Транспортное средство (варианты)

 

Полезная модель относится к транспортным средствам, в том числе, к плавающим. Новым является, то, что транспортное средство снабжено водоотливным комплексом с центробежными насосами водоотлива и гидромотором в приводе каждого центробежного насоса, а гидравлическая система дополнительно оборудована насосом пониженной производительности, соединенным одной ветвью его напорной магистрали через дополнительные гидрораспределительный и разгрузочный блоки с упомянутыми гидромоторами центробежных насосов, а другой ветвью - с напорной магистралью насосной станции рабочего оборудования, причем в штатном рабочем режиме напорные магистрали разделены между собой закрытым вентилем, установленным с возможностью их соединения в нештатном режиме работы транспортного средства, обеспечивающем подключение насосной станции для работы водоотливного комплекса или насоса пониженной производительности для функционирования рабочего оборудования с обеспечением, в обоих случаях, соответствующих предельных давлений, при этом гидромоторы центробежных насосов водоотливного комплекс подключены к гидравлической системе транспортного средства с обеспечением совместной или раздельной работы по команде с пульта механика-водителя или заданному алгоритму. При выполнении транспортного средства по вариантам, система охлаждения двигателя и трансмиссии дополнительно оборудована вентилятором, гидропривод которого состоит из аксиально-поршневых насоса и гидромотора, радиатора с перепускным клапаном, клапанной коробки с гидроагрегатами встроенного типа в виде клапанных распределителей, соединенных каналами, выполненными в корпусе клапанной коробки, при этом в режиме разгрузки управляющая полость одного клапанного распределителя соединена через электрогидравлический распределитель и каналы в корпусе с полостью слива в бак, а на выходе из управляющей полости другого клапанного распределителя установлен дроссель.

Полезная модель относится к транспортным средствам, в том числе, выполненным с возможностью транспортировки различных грузов гражданского и военного назначения по суше и воде, и может быть использована для обеспечения переправы техники через водные преграды.

Известен гусеничный самоходный паром ГСП (см. «Руководство по материальной части и эксплуатации», Москва, Воениздат МО СССР, 1980 г., стр.3-21, 245-246), который предназначен для паромной переправы танков и другой тяжелой техники при форсировании войсками водных преград. Паром образуется из двух полупаромов, каждый из которых состоит из ведущей машины, емкости навесной (лодки) и аппарелей, способен самостоятельно передвигаться по суше с помощью гусеничного движителя и по воде с помощью гребных винтов. Основные части полупарома: корпус ведущей машины, лодка, аппарели, силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, винтовые движители и рули, устройство водоотливное, гидросистема, приводы управления механизмами полупарома. Устройство водоотливное состоит из двух насосов с механическим приводом от раздаточной коробки, связанных всасывающими трубопроводами с водозаборниками, установленными в корпусе полупарома и в лодке на значительном расстоянии от насосов.

Недостатком указанного парома является то, что в транспортном положении лодка размещена над ведущей машиной и это делает невозможной перевозку полезного груза по суше. Кроме того, эффективная работа насосов водоотливного устройства начинается только после заполнения всасывающих трубопроводов водой при уровне воды от водозаборников выше 25 мм, что снижает безопасность эксплуатации парома..

Известен плавающий транспортер средний ПТС-3 из семейства машин ПТС, разработанный в развитие ПТС-2, (см. например статью Жабров В., Степанов А. «Инженерные переправочно-десантные средства СССР и России», журнал «Техника и вооружение», октябрь 2001 г., стр.8). Данный транспортер принят за прототип для заявляемого транспортного средства по большинству существенных признаков.

Транспортер выполнен с использованием двигателя, трансмиссии и узлов ходовой части танков Т-64 и Т-72.

Из указанной статьи известна также гидравлическая система транспортера (далее по тексту «гидросистема»), которая содержит насосную станцию, традиционно применяемые в гидросистемах предохранительное разгрузочное устройство, напорные и сливные магистральные трубопроводы, а также гидроцилиндр управления положением водоходного движителя для перевода его в транспортное или рабочее положение с электрогидро-управлением подачей рабочей жидкости в полости гидроцилиндра через трехпозиционный распределитель.

Для обеспечения плавучести при повреждениях корпуса, транспортер оборудован водоотливным комплексом, включающим водяные помпы с механическим приводом от раздаточной коробки. Использование механического привода накладывает существенные ограничения на возможность оптимального размещения водяных помп в ограниченном внутреннем объеме транспортера для обеспечения наиболее эффективного водоотлива. От указанного недостатка избавлены гидравлические приводы (см. сборник статей «Гидропривод и гидроавтоматика в машиностроении», «Машиностроение», Москва, 1966 г., стр.3), однако гидросистема прототипа не может быть использована для управления как силовыми приводами рабочего оборудования (лебедки, загрузочного борта и т.д.), так и для управления более эффективным чем на ПТС-3 водоотливным комплексом, выполненным по заявке №2003103144 от 03.02.2002 г. с Решением ФИПС о выдаче патента от 24.08.2002 г., опубл. в Бюл. №25 за 2004 г. Указанный комплекс включает насосные установки, размещенные в разных секциях корпуса, каждая из которых выполнена с центробежным насосом высокой производительности, используемым для удаления воды из секций корпуса транспортного средства в аварийной ситуации, и водоотливной помпы малой производительности, используемой для заполнения центробежного насоса при его включении и удаления воды из секций корпуса в штатном рабочем режиме. При этом, учитывая, что должна быть обеспечена работа насосных установок водоотливного комплекса как вместе, так и по отдельности, система управления насосной станцией постоянной производительности должна обеспечить

