Настольная игра "я-спасатель"

Авторы патента:

7 A63F3/00 -

 

Полезная модель относится к области конструирования настольных игр, в частности обучающих настольных игр, и предназначена для изучения основ безопасности жизнедеятельности и формирования у играющих теоретических навыков и умения быстро ориентироваться и принимать правильные решения в отношении практических действий в сложных чрезвычайных ситуациях, например вызванных стихийными бедствиями, и может быть использована в качестве наглядно-демонстрационного учебного пособия, в том числе в условиях аудиторно-классных занятий с учащимися. Игра содержит игровое поле с разметкой и игровые элементы. Новым является то, что поверхность игрового поля выполнена в виде выделенных графически и/или посредством объемного декора, по меньшей мере, четырех игровых зон, каждая из которых является имитационным обозначением одного из видов чрезвычайных ситуаций: «Наводнение», «Землетрясение», «Радиоактивное заражение», «Лесной пожар». Полезная модель позволяет значительно повысить эффективность учебного процесса по основам безопасности жизнедеятельности и формирования у играющих теоретических навыков и умения быстро ориентироваться и принимать правильные решения в отношении практических действий в сложных чрезвычайных ситуациях, например вызванных стихийными бедствиями.

Полезная модель относится к области конструирования настольных игр, в частности к обучающим настольным играм, и предназначена для изучения основ безопасности жизнедеятельности и формирования у играющих теоретических навыков и умения быстро ориентироваться и принимать правильные решения в отношении практических действий в сложных чрезвычайных ситуациях, например вызванных стихийными бедствиями, и может быть использована в качестве наглядно-демонстрационного учебного пособия, в том числе в условиях аудиторно-классных занятий с учащимися.

Известна обучающая настольная географическая игра (см. описание к патенту РФ №2128542, кл. A 63 F 3/04, опубл. 1999.04.10), содержащая упаковочную коробку, игровое поле с разметкой, игровые элементы в составе игровых карточек-жетонов, игровых фишек, и генератор случайных чисел, предназначенная для повышения культурно-образовательного уровня играющих за счет постоянного ознакомления в процессе игры с достопримечательностями различных городов мира.

Недостатком вышеуказанного технического решения является неудобство непосредственного использования обучающей игры в качестве учебного пособия, обусловленное необходимостью наличия относительно большого по площади свободного пространства для размещения мебели типа стола, а также относительная недолговечность игровых полей в виду их быстрого износа по причине многократного непосредственного контактирования с ними играющих в процессе игры.

Наиболее близким техническим решением к заявляемому, принятым за ближайший аналог (прототип) полезной модели, является обучающая настольная игра по правилам дорожного движения (см. описание полезной модели к патенту РФ №40597, кл. A 63 F 3/00, опубл. 2004.09.20, бюл. №26), содержащая игровое поле с разметкой и игровые элементы в виде набора игровых карт с названиями транспортных средств и их маршрутов, набора штрафных карточек, наборов игровых объемных фишек с изображениями знаков дорожного движения, светофоров, имитирующих подачу различных световых сигналов, и набора имитирующих различные транспортные средства игровых фишек, например выполненных в виде игрушечных фигурок конкретных транспортных средств.

Недостатком ближайшего аналога (прототипа) является значительное неудобство и ограниченные возможности непосредственного использования обучающей игры в качестве наглядного учебного пособия, в том числе в условиях аудиторно-классного обучения, например с помощью демонстрационных стендов или столов, а также в ходе проведения занятий с относительно большим количеством их участников, обусловленное наличием в составе игровых элементов игры-прототипа значительного количества объемных игровых фишек в виде различных имитационных игрушечных фигурок, размещаемых в ходе игры на игровом поле.

Предлагаемая полезная модель направлена на устранение недостатков ближайшего аналога - прототипа, включая упрощение конструкции и улучшение его основных потребительских свойств (качеств), позволяющих использовать обучающую настольную игру в качестве нового учебного средства - наглядного учебного пособия, в том числе в ходе аудиторно-классных занятий с учащимися, с одновременным повышением удобства пользования (по сравнению с известными учебными средствами аналогичного назначения, в том числе выполненными, например в виде печатных изданий).

