Универсальное автомобильное телекоммуникационное устройство

 

Полезная модель относится к автомобильным телекоммуникационным устройствам, предназначенным для получения водителем оперативной информации о местоположении транспортного средства, о дорожной обстановке, а также для ведения телефонных переговоров по мобильному телефону с BLUETOOTH в том числе во время управления транспортным средством. Заявляемое универсальное автомобильное телекоммуникационное устройство содержит беспроводной пульт дистанционного управления и основной блок, в котором размещена электронная схема управления, содержащая микропроцессор и электрически с ним соединенные дисплей, модуль памяти, приемо-передающий модуль BLUETOOTH, приемный модуль системы глобального позиционирования и модуль управления дуплексной громкой связью, дополнительно электрически соединенный с приемо-передающим модулем BLUETOOTH, а также микрофон и громкоговоритель, электрически соединенные с модулем управления дуплексной громкой связью. Электронная схема управления основного блока устройства дополнительно содержит электрически соединенный с микропроцессором радиоприемный модуль для приема кодированной информации, передаваемой радиовещательными радиостанциями и соединенный с модулем памяти модуль считывания данных SIM карты мобильного телефона, а беспроводной пульт дистанционного управления выполнен с возможностью крепления на рулевом колесе автомобиля.

Полезная модель относится к автомобильным телекоммуникационным устройствам, предназначенным для получения водителем оперативной информации о местоположении транспортного средства, о дорожной обстановке, а также для ведения телефонных переговоров по мобильному телефону в том числе во время управления транспортным средством.

Как известно, увеличение интенсивности дорожного движения приводит к возрастанию опасности как для человека, управляющего транспортным средством, так и для окружающих. Рост числа автомобилей приводит к появлению дорожных заторов и снижает комфорт пользования транспортными средствами из-за вызванных этими заторами потерь времени. Широкое использование в повседневной практике мобильных телефонов, появление возможности принимать и совершать телефонные звонки, вести телефонные переговоры из автомобиля в еще большей степени осложняет транспортную обстановку особенно в тех случаях, когда водители пользуются мобильной связью во время управления транспортными средствами.

Возникновение проблем обеспечения комфорта и безопасности в условиях существования интенсивных транспортных и информационных потоков вызвало появление на рынке специальных телекоммуникационных приборов, сочетающих в себе функции навигационных систем глобального позиционирования GPS (Global

Position System), обеспечивающих водителя информацией о местонахождении транспортного средства, наиболее удобном маршруте движения и пр., и устройств громкой связи (так называемых устройств «свободные руки» или «hands-free»), исключающих необходимость держать мобильный телефон в руке во время разговора. Для оповещения водителей о дорожной обстановке, о скоплениях транспортных средств на магистралях, об авариях, о метеорологической обстановке и многом другом, что полезно и необходимо знать, находясь за рулем автомобиля, в ряде стран предложен ТМС (Traffic Message Channel) сервис в стандартах RDS (Radio Data System) или RBDS (Radio Broadcasting Data System), реализуемый с помощью FM (Frequency Modulation) радиостанций, передающих в эфире специальную кодированную информацию на частоте 57 кГц со скоростью 1187.5 бит/сек. Предложены и реализованы устройства, позволяющие принимать, декодировать и отображать эту информацию для водителей транспортных средств.

Известные телекоммуникационные устройства в той или иной степени решают задачу обеспечения водителей необходимыми сведениями о транспортной обстановке, навигации, реализуют комфортные условия мобильной связи, однако, проблема безопасности водителей, их транспортных средств и окружающих людей в целом не решена. Одна из причин этого состоит в том, что управление этими устройствами требует дополнительного внимания водителя, отвлекая его от контроля за дорогой и движением.

Известно автомобильное устройство для осуществления громкой связи по мобильному телефону (модель «СК3100», техническое описание, выпуск V14/06/04, компания Parrot S.A., www.say-parrot.com), содержащее основной блок,

включающий приемо-передающий модуль BLUETOOTH, а также электрически с ним соединенные через кабели выносной микрофон и дисплейный блок, снабженный органами управления для совершения звонка.