все требуемые режимы при различных сочетаниях работающих потребителей, так как установка управляемых насосов с переменной производительностью неоправданно усложнит гидросистему.

Кроме того, недостатки указанного плавающего транспортера обусловлены отсутствием некоторых режимов работы. В частности, для охлаждения двигателя и трансмиссии использована эжекционная система охлаждения, которая в условиях летней эксплуатации не обеспечивает оптимальный тепловой режим работы двигателя. Для устранения перегрева агрегатов силовой установки, например на боевой машине пехоты БМП-3 (см. Научно-технический сборник «Оборонная техника», №5, 2001 г., М., НТЦ "Информатика"), использован дополнительно установленный вентилятор, работающий параллельно с основной эжекционной системой охлаждения и оборудованный гидроприводом, встроенным в гидросистему гидрообъемной передачи механизма поворота и состоящим из насоса, гидрораспределителя, предохранительного клапана и гидромотора,. Данный гидропривод не обеспечивает мощность, необходимую для работы основной системы охлаждения, и не обеспечивает бескавитационную работу при переходе гидромотора в насосный режим при резком уменьшении числа оборотов выходного вала двигателя или при его остановке вследствие значительного момента инерции крыльчатки вентилятора.

Оптимальный тепловой режим силовой установки может быть обеспечен за счет использования вентилятора с гидроприводом в основной системе охлаждения. Так, например, в колесном тягаче. «Астролог» Минского завода тягачей (см. извлечение из «Технического описания и инструкции по эксплуатации», г. Минск, 1992 г.. стр.51, 52, прилагаемое к заявочным материалам), гидропривод представляет собой объемную гидропередачу, состоящую из гидробака, шестеренного насоса, аксиально-поршневого гидромотора, клапанной коробки, а также напорных, сливных и дренажных магистралей. Управление приводом электрогидравлическое, производится посредством переключателя на панели водителя.

Рабочая жидкость, нагнетаемая насосом, установленным на коробке отбора мощности, поступает через фильтр в напорную магистраль к гидромотору, приводя во вращение крыльчатку вентилятора. Слив масла в гидробак

осуществляется через фильтр, расположенный в гидробаке. Предохранение от перегрузок, а также управление гидроприводом осуществляется при помощи клапанной коробки, которая конструктивно состоит из отдельных блоков, соединенных винтами и уплотненных по стыкам резиновыми кольцами.

При отсутствии питания на электромагните гидрораспределителя гидроклапан свободно перепускает рабочую жидкость из полости нагнетания через гидроуправляемый клапан на слив в гидробак. Вал гидромотора вентилятора имеет небольшую частоту вращения за счет перепада давления на гидроклапане клапанной коробки.

При подаче питания на электромагнит гидрораспределителя клапан ограничивает давление в полости нагнетания на уровне 10,5-11,5 МПа и по окончании разгона вентилятора полностью закрывается. Рабочая жидкость, подаваемая насосом, приводит во вращение вал гидромотора вентилятора и через клапан и фильтр грубой очистки сливается в гидробак.

При резком уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя или при его полной остановке гидроуправляемый клапан закрывается, а гидроклапан открывается, пропуская рабочую жидкость в полость нагнетания. Таким образам обеспечивается циркуляция рабочей жидкости во время обгонного режима, когда гидромотор вследствие большой инерции крыльчатки вентилятора работает как насос.

Однако простое перенесение данного технического решения в транспортное средство-прототип не представляется возможным из-за недостаточной мощности, наличия перепада давления на гидромоторе, величина которого не менее давления переключения клапана, что приводит к вращению крыльчатки вентилятора со скоростью практически пропорциональной величине перепада давления на гидромоторе (в диапазоне рабочих частот вращения основного двигателя), что ведет к нежелательному отбору мощности от основного двигателя и к охлаждению масла и охлаждающей жидкости, что нежелательно, например, при запуске и прогреве двигателя в зимний период. Кроме того, возможно неконтролируемое возрастание давления на выходе из гидромотора при одновременном выключении гидромотора и переходе его в насосный режим при резком уменьшении частоты вращения

коленчатого вала двигателя, так как в этом случае клапанные распределители одновременно закрываются, вероятность чего повышается при автоматизации процесса включения-выключения вентилятора. Конструктивное исполнение клапанной коробки из нескольких блоков с герметизацией стыков резиновым кольцом повышает требования к качеству механической обработки привалочных поверхностей.