Кроме того, в ходе осуществления игры может быть получен дополнительный оздоровительный эффект в отношении ее участников, связанный с возникновением реакции экстерорецепторов пальцев рук играющих в результате их интенсивного многоразового контактирования в процессе игры с входящими в ее состав игровыми элементами -утолщенными фишками с острыми углами и гранями.

При этом решена задача создания более удобной и простой в использовании обучающей настольной игры, позволяющей за счет заложенной в ней потенциальной возможности ее применения в качестве наглядного учебного пособия значительно повысить эффективность учебного процесса по основам безопасности жизнедеятельности и формирования у играющих теоретических навыков и умения быстро ориентироваться и принимать правильные решения в отношении практических действий в сложных чрезвычайных ситуациях, например вызванных стихийными бедствиями, с одновременным развитием памяти, внимания, сообразительности и логического мышления, а также - с удешевлением изготовления игры (как наглядного учебного пособия) в условиях ее массового производства за счет исключения из состава игровых элементов всех объемных игровых фишек в виде различных имитационных игрушечных фигурок, размещаемых в ходе игры на игровом поле.

Это достигается тем, что в предлагаемой настольной игре, содержащей игровое поле с разметкой, игровые элементы и генератор случайных чисел, например в виде игрального кубика с маркировкой граней, в отличие от ближайшего аналога (прототипа), поверхность игрового поля выполнена в виде выделенных графически и/или посредством объемного декора, по меньшей мере, четырех игровых зон, каждая из которых является имитационным обозначением одного из видов чрезвычайных ситуаций:

«Наводнение», «Землетрясение», «Радиоактивное заражение», «Лесной пожар», а игровые элементы выполнены в виде набора плоских карт с нанесенными на них игровыми таблицами с изображениями и поясняющей

информацией сгруппированных по зонам чрезвычайных ситуаций соответствующих видов спасательной техники: ее наименованиями, выполняемыми функциями, производимыми действиями и возможностями продвижения на игровом поле, наборов плоских игровых фишек, при этом, для каждой из обозначенных на игровом поле чрезвычайных ситуаций предусмотрено, по меньшей мере, два набора игровых фишек: один - с изображениями различных видов спасательной техники, тождественными соответствующим изображениям на игровых картах, другой - с изображениями «пострадавших» в соответствующих зонах чрезвычайных ситуаций, соответственно, выполненных в графически идентифицированном виде, преимущественно различным цветом, в зависимости от вида чрезвычайной ситуации, к которой относятся размещенные на соответствующих фишках изображения, например: «Наводнение» - синий, «Землетрясение» - зеленый, «Радиоактивное заражение» - оранжевый, «Лесной пожар» - красный, включая набор игровых фишек с обозначением «Потушено» для зоны «Лесной пожар», а также дополнительно предусмотренного - общего для всех видов зон чрезвычайных ситуаций набора игровых фишек, выделенных графически в отношении всех вышеупомянутых, например белым фоновым цветом, с нанесенными на них изображениями типа: «Спасательный лагерь», «Спасательная машина», «Спасательный вертолет», при этом, игровое поле посредством разметки разбито на игровые ячейки, например в виде квадратов, а игровые фишки выполнены таким образом, что их размеры и форма в плане строго соответствуют размерам и форме вышеупомянутых игровых ячеек, соответственно.

Кроме того, указанная цель достигается тем, что участки поверхности игрового поля с изображениями игровых зон выделены по периметру при помощи дополнительной игровой разметки, например посредством ограничивающей их штрих-пунктирной линии и/или различным цветом, а

игровое поле может быть выполнено составным, например складным или сборно-разборным из четырех отдельных частей.

В случае необходимости в зависимости от своего функционального назначения игровые ячейки могут быть выполнены в виде фигур произвольной геометрической формы в плане, преимущественно равносторонних многоугольников, а игровые фишки - по типу утолщенных жетонов, преимущественно с острыми гранями и углами, например из прочного картона, пластмассы или дерева с нанесенным на поверхность лицевой стороны покрытием типа бумвенила.

В оптимальном варианте выполнения игры изображения на игровых фишках полностью тождественны соответствующим изображениям на игровых картах.

