Топливный бак транспортного средства

 

Полезная модель относится к объектам сервисного обслуживания, предусматривающих заполнение емкостей текучими средами, движущимися в трубопроводах, например, топливным бакам топливным систем питания транспортных средств и может быть использована для осуществления потребительского контроля количества топлива, отпускаемого заправщиком, при подаче в бак. Топливный бак включает корпус с внутренней полостью для заливки топлива и наливной трубой с заливной горловиной и дополнительно оснащен контрольно-измерительным блоком (КИБ), обеспечивающим измерение и наглядную индикацию количества топлива при непрерывной подаче во внутреннюю полость корпуса. Контрольно-измерительный блок, в частности, включает датчик расхода, блок преобразования и индикатор, размещенный на панели управления и/или на наружной поверхности транспортного средства. Шкала индикатора отградуирована в целых и дольных значениях кубического дециметра. Полезная модель позволяет расширить эксплутационные возможности топливного бака за счет повышения точности и достоверности сведений о фактическом количестве топлива в топливной системе транспортного средства.

Полезная модель относится к объектам сервисного обслуживания, предусматривающих заполнение емкостей текучими средами, движущимися в трубопроводах, например, топливным бакам топливных систем питания транспортных средств и может быть использована для осуществления потребительского контроля количества топлива, отпускаемого заправщиком, при подаче в бак.

Известен топливный бак транспортного средства, включающий корпус с внутренней полостью для заливки топлива и наливной трубой с заливной горловиной, и оснащенный измерителем уровня топлива в баке (Каталог деталей и сборочных единиц автомобиля ВАЗ-21213 и его модификаций Тольяти, 2001).

В процессе заправки известного топливного бака потребителю проконтролировать фактическое количество заливаемого топлива не представляется возможным. Так, при заполнении пустого бака или при дозаправке частично заполненного контроль количества поступающего топлива осуществляется путем сопоставления показаний индикатора измерителя уровня бака и номинального значения, отпущенного по данным заправщика. Погрешности заправочного оборудования и индикации измерителей уровня топлива в баке, а также «человеческий фактор» продавца не позволяют проконтролировать и установить с высокой точностью абсолютную погрешность расхождения между номинальным и фактическим значениями объема топлива, залитого в бак. Недостоверные сведения о количестве заправленного топлива проявляются со всеми вытекающими негативными последствиями в процессе эксплуатации транспортного средства.

Задача полезной модели - осуществление потребительского контроля количества топлива поступающего в топливный бак при заправке транспортного средства.

Технический результат от использования полезной модели состоит в расширении эксплутационных возможностей конструкции за счет повышения точности и достоверности сведений о фактическом количестве заливаемого топлива в топливный бак транспортного средства.

Технический результат достигается тем, что топливный бак транспортного средства, включающий корпус с внутренней полостью для заливки топлива и наливной трубой с заливной горловиной, дополнительно оснащен контрольно-измерительным блоком, обеспечивающим измерение и наглядную индикацию количества топлива при непрерывной подаче во внутреннюю полость корпуса.

В топливном баке контрольно-измерительный блок может включать датчик расхода, блок преобразования и индикатор, размещенный на панели управления и/или на наружной поверхности транспортного средства.

Шкала индикатора может быть отградуирована в целых и дольных значениях кубического дециметра.

Эксплуатация топливного бака транспортного средства осуществляется следующим образом.

По трубопроводу топливозаправщика топливо через заливную горловину подают в бак, оснащенный контрольно-измерительным блоком. С помощью последнего измеряется, регистрируется и визуализируется фактическое количество топлива, непрерывно поступающего через входное отверстие во внутреннюю полость корпуса бака.

Конструктивное выполнение контрольно-измерительного блока определяется назначением и физико-механическими свойствами топлива и может быть как стационарным, так и съемным, предусматривающим сменное крепление на корпусе бака.

Контрольно-измерительный блок может включать в себя датчик расхода, которые могут быть механические, ультразвуковые, электроемкостные и т.д., блок обработки и преобразования идущих от датчика сигналов и индикатор.

При прохождении топлива по наливной трубе во внутреннюю полость корпуса под действием потока топлива датчиком расхода, размещенным внутри или снаружи трубы, вырабатываются импульсы, которые поступают в блок преобразования с последующей индикацией результата на шкале индикатора. По завершении заправки поток топлива прерывается, выработка импульсов датчиком расхода прекращается. На индикаторной шкале отображаются показания, соответствующие фактическому расходу топлива, поступившего по наливной трубе во внутреннюю полость бака.

Размещение индикатора на панели управления и/или наружной поверхности транспортного средства улучшают наглядность и условия визуального контроля.

Возможную абсолютную погрешность расхождения между номинальным и фактическим количеством топлива определяют как разность показаний расходомера топливозаправщика и шкалы индикатора контрольно-измерительной системы. Градуировку шкалы целесообразно выполнять в единицах измерения, совпадающих с единицей измерения расходомера топливозаправщика.

Градуировка шкалы в целых и дольных значениях кубического дециметра, соответствующего мере измерения объема в литрах, упрощает расчеты, например, при заправке автотранспорта. Последнее обусловлено тем, что традиционной единицей измерения количества топлива, заливаемого в топливный бак автомобиля, является литр.

1. Топливный бак транспортного средства, включающий корпус с внутренней полостью для заливки топлива и наливной трубой с заливной горловиной, отличающийся тем, что он дополнительно оснащен контрольно-измерительным блоком, обеспечивающим измерение и наглядную индикацию количества топлива при непрерывной подаче во внутреннюю полость корпуса.

2. Топливный бак по п.1, отличающийся тем, что контрольно-измерительный блок включает датчик расхода, блок преобразования и индикатор, размещенный на панели управления и/или на наружной поверхности транспортного средства.

3. Топливный бак по п.2, отличающийся тем, что шкала индикатора отградуирована в целых и дольных значениях кубического дециметра.



 

Наверх