Добывающее судно с ферментативным способом переработки гидробионтов

 

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно к конструкциям специализированных рыболовных (добывающих) судов, оснащенных специальным технологическим оборудованием для использования ферментативного способа переработки сырья, а также - трюмами и цистернами для хранения специальной выработанной продукции, и может быть использована при проектировании и строительстве новых типов судов флота рыбной промышленности. Судно содержит корпус с грузовым трюмом и цистернами для жира, движительно-рулевой комплекс, промысловое и технологическое оборудование. Новым является то, что технологическое оборудование выполнено в виде единого судового технологического комплекса ферментативной переработки гидробионтов, включающего участок производства рыбного белкового гидролизата, участок выработки рыбьего жира и участок утилизации твердых остатков. Полезная модель позволяет осуществлять устойчивый и высокопроизводительный лов массовых видов мезопелагических рыб или криля с одновременным значительным увеличением общего полезного времени нахождения судна на промысле и непосредственной переработкой на месте всего улова в конечную продукцию с высокими потребительскими свойствами посредством реализации в судовых условиях безотходного и экологически безопасного способа производства.

Полезная модель относится к области судостроения, а более конкретно к конструкциям специализированных рыболовных (добывающих) судов, преимущественно типа "траулер кормового траления", например большого или среднего водоизмещения, оснащенных специальным технологическим оборудованием для использования ферментативного способа переработки сырья, а также - трюмами и цистернами для хранения специальной выработанной продукции, и может быть использована при проектировании и строительстве новых типов судов флота рыбной промышленности.

Известны рыболовные (добывающие) суда типа "траулер", являющиеся по своим размерениям, и/или общей компоновке, и/или своему предназначению аналогами заявляемого специализированного добывающего судна, например: "Большой морозильный рыболовный траулер типа "Иван Бочков" пр.В-408 (см. "Справочник типовых судов "Флот рыбной промышленности", издание 3, М, "Транспорт", 1990 г., стр.38-41), предназначенный для переработки рыбы в мороженную продукцию в разделанном и неразделанном виде.

Указанное судно предназначено для добычи и переработки традиционных пелагических и донных видов рыб с механической разделкой или без нее и последующего замораживания в морозильных аппаратах и хранения замороженной продукции в рефрижераторных трюмах.

Недостатком аналога является невозможность его использования для массовой переработки мелких гидробионтов с особенными физико-химическими свойствами их живой ткани, например мелких мезопелагических рыб и криля, исключающих их механическую обработку.

Наиболее близким техническим решением к заявленному, по своему назначению, размерениям, конструкции и общей компоновке, принятым за ближайший аналог (прототип) полезной модели, является "Рыболовный

траулер морозильно-консервный (супертраулер) типа "Пулковский меридиан", пр.1288 с кормовым расположением слипа, предназначенный для лова рыбы донным и разноглубинным тралами в отдаленных районах Мирового океана в условиях автономного или экспедиционного промысла, заморозки обрабатываемой или неразделанной рыбы, переработки непищевого прилова и отходов рыбообработки на кормовую муку, приготовления рыбных консервов, выработки рыбьего жира, хранения продукции и сдачи ее на транспортные суда или транспортировки продукции в порт (см. "Справочник типовых судов "Флот рыбной промышленности", издание 3, М, "Транспорт", 1990 г., стр.34-37).

Недостатком ближайшего аналога (прототипа) является то, что он не в полной мере соответствует современным требованиям в отношении использования судна такого класса для добычи массовых видов мелких мезопелагических рыб или криля из-за невозможности их эффективной и безотходной переработки традиционными способами, а также недостаточной емкости цистерн для вырабатываемого жира на вылове наиболее массовых мезопелагических объектов промысла.

Предлагаемая полезная модель направлена на устранение недостатков ближайшего аналога-прототипа, включая расширение его производственно-технологических возможностей в отношении добычи и обработки наиболее массовых и до настоящего времени невостребованных объектов промысла (мелких мезопелагических рыб и криля) с одновременным получением из них в судовых условиях новых видов высококачественной продукции с высокими стоимостными показателями.

При этом решена задача создания высокорентабельного добывающего судна с ферментативным способом переработки гидробионтов (улова), особенности конструкции которого в сочетании с заложенными в нем расширенными промысловыми и производственно-технологическими возможностями, позволяют осуществлять устойчивый и высокопроизводительный лов массовых видов мезопелагических рыб или криля с одновременным значительным

увеличением общего полезного времени нахождения судна на промысле и непосредственной переработкой на месте всего улова в конечную продукцию с высокими потребительскими свойствами посредством реализации в судовых условиях безотходного и экологически безопасного способа производства.