В качестве генератора случайных чисел в игре используют обычную «игральную кость», например в виде игрального кубика с маркировкой граней, выполненной любым известным способом, например путем нанесения выделенных цветом различного числа точек в количестве от 1 до 6.

Сущность полезной модели поясняется рисунками и чертежами, на которых изображены:

- на фиг.1 - игровое поле с разметкой;

- на фиг.2 - игровая карточка.

Примером конкретного выполнения заявляемой полезной модели является «Настольная игра «Я - спасатель», в которую могут играть 2-4 человека, опытный образец которой с целью апробации и использования, в том числе в качестве наглядного учебного пособия, в варианте, рассчитанном для детей от 9-ти лет и старше и предназначенном для обучения детей основным практическим действиям в сложных чрезвычайных ситуациях, например вызванных стихийными бедствиями, с одновременным ознакомлением и изучением основных видов современной спасательной техники, был разработан и выполнен 000 «Новое Поколение». Для

понимания сущности полезной модели устройство указанного опытного образца приведено в Приложениях 1-3 к описанию полезной модели, где в Приложении 1 приведен общий вид игрового поля в плане; в Приложении 2 -общий вид набора плоских игровых карт с нанесенными на них игровыми таблицами с изображениями конкретных видов и образцов спасательной техники и снаряжения, а также соответствующей поясняющей информацией; в Приложении 3 - общий вид лицевой стороны наборов плоских игровых фишек с изображениями видов спасательной техники и снаряжения, с изображениями, имитирующими «пострадавших» в зонах чрезвычайных ситуаций.

Игра содержит выполненное в виде единого плоскостного элемента игровое поле (1), разбитое посредством прямоугольной разметки (2) на квадратные игровые ячейки (3), с размещенными на его поверхности четырьмя игровыми зонами, каждая из которых является имитационным обозначением одного из видов чрезвычайных ситуаций: «Наводнение» (4), «Землетрясение» (5), «Радиоактивное заражение» (6), «Лесной пожар» (7), и отделена от другой посредством дополнительной графической разметка (8); наборы утолщенных квадратных игровых фишек-жетонов (9), на лицевой (10) стороне каждой из которых нанесены, согласно Приложению 3, изображения (11) видов спасательной техники и снаряжения, с изображениями, имитирующими «пострадавших» в зонах чрезвычайных ситуаций, и другие, необходимые для осуществления учебно-демонстрационной игры; набор плоских игровых карт с изображениями конкретных видов и образцов спасательной техники и снаряжения (на чертеже не показан).

По своим размерам игровые фишки-жетоны (9) в точности соответствуют игровым ячейкам (3) на игровом поле (1) и выполнены различным цветом, в зависимости от вида чрезвычайной ситуации, к которой относятся размещенные на соответствующих фишках изображения: «Наводнение» (4) - синий, «Землетрясение» (5) - зеленый, «Радиоактивное

заражение» (6) - оранжевый, «Лесной пожар» («Лесной пожар вблизи населенного пункта») (7) - красный, при этом игровое поле (1) выполнено складным.

Кроме того, игра дополнительно содержит набор игровых фишек-жетонов (9) с обозначением «Потушено» для зоны «Лесной пожар» (на чертеже не показаны) и набор игровых фишек-жетонов (9) с белым фоновым цветом (на чертеже не показаны), с нанесенными на них изображениями:

«Спасательный лагерь», «Спасательная машина», «Спасательный вертолет».

Игра также содержит, по меньшей мере, один игральный кубик (на чертеже не показан).

В общем случае игру ведут следующим образом.

Цель игры - эвакуировать пострадавших из зоны чрезвычайной ситуации в спасательный лагерь. Спасательные работы осуществляются путем передвижения игровых фишек 9 по игровому полю 1.

В каждой чрезвычайной ситуации используются фишки 9 (спасательная техника) с фоном определенного цвета:

«Наводнение» - синий,

«Землетрясение» - зеленый,

«Радиоактивное заражение» - оранжевый,

«Лесной пожар» - красный.

Фишки с белым фоном можно использовать для всех видов чрезвычайных ситуаций.

В игре также используются фишки:

«Пострадавший» - во всех зонах,

«Потушено» - только в зоне «Лесной пожар вблизи населенного пункта».