Недостатком данного устройства является неудобство его использования во время управления транспортным средством, связанное с отсутствием возможности использования данных SIM (Subscriber Identity Module) карты любого мобильного телефона с BLUETOOTH при приеме и совершении звонков, а также с необходимостью ручного выбора телефонного номера абонента с помощью органов управления, расположенных на дисплейном блоке, при котором водитель вынужден снимать руку с рулевого колеса и снижать контроль за транспортной ситуацией на дороге. Кроме этого, данное устройство не обеспечивает получение водителем оперативной информации о дорожной обстановке, в частности о наличии автомобильных заторов и о путях оптимального передвижения.

Известно универсальное автомобильное устройство для осуществления громкой связи по мобильному телефону с BLUETOOTH (патент РФ №45215, опубликован 27.04.2005 с приоритетом от 20.12.2004), содержащее основной блок, включающий приемо-передающий модуль BLUETOOTH, а также электрически с ним соединенные через кабели выносной микрофон, дисплейный блок, дополнительно снабженный модулем считывания и хранения данных SIM карты мобильного телефона, и пульт дистанционного управления, оптически соединенный с дисплейным блоком.

Недостатком данного устройства является неудобство его использования во время управления транспортным средством, связанное с отсутствием возможности

получения водителем оперативной информации о дорожной обстановке. Кроме того, конструктивное исполнение устройства в виде двух блоков (основного и дисплейного) создает неудобства при его размещении в салоне автомобиля.

Известно мультимедийное устройство для использования в автомобиле (патент США №6701161, Н 04 М 1/00, опубликован 02.03.2004 с приоритетом от 16.08.2000), включающее основной блок и съемный блок, выполненные с возможностью электрического соединения друг с другом, а также модуль системы глобального позиционирования, электрически соединенный с основным блоком, причем основной блок включает микропроцессор и электрически с ним соединенные модуль памяти, радиоприемный модуль для приема кодированной информации в стандарте RDS, передаваемой радиовещательными FM радиостанциями, приемо-передающий модуль BLUETOOTH и модуль управления дуплексной громкой связью, дополнительно электрически соединенный с выносным микрофоном и громкоговорителями акустической системы автомобиля, а съемный блок содержит микропроцессор и электрически с ним соединенные дисплей, модуль памяти, модуль считывания данных SIM карты мобильного телефона, приемо-передающий модуль BLUETOOTH, а также микрофон и громкоговоритель.

Съемный блок данного устройства представляет собой полнофункциональный мобильный телефон, который может быть использован по своему назначению отдельно от основного блока. Такое конструктивное исполнение является неудобным для тех пользователей, которые уже имеют мобильный телефон и не хотели бы использовать другой в составе данного

устройства. Недостатком данного устройства является сложность и высокая стоимость.

Наиболее близким по технической сущности и принятым за прототип является автомобильное телекоммуникационное устройство (модель TomTom GO 700, компания TomTom BV, подробная информация об устройстве опубликована по адресу http://www.tomtom.com/products/features.php?id=74&Language=1 в Интернете), содержащее беспроводной пульт дистанционного управления и основной блок, в котором размещена электронная схема управления, содержащая микропроцессор и электрически с ним соединенные дисплей с чувствительным к нажатию экраном, модуль памяти, приемо-передающий модуль BLUETOOTH, приемный модуль системы глобального позиционирования и модуль управления дуплексной громкой связью, дополнительно электрически соединенный с приемопередающим модулем BLUETOOTH, а также микрофон и громкоговоритель, электрически соединенные с модулем управления дуплексной громкой связью.