Это достигается тем, что в предлагаемом добывающем судне с ферментативным способом переработки гидробионтов, преимущественно мезопелагических рыб и/или криля, содержащем корпус с грузовым трюмом и цистернами для жира, движительно-рулевой комплекс, промысловое и технологическое оборудование, в отличии от ближайшего аналога-прототипа, технологическое оборудование выполнено в виде единого судового технологического комплекса ферментативной переработки гидробионтов, включающего участок производства рыбного белкового гидролизата, участок выработки рыбьего жира и участок утилизации твердых остатков - костного остатка и/или панциря, при этом участок производства рыбного белкового гидролизата содержит взаимосвязанные между собой устройство для ферментации рыбного сырья и других гидробионтов, устройство для разделения продукции на фракции, устройства для упаривания и сушки конечного продукта, а грузовой трюм дополнительно снабжен вентилируемыми охлаждаемыми помещениями для хранения сухого рыбного гидролизата и твердых остатков его переработки.

Для повышения рентабельности судна такого типа и назначения одним из наиболее оптимальных вариантов выполнения полезной модели является конструкция, при которой технологический комплекс выполнен только в составе взаимосвязанных между собой устройств для ферментации, разделения продукции на фракции, упаривания, сушки и устройств (оборудования) для транспортировки и упаковки конечной рыбопродукции, без размещения на судне технологических линий, устройств и оборудования для разделки рыбы, морозильных аппаратов и, соответственно, без устройств и оборудования для утилизации отходов рыбопереработки и некондиционного сырья.

В большинстве случаев судового выполнения технологического комплекса он дополнительно снабжен участком приема и кратковременного хранения улова, включающим, по крайней мере, один бункер-аккумулятор.

Бункер-аккумулятор имеет, преимущественно секционную конструкцию.

Кроме того, для достижения поставленных целей, включая увеличением общего полезного времени нахождения судна на промысле, размещенные в корпусе судна цистерны имеют увеличенную емкость и выполнены с возможностью предотвращения окисления жира и дополнительно снабжены устройствами и системами для предотвращения окисления жира, например системой хранения в среде инертного газа.

В условиях серийного производства изготовление заявленной конструкции траулера осуществляют с использованием применяемых в судостроении материалов, оборудования и технологий.

Каждый из вышеуказанных отдельных функциональных участков комплекса ферментативной переработки гидробионтов дополнительно снабжен устройствами расфасовки, упаковки и транспортирования конечной продукции.

Сущность полезной модели поясняется чертежом, на котором схематично изображен продольный разрез судна с "функционально" обозначенными основными элементами его конструкции.

Примером конкретного выполнения заявляемой полезной модели является предварительная проработка одного из вариантов добывающего судна с ферментативным способом переработки гидробионтов (мезопелагических рыб или криля), выполненная ФГУП «Гипрорыбфлот» в обоснование разработанных им предварительны технических требований к такому судну, в которой (проработке) впервые были сформулированы новые технические решения, являющиеся, в свою очередь, сутью основной научно-технической концепции, положенной в основу создания новых нетрадиционных типов добывающих

судов специального назначения и воплощенных в предлагаемой полезной модели.

Добывающее судно с ферментативным способом переработки гидробионтов содержит корпус 1 с машинным отделением 2, кормовым слипом (на чертеже не показан), движительно-рулевым комплексом 3, в средней части которого (корпуса), предусмотрен грузовой трюм 4 охлаждаемого типа для сухой продукции, цистерны для хранения жира 5, технологический комплекс, выполненный только в составе взаимосвязанных между собой устройств для ферментации, разделения продукции на фракции, упаривания, сушки (на чертеже не показаны), устройств для транспортировки и упаковки конечной рыбопродукции (на чертеже не показаны), участка временного хранения гидробионтов, включающего бункер-аккумулятор 6.

Промысловое устройство судна состоит из двух тралов с предусмотренными двумя автономными траловыми дорожками, каждая из которых позволяет производить все промысловые операции без ущерба для работ со вторым тралом, при этом может быть предусмотрен пульпопровод и водоотделитель, от которого улов, перекачивают из трала рыбонасосом и транспортируют в рыбные бункеры; рыбонасосы расположены побортно в "карманах" в районе кормовой оконечности судна.

Работа с тралом по его спуску, подъему и выливке улова производится обычным способом в обычной последовательности, при этом в случае большого улова производят выливку последнего с помощью рыбонасоса, а малые уловы поднимают по слипу и выливают обычным способом.

Технологический комплекс судна предназначен для переработки мелких мезопелагических рыб или криля на белковый гидролизат, костный остаток или панцирь, жир.

В целом технологический комплекс судна включает в себя:

- участок приема и временного хранения рыбы или криля в составе подпалубного четырехсекционнного бункера-аккумулятора 6 с системой охлаждения

и циркуляции охлаждающей воды, установки вакуумной перекачки производства гидролизатов, водоотделителя (на чертеже не показаны);

- участок производства рыбного белкового гидролизата 7 в составе двух или трех линии (на чертеже не показаны);

- участок утилизации твердого остатка (костного остатка и/или панциря) 8;

- участок выработки жира (технического, ветеринарного или пищевого) 9.