Перед началом игры участники раскладывают на клетки поля (1), обведенные желтым цветом (на чертеже не показаны), фишки «Пострадавший» (для каждой чрезвычайной ситуации определенного цвета).

Затем игроки распределяют между собой зоны чрезвычайной ситуации: (4), (5), (6) или (7). Для этого они бросают кубик и выбирают зоны чрезвычайной ситуации по очереди, в порядке убывания числа, выпавшего на кубике: первым выбирает тот, у кого выпало наибольшее количество точек на верхней стороне кубика.

В случае когда игроков двое или трое, они также выбирают только по одной зоне чрезвычайной ситуации.

Каждый участник игры должен развернуть свой «спасательный лагерь», куда он будет доставлять «пострадавших». Для этого он ставит белую фишку «Спасательный лагерь» на любую клетку вне зоны чрезвычайной ситуации.

Затем игроки приступают к расстановке техники, которая потребуется им для проведения спасательных работ. В каждой зоне чрезвычайной ситуации можно использовать фишки определенного цвета, а также по одной белой фишке «Спасательная машина» и «Спасательный вертолет».

Спасательную технику расставляют вне зоны чрезвычайной ситуации, на любые клетки поля у ее границы, а технику, предназначенную для зоны «Наводнение», располагают на воде, но только на клетках, прилегающих к обозначенному на игровом поле (1) понтону (на чертеже не показан).

Сначала игроки определяют очередность ходов, для этого каждый бросает кубик. У кого выпадет больше точек на верхней стороне кубика, тот ходит первым, и так далее.

За один ход каждый игрок может передвигать только один вид техники по горизонтали или вертикали, по диагонали передвигать фишки (9) нельзя. Нельзя ставить фишку на клетку, на которой уже стоит фишка, эту клетку нужно обходить. Исключение составляют клетки с понтоном, а также с фишками «Спасательный лагерь» и «Обеззараживающий пункт». Использовать спасательную технику следует в соответствии с описанием, данным в таблице «Спасательная техника» на прилагаемой игровой карте.

Получив право хода, игрок приступает к спасательным работам, порядок проведения которых зависит от зоны чрезвычайной ситуации (см. «Порядок проведения спасательных работ»). Он бросает кубик, после чего продвигает одну из своих фишек (9) на количество клеток, которое указано в графе таблицы (на игровой карте) «Скорость продвижения» для выбранной им спасательной техники. Для спасения пострадавших нужно выполнить действия, указанные в таблице. Каждое действие отнимает одну единицу от числа, выпавшего на кубике. Пострадавшего начинают спасать, когда техника добралась до соседней с ним клетки.

При доставке пострадавших нужно учитывать вместимость спасательной техники, указанную в графе таблицы «Функции» (на игровой карте).

Выигрывает тот игрок, который первым эвакуирует всех своих пострадавших в спасательный лагерь.

Порядок проведения спасательных работ.

«Наводнение» (4).

Сначала нужно доставить к пристани и выгрузить на понтон всех пострадавших с помощью спасательной техники, предназначенной для этой зоны. Затем приступают к доставке пострадавших в лагерь с помощью спасательной машины или спасательного вертолета.

Экипировка спасателя: спасательный жилет. Людей поднимают на борт спасательного судна с помощью канатов или сетей.

«Землетрясение» (5).

Прежде всего следует расчистить завалы с помощью бульдозера, который проходит по всем клеткам (3) зоны (5), пропуская клетки с пострадавшими. Затем пострадавших освобождают с помощью экскаватора или подъемного крана. После этого можно приступать к транспортировке пострадавших в лагерь с помощью спасательной машины или спасательного вертолета. Экипировка спасателя: брезентовый костюм, каска, подручное средство - фонарик.

«Радиоактивное заражение» (6).

Сначала следует обеззаразить территорию с помощью авторазливочной станции, которая проходит по всем клеткам (3) зоны (6), пропуская клетки с пострадавшими. После этого в любой клетке на границе зоны заражения устанавливается обеззараживающий пункт. Покинуть зону (6) можно только через него. Затем приступают к эвакуации пострадавших. С помощью спасательной машины, машины скорой помощи или спасательного вертолета через обеззараживающий пункт их доставляют в спасательный лагерь.

Экипировка спасателя: изолирующий костюм, защитные очки, хлопчатобумажные перчатки, респиратор, фильтрующий противогаз.

