Приемная часть запорного механизма для спинки сиденья транспортного средства

 

Полезная модель относится к области автомобилестроения, в частности к приемной части запорного механизма, которая устанавливается в спинке сиденья, преимущественно заднего, автомобиля. Приемная часть запорного механизма для спинки сиденья транспортного средства содержит, по крайней мере, корпус 5, фиксирующее устройство 8 и упругий элемент 21. Фиксирующее устройство содержит ротор 19 и собачку 20, соединенные друг с другом упругим элементом 21 и установленные с возможностью поворота относительно осей 10 и 12, соответственно, жестко закрепленных в корпусе 5, содержащем вырез 13 с расширенным участком для входа или выхода отъемной части запорного механизма. Причем приемная часть дополнительно снабжена рычагом 7 привода, верхний концевой участок 39 которого выступает из корпуса 5 наружу, а нижний концевой участок 40 воздействует на собачку 20 в процессе открывания запорного механизма. Технический результат направлен на повышение надежности приемной части запорного механизма, технологичного при сборке.

Полезная модель относится к области автомобилестроения, в частности к приемной части запорного механизма, которая устанавливается в спинке сиденья, преимущественно заднего, автомобиля.

Из уровня техники известна приемная часть запорного механизма для спинки сиденья транспортного средства (ближайший аналог - Каталог запасных частей. Автомобили ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112 и их модификации. - М: Издательство «Колесо», 2000, стр.177, табл. М13, поз. 12605371, 13276401, 2111-6824156, 2101-6203332, 2108-6824184, 2108-6824102, 2108-6824122, 2108-6824110), содержащая корпус с горизонтальным отверстием для приема отъемной части запорного механизма, жестко установленной на кузове транспортного средства, и вертикальным отверстием для размещения фиксирующего устройства. Фиксирующее устройство содержит подпружиненный винтовой пружиной стержень, выполненный с возможностью вертикального перемещения и заходом в горизонтальный паз с целью фиксации отъемной части запорного механизма. В верхней части корпуса устанавливается крышка, в которую верхним концевым участком упирается упомянутая винтовая пружина приемной части, что снижает

надежность запорного механизма. Кроме того, описанная конструкция требует от пользователя значительных усилий, прилагаемых к стержню фиксирующего устройства при поднятии его вверх в процессе разблокирования запорного механизма, что снижает потребительские качества изделия; а также точного совмещения центральных осей отъемной части и горизонтального отверстия корпуса приемной части, что усложняет технологический процесс сборки механизма.

Задача полезной модели направлена повышение надежности приемной части запорного механизма, технологичного при сборке.

Для решения поставленной задачи приемная часть запорного механизма для спинки сиденья транспортного средства содержит, по крайней мере, корпус, фиксирующее устройство и упругий элемент, где фиксирующее устройство содержит ротор и собачку, соединенные друг с другом упругим элементом и установленные с возможностью поворота относительно осей, жестко закрепленных в корпусе, содержащем вырез с расширенным участком для входа или выхода отъемной части запорного механизма, причем приемная часть дополнительно снабжена рычагом привода, верхний концевой участок которого выступает из корпуса наружу, а нижний концевой участок воздействует на собачку в процессе открывания запорного механизма; нижний концевой участок рычага привода, воздействующий на собачку, выполнен в виде выступа; ротор и собачка снабжены выступами с кольцевыми канавками для

размещения концевых участков упругого элемента; участок выреза для входа или выхода отъемной части запорного механизма имеет конусообразное расширение.

Сущность технического решения поясняется на чертежах.

Фиг.1 - изображен запорный механизм.

Фиг.2 - изображено сиденье со спинкой, зафиксированной относительно кузова транспортного средства посредством запорного механизма.

Фиг.3 - изображена взрыв-схема приемной части запорного механизма.

Фиг.4 - изображена крышка приемной части запорного механизма.

Фиг.5 - изображены элементы приемной части запорного механизма.

Фиг.6 - изображен запорный механизм в положении «закрыто».

Фиг.7 - изображен запорный механизм в положении «открыто».

Запорный механизм для спинки сиденья транспортного средства (см. фигуру 1) содержит приемную 1 и отъемную 2 части, первая из которых жестко крепится к тыльной стороне спинки 3 сиденья, а отъемная часть 2 - жестко крепится к кузову 4 или другому элементу транспортного средства, не относящемуся к сиденью (см. фигуру 2).

Приемная часть 1 содержит, по крайней мере, корпус 5, крышку 6, рычаг 7 привода, фиксирующее устройство 8 (см. фигуру 3).

Корпус 5 является несущим элементом приемной части 1 и содержит центральную стенку 9 с жестко установленными осями 10, 11 и 12, представляющими собой втулки, вырез 13 для приема отъемной

части 2 запорного механизма, боковые стенки 14 и 15. Вырез 13 образован двумя участками 16 и 17, первый из которых является зоной входа или выхода отъемной части 2 запорного механизма, а второй является зоной расположения отъемной части в закрытом положении запорного механизма. Вырез 13 может быть выполнен по всей длине L плавно расширенным по направлению к периферийной части 18 корпуса 5, выполненной в виде продолжения образующих поверхностей D выреза 13. Вторым вариантом является выполнение участка 16 выреза 13 расширенным, по сравнению с участком 17, при этом образующие поверхности D выреза 13 расположены параллельно друг другу (на фигурах не изображено). Конкретным примером является выполнение участка 16 выреза 13 плавно расширенным, например, в виде конуса, по направлению к периферийной части 18 корпуса 5, что повышает точность входа отъемной части 2 запорного механизма.

Фиксирующее устройство 8 содержит ротор 19 и собачку 20, установленные с возможностью поворота относительно осей 10 и 12, соответственно, и соединенные друг с другом упругим элементом 21, например, цилиндрической пружиной, концевые участки 22 и 23 которого зацеплены, соответственно, за выступы 24 и 25 ротора 19 и собачки 20, соответственно. Упомянутые выступы 24 и 25 представляют собой цилиндрические стержни с кольцевыми выемками 26 и 27,

соответственно, в которых располагаются ранее упомянутые концевые участки 22 и 23, соответственно, упругого элемента 21.

Ротор 19 выполнен в виде пластины сложного профиля и содержит, по крайней мере, вырезы N и М и вершины 28 и 29, где вырез N образован участками 30 и 31, первый из которых примыкает к вершине 28, а участок 31 примыкает к вершине 29 (см. фигуру 5). Вырез М образован участками 32 и 33, первый из которых примыкает к вершине 29.

Собачка 20 выполнена в виде пластины сложного профиля и содержит, по крайней мере, вырезы W и Z и вершины 34 и 35, где часть выреза W образована участком 36, примыкающим к вершине 34, а вырез Z образован участками 37 и 38, последний из которых примыкает к вершине 35.

Рычаг 7 привода представляет собой вытянутый элемент, установленный с возможностью поворота на оси 11 и содержащий верхний 39 и нижний 40 концевые участками, верхний 39 из которых выступает из корпуса 5 и на который воздействует пользователь для изменения положения спинки сиденья. Для удобства пользователя на верхний концевой участок 39 может быть установлен декоративный колпак 41, выполненный, например, из пластмассы. Нижний концевой участок 40 рычага 7, выполненный в виде выступа, располагается в корпусе 5 и оказывает давление на участок 36 и вершину 34 собачки 20 в процессе

размыкания запорного механизма. Преимущественным вариантом является выполнение рычага 7 с изгибом 42, образуя, таким образом, Z - образную форму.

Крышка 6 содержит центральную стенку 43 с отверстиями 44 и 45, соответственно, под оси 10 и 11, боковые стенки 46 и 47, вырез 48, выполненный по форме аналогично вырезу 13 корпуса 5, верхний участок 49 для приема крышки привода, являющейся, преимущественно, декоративным элементом. Корпус 5 и крышка 6 жестко соединены друг с другом посредством осей 10 и 11, образуя закрытую коробчатую форму, внутри которой расположено фиксирующее устройство 8 и часть рычага 7, включая нижний концевой участок 40. При этом боковые стенки 14, 15 и 46, 47, соответственно корпуса 5 и крышки 6 располагаются друг против друга и контактируют друг с другом своими кромочными участками, а центральные стенки 9 и 43 с вырезами 13 и 48, соответственно, располагаются параллельно друг другу.

В положении запорного механизма «закрыто» (см. фигуру 6) отъемная часть 2 располагается в участке 16 выреза 13 и упирается в участок 30, препятствующий ее выходу из выреза 13; упругий элемент 21 находится в максимально растянутом положении; ротор 19 участком 31 оказывает давление на участок 38 собачки 20, при этом вершина 29 ротора 19 располагается во впадине Z собачки 20, а участки

32 и 37 прижаты друг к другу; нижний концевой участок 40 рычага 7 свободно перемещается во впадине W собачки 20 с возможностью контакта с вершиной 34.

При воздействии пользователя на верхний концевой участок 39 рычага 7 происходит давление нижним концевым участком 40 на вершину 34 и участок 36 собачки 20, при этом последняя, преодолевая сопротивление упругого элемента 21, поворачивается и вершина 29 ротора 19 выходит из выреза Z, участок 30 с вершиной 28 устремляются вниз, освобождая проход для выхода отъемной части 2.

В положении запорного механизма «открыто» (см. фигуру 7) упругий элемент 21 находится в сжатом положении при этом участки 33 и 37, соответственно, ротора 10 и собачки 20 прижаты друг к другу.

Описанная конструкция приемной части запорного механизма надежна в эксплуатации и технологична при сборке.

1. Приемная часть запорного механизма для спинки сиденья транспортного средства, содержащая, по крайней мере, корпус, фиксирующее устройство и упругий элемент, отличающаяся тем, что фиксирующее устройство содержит ротор и собачку, соединенные друг с другом упругим элементом и установленные с возможностью поворота относительно осей, жестко закрепленных в корпусе, содержащем вырез с расширенным участком для входа или выхода отъемной части запорного механизма, причем приемная часть дополнительно снабжена рычагом привода, верхний концевой участок которого выступает из корпуса наружу, а нижний концевой участок воздействует на собачку в процессе открывания запорного механизма.

2. Приемная часть запорного механизма для спинки сиденья транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что нижний концевой участок рычага привода, воздействующий на собачку, выполнен в виде выступа.

3. Приемная часть запорного механизма для спинки сиденья транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что ротор и собачка снабжены выступами с кольцевыми канавками для размещения концевых участков упругого элемента.

4. Приемная часть запорного механизма для спинки сиденья транспортного средства по п.1, отличающаяся тем, что участок выреза для входа или выхода отъемной части запорного механизма имеет конусообразное расширение.



 

Наверх