Комфортное пользование мобильным телефоном с BLUETOOTH в транспортном средстве с помощью средств громкой связи предполагает наличие возможности для пользователя во время управления транспортным средством совершать звонки абонентам, чьи телефонные номера занесены в память SIM карты его мобильного телефона, не отвлекаясь от контроля за транспортной ситуацией и дорогой. При этом мобильный телефон с BLUETOOTH должен находиться в зоне радиочастотного взаимодействия приемо-передающих модулей BLUETOOTH мобильного телефона и устройства, обеспечивающего громкую связь. Стандарт передачи данных BLUETOOTH, в принципе, предусматривает

возможность использования данных SIM карты мобильного телефона с BLUETOOTH по радиочастотному каналу, но производители подавляющего большинства мобильных телефонов не используют эту возможность в своих моделях. Таким образом, в прототипе качество «универсальности» как совместимости с любыми моделями мобильных телефонов, поддерживающих технологию BLUETOOTH, в части обеспечения возможности совершения звонков абонентам, чьи телефонные номера занесены в память SIM карты пользователя, не реализуется. Кроме этого, даже пользователи тех немногочисленных моделей телефонов с BLUETOOTH, которые допускают передачу данных из записной книжки SIM карты в память прототипа, для набора номеров своих абонентов вынуждены отрывать руку от рулевого колеса транспортного средства, т.к. прототип снабжен пультом дистанционного управления без возможности его крепления на рулевом колесе. Эти факторы, в целом, снижают комфорт и безопасность использования прототипа во время управления транспортным средством.

Недостатком прототипа является неудобство его использования во время управления транспортным средством, связанное с отсутствием возможности использования данных SIM карты любого мобильного телефона с BLUETOOTH при приеме и совершении звонков, с необходимостью ручного выбора телефонного номера абонента с помощью органов управления, расположенных на дисплее, при котором водитель вынужден снимать руку с рулевого колеса и снижать контроль за транспортной ситуацией на дороге, а также с отсутствием возможности получения с его помощью информации о транспортной обстановке.

Задачей, на решение которой направлена предлагаемая полезная модель, является повышение комфорта и безопасности.

Поставленная задача решается за счет достижения технического результата, состоящего в обеспечении возможности для пользователя устройства совершать во время управления транспортным средством телефонные звонки абонентам, чьи номера телефонов занесены в телефонную книжку SIM карты мобильного телефона, с помощью пульта дистанционного управления, не снимая руку с рулевого колеса, а также получать оперативную информацию о местоположении транспортного средства, отображаемую на экране дисплея, и сведения о дорожной обстановке.

Данный технический результат достигается тем, что в универсальном автомобильном телекоммуникационном устройстве, включающем беспроводной пульт дистанционного управления и основной блок, в котором размещена электронная схема управления, содержащая микропроцессор и электрически с ним соединенные дисплей, модуль памяти, приемо-передающий модуль BLUETOOTH, приемный модуль системы глобального позиционирования и модуль управления дуплексной громкой связью, дополнительно электрически соединенный с приемопередающим модулем BLUETOOTH, а также микрофон и громкоговоритель, электрически соединенные с модулем управления дуплексной громкой связью, электронная схема управления дополнительно содержит электрически соединенный с микропроцессором радиоприемный модуль для приема кодированной информации, передаваемой радиовещательными радиостанциями, и соединенный с модулем памяти модуль считывания данных SIM карты мобильного

телефона, а беспроводной пульт дистанционного управления выполнен с возможностью крепления на рулевом колесе автомобиля.

Сущность полезной модели раскрывается чертежом, на фиг.1 которого представлен общий вид заявляемого универсального автомобильного телекоммуникационного устройства, а на фиг.2 - его функциональная схема.

В заявляемой полезной модели предлагается дополнительно установить электрически соединенный с микропроцессором радиоприемный модуль для приема кодированной информации в стандартах RDS/RBDS, передаваемой радиовещательными FM радиостанциями, и модуль считывания данных SIM карты мобильного телефона, а беспроводной пульт дистанционного управления выполнить с возможностью крепления на рулевом колесе автомобиля.