Настоящей полезной моделью решается задача создания транспортного средства с повышенными эксплуатационными характеристиками.

Технический результат, достигаемый полезной моделью заключается:

- в обеспечении требуемых режимов работы транспортного средства, в том числе, надежной работы водоотливной системы при использовании на плавающем транспортном средстве;

- в улучшении теплового режима силовой установки.

В первом варианте исполнения поставленная задача решается тем, что в транспортном средстве, содержащем шасси с двигателем, трансмиссией и системой их охлаждения, рабочее оборудование с силовым приводом от гидравлической системы, включающей насосную станцию, напорные и сливные магистрали, разгрузочные устройства, емкости для перевозки и хранения рабочей жидкости, фильтры для ее очистки, средство снабжено - водоотливным комплексом с центробежными насосами водоотлива и гидромотором в приводе каждого центробежного насоса, а гидравлическая система дополнительно оборудована насосом пониженной производительности, соединенным одной ветвью его напорной магистрали через дополнительные гидрораспределительный и разгрузочный блоки с упомянутыми гидромоторами центробежных насосов, а другой ветвью - с напорной магистралью насосной станции рабочего оборудования, причем в штатном рабочем режиме напорные магистрали разделены между собой закрытым вентилем, установленным с возможностью их соединения в нештатном режиме работы транспортного средства, обеспечивающем подключение насосной станции для работы водоотливного комплекса или насоса пониженной производительности для функционирования рабочего оборудования с обеспечением, в обоих случаях, соответствующих предельных давлений, при этом гидромоторы центробежных насосов водоотливного комплекс подключены к

гидравлической системе транспортного средства с обеспечением совместной или раздельной работы по команде с пульта механика-водителя или заданному алгоритму.

В напорной магистрали насоса пониженной производительности установлен дополнительный вентиль, используемый для отключения разгрузочного блока упомянутого насоса в нештатном режиме с обеспечением его работы для функционирования рабочего оборудования.

Во втором варианте исполнения поставленная задача решается тем, что в транспортном средстве, содержащем шасси с двигателем, трансмиссией и системой их охлаждения, рабочее оборудование с силовым приводом от гидравлической системы, включающей насосную станцию, напорные и сливные магистрали, разгрузочные устройства, емкости для перевозки и хранения рабочей жидкости, фильтры для ее очистки, транспортное средство снабжено водоотливным комплексом с центробежными насосами водоотлива и гидромотором в приводе каждого центробежного насоса, а гидравлическая система дополнительно оборудована насосом пониженной производительности, соединенным одной ветвью его напорной магистрали через дополнительные гидрораспределительный и разгрузочный блоки с упомянутыми гидромоторами центробежных насосов, а другой ветвью - с напорной магистралью насосной станции рабочего оборудования, при этом в штатном рабочем режиме напорные магистрали разделены между собой закрытым вентилем, установленным с возможностью их соединения в нештатном режиме работы транспортного средства, обеспечивающем подключение насосной станции для работы водоотливного комплекса или насоса пониженной производительности для функционирования рабочего оборудования с обеспечением, в обоих случаях, соответствующих предельных давлений, причем гидромоторы центробежных насосов водоотливного комплекс подключены к гидравлической системе транспортного средства с обеспечением совместной или раздельной работы по команде с пульта механика-водителя или заданному алгоритму, при этом система охлаждения дополнительно оборудована вентилятором, гидропривод которого состоит из аксиально-поршневых насоса и гидромотора, радиатора с перепускным клапаном, клапанной коробки с гидроагрегатами встроенного типа в виде клапанных распределителей,

соединенных каналами, выполненными в корпусе клапанной коробки, при этом в режиме разгрузки управляющая полость одного клапанного распределителя соединена через электрогидравлический распределитель и каналы в корпусе с полостью слива в бак, а на выходе из управляющей полости другого клапанного распределителя установлен дроссель, причем включение и отключение вентилятора обеспечено в автоматическом режиме - по сигналу от датчиков температуры, установленных в системах смазки и охлаждения двигателя с возможностью вмешательства в управление в ручном режиме с пульта механика-водителя.

В напорной магистрали насоса пониженной производительности установлен дополнительный вентиль, используемый для отключения разгрузочного блока упомянутого насоса в нештатном режиме с обеспечением его работы для функционирования рабочего оборудования.

При этом насос гидропривода вентилятора системы охлаждения установлен на повышающем редукторе трансмиссии и связан зубчатым зацеплением с его промежуточной шестерней.

