 19.

Коробка раздаточная работает в двух режимах: в режиме отключения подвода крутящего момента к переднему мосту и в режиме жесткого включения переднего и заднего мостов.

В режиме отключения крутящий момент, подведенный к первичному валу 1, через зубчатые зацепления шестерен 3 и 4 передается на ведомую шестерню 5 и соответственно на вал 6 привода заднего моста. При этом зубчатая муфта 12 находится в положении, заданным оператором транспортного средства, разъединения ведомой шестерни 5 с валом 6 привода заднего моста.

В режиме жесткого включения переднего и заднего мостов (подвода крутящего момента к переднему и заднему мосту) по команде оператора механизм управления 13 устанавливает зубчатую муфту 12 в положение соединения вала 11 привода переднего моста с ведомым валом 6 привода заднего моста. При этом осевая сила зацепления шестерни 4 промежуточного вала 2 и ведомой шестерни 5 через бурт 7 замкнута на подшипники 16 на прямом ходе и на подшипник 17 при обратном ходе.

Таким образом, выполнение ведомой шестерни 5, расположенной на валу 6 привода заднего моста отдельно от вала 6 привода заднего моста и установка ее с одной стороны с упором в буртик 7 вала, а с другой стороны - в стопорное устройство 19, позволяет осуществлять работу раздаточной коробки в двух режимах: в режиме отключения подвода крутящего момента и режиме жесткого включения переднего и заднего мостов. При этом

выполнение ведомой шестерни раздельно от вала привода заднего моста позволяет увеличить количество передаточных чисел и снизить стоимость ремонта.

Источники информации, принятые во внимание:

1. «Беларус 1221. руководство по разборке-сборке». ПО «Минский тракторный завод», 1999 г., стр.143-144

2. А.С.Антонов «Армейские автомобили. Теория». Воениздат, м.о., М., 1970, рис.4.1

3. «Раздаточные коробки VG1600 300/396 АДМ. Руководство по эксплуатации», A-TS 37/2002, 2002 г. издание 1 д, стр.6.

Коробка раздаточная, включающая первичный и промежуточный валы с установленными на них шестернями, взаимодействующими с ведомой шестерней вала привода заднего моста, ведомый вал привода переднего моста с расположенной на нем зубчатой муфтой с механизмом управления, отличающаяся тем, что ведомая шестерня вала привода заднего моста выполнена раздельно от вала привода заднего моста и зафиксирована на нем с одной стороны буртом, а с другой - стопорным устройством.



 

Наверх