Наличие радиоприемного модуля для приема кодированной информации по ТМС предусматривает возможность ее дальнейшей обработки с помощью микропроцессора с последующим выводом результатов на экран дисплея или через громкоговоритель. Эти результаты могут представлять собой, например, указатели магистралей, на которых затруднено транспортное движение, ведутся дорожные работы, возникли аварии и пр. Кроме этого, в качестве результатов могут быть представлены предупреждения о состоянии дорожного покрытия (гололед) или метеоусловиях (сильный боковой ветер, туман) и т.п. Получение такой информации повышает комфорт пользования автомобилем, т.к. водитель имеет возможность оперативно принять решения об оптимальном маршруте следования и сократить время нахождения в пути. Одновременно с этим повышается безопасность, т.к. водитель получает информацию о возможных неожиданных для

него обстоятельствах дорожно-транспортной обстановки и может избежать опасности.

Наличие модуля считывания данных SIM карты мобильного телефона предусматривает возможность для пользователя предварительно ввести в память устройства данные о своих абонентах (имена, номера телефонов) через встроенный в устройство считыватель SIM карты мобильного телефона, а затем, установив SIM карту в мобильный телефон с BLUETOOTH, пользоваться им в штатном режиме для совершения и приема звонков в соответствии с инструкцией по эксплуатации мобильного телефона. Данные об абонентах пользователя, занесенные в память устройства, могут быть отображены на дисплее. Предварительный ввод в память заявляемого устройства данных об абонентах из записной книжки SIM карты обеспечивает водителю повышение комфорта при совершении им звонков по мобильному телефону с BLUETOOTH, т.к. устраняет необходимость осуществления манипуляций с клавиатурой телефона. Одновременно с повышением комфорта для водителя уменьшается опасность возникновения аварийных ситуаций и дорожно-транспортных происшествий. Это связано с тем, что наиболее опасным действием при использовании мобильного телефона во время управления транспортным средством является набор телефонного номера абонента, т. к при этом водителю необходимо, во-первых, отрывать руку от рулевого колеса для осуществления манипуляций с клавиатурой телефона, а, во-вторых, переводить взгляд на его дисплей для контроля своих действий. Рассеивание внимания водителя в этот момент может служить источником

опасности для него и окружающих. Заявляемое устройство обеспечивает устранение этой опасности.

Наличие беспроводного пульта дистанционного управления, размещаемого на рулевом колесе транспортного средства, обеспечивает возможность удобного и безопасного набора телефонного номера того абонента, которому пользователь желает позвонить. Этот набор может быть осуществлен путем подачи соответствующих команд с беспроводного пульта дистанционного управления в основной блок устройства. Набор номера может производиться, например, путем выбора номера абонента из отображаемого на дисплее списка телефонных номеров или путем формирования последовательности цифр номера при выборе их из отображаемого на дисплее децумального списка или путем активации режима голосового набора (Voice Dialing), при котором набор номера происходит после получения мобильным телефоном, поддерживающим указанный режим, голосовой метки от устройства по каналу BLUETOOTH. Беспроводной пульт дистанционного управления может быть выполнен с возможностью передачи данных по оптическому инфракрасному каналу связи между излучателем, расположенным в беспроводном пульте дистанционного управления, и фотоприемником, размещенным в основном блоке устройства, или по радиочастотному каналу связи с использованием радиопередатчика, расположенного в беспроводном пульте дистанционного управления, и радиоприемного модуля, размещенного в основном блоке. В любом случае наличие в устройстве беспроводного пульта дистанционного управления, размещенного на рулевом колесе транспортного средства, повышает комфорт и безопасность управления автомобилем, т.к.

устраняет необходимость для водителя отрывать руку от рулевого колеса во время набора телефонного номера или выбора номера абонента из списка, отображаемого на дисплее.