В третьем варианте исполнения поставленная задача решается тем, что в транспортном средстве, содержащем шасси с двигателем, трансмиссией и системой их охлаждения, рабочее оборудование с силовым приводом от гидравлической системы, включающей насосную станцию, напорные и сливные магистрали, разгрузочные устройства, емкости для перевозки и хранения рабочей жидкости, фильтры для ее очистки, система охлаждения дополнительно оборудована вентилятором, гидропривод которого состоит из аксиально-поршневых насоса и гидромотора, радиатора с перепускным клапаном, клапанной коробки с гидроагрегатами встроенного типа в виде клапанных распределителей, соединенных каналами, выполненными в корпусе клапанной коробки, при этом в режиме разгрузки управляющая полость одного клапанного распределителя соединена через электрогидравлический распределитель и каналы в корпусе с полостью слива в бак, а на выходе из управляющей полости другого клапанного распределителя установлен дроссель, причем включение и отключение вентилятора обеспечено в автоматическом режиме - по сигналу отдатчиков температуры, установленных в

системах смазки и охлаждения двигателя с возможностью вмешательства в управление в ручном режиме с пульта механика-водителя.

При этом насос гидропривода вентилятора системы охлаждения установлен на повышающем редукторе трансмиссии и связан зубчатым зацеплением с его промежуточной шестерней.

Анализ основных отличительных признаков транспортного средства по первому варианту исполнения показал, что:

- дополнительное оборудование гидросистемы насосом пониженной производительности, соединенным одной ветвью его напорной магистрали через дополнительные гидрораспределительный и разгрузочный блоки с гидромоторами центробежных насосов водоотливного комплекса, а другой ветвью - с напорной магистралью насосной станции рабочего оборудования, обеспечило возможность управления как силовыми приводами рабочего оборудования, так и управления водоотливным комплексом;

- сообщение напорных магистралей между собой вентилем в нештатном режиме работы транспортного средства (при выходе из строя насосной станции или насоса пониженной производительности), обеспечивает подключение насосной станции для работы водоотливного комплекса или насоса пониженной производительности для функционирования рабочего оборудования с обеспечением, в обоих случаях, соответствующих предельных давлений, повышает надежность работы водоотливного комплекса в аварийном режиме, а значит, и живучесть транспортного средства при эксплуатации на воде;

- установка в напорной магистрали насоса пониженной производительности дополнительного вентиля, используемого для отключения разгрузочного блока упомянутого насоса, обеспечивает в нештатном режиме работу насоса пониженной производительности для функционирования рабочего оборудования;

- подключение гидромоторов центробежных насосов водоотливного:-s комплекс к гидравлической системе транспортного средства с обеспечением совместной или раздельной работы по команде с пульта механика-водителя или заданному алгоритму, позволило выполнять водоотлив во всех необходимых режимах.

Каждый из общих отличительных признаков транспортного средства по второму варианту исполнения направлен на достижение того же результата, что в рассмотренном первом варианте. Дополнительный результат от новых признаков заключается в следующем:

- дополнительное оборудование системы охлаждения двигателя и трансмиссии вентилятором,, включение и отключение которого обеспечено в автоматическом режиме - по сигналу от датчиков температуры, установленных в системах смазки и охлаждения двигателя и, при необходимости, с возможностью вмешательства в управление в ручном режиме с пульта механика-водителя, обеспечило поддержание оптимального температурного режима двигателя, что повысило эксплуатационные характеристики транспортного средства;

- снабжение вентилятора системы охлаждения двигателя и трансмиссии гидроприводом, позволило компактно разместить его в моторно-трансмиссионных отделениях транспортных средств различного назначения и использовать в силовых агрегатах с двигателем и трансмиссией большого тепловыделения;

- соединение в режиме разгрузки управляющей полости одного из клапанных распределителей через электрогидравлический распределитель и каналы в корпусе с полостью слива в бак, обеспечило уменьшение перепада давления на гидромоторе и давления в гидросистеме в режиме разгрузки, а также исключило возможность одновременного закрытия клапанных распределителей с неконтролируемым возрастанием давления на выходе из гидромотора при переходе его в насосный режим при резком уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя;

- установка дросселя на выходе из управляющей полости другого клапанного распределителя обеспечила уменьшение колебаний запорно-регулирующего элемента указанного распределителя.

Каждый из общих отличительных признаков транспортного средства по третьему варианту исполнения направлен на достижение того же результата, что в рассмотренных первом и втором вариантах.

Полезная модель поясняется чертежами, на которых показано:

- на фиг.1 - общий вид на транспортное средство;

- на фиг.2 - гидравлическая схема в части приводов рабочего оборудования и насосов водоотливного комплекса;

- на фиг.3 - гидропривод вентилятора системы охлаждения двигателя и трансмиссии;

- на фиг.4 - сечение по клапанной коробке гидропривода вентилятора системы охлаждения двигателя и трансмиссии.

