Скоба крепления экрана трубопроводов на днище кузова транспортного средства

 

Преимущественно полезная модель относится к автомобилестроению, в частности к устройствам для монтажа на днище несущего кузова автомобиля гибких, тонких, значительной длины трубчатых элементов, например для транспортировки жидкой или газообразной среды, в частности паров топлива из бензобака, топлива (бензина), тормозной жидкости, возврата излишков топлива в бензобак. Скоба содержит монтажный элемент трубопроводов, обойму в которой размещен монтажный элемент, упругую защелку с замковым устройством, фиксирующую монтажный элемент в обойме, а также средство крепления скобы на днище кузова. Новым является то, что монтажный элемент трубопроводов и обойма выполнены в виде единой цельноотформованной из полимерного материала детали, на торце которой, путем гибкого сочленения за одно целое с телом названной детали, приформована упругая защелка с внешним замком; между упругой защелкой и единой цельноотформованной из полимерного материала деталью образована фасонная полость, имеющая в поперечном сечении форму очертаний экрана трубопроводов, средство крепления скобы на днище кузова выполнено в теле единой цельноотформованной из полимерного материала детали, в виде сквозного отверстия, ось которого перпендикулярна днищу кузова транспортного средства, и внутри которого зацело с телом единой цельноотформованной из полимерного материала детали выполнены отогнутые внутрь отверстия, под острым углом к упругой защелке, упругие фиксаторы, например, в виде лепестков под резьбовой цилиндрический наконечник крепежного элемента, например, шпильки, винта, болта, смонтированного на днище кузова. Высокая эффективность полезной модели подтверждена использованием ее на опытных образцах нового модельного ряда легковых автомобилей "Калина", серийный выпуск которых ожидается на Волжском автозаводе г. Тольятти).

Преимущественно полезная модель относится к автомобилестроению, в частности к устройствам для монтажа на днище несущего кузова автомобиля гибких, тонких, значительной длины трубчатых элементов, например для транспортировки жидкой или газообразной среды, в частности паров топлива из бензобака, топлива (бензина), тормозной жидкости, возврата излишков топлива в бензобак.

В автомобиле ВАЗ-2111, см. "Система управления двигателем ВАЗ-2111 (1,5 л 8 кл.) с распределенньм впрыском топлива под нормы токсичности ЕВРО-2. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту", Санкт-Петербург, ПетерГранд, 2000, с. 13, топливо из топливного бака, расположенного в задней части автомобиля посредством электробензонасоса подается по длинному, гибкому и тонкому топливопроводу к топливной рампе форсунок, установленной на двигателе внутреннего сгорания силового агрегата автомобиля, который расположен в передней части несущего кузова (моторном отсеке). Длина этого трубопровода составляет более полутора метров. По аналогичному трубопроводу излишки топлива от регулятора давления, смонтированного на топливной рампе отводятся обратно в топливный бак. Крепление этих трубопроводов к стенке (днищу) несущего кузова осуществляется посредством кронштейна, представляющего собой составленный из двух частей, стянутых между собой, хомут, в котором зажаты трубопроводы и крепежную скобу, которая посредством резьбового крепежного элемента крепится к стенке кузова. Совершенно аналогичным образом осуществляется крепление трубопроводов привода задних колес автомобиля ВАЗ-2111, в которых располагается тормозная жидкость.

Такой технический прием крепления трубопроводов на днище несущего кузова присущ практически всем автомобилям производства ОАО "АВТОБАЗ" (г. Тольятти). Его используют и зарубежные автопроизводители, например:

- Robert Bosch GmbH, Германия, см. Offenlegungsschrift DE 195 04 217 А1, МПК В 60 Л 15/077, 1996;

- General Motors Corporation, США, №5329899, МПК F 02 B 77/00, 1994.

Наиболее близким по своей технической сущности и своему конструктивному исполнению является (далее - дословный перевод) устройство для крепления трубопровода к стенке автомобиля, заявка на патент Германии №4141689, МПК F 16 L 3/22, публ. 24.06.93 - прототип. Устройство для крепления топливного трубопровода к днищу кузова представляет собой многофункциональную скобу, корпус которой образован профильным участком, выполненным из легкого металла непрерывной разливкой, и приварен к днищу кузова. В скобе зажат корпус из пластмассы, который имеет приемное отверстие для воздухопровода и демпфирующий элемент, снабженный отверстиями для размещения топливных трубопроводов. Крышка скобы шарнирно присоединяется к корпусу и удерживает демпфирующий элемент и зажатый в отверстии трубопровод, посредством внутреннего замкового устройства (защелки).