Заявляемая полезная модель, общий вид которой представлен на фиг.1, работает следующим образом. Перед началом эксплуатации в салоне автомобиля размещают и устанавливают основной блок 1 и беспроводной пульт дистанционного управления 4. Электрическое питание устройства подается на основной блок 1 от бортовой сети транспортного средства, например, через адаптер 5, установленный в прикуриватель автомобиля и электрически соединенный с основным блоком 1 с помощью модуля крепления 2, содержащего электрический разъем. Наличие модуля крепления 2 обеспечивает возможность удобного отсоединения основного блока 1. Покидая автомобиль, пользователь может взять его с собой, предотвращая возможность кражи. Основной блок 1 размещают в удобном для пользователя месте, например, на верхней части консоли приборной доски транспортного средства непосредственно напротив кресла водителя так, чтобы дисплей 6 был хорошо виден, а сам основной блок 1 не закрывал обзор водителю через ветровое стекло. Беспроводной пульт дистанционного управления 4 располагают в удобном для пользователя месте на рулевом колесе транспортного средства, используя для этого соответствующее фиксирующее приспособление 7. В случае использования оптического канала связи между беспроводным пультом дистанционного управления 4 и основным блоком 1 при размещении беспроводного пульта дистанционного управления 4 следует соблюдать требование наличия оптической связи между источником

инфракрасного излучения 8, расположенным внутри беспроводного пульта дистанционного управления 4, и фотоприемником 9, расположенным внутри основного блока 1. Для повышения чувствительности приема кодированной информации, передаваемой радиовещательными FM радиостанциями, к радиоприемному модулю 17, расположенному внутри основного блока 1, целесообразно присоединить внешнюю FM антенну 20, разместив ее, например, на ветровом стекле автомобиля. Для уверенной работы приемного модуля системы глобального позиционирования 19 также целесообразно использовать внешнюю антенну (на чертеже не показана).

Перед началом эксплуатации заявляемого устройства пользователь имеет возможность осуществить запись данных SIM карты 10 в модуль памяти 11 устройства, используя для этого, например, встроенный в устройство модуль считывания данных SIM карты мобильного телефона 12 и микропроцессор 18, после чего SIM карта 10 должна быть помещена в мобильный телефон с BLUETOOTH 13.

При необходимости совершить звонок по громкой связи пользователь должен прежде всего убедиться, что мобильный телефон с BLUETOOTH 13 находится в зоне радиочастотного взаимодействия с приемо-передающим модулем BLUETOOTH 15 устройства. Затем, манипулируя органами управления беспроводного пульта дистанционного управления 4 и не отрывая рук от рулевого колеса транспортного средства, через канал связи между беспроводным пультом дистанционного управления 4 и основным блоком 1, пользователь подает команды микропроцессору 18, который, например, обращается к модулю памяти 11

устройства, извлекает из него данные и выводит на экран дисплея 6 список телефонных номеров абонентов, предварительно занесенных в модуль памяти 11. Выбрав желаемого абонента из списка, пользователь посылает команду набора требуемого номера. Установив связь с абонентом, пользователь имеет возможность комфортным и безопасным образом, используя приемо-передающий модуль BLUETOOTH 15 и модуль управления дуплексной громкой связью 16, осуществлять дуплексную громкую связь через микрофон 3, встроенный в основной блок 1, или выносной микрофон, подключенный к модулю управления дуплексной громкой связью 16, и громкоговоритель 14, встроенный в основной блок 1, или через громкоговорители акустической системы транспортного средства, подключенные к модулю управления дуплексной громкой связью 16. Манипулируя органами управления беспроводного пульта дистанционного управления 4 и не отрывая рук от рулевого колеса транспортного средства, через канал связи между беспроводным пультом дистанционного управления 4 и основным блоком 1, пользователь имеет возможность настраивать режим громкой связи, делая его наиболее комфортным, т.е. изменять чувствительность микрофона 3 и громкость громкоговорителя 14, подавая команды микропроцессору 18, который при этом обращается к модулю управления дуплексной громкой связью 16.

Информацию о местоположении транспортного средства водитель получает автоматически с помощью микропроцессора 18, который обращается к модулю системы глобального позиционирования 19 и считывает с него текущие координаты местоположения транспортного средства, обращается к модулю

памяти 11 и считывает предварительно занесенные в него картографические данные, после чего отображает на дисплее 6 местоположение транспортного средства. Картографические данные могут включать информацию о скоростных режимах движения по различным участкам автомобильных дорог. Данные о скорости движения автомобиля в режиме реального времени могут поступать от приемного модуля системы глобального позиционирования. В тех случаях, когда скорость транспортного средства превышает допустимое значение на данном участке дороги, устройство предупредит об этом водителя голосовым сообщением, и/или соответствующей пиктограммой на дисплее.

Информацию о транспортной обстановке водитель получает автоматически с помощью микропроцессора 18, который обращается к радиоприемному модулю 17 для приема кодированной информации, передаваемой радиовещательными FM радиостанциями, считывает с него информацию, декодирует и отображает ее на дисплее 6 в графическом и/или текстовом виде или воспроизводит ее непосредственно через громкоговоритель 14, если пользователь в это время не ведет разговор по мобильному телефону, используя громкую связь.

Функциональная схема заявляемого устройства в наилучшей технической реализации изображена на фиг.2. На схеме показаны: основной блок 1 с модулем крепления 2, включающий микрофон 3, дисплей 6, фотоприемник 9, модуль памяти 11, модуль считывания данных SIM карты мобильного телефона 12, громкоговоритель 14, приемо-передающий модуль BLUETOOTH 15, модуль управления дуплексной громкой связью 16, радиоприемный модуль 17 для приема кодированной информации, передаваемой радиовещательными радиостанциями,

микропроцессор 18, приемный модуль системы глобального позиционирования 19, а также беспроводной пульт дистанционного управления 4 с источником инфракрасного излучения 8 и фиксирующим приспособлением 7, адаптер 5, SIM карта 10 и мобильный телефон с BLUETOOTH 13.

Таким образом, в заявляемом универсальном автомобильном устройстве громкой связи для мобильного телефона с BLUETOOTH обеспечено улучшение эксплуатационных характеристик, повышение комфорта и безопасности использования устройства с любыми мобильными телефонами, поддерживающими технологию BLUETOOTH, за счет достижения заявляемого технического результата, а именно за счет обеспечения возможности для пользователя совершать во время управления транспортным средством телефонные звонки абонентам, чьи номера телефонов занесены в телефонную книжку SIM карты мобильного телефона, с помощью пульта дистанционного управления, размещенного на рулевом колесе автомобиля, а также за счет использования дополнительной информации о транспортной обстановке, передаваемой радиовещательными FM радиостанциями с помощью дополнительного радиоприемного модуля.

Универсальное автомобильное телекоммуникационное устройство, содержащее беспроводной пульт дистанционного управления и основной блок, в котором размещена электронная схема управления, содержащая микропроцессор и электрически с ним соединенные дисплей, модуль памяти, приемопередающий модуль BLUETOOTH, приемный модуль системы глобального позиционирования и модуль управления дуплексной громкой связью, дополнительно электрически соединенный с приемопередающим модулем BLUETOOTH, а также микрофон и громкоговоритель, электрически соединенные с модулем управления дуплексной громкой связью, отличающееся тем, что электронная схема управления дополнительно содержит электрически соединенный с микропроцессором радиоприемный модуль для приема кодированной информации, передаваемой радиовещательными радиостанциями, и соединенный с модулем памяти модуль считывания данных SIM карты мобильного телефона, а беспроводной пульт дистанционного управления выполнен с возможностью крепления на рулевом колесе автомобиля.



 

Похожие патенты:

Устройство беспроводной мобильной телефонной громкой связи относится к автомобильным коммуникационным устройствам, предназначенным для обмена между водителями автомобилей, расположенных в зоне видимости, оперативной информацией о ситуации на дороге, возможности проезда до места назначения, сообщения о возможной видимой неисправности стоящего рядом автомобиля и т.п.
Наверх