Настоящей полезной моделью предлагается транспортное средство (см. фиг.1), содержащее шасси с двигателем, трансмиссией и системой их охлаждения, рабочее оборудование (на фиг. не показаны) с силовым приводом от гидравлической системы. Гидравлическая система плавающего транспортного средства (см. фиг.2) включает насосную станцию 1 для управления силовыми приводами рабочего оборудования (подъема-опускания водоходных движителей, загрузочного борта, лебедки и т.д.) и насос пониженной производительности 2 для управления водоотливным комплексом с помпами в виде центробежных насосов водоотлива. К напорной магистрали 3 насосной станции 1 подключен разгрузочный блок 4, управляемый электромагнитом ЭМ 1, а к напорной магистрали 5 насоса 2 подключен разгрузочный блок 6, управляемый электромагнитом ЭМ 2. Напорные магистрали 3 и 5 разделены вентилем 7, а напорные магистрали 5 и 8 - вентилем 9, который установлен перед входом в разгрузочный блок 6. Напорная магистраль 5 связана с электрогидрораспределительным блоком 10 напорной магистралью 8, к которой подключен дроссельный регулятор 11, поддерживающий в магистрали 8 расход рабочей жидкости, необходимый для одновременной работы двух гидромоторов 12 и 13, приводящих во вращение две помпы водоотливного комплекса (на фиг. не показаны).

Магистраль 8 через включенное положение гидрораспределителя 14, входящего в блок 10, соединена с магистралью 15, к которой подключен дроссель с регулятором 16, поддерживающий в магистрали 15 расход рабочей жидкости, необходимый для работы одного гидромотора 12 или 13 (работает одна из помп).

Магистраль 8 через выключенное положение гидрораспределителя 14 соединена через обратные клапаны 17 и 18 с магистралями 19 и 20 питания гидромоторов 12 и 13 (работают две помпы водоотлива одновременно).

Магистраль 15 через выключенное положение электрораспределителя 21, входящего в блок 10, и обратный клапан 22 соединена с магистралью 19 питания гидромотора 12 первой помпы, при этом обратный клапан 17 отсекает питание гидромотора 13 второй помпы.

Магистраль 15 через включенное положение электрораспределителя 21, и обратный клапан 23 соединена с магистралью 20 питания гидромотора 13 второй помпы, при этом обратный клапан 18 отсекает питание гидромотора 12 первой помпы.

Во втором варианте исполнения плавающего транспортного средства (см. фиг.3), система охлаждения двигателя и трансмиссии дополнительно оборудована вентилятором 24, гидропривод которого (см. фиг.3) состоит из насоса 25 и гидромотора 26, представляющих собой аксиально-поршневые гидромашины, бака 27 для транспортировки и хранения рабочей жидкости с встроенными сливными фильтрами 28, радиатора 29 с перепускным клапаном 30, клапанной коробки 31 (см. фиг.4), состоящей из корпуса 32, гидроагрегатов встроенного типа: клапанных распределителей 33, 34, электрогидравлического распределителя 35, предохранительного клапана 36 и гидрозамка 37, соединенных каналами, выполненными в корпусе 32. Управляющая полость «а» клапанного распределителя 33 соединена через каналы в корпусе 32, электрогидравлический распределитель 35 и предохранительный клапан 36 с полостью «б» слива в бак 27. Для уменьшения колебаний запорно-регулирующего элемента клапанного распределителя 34 на выходе из его управляющей полости «в» установлен дроссель 38. В схеме задействованы также дроссели 39 и 40. Гидропривод управляется как вручную с пульта механика-водителя, так и автоматически по сигналу от датчиков температуры, установленных в системах смазки и охлаждения двигателя (на фиг. не показаны).

В третьем варианте исполнения транспортного средства (сухопутного-го), гидропривод вентилятора 24 выполнен так же, как описано выше, и может быть использован как в транспортных средствах самого различного назначения, так и в силовых установках с двигателем и трансмиссией большого тепловыделения.

Работа транспортного средства.

Транспортное средство, выполненное по первому варианту, работает следующим образом.

Функционируют две группы потребителей его гидросистемы: силовые приводы рабочего оборудования и водоотливного комплекса.

В штатном режиме рабочее оборудование управляется от насосной станции 1, при этом разгрузочный блок 4 при включении электромагнита ЭМ 1 обеспечивает необходимое для оборудования предельное давление в гидросистеме. Вентиль 7 закрыт, а вентиль 9 открыт для питания гидросистемы управления водоотливными помпами от насоса 2, при этом разгрузочный блок 6 при включении электромагнита ЭМ 2 обеспечивает необходимое предельное давление для работы гидромоторов 12, 13 обеих помп.

В нештатном (аварийном) режиме в случае выхода из строя насосной станции 1: вентиль 7 открыт, а вентиль 9 закрыт. Насос 2 через магистраль 5 и вентиль 7 питает магистраль 3 рабочего оборудования, при этом включается в работу разгрузочный блок 4, а разгрузочный блок 6 - выключен.

В случае выхода из строя насоса 2 вентили 7 и 9 открыты.

Насосная станция 1 через вентиль 7, магистраль 5 и вентиль 9 питает магистраль 8 гидромоторов помп, при этом включаются в работу разгрузочные блоки 4 и 6, но предельное давление для работы гидромоторов помп (более низкое) обеспечивает блок 6.