«Лесной пожар» («Лесной пожар вблизи населенного пункта») (7).

Сначала ликвидируют очаги возгорания с помощью пожарной машины или пожарного вертолета. За один ход можно потушить только один очаг возгорания, на место которого спасатель кладет фишку «Потушено» с изображением соответствующего фрагмента игрового поля (1). Затем приступают к эвакуации пострадавших в спасательный лагерь, используя спасательную машину, машину скорой помощи или спасательный вертолет.

Экипировка спасателя: асбестовый костюм, покрытый алюминиевой оболочкой, подручное средство - огнетушитель.

Спасательный лагерь, спасательная машина и спасательный вертолет оборудованы контейнерами с водой, продовольствием и медикаментами, баллонами с воздухом.

Необходимо также отметить, что, при сохранении всех существенных отличий, правила игры могут быть откорректированы в сторону усложнения или в сторону упрощения.

1. Настольная игра, содержащая игровое поле с разметкой, игровые элементы и генератор случайных чисел, например в виде игрального кубика с маркировкой граней, отличающаяся тем, что поверхность игрового поля выполнена в виде выделенных графически и/или посредством объемного декора, по меньшей мере, четырех игровых зон, каждая из которых является имитационным обозначением одного из видов чрезвычайных ситуаций: "Наводнение", "Землетрясение", "Радиоактивное заражение", "Лесной пожар", а игровые элементы выполнены в виде набора плоских карт с нанесенными на них игровыми таблицами с изображениями и поясняющей информацией сгруппированных по зонам чрезвычайных ситуаций соответствующих видов спасательной техники: ее наименованиями, выполняемыми функциями, производимыми действиями и возможностями продвижения на игровом поле, наборов плоских игровых фишек, при этом для каждой из обозначенных на игровом поле чрезвычайных ситуаций предусмотрено, по меньшей мере, два набора игровых фишек: один - с изображениями различных видов спасательной техники, тождественными соответствующим изображениям на игровых картах, другой - с изображениями "пострадавших" в соответствующих зонах чрезвычайных ситуаций, соответственно, выполненных в графически идентифицированном виде, преимущественно различным цветом, в зависимости от вида чрезвычайной ситуации, к которой относятся размещенные на соответствующих фишках изображения, например: "Наводнение" - синий, "Землетрясение" - зеленый, "Радиоактивное заражение" - оранжевый, "Лесной пожар" - красный, включая набор игровых фишек с обозначением "Потушено" для зоны "Лесной пожар", а также дополнительно предусмотренного общего для всех видов зон чрезвычайных ситуаций набора игровых фишек, выделенных графически в отношении всех вышеупомянутых, например белым фоновым цветом, с нанесенными на них изображениями типа: "Спасательный лагерь", "Спасательная машина", "Спасательный вертолет", при этом игровое поле посредством разметки разбито на игровые ячейки, например в виде квадратов, а игровые фишки выполнены таким образом, что их размеры и форма в плане строго соответствуют размерам и форме вышеупомянутых игровых ячеек, соответственно.

2. Игра по п.1, отличающаяся тем, что игровые ячейки выполнены в виде фигур произвольной геометрической формы в плане, преимущественно равносторонних многоугольников, а игровые фишки - по типу утолщенных жетонов, преимущественно с острыми гранями и углами, например из прочного картона, пластмассы или дерева с нанесенным на поверхность лицевой стороны покрытием типа бумвенила.

3. Игра по п.1 или 2, отличающаяся тем, что изображения на игровых фишках полностью тождественны соответствующим изображениям на игровых картах.

4. Игра по п.3, отличающаяся тем, что участки поверхности игрового поля с изображениями игровых зон выделены по периметру при помощи дополнительной игровой разметки, например посредством ограничивающей их штрих-пунктирной линии и/или различным цветом.

5. Игра по п.4, отличающаяся тем, что игровое поле выполнено составным, например складным или сборно-разборным из четырех отдельных частей.



 

Похожие патенты:

Группа полезных моделей относится к дорожной технике для уплотнения строительных материалов, оснований дорог, аэродромов, конструкционных материалов и уплотнения оснований дамб с большим уклоном.
Наверх