В рассмотренном устройстве крепление трубопроводов осуществляется неразъемно, в одной или нескольких локальных зонах, поскольку имеет место малая длина корпуса скобы, сварка ее корпуса с днищем кузова и внутренний замок шарнирной крышки. Конструктивно скоба представляет собой достаточно сложный объект, поскольку составлена из нескольких взаимосопрягаемых между собой отдельных элементов, изготовленных к тому же из разных материалов. Демонтаж, в случае необходимости, скобы с днища кузова невозможен без нарушения ее конструкции, поскольку сварное соединение является неразъемным. Разъем внутренней защелки скобы, при необходимости замены трубопровода, затруднен, поскольку разомкнуть внутренний замок шарнирной крышки можно только с применением специального приспособления.

Решение технической задачи предполагает упростить и удешевить конструкцию скобы, упростить технологию монтажа блока трубопроводов на днище, упростить процесс технического обслуживания транспортного средства.

Техническим результатом полезной модели является повышение потребительских свойств транспортного средства, в частности легкового автомобиля и повышение его конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Указанный технический результат при осуществлении полезной модели достигается тем, что в известной скобе крепления экрана трубопроводов на днище кузова транспортного средства, в частности предназначенных для транспортировки жидких и/или газообразных рабочих сред функциональных агрегатов, по крайней мере таких, как жидкое топливо для двигателя внутреннего сгорания силового агрегата, тормозная жидкость системы гидравлических тормозов, пары топлива из системы улавливания паров бензина, содержащей монтажный элемент трубопроводов, обойму в которой размещен монтажный элемент, упругую защелку с замковым устройством, фиксирующую

монтажный элемент в обойме, а также средство крепления скобы на днище кузова, монтажный элемент трубопроводов и обойма выполнены в виде единой цельноотформованной из полимерного материала детали, на торце которой, путем гибкого сочленения за одно целое с телом названной детали, приформована упругая защелка с внешним замком; между упругой защелкой и единой цельноотформованной из полимерного материала деталью образована фасонная полость, имеющая в поперечном сечении форму очертаний экрана трубопроводов, средство крепления скобы на днище кузова выполнено в теле единой цельноотформованной из полимерного материала детали, в виде сквозного отверстия, ось которого перпендикулярна днищу кузова транспортного средства, и внутри которого зацело с телом единой цельноотформованной из полимерного материала детали выполнены отогнутые внутрь отверстия, под острым углом к упругой защелке, упругие фиксаторы, например, в виде лепестков под резьбовой цилиндрический наконечник крепежного элемента, например, шпильки, винта, болта, смонтированного на днище кузова.

При таком конструктивном исполнении монтажный элемент, обойма, упругая защелка и средство крепления скобы на днище кузова формообразованы в единую цельноотформованную деталь из пластического (нехрупкого) полимерного материала.

Сравнение научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежной рубриках МКИ показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности "новизна".

Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость".

Полезная модель поясняется чертежами, где

на фиг.1 показана заявляемая скоба в разомкнутом состоянии;

на фиг.2 показана заявляемая скоба в замкнутом (прощелкнутом) состоянии. Условно внутри скобы показаны трубопроводы предназначенные для транспортировки жидких и/или газообразных рабочих сред, а также экран трубопроводов.

Один из примеров практического использования полезной модели поясняется графически, на представленных фигурах.

Скоба крепления экрана трубопроводов на днище кузова автомобиля содержит монтажный элемент 1 трубопроводов, обойму 2 в которой размещен монтажный элемент упругую защелку 3, а также средство крепления 4 скобы на днище 5 (условно показано на

фиг.2) кузова. Монтажный элемент 1 трубопроводов и обойма 2 выполнены в виде единой цельноотформованной из полимерного материала детали 6, на торце 7 которой, путем гибкого (перемычкой 8) сочленения за одно целое с телом названной детали 6, приформована упругая защелка 3 с внешним замком 9. Между упругой защелкой 3 и единой цельноотформованной из полимерного материала деталью 6 образована фасонная полость 10, имеющая в поперечном сечении форму очертаний экрана 11 трубопроводов 12 (условно показаны на фиг.2). Средство крепления 4 скобы на днище кузова выполнено в теле единой цельноотформованной из полимерного материала детали 6, в виде сквозного отверстия 13, ось Х-Х которого перпендикулярна днищу 5 кузова транспортного средства, и внутри которого, зацело с телом единой цельноотформованной из полимерного материала детали 6 выполнены отогнутые внутрь отверстия 13, под острым углом -- к упругой защелке 3, упругие фиксаторы 14, например, в виде лепестков под резьбовой цилиндрический наконечник крепежного элемента, например, шпильки, винта, болта на чертежах не показаны), смонтированного на днище кузова.