Для работы первой водоотливной помпы необходимо на пульте управления (на фиг. не показан) включить тумблер "I помпа", при этом включаются электромагниты ЭМ 2 и ЭМ 3.

Электромагнит ЭМ 2 ставит под нагрузку блок 6 и следовательно магистраль 8, а электромагнит ЭМ 3 ставит распределитель 14 во включенное положение, при этом подключается магистраль 8 к магистрали 15, в которой дроссель с регулятором 16 поддерживает расход рабочей жидкости для работы одного из гидромоторов 12 или 13. Через выключенное положение распределителя 21 и обратный клапан 22 рабочая жидкость поступает в магистраль 19 питания гидромотора 12 первой помпы. При этом обратный клапан 17 отсекает поступление рабочей жидкости в другие магистрали.

Для работы второй водоотливной помпы, необходимо включить тумблер "II помпа", при этом включаются электромагниты ЭМ 2, ЭМ 3 и ЭМ 4, электромагнит ЭМ 2 ставит под нагрузку блок 6 и магистраль 8, электромагнит ЭМ 3 ставит распределитель 14 во включенное положение, чем обеспечивается подключение магистрали 15 к магистрали 8 (как это описано выше), электромагнит ЭМ 4 ставит распределитель 21 во включенное положение, при этом рабочая жидкость через включенное положение распределителя 21 и обратный клапан 23 поступает в магистраль 20 питания гидромотора 13 второй помпы. При этом обратный клапан 18 отсекает поступление рабочей жидкости в другие магистрали.

Для работы обеих водоотливных помп необходимо включить оба упомянутых тумблера, при этом включается только электромагнит ЭМ 2, который ставит под нагрузку блок 6 и магистраль 8. Рабочая жидкость через выключенное положение распределителя 14, через обратные клапаны 17 и 18 поступает в магистраль питания 19 гидромотора 12 первой помпы и магистраль 20 гидромотора 13 второй помпы, при этом обратные клапаны 22 и 23 отсекают магистрали 19 и 20 от слива.

Транспортное средство, выполненное по второму варианту, в части его гидросистемы работает так же, как описано выше.

Режим работы вентилятора 24 системы охлаждения характеризуется неравномерностью подачи насоса 25 вследствие изменения частоты вращения коленчатого вала основного двигателя и большой инерционностью крыльчатки вентилятора 24.

При этом обеспечиваются следующие режимы работы:

- запуск вентилятора 24;

- разгрузка гидромотора 26 привода вентилятора 24;

- автоматическое поддержание оптимальной температуры двигателя включением и выключением вентилятора 24;

- предохранение гидропривода от перегрузок;

- предохранение гидромотора 26 от кавитационных процессов при переходе его в насосный режим при резком уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя вплоть до его полной остановки.

Включение вентилятора 24 осуществляется подачей напряжения на электромагнит электрогидравлического распределителя 35, он переключается, разъединяя полость «г» нагнетания и полость «б» слива в бак 27. При отсутствии течения рабочей жидкости через дроссель 39 перепад давления на запорно-регулирующем элементе клапанного распределителя 33 уменьшается до величины менее давления переключения, клапанный распределитель 33 начинает закрываться и давление в полости нагнетания «г» и перепад давления на клапанном распределителе 33 и соответственно гидромоторе 26 увеличивается до величины ограниченной давлением настройки предохранительного клапана 36.

После окончания разгона вентилятора 24 клапанный распределитель 33 закрывается, и давление в полости нагнетания «г» клапанной коробки 31 будет определяться рабочими объемами насоса 25 и гидромотора 26, подачей насоса 25, давлением в полости слива из гидромотора 26, безразмерной характеристикой и геометрическими размерами вентилятора.

Режим разгрузки (выключения) гидромотора 26 привода вентилятора 24 обеспечивается при отсутствии напряжения на электромагните электрогидравлического распределителя 35. При этом полость нагнетания «г» через дроссель 39 и электрогидравлический распределитель 35 соединена с -полостью «б» слива в бак 27. При течении рабочей жидкости через дроссель 39 возникает перепад давления на запорно-регулирующем элементе клапанного распределителя 33 соответствующий его давлению переключения, он открывается, обеспечивая циркуляцию жидкости из полости нагнетания «г» в полость «д» слива из гидромотора 26. Давление разгрузки в полости нагнетания «г» обеспечивает открытое состояние гидрозамка 37, таким образом, полость «д» слива из гидромотора 26 через дроссель 40 и гидрозамок 37 соединяется с полостью «б» слива в бак 27. При течении рабочей жидкости через дроссель 40 возникает перепад давления на запорно-регулирующем элементе клапанного распределителя 34 соответствующий его давлению переключения, он открывается, обеспечивая циркуляцию жидкости из полости «д» слива из гидромотора 26 в полость «б» слива в бак 27. Таким образом, в данном режиме обеспечивается циркуляция рабочей жидкости из полости нагнетания «г» клапанной коробки 8 в полость «б» слива

в бак 27. Так как перепад давления на клапанном распределителе 33, определяемый величиной его гидравлического сопротивления, и как следствие на гидромоторе, имеет небольшую величину, то циркуляция рабочей жидкости через гидромотор 26 отсутствует, и крыльчатка вентилятора 24 не вращается.

