Запорно-пломбировочное устройство механическое для железнодорожных грузовых вагонов и контейнеров "вето"

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для запирания с пломбированием вагонов и контейнеров железнодорожного транспорта, а также других объектов. Известно запорно-пломбировочное устройство по патенту РФ №2154723, опубл. 20.08.2000. В конструкции данного устройства запирающий элемент выполнен с односторонне скошенными зубцами, взаимодействующими при запирании с односторонне скошенными зубцами, выполненными на внутренней цилиндрической поверхности двух одинаковых фиксирующих элементов, размещенных в полости глухого паза корпуса. Взаимодействующие друг с другом при запирании внешние поверхности фиксирующих элементов и поверхности стенок паза корпуса выполнены плоскими и наклонными. В боковой стенке корпуса выполнено сквозное отверстие, сообщающееся с полостью глухого паза корпуса, продольная ось которого совмещена с осью отверстия. Подпружинивающая фиксирующие элементы пружина размещена в полости глухого паза корпуса таким образом, что одним концом взаимодействует с торцовыми поверхностями фиксирующих элементов, а другим концом с поверхностью сплошной стенки паза корпуса.

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для запирания и пломбирования вагонов и контейнеров железнодорожного транспорта, а также других объектов.

Предлагаемым изобретением решается задача упрощения конструкции и повышения технологичности устройства с сохранением требуемых эксплуатационных качеств - надежности запирания.

Устройство состоит из цилиндрического корпуса с двумя продольными отверстиями. В одном из них жестко закреплен один конец запорного элемента, выполненного в виде стального троса. Во втором отверстии, выполненном на части своей длины коническим, расположено стопорное устройство. Роль стопорных элементов выполняют стальные шарики, которые подвижно расположены в радиальных отверстиях конической втулки. Со стороны большего диаметра втулки установлена цилиндрическая пружина, создающая предварительное усилие стопорения троса.

Устройство работает по типу самозапирания: чем большее усилие прикладывается к тросу для размыкания устройства, тем сильнее происходит сжатие троса шариками, а, следовательно, увеличивается надежность стопорения.

Данная конструкция обеспечивает достаточную надежность запирания, однако, является нетехнологичной и трудоемкой в изготовлении, особенно при массовом производстве.

Наиболее близким к предлагаемому является запорно-пломбировочное устройство по патенту РФ №2152498, опубл. 10.07.2000, которое содержит корпус с осевым отверстием, на части своей длины выполненным коническим с углом наклона образующей к продольной оси 10-

20°, запирающий элемент в виде троса с заостренным одним концом и с ограничителем его перемещения на другом конце и стопорное устройство. Последнее включает в себя, в одном варианте, набор нанизанных на трос шайб с зубчатыми отверстиями, подпружиненных к скошенному под углом 25-40° к плоскости, перпендикулярной к ее оси, торцу втулки, а в другом варианте - нанизанную на трос шайбу со смещенным относительно ее оси на 0,05-0,3 диаметра отверстием и подпружиненную к торцу втулки. Втулка выполнена с наружной конической поверхностью с равным или меньшим углом конусности, чем внутренняя поверхность корпуса, и установлена с возможностью перемещения вдоль оси корпуса. Во втулке выполнены радиальные отверстия для подвижно размещенных шариков, контактирующих с тросом и конусной поверхностью корпуса одновременно. Данное устройство является ближайшим аналогом заявляемого запорно-пломбировочного устройства. Так же, как и в первом аналоге, характеризуемое устройство обеспечивает повышение надежности стопорения, однако это достигается за счет усложнения конструкции, а, следовательно, снижения его технологичности. Наличие зубчатых шайб требует специального оборудования для нарезки зубьев. Соосное с корпусом расположение запирающего элемента (троса) требует обязательного наличия ограничителя его перемещения, без которого устройство будет неработоспособным. Введение в устройство зубчатых шайб и ограничителя перемещения запирающего элемента значительно усложняет его конструкцию, делает более трудоемким в изготовлении.

Предлагаемым изобретением решается задача упрощения конструкции и повышения технологичности устройства с сохранением требуемых эксплуатационных качеств - надежности запирания.

Для достижения этого технического результата в известном устройстве, содержащем корпус со сквозным продольным отверстием, на части своей длины выполненным коническим, запорный элемент в виде троса с заостренным одним концом и стопорное устройство, включающее установленную в отверстии с возможностью перемещения вдоль оси корпуса

подпружиненную втулку с наружной конической поверхностью, в которой выполнены радиальные отверстия с подвижно размещенными в них шариками, в корпусе выполнено дополнительное продольное цилиндрическое отверстие, в котором жестко закреплен второй конец троса, а в имеющемся отверстии со стороны свободного торца пружины, опирающейся в коническую втулку, установлена и закреплена неразъемным соединением плоская шайба, обеспечивающая предварительное сжатие пружины, при этом оба отверстия расположены асимметрично относительно оси корпуса.