Порядок сборки узла и его крепление с применением заявляемой полезной модели следующий.

Скоба с установленными в ней трубопроводами 12 своим нижним торцом устанавливается в соответствующем симметричном пазу экрана 11, после чего упругая защелка 3, путем поворота ее на 180° и охвата таким образом экрана и трубопроводов упруго защелкивается и стопорится в внешнем замке 9. Если трасса трубопроводов имеет значительную длину, то применяется несколько скоб. В этом случае, аналогичным образом трубопроводы и экран монтируются в остальных скобах. После того, как все скобы "прощелкнуты" получается подсборка цельного узла, включающего установленные в направляющих экрана и закрепленные на нем трубопроводы, свободные концы которых располагаются за пределами экрана. Полученная подсборка ориентируется на днище кузова таким образом, что бы наконечники крепежных элементов вошли внутрь отверстий 13 в теле детали 6. После этого, поочередно прилагая усилие на скобу в сторону днища кузова, осуществляют фиксацию резьбовых наконечников в упругих фиксаторах 14. После того, как все скобы зафиксированы ("прощелкнуты"), монтаж трубопроводов на днище завершен. Остается закрепить концы экрана на соответствующих опорных элементах кузова и осуществить подсоединение концов трубопроводов к соответствующим функциональных элементам автомобиля - топливному баку, главному тормозному цилиндру, топливной рампе форсунок, системе впуска двигателя внутреннего сгорания.

Если возникнет необходимость демонтажа трубопроводов, то внешний замок 9 упругой защелки 3 легко расцепляется, экран с трубопроводами снимается, а скоба, путем ее вращения в обратную сторону от направления резьбы приварного цилиндрического наконечника на днище кузова свободно отворачивается (как гайка), при этом возможен ее повторный монтаж путем уже описанного выше "прощелкивания". Этот технологический момент выгодно отличает заявляемую полезную модель от прототипа, где имеет место неразъемное сварное соединение.

Благодаря полезной модели, стало возможным повысить потребительские свойства транспортного средства, упростить монтаж и, при необходимости, демонтаж трубопроводов на днище кузова, повысить безопасность и надежность эксплуатации транспортного средства.

Разумеется, полезная модель не ограничивается описанным способом ее осуществления, показанным на прилагаемых фигурах. Остаются возможными изменения различных элементов либо замена их технически эквивалентными, не выходящие за пределы объема настоящей полезной модели.

Скоба крепления экрана трубопроводов на днище кузова транспортного средства, в частности предназначенных для транспортировки жидких и/или газообразных рабочих сред функциональных агрегатов, по крайней мере таких, как жидкое топливо для двигателя внутреннего сгорания силового агрегата, тормозная жидкость системы гидравлических тормозов, пары топлива из системы улавливания паров бензина, содержащая монтажный элемент трубопроводов, обойму в которой размещен монтажный элемент, упругую защелку с замковым устройством, фиксирующую монтажный элемент в обойме, а также средство крепления скобы на днище кузова, отличающаяся тем, что монтажный элемент трубопроводов и обойма выполнены в виде единой цельноотформованной из полимерного материала детали, на торце которой, путем гибкого сочленения за одно целое с телом названной детали, приформована упругая защелка с внешним замком, между упругой защелкой и единой цельноотформованной из полимерного материала деталью образована фасонная полость, имеющая в поперечном сечении форму очертаний экрана трубопроводов, средство крепления скобы на днище кузова выполнено в теле единой цельноотформованной из полимерного материала детали, в виде сквозного отверстия, ось которого перпендикулярна днищу кузова транспортного средства, и внутри которого зацело с телом единой цельноотформованной из полимерного материала детали выполнены отогнутые внутрь отверстия, под острым углом к упругой защелке, упругие фиксаторы, например, в виде лепестков под резьбовой цилиндрический наконечник крепежного элемента, например, шпильки, винта, болта, смонтированного на днище кузова.



 

Похожие патенты:
Наверх