Поддержание оптимальной температуры масла и охлаждающей жидкости двигателя осуществляется автоматическим включением-выключением гидропривода вентилятора 24, подачей и снятием напряжения на электромагните электрогидравлического распределителя 35 в зависимости от состояния контактов (замкнуты или разомкнуты) датчиков температуры, установленных в системах смазки и охлаждения двигателя. Возможно принудительное включение и выключение вентилятора 24 в ручном режиме с пульта механика-водителя.

Предохранение гидросистемы от перегрузок осуществляется предохранительным клапаном 36 во время разгона крыльчатки вентилятора 24, а также в случае неисправности. При увеличении давления в полости нагнетания «г» более давления настройки предохранительного клапана 36 он открывается, полость нагнетания «г» через дроссель 39 и предохранительный клапан 36 соединяется с полостью «б» слива в бак 27. При течении рабочей жидкости через дроссель 39 возникает перепад давления на запорно-регулирующем элементе клапанного распределителя 33 соответствующий его давлению переключения, он открывается, обеспечивая циркуляцию части рабочей жидкости из полости нагнетания «г» в полость «д» слива из гидромотора 26 и уменьшение давления в полости нагнетания «г» до величины определяемой настройкой предохранительного клапана 36.

При резком уменьшении подачи насоса 25 вследствие уменьшения частоты вращения коленчатого вала двигателя или его полной остановки, гидромотор 26 привода вентилятора переходит в насосный режим вследствие большого момента инерции крыльчатки вентилятора 24. При этом падает давление в полости нагнетания «г» и связанной с ней полости управления гидрозамка 37, гидрозамок 37 закрывается, разъединяя полость «д» слива из гидромотора 26 с полостью «б» слива в бак 27. При отсутствии течения рабочей жидкости через дроссель 40 перепад давления на запорно-

регулирующем элементе клапанного распределителя 34 уменьшается до величины менее давления переключения, клапанный распределитель 34 начинает закрываться. В связанной с полостью нагнетания «г» полости управления «а» клапанного распределителя 33 давление уменьшается, перепад давления на запорно-регулирующем элементе клапанного распределителя 33 увеличивается до величины давления переключения, клапанный распределитель 33 открывается, обеспечивая циркуляцию рабочей жидкости из полость «д» слива из гидромотора 26 в полость нагнетания «г» для предохранения гидромотора 26 от кавитационных процессов. Перемещение запорно-регулирующего элемента клапанного распределителя 34 приводит к течению рабочей жидкости из управляющей полости «в» клапанного распределителя 34 через дроссель 38, повышая плавность его перемещения при повышении давления в полости нагнетания «г» от значений близких к нулевому во время запуска основного двигателя или резкого возрастания частоты вращения его коленчатого вала от минимальных значений.

Транспортное средство, выполненное по третьему варианту, в части его гидропривода вентилятора системы охлаждения работает так же, как по второму варианту.

Таким образом, настоящей полезной моделью решена задача создания транспортного средства с повышенными эксплуатационными характеристиками, выполненного в плавающем и сухопутном вариантах.

1. Транспортное средство, содержащее шасси с двигателем, трансмиссией и системой их охлаждения, рабочее оборудование с силовым приводом от гидравлической системы, включающей насосную станцию, напорные и сливные магистрали, разгрузочные устройства, емкости для перевозки и хранения рабочей жидкости, фильтры для ее очистки, отличающееся тем, что транспортное средство снабжено водоотливным комплексом с центробежными насосами водоотлива и гидромотором в приводе каждого центробежного насоса, а гидравлическая система дополнительно оборудована насосом пониженной производительности, соединенным одной ветвью его напорной магистрали через дополнительные гидрораспределительный и разгрузочный блоки с упомянутыми гидромоторами центробежных насосов, а другой ветвью - с напорной магистралью насосной станции рабочего оборудования, причем в штатном рабочем режиме напорные магистрали разделены между собой закрытым вентилем, установленным с возможностью их соединения в нештатном режиме работы транспортного средства, обеспечивающем подключение насосной станции для работы водоотливного комплекса или насоса пониженной производительности для функционирования рабочего оборудования с обеспечением, в обоих случаях, соответствующих предельных давлений, при этом гидромоторы центробежных насосов водоотливного комплекса подключены к гидравлической системе транспортного средства с обеспечением совместной или раздельной работы по команде с пульта механика-водителя или заданному алгоритму.

2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что в напорной магистрали насоса пониженной производительности установлен дополнительный вентиль, используемый для отключения разгрузочного блока упомянутого насоса в нештатном режиме с обеспечением его работы для функционирования рабочего оборудования.