Отличительными признаками заявляемого запорно-пломбировочного устройства от ближайшего аналога, известного по патенту РФ №2152498, являются выполнение в корпусе дополнительного продольного цилиндрического отверстия с жестко закрепленным в нем вторым концом троса, а также наличие в имеющемся отверстии плоской шайбы, установленной со стороны свободного торца пружины, опирающейся в коническую втулку, при этом шайба закреплена в отверстии неразъемным соединением, а оба отверстия расположены асимметрично относительно оси корпуса.

Благодаря наличию этих признаков в конструкции заявляемого запорно-пломбировочного устройства, появилась возможность применить стопорное устройство в виде шарикового механизма без дополнительных зубчатых шайб. Выполнение в корпусе дополнительного продольного цилиндрического отверстия и жесткое закрепление в нем второго конца троса позволяет исключить из конструкции ограничитель перемещения троса. Все это позволяет существенно упростить конструкцию устройства и повысить его технологичность, не снижая эксплуатационных качеств, выражающихся в надежности запирания.

Предлагаемое запорно-пломбировочное устройство иллюстрируется чертежами, представленными на фиг.1-2.

На фиг.1 показан продольный разрез устройства в вертикальной плоскости;

на фиг.2 - вид сбоку по стрелке А.

Запорно-пломбировочное устройство содержит корпус 1 со сквозным продольным отверстием 2, которое на части своей длины выполнено коническим, запорный элемент 3 в виде троса с заостренным одним "концом 4, стопорное устройство, включающее в себя втулку 5 с наружной конической поверхностью 6, пружину 7, обеспечивающую втулке возможность перемещения внутри отверстия. Втулка имеет радиальные отверстия 8, в которых подвижно установлены шарики 9, контактирующие с тросом и конусной поверхностью корпуса одновременно. Во втором продольном цилиндрическом отверстии 10 жестко закреплен второй конец 11 троса 3. Неразъемность крепления достигается путем обжатия троса стенками отверстия. Для придания пружине 7 предварительного сжатия со стороны ее свободного торца 12 установлена и закреплена неразъемным соединением шайба 13, имеющая центральное отверстие для прохода троса. Неразъемность соединения достигается за счет развальцовки выступающего бурта отверстия, в котором установлена шайба 13.

Запорно-пломбировочное устройство работает следующим образом. Для запирания двери, люка и т.п. вагона или контейнера устройство устанавливается на запирающих механизмах этих объектов. Для этого свободный заостренный конец 4 запорного элемента (троса) 3 стопорного устройства пропускается через проушины механизмов, охватывая их петлей и вводится в продольное сквозное отверстие 2 корпуса 1 до упора в шарики 9. Под воздействием усилия, приложенного к тросу 3, шарики 9 перемещаются в отверстия 8 в направлении от оси конической втулки 5 и вместе с ней вдоль конической поверхности 6 корпуса 1, сжимая при этом опирающуюся на шайбу.13 пружину 7. Сжатие пружины 7 будет происходить до тех пор, пока шарики 9 не разойдутся настолько, что трос 3 будет свободно перемещаться в отверстии 2. После того, как заостренный конец 4 троса 3 пройдет через отверстие в шайбе 13, осуществляется его стопорение в отверстии 2. Для

этого к тросу прикладывается усилие направленное в противоположную сторону. При этом пружина 1, разжимается и возвращает втулку 5 в исходное положение. Шарики 9, перемещаясь вдоль конической поверхности 6 в обратном направлении, в отверстиях 8 приобретают движение в направлении к оси втулки 5, сжимая трос 3 и надежно стопоря его в отверстии 2. Причем сжатие троса 3 шариками 9 будет происходить тем сильнее, чем большее усилие прикладывается к тросу при попытке выдернуть его из отверстия 2.

Таким образом заявляемое запорно-пломбировочное устройство, как и в прототипе, обеспечивает достаточную надежность запирания, но при этом имеет -более простую и технологичную конструкцию. Предложенное устройство может быть изготовлено на любом механическом предприятии в массовом производстве на универсальном оборудовании с использованием широко доступных марок сталей, выпускаемых отечественной промышленностью. Какого-либо специального оборудования для его изготовления не требуется.

Запорно-пломбировочное устройство, содержащее корпус с продольным сквозным отверстием, на части своей длины выполненным коническим, запорный элемент в виде троса с заостренным одним концом и стопорное устройство, включающее установленную в отверстии с возможностью перемещения вдоль оси корпуса подпружиненную втулку с наружной конической поверхностью, в которой выполнены радиальные отверстия с подвижно размещенными в них шариками, отличающееся тем, что в корпусе выполнено дополнительное продольное цилиндрическое отверстие, в котором жестко закреплен второй конец троса, а в имеющемся отверстии со стороны свободного торца пружины, опирающейся в коническую втулку, установлена и закреплена неразъемным соединением плоская шайба, обеспечивающая предварительное сжатие пружины, при этом оба отверстия расположены асимметрично относительно оси корпуса.



 

Наверх