Каждый из участков 7, 8 или 9 снабжен необходимыми транспортными средствами и устройствами расфасовки и упаковки готовой продукции (на чертеже не показаны).

Предложенную конструкцию добывающего судна при его практической эксплуатации используют следующим образом.

Поднятую на борт судна рыбу или криль размещают на охлаждение и временное хранение в подпалубных бункерах-аккумуляторах 6. Охлажденный улов посредством установки вакуумной перекачки или иным способом подают на пульпопровод или транспортеры, основной поток направляют к измельчителям (размещенным на участке 7), измельчающим рыбу, и перекачивают в бункер-дозатор, а из него в ферментатор (размещены на участке 7).

Криль поступает непосредственно в бункер-дозатор, минуя измельчитель с палубных ящиков (на чертеже не показаны).

После загрузки ферментатора и разбавления водой включается перемешивание и нагрев. По достижению заданной температуры добавляют фермент, хранение осуществляют посредством специально предусмотренной емкости (на чертеже не показана). Фермент приготавливается в виде раствора в специальном помещении и по системе трубопроводов дозируется в ферментатор.

По окончании процесса ферментации гидролизат дезодорируется непосредственно в ферментаторе путем борботажа паром и выгружается в приемную цистерну (на чертеже не показана).

Для удаления твердого остатка (кости, чешуи или панциря) гидролизат подвергают очистке на горизонтально-осадительной центрифуге (размещенной на участке 8), а затем для отделения жира - на грязевом сепараторе (размещенном на участке 9).

Твердый остаток направляют на линию утилизации, состоящую из взаимосвязанных между собой сушилки, мельницы и блока расфасовки костной муки (или панциря) в мешки (размещены на участке 8, на чертеже не показаны).

Жир направляется на очистку в жировой сепаратор и витаминизацию (размещенный на участке 9).

Очищенный гидролизат при помощи насоса поступает на вакуум выпарной аппарат, где упаривается до содержания сухих веществ 15-35%, после этого подогревается до 70-80°С, а затем сушится до порошкообразного состояния влажностью 5% и направляется в трюм, где расфасовывается в мешки с полиэтиленовыми вкладышами вместимостью по 50 кг (оборудование размещено на участке 9).

Расчет показывает, что промысловые и производственно-технологические возможности добывающего судна с ферментативным способом переработки гидробионтов предложенной конструкции для пелагического промысла мезопелагических видов рыб или криля с последующей безотходной переработкой всего улова в сухие гидролизаты, твердый остаток и жир, превосходят уровень его аналогов, в том числе в отношении всех известных добывающих судов, в том числе траулеров, прежней постройки.

1. Добывающее судно с ферментативным способом переработки гидробионтов, преимущественно мезопелагических рыб и/или криля, содержащее корпус с грузовым трюмом и цистернами для жира, движительно-рулевой комплекс, промысловое и технологическое оборудование, отличающееся тем, что технологическое оборудование выполнено в виде единого судового технологического комплекса ферментативной переработки гидробионтов, включающего участок производства рыбного белкового гидролизата, участок выработки рыбьего жира и участок утилизации твердых остатков, например костного остатка и/или панциря, при этом участок производства рыбного белкового гидролизата содержит взаимосвязанные между собой устройство для ферментации рыбного сырья и других гидробионтов, устройство для разделения продукции на фракции, устройства для упаривания и сушки конечного продукта, а грузовой трюм дополнительно снабжен вентилируемыми охлаждаемыми помещениями для хранения сухого рыбного гидролизата и твердых остатков его переработки.

2. Судно по п.1, отличающееся тем, что технологический комплекс дополнительно снабжен участком приема и кратковременного хранения улова, включающим, по крайней мере, один бункер-аккумулятор, преимущественно секционной конструкции.

3. Судно по п.1 или 2, отличающееся тем, что цистерны выполнены с возможностью предотвращения окисления жира и дополнительно снабжены устройствами и системами для предотвращения окисления жира, например системой хранения в среде инертного газа.

4. Судно по п.3, отличающееся тем, что каждый из участков комплекса ферментативной переработки гидробионтов дополнительно снабжен устройствами расфасовки, упаковки и транспортирования конечной продукции.



 

Похожие патенты:

Полезная модель относится к емкостям для хранения и транспортирования жидкостей и может быть использована на железнодорожном, автомобильном и других видах транспорта

Траулер // 51961

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к переносным приборам, предназначенным для измерения температуры плавления твердых жиров в диапазоне 25-60°С, и может быть использовано в пищевой промышленности, например, для определения качества шпика, применяемого в производстве колбасных изделий по температуре его плавления.
Наверх