Поясничный упор (варианты)

 

Предполагаемая полезная модель может быть использована при разработке спинок кресел транспортных средств. В корпусе 1 (рис.1) установлен винт 3. Сам корпус 1 установлен в отверстии 4 кронштейна 5, который неподвижно закреплен болтом 6 на внутренней поверхности правой боковины 7. Резьбовая часть винта 3 (рис.2) расположена в резьбовом отверстии 10 тяги-гайки 11. На корпусе 1 неподвижно в резьбовом отверстии 12 закреплен конец направляющей 13, а ее цилиндрическая часть свободно расположена в отверстии 14 тяги-гайки 10, при этом на другом конце направляющей 13 неподвижно закреплен ограничительный упор 15. На тяге-гайке 11 неподвижно закреплен один конец гибкого опорного элемента 16, а другой его конец, петлей охватив левую боковину 18, неподвижно закреплен на правой боковине 7. Вращая винт 3 по часовой стрелке, тяга-гайка 11 перемещается к правой боковине 7 и перемещает за собой гибкий опорный элемент 16, который при этом уменьшает свою длину, в результате чего уменьшается его прогиб. При вращении винта 11 против часовой стрелки, тяга-гайка 11 ослабляет гибкий опорный элемент 16, при этом под действием усилия от спины сидящего выбирается слабина и увеличивается прогиб. Вращая винт 3 в разных направлениях, добиваются комфортного положения прогиба гибкого опорного элемента 16. Наличие в отверстии 14 тяги-гайки 11 направляющей 13 предотвращает от ее вращения при движении. Ограничительный упор 15 предотвращает сход тяги-гайки 11 с винта 3. 2 нез.п. ф-лы, 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

Предполагаемая полезная модель может быть использована при разработке спинок кресел транспортных средств, в частности автомобильных кресел переднеприводных моделей ВАЗа.

Известна спинка кресла (патент на изобретение 2281677, А47С 7/44) содержащая рамные элементы, опорный элемент, соединяющий рамные элементы для создания опоры для нагрузки от тела сидящего, механизм регулирования степени изгиба опорного элемента.

Недостатком известной спинки кресла является сложность конструкции, так как механизм регулирования степени изгиба опорного элемента выполнен в виде эксцентрикового шкива и проходящей вокруг него проволоки. А это требует наличие дополнительного устройства для фиксации шкива после установки необходимого изгиба опорного элемента.

Известен поясничный упор (журнал «За рулем», 2, 2007 г., стр.186, прототип), который устраняет недостаток аналога. Он содержит установленный на одной из боковин каркаса механизм регулирования степени изгиба опорного элемента, выполненного в виде пары «винт-гайка», и опорный элемент, соединяющий боковины каркаса.

Недостатком известного поясничного упора является:

- устанавливается только на переднеприводных моделях ВАЗа, так как там есть готовые отверстия и пазы;

- нельзя жестко закрепить винт на боковине каркаса, так как он должен вращаться - это снижает надежность конструкции;

- тяга имеет возможность вращения вокруг винта, что так же снижает надежность конструкции, т.к. возможен зацеп тяги за внутреннюю обшивку кресла;

- так как винт закреплен перпендикулярно на боковине кресла, то при увеличении степени изгиба опорного элемента, спина водителя упирается в него, что приводит к мало комфортным условиям во время езды и является потенциально опасным при ДТП.

Задачей предполагаемой полезной модели является повышение надежности работы конструкции и улучшения комфорта при езде, а так же увеличение технологических возможностей конструкции за счет установки на более широкую гамму моделей легковых и грузовых автомобилей.

Поставленная задача решается за счет того, что корпус, выполненный, например, в виде ступенчатого цилиндра с радиальным отверстием, где установлен с возможностью осевого вращения винт, при этом сам корпус установлен с возможностью поворота в перпендикулярном винту отверстии кронштейна, который неподвижно, например, винтом, закреплен внутри одной из боковин каркаса. В корпусе выполнено резьбовое отверстие параллельно первому, в котором неподвижно закреплен один конец направляющей, например, резьбовой шпильки, при этом ее цилиндрическая часть свободно установлена в соосном ей отверстии, просверленным в тяге-гайке. На свободном конце направляющей, например, резьбовой шпильке, закреплен ограничительный упор, например, самоконтрящаяся гайка. Корпус, выполненный, например, в виде цилиндра с радиальным отверстием, где с возможностью осевого вращения расположен винт, неподвижно закреплен на одном конце гибкого опорного элемента, например, винтами-саморезами, а другой его конец, петлей охватив обе боковины каркаса, неподвижно закреплен на тяге-гайке, например, винтами-саморезами. Тяга-гайка, неподвижно, например, винтами-саморезами, закреплена на задней поверхности гибкого опорного элемента, а его противоположный конец неподвижно, например, винтами-саморезами, закреплен на другой боковине каркаса. По крайней мере на одной из боковин каркаса с вешней стороны неподвижно, например, винтами-саморезами, закреплена направляющая, выполненная, например, в виде «П»-образной пластины, во внутренней поверхности которой с возможностью перемещения расположен гибкий опорный элемент.

Предполагаемая полезная модель иллюстрируется схемами:

- рис.1 - показана кинематическая схема поясничного упора;

- рис.2 - показано сечение А-А;

- рис.3 и 4 - показаны кинематические схемы вариантов поясничного упора;

- рис.5 - вид Б.

Поясничный упор состоит из следующих элементов. В корпусе 1 (рис.1), выполненном, например, в виде ступенчатого цилиндра, выполнено радиальное отверстие 2 (рис.2), в котором расположен с возможностью осевого вращения винт 3. Сам корпус 1 установлен с возможностью поворота в перпендикулярном винту 3 отверстии 4 кронштейна 5. Причем последний неподвижно закреплен, например, болтом 6, на внутренней поверхности одной из боковин, например, правой боковине 7, каркаса спинки (условно не показано). За корпусом 1 на винте 3 установлен ограничитель его осевого перемещения, например, шайба 8 и шплинт 9. Резьбовая часть винта 3 расположена резьбовом отверстии 10 тяги-гайки 11, образуя передачу «винт-гайка». На корпусе 1 параллельно отверстию 2 выполнено резьбовое отверстие 12, в котором неподвижно закреплен один конец направляющей 13, например, резьбовой шпильки, при этом ее цилиндрическая часть свободно расположена в соосном ей отверстии 14, выполненным в тяге-гайке 11, а на другом конце неподвижно установлен ограничительный упор 15, например, самоконтрящаяся гайка. Один конец гибкого опорного элемента 16 неподвижно закреплен, например, винтами-саморезами 17, на тяге-гайке 11. Другой конец гибкого опорного элемента 16, петлей охватив левую боковину 18, например, пройдя через паз, неподвижно закреплен винтами-саморезами 17, на правой боковине 7.

В другом варианте поясничный упор состоит из следующих элементов. По крайней мере, у одного конца гибкого опорного элемента 16 (рис.3) на его задней поверхности неподвижно, например, винтами-саморезами 17, закреплен корпус 19, например, выполненный в виде цилиндра, с радиальным отверстием 20, в котором расположен с возможностью вращения винт 3. Причем другой конец гибкого опорного элемента 16, обогнув боковины 7 и 18 каркаса спинки (условно не показан) неподвижно закреплен, например, винтами-саморезами 17, на тяге-гайке 11, например, выполненной в виде цилиндра с радиальным резьбовым отверстием 10, в котором расположен свободный конец винта 3, образуя передачу «винт-гайка».

В другом исполнении (рис.4) корпус 19 с радиальным отверстием 20, в котором с возможностью вращения расположен винт 3, неподвижно закреплен, винтами-саморезами 17, на задней поверхности гибкого опорного элемента 16, например, рядом с правой боковиной 7, причем правый конец гибкого опорного элемента 16 петлей охватив правую боковину 7, неподвижно закреплен на тяге-гайке 11, например, винтами-саморезами 17, в резьбовом отверстии 10 которой установлен винт 3, образуя передачу «винт-гайка». При этом другой конец гибкого опорного элемента 16 неподвижно закреплен на левой боковине 18, например, винтами-саморезами 17. С внешней стороны одной из боковин каркаса, например, правой боковины 7 (рис.5) неподвижно закреплена, например, винтами-саморезами 17, направляющая 21, например, сделанная в виде «П»-образной пластины. Во внутренней поверхности направляющей 21 расположен с возможностью перемещения гибкий опорный элемент 16.

Работа поясничного упора происходит следующим образом.. Винт 3 (рис.1), взаимодействуя с резьбовым отверстием 10 тяги-гайки 11, образует с ней передачу «винт-гайка», в которой вращение винта 3 преобразуется в поступательное перемещение тяги-гайки 11 вдоль него, так как шайба 8 и шплинт 9 не дают ему возможность осевого перемещения. Вращая винт 3 по часовой стрелке, тяга-гайка 11 перемещается вдоль него к правой боковине 7 каркаса до упора в корпус 1. Причем отверстие 14 (рис.2) тяги-гайки 11 охватывает направляющую 13, и она также перемещается и вдоль нее, что дает гарантию от перекосов при ее линейном перемещении. Перемещаясь, тяга-гайка 11, воздействуя через петлю на гибкий опорный элемент 16, натягивает его. При этом сама она вместе с корпусом 1 и закрепленными на нем винтом 3 и направляющей 13, поворачивается в отверстии кронштейна 5. При этих действиях гибкий опорный элемент 16 уменьшает свою длину, в результате чего происходит уменьшения его прогиба. Вращая винт 3 против часовой стрелки, тяга-гайка 11 перемещается вдоль него и направляющей 13 до контакта с ограничительным упором 15. При перемещении тяга-гайка 11, воздействуя через петлю гибкого опорного элемента 16, увеличивает его длину, то есть ослабляет его натяжение. При воздействии усилия от спины сидящего на гибкий опорный элемент 16 (рис.1), слабина выбирается и увеличивается прогиб. Одновременно с этим тяга-гайка 11 вместе с корпусом, и закрепленными на нем винтом 3 и направляющей 13, поворачиваются в отверстии кронштейна 5. Вращая винт 3 в разные стороны, добиваются наиболее комфортной величины прогиба гибкого опорного элемента 16.

В другом варианте поясничного упора работа происходит следующим образом. Вращая винт 3 (рис.3) по часовой стрелке, тяга-гайка 11 перемещается по нему к корпусу 19, уменьшая длину гибкого опорного элемента 16. в результате чего, происходит уменьшение прогиба. Вращая винт 3 против часовой стрелки, тяга-гайка 11 перемещается по нему от корпуса 19, увеличивая длину гибкого опорного элемента 16. В результате чего, происходит увеличение прогиба. Вращая винт 3 в разные стороны, этим добиваются наиболее комфортной величины прогиба гибкого опорного элемента 16. Пара винт 3 и тяга-гайка 11 выполняют функцию тонкой настройки механизма. При недостаточном ходе винта 3 производят грубую настройку механизма. Для этого освобождают гибкий опорный элемент 16 (рис.4) от винтов-саморезов 17 и по необходимости или прибавляют его длину, или уменьшают, а затем крепят его со стороны гибкого опорного элемента 15, а затем крепят его к левой боковине 18 винтами-саморезами 17. Далее, вращая винт 3, производят тонкую настройку механизма.

Применение предполагаемой полезной модели позволит:

- снять статическую нагрузку на позвоночник при длительной езде, что приводит к снижению утомляемости;

- осуществлять профилактику остеохондроза, так как не только разгружаются поясничные мышцы, но и амортизируется вибрация на неровной дороге;

- увеличить надежность регулирования степени изгиба опорного элемента, так как идет принудительное линейное перемещение;

- настройка поясничного упора позволяет применять его для водителей разной комплекции;

- использовать при изготовлении кресел с регулируемым профилем спинки;

- применять для более широкой гаммы моделей легковых и грузовых автомобилей.

- упрощается установка поясничного упора, так как не требуется доработки каркаса спинки кресла.

1. Поясничный упор, содержащий установленный на боковинах каркаса гибкий опорный элемент, связанный с тягой-гайкой, расположенной с возможностью осевого перемещения на винте, отличающийся тем, что корпус, выполненный, например, в виде ступенчатого цилиндра с радиальным отверстием, где установлен с возможностью осевого вращения винт, при этом сам корпус установлен с возможностью поворота в перпендикулярном винту отверстии кронштейна, который неподвижно, например, винтом закреплен внутри одной из боковин каркаса.

2. Поясничный упор по п.1, отличающийся тем, что в корпусе выполнено резьбовое отверстие параллельно первому, в котором неподвижно закреплен один конец направляющей, например резьбовой шпильки, при этом ее цилиндрическая часть свободно установлена в соосном ей отверстии, просверленным в тяге-гайке.

3. Поясничный упор по п.2, отличающийся тем, что на свободном конце направляющей, например резьбовой шпильки, закреплен ограничительный упор, например самоконтрящаяся гайка.

4. Поясничный упор, содержащий установленный на боковинах каркаса гибкий опорный элемент, связанный с тягой-гайкой, расположенной с возможностью осевого перемещения на винте, отличающийся тем, что корпус, выполненный, например, в виде цилиндра с радиальным отверстием, где с возможностью осевого вращения расположен винт, неподвижно закреплен на одном конце гибкого опорного элемента, например, винтами-саморезами, а другой его конец, петлей охватив обе боковины каркаса, неподвижно закреплен на тяге-гайке, например, винтами-саморезами.

5. Поясничный упор по п.4, отличающийся тем, что тяга-гайка неподвижно, например, винтами-саморезами закреплена на задней поверхности гибкого опорного элемента, а его противоположный конец неподвижно, например, винтами-саморезами закреплен на другой боковине каркаса.

6. Поясничный упор по п.4, отличающийся тем, что, по крайней мере, на одной из боковин каркаса с вешней стороны неподвижно, например, винтами-саморезами закреплена направляющая, выполненная, например, в виде П-образной пластины, во внутренней поверхности которой с возможностью перемещения расположен гибкий опорный элемент.



 

Наверх