Устройство для регулирования наклона спинки сиденья транспортного средства

 

Устройство для регулирования наклона спинки сиденья транспортного средства относится к регулируемым сиденьям, в частности, для операторов локомотивов. Устройство содержит кронштейны 1 сиденья, кронштейны 2 спинки и стопорный механизм. Кронштейны 1 и 2 жестко закреплены соответственно на сиденье и спинке и размещены на общей оси 3 поворота. Стопорный механизм содержит подпружиненную ось 4, на которой закреплена ручка 6 управления. В кронштейне 1 сиденья выполнен ряд расположенных по дуге окружности фиксирующих отверстий 7, в которых перемещают подпружиненную ось 4 по направлению регулировки и фиксируют ее в одном из отверстий 7 в выбранном положении наклона спинки. Кронштейн 2 спинки снабжен жестко установленным на нем полым корпусом 8, а подпружиненная ось 4 размещена в полом корпусе. Ось 4 имеет два участка 9 и 10 разного, соответственно большего и меньшего диаметра, между которыми выполнен конический участок 11, который меньшим диаметром обращен в сторону ручки 6. Стопорный механизм выполнен с одной стороны сиденья. Устройство содержит меньше подвижных деталей, что обеспечивает упрощение конструкции и малогабаритность и является технологически более простым в изготовлении. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Заявляемое техническое решение относится к транспортному машиностроению, а конкретнее к средствам повышения комфортабельности транспортных средств, в частности, к регулируемым сиденьям, предназначенным, например, для операторов локомотивов.

Широко известны сиденья транспортных средств с регулируемой спинкой, содержащие различные шарнирно-рычажные механизмы, в частности, устройство для регулирования наклона спинки сиденья, содержащее вращающийся на оси рычаг спинки с расположенными по радиусу отверстиями и управляющий подпружиненный рычаг, охваченный штырем с флажком, при этом флажок взаимодействует с вышеупомянутыми отверстиями, скользя по поверхности рычага спинки и выбирая нужный наклон / патент РФ на изобретение №2045419, МПК: 6 B 60 N 2/06 /.

Недостаток этого устройства заключается в том, что оно конструктивно и технологически сложно, требует высокой точности обработки деталей или настройки по месту каждого механизма.

Наиболее близким техническим решением (прототипом) является устройство для регулирования угла наклона спинки сиденья транспортного средства, содержащее шарнирно-рычажную систему из двуплечих рычагов, концы которых установлены на кронштейнах сиденья и спинки с возможностью поворота кронштейна спинки относительно кронштейна сиденья. Устройство имеет стопорный механизм, содержащий подпружиненную ось, на которой закреплена ручка управления, а в кронштейне сиденья выполнен ряд расположенных по дуге окружности фиксирующих отверстий / авторское свидетельство СССР №867714, MПК 3 B 60 N 1/08/.

Недостатки прототипа заключаются в конструктивной и технологической сложности рычажной системы.

Предлагаемое устройство направлено на решение задачи снижения трудоемкости изготовления устройства за счет уменьшения его конструктивной и технологической

сложности. Этот технический результат достигается следующей совокупностью существенных признаков.

В устройстве для регулирования наклона спинки, содержащем кронштейны сиденья, кронштейны спинки и стопорный механизм, где кронштейны спинки установлены с возможностью поворота относительно кронштейнов сиденья, стопорный механизм содержит подпружиненную ось, на которой закреплена ручка управления, а в кронштейне сиденья выполнен ряд расположенных по дуге окружности фиксирующих отверстий, согласно заявляемому техническому решению, кронштейн спинки снабжен жестко установленным на нем полым корпусом, а подпружиненная ось размещена в полом корпусе.

При этом подпружиненная ось имеет два участка разного, соответственно большего и меньшего диаметра, между которыми выполнен конический участок, который меньшим диаметром обращен в сторону ручки управления.

Стопорный механизм выполнен с одной стороны сиденья.

Сущность технического решения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид устройства, на фиг.2 - вид А на фиг.1, на фиг.3 - разрез Б-Б на фиг.2.

Устройство для регулирования наклона спинки содержит кронштейны 1 сиденья, кронштейны 2 спинки и стопорный механизм.

Кронштейны 1 и 2 жестко установлены соответственно на сиденье и спинке и имеют общую ось 3 поворота.

Стопорный механизм содержит ось 4, подпружиненную пружиной 5. На оси 4 жестко закреплена ручка 6 управления. При этом в кронштейне 1 сиденья выполнен ряд расположенных по дуге окружности фиксирующих отверстий 7.

Кронштейн 2 спинки снабжен жестко установленным на нем полым корпусом 8, а подпружиненная ось 4 размещена в полом корпусе 8.

Подпружиненная ось 4 имеет два участка 9 и 10 разного, соответственно большего и меньшего диаметра, между которыми выполнен конический участок 11. Конический участок 11 обращен меньшим диаметром в сторону ручки 6 управления.

Для базирования оси 4 и предотвращения выпадения пружины 5 в полом корпусе 9 установлена резьбовая втулка 12.

Стопорный механизм выполнен с одной стороны сиденья.

Работа устройства осуществляется следующим образом. Оператор, находясь на сиденье, вдавливает ручку 6 управления, воздействуя на подпружиненную ось 4 до тех пор, пока ее участок 10 меньшего диаметра не войдет в отверстие 7 кронштейна!. Затем участок 10 оси 4 ручкой 6 управления перемещают в фиксирующих отверстиях 7 по направлению регулировки. Выбрав нужный наклон спинки, ручку 6 управления отпускают, при этом пружина 5 возвращает ось 4 в исходное положение, и происходит фиксация спинки участком 10 большего диаметра оси 4 в выбранном отверстии 7.

Заявляемое устройство содержит меньшее количество подвижных деталей, что делает его конструктивно более простым и менее габаритным. При этом не требуется высокой точности обработки деталей, так как центрирование оси 4 в отверстиях 7 происходит по конической поверхности участка 11, что также является конструктивно и технологически более простым. Это обеспечивает задачу снижения трудоемкости изготовления устройства. Устройство может выдерживать большие усилия, так как фиксация в отверстиях 7 происходит по большему диаметру участка 9 подпружиненной оси 4, вследствие чего повышается надежность в работе.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

1/ патент РФ на изобретение №2045419, МПК: 6 B 60 N 2/06

2/ авторское свидетельство СССР №867714, МПК: 3 B 60 N 1/08.

1. Устройство для регулирования наклона спинки сиденья транспортного средства, содержащее кронштейны сиденья, кронштейны спинки и стопорный механизм, при этом кронштейны спинки установлены с возможностью поворота относительно кронштейнов сиденья, а стопорный механизм содержит подпружиненную ось, на которой закреплена ручка управления, причем в кронштейне сиденья выполнен ряд расположенных по дуге окружности фиксирующих отверстий, отличающееся тем, что кронштейн спинки снабжен жестко установленным на нем полым корпусом, а подпружиненная ось размещена в полом корпусе.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что подпружиненная ось имеет два участка разного, соответственно большего и меньшего диаметра, между которыми выполнен конический участок, при этом конический участок обращен меньшим диаметром в сторону ручки управления.

3. Устройство по пп.1 и 2, отличающееся тем, что стопорный механизм выполнен с одной стороны сиденья.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автомобилестроению, к устройствам для регулирования угла наклона спинки сидения транспортного средства относительно подушки сиденья
Наверх