3. Транспортное средство, содержащее шасси с двигателем, трансмиссией и системой их охлаждения, рабочее оборудование с силовым приводом от гидравлической системы, включающей насосную станцию, напорные и сливные магистрали, разгрузочные устройства, емкости для перевозки и хранения рабочей жидкости, фильтры для ее очистки, отличающееся тем, что транспортное средство снабжено водоотливным комплексом с центробежными насосами водоотлива и гидромотором в приводе каждого центробежного насоса, а гидравлическая система дополнительно оборудована насосом пониженной производительности, соединенным одной ветвью его напорной магистрали через дополнительные гидрораспределительный и разгрузочный блоки с упомянутыми гидромоторами центробежных насосов, а другой ветвью - с напорной магистралью насосной станции рабочего оборудования, при этом в штатном рабочем режиме напорные магистрали разделены между собой закрытым вентилем, установленным с возможностью их соединения в нештатном режиме работы транспортного средства, обеспечивающем подключение насосной станции для работы водоотливного комплекса или насоса пониженной производительности для функционирования рабочего оборудования с обеспечением, в обоих случаях, соответствующих предельных давлений, причем гидромоторы центробежных насосов водоотливного комплекс подключены к гидравлической системе транспортного средства с обеспечением совместной или раздельной работы по команде с пульта механика-водителя или заданному алгоритму, при этом система охлаждения дополнительно оборудована вентилятором, гидропривод которого состоит из аксиально-поршневых насоса и гидромотора, радиатора с перепускным клапаном, клапанной коробки с гидроагрегатами встроенного типа в виде клапанных распределителей, соединенных каналами, выполненными в корпусе клапанной коробки, при этом в режиме разгрузки управляющая полость одного клапанного распределителя соединена через электрогидравлический распределитель и каналы в корпусе с полостью слива в бак, а на выходе из управляющей полости другого клапанного распределителя установлен дроссель, причем включение и отключение вентилятора обеспечено в автоматическом режиме - по сигналу от датчиков температуры, установленных в системах смазки и охлаждения двигателя с возможностью вмешательства в управление в ручном режиме с пульта механика-водителя.

4. Транспортное средство по п.3, отличающееся тем, что в напорной магистрали насоса пониженной производительности установлен дополнительный вентиль, используемый для отключения разгрузочного блока упомянутого насоса в нештатном режиме с обеспечением его работы для функционирования рабочего оборудования.

5. Транспортное средство по п.3, отличающееся тем, что насос гидропривода вентилятора системы охлаждения установлен на повышающем редукторе трансмиссии и связан зубчатым зацеплением с его промежуточной шестерней.

6. Транспортное средство, содержащее шасси с двигателем, трансмиссией и системой их охлаждения, рабочее оборудование с силовым приводом от гидравлической системы, включающей насосную станцию, напорные и сливные магистрали, разгрузочные устройства, емкости для перевозки и хранения рабочей жидкости, фильтры для ее очистки, отличающееся тем, что система охлаждения дополнительно оборудована вентилятором, гидропривод которого состоит из аксиально-поршневых насоса и гидромотора, радиатора с перепускным клапаном, клапанной коробки с гидроагрегатами встроенного типа в виде клапанных распределителей, соединенных каналами, выполненными в корпусе клапанной коробки, при этом в режиме разгрузки управляющая полость одного клапанного распределителя соединена через электрогидравлический распределитель и каналы в корпусе с полостью слива в бак, а на выходе из управляющей полости другого клапанного распределителя установлен дроссель, причем включение и отключение вентилятора обеспечено в автоматическом режиме - по сигналу от датчиков температуры, установленных в системах смазки и охлаждения двигателя с возможностью вмешательства в управление в ручном режиме с пульта механика-водителя.

7. Транспортное средство по п.6, отличающееся тем, что аксиально-поршневой насос гидропривода вентилятора системы охлаждения установлен на повышающем редукторе трансмиссии и связан зубчатым зацеплением с его промежуточной шестерней.



 

Похожие патенты:

Насосная станция относится к устройствам для обеспечения водоснабжения населения питьевой водой и может быть использована в народном хозяйстве для индивидуального водоснабжения производственных зданий, жилых домов, коттеджей, дачных участков, где нет централизованного обеспечения водой.

Полезная модель относится к машиностроению, в частности, к экспериментальной гидравлике, и может быть использована в стендах для гидравлических исследований моделей дорожных гофрированных водопропускных труб с гладким лотком по дну

Полезная модель относится к нефтедобывающему оборудованию, а именно, к станциям управления двигателями электроцентробежных насосов

Техническим результатом заявленного технического решения является создание и разработка конструкции роликовинтового механизма с повышенной плавностью работы

Полезная модель относится к устройствам для обеспечения населения водой питьевого качества и может быть использована в системах индивидуального и коллективного централизованного водоснабжения производственных зданий, жилых домов, коттеджей, дачных участков, поселков и иных населенных пунктов

Полезная модель относится к насосостроению, в частности к насосам высокого